- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на педсовете Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников
Выступление на педсовете Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шильдяева И.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников.
Шильдяева И.А.
Слайд 1
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования.
Слайд 2
Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве.
Слайд 3
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми.
Слайд 4
Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и прочее- младшего школьника подстерегает множество опасностей.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Так как основной формой организации учебного процесса является урок, то основное внимание формированию безопасного поведения учитель уделяет на своих уроках. К сожалению в плане работы начальной школы нет предмета - основы безопасности жизнедеятельности, поэтому учителя начальной школы, формируя навыки безопасного поведения ребёнка, включают разные формы деятельности на всех уроках.
Слайд 5
Первым требованием к подготовке и организации урока является следующее:
-Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
Слайд 6
Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда. Марк Твен
Целью моего воспитательного процесса на уроках является формирование и систематизация представлений детей младшего школьного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Слайд 7
Задачи в работе с детьми
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице: дороге, транспорте.
Слайд 8
Работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам:
• Ребёнок и его здоровье;
• Ребёнок и другие люди;
• Ребёнок дома;
• Ребёнок и природа;
• Ребёнок на улицах города;
• Правила пожарной безопасности;
• Правила дорожного движения;
• Правила поведения в общественных местах.
Слайд 9
При планировании процесса обучения включаю следующие формы работы:
1. Организационная форма.
-познавательные занятия;
-занятия-беседы;
-игры-занятия;
-викторины, конкурсы.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность.
-сюжетно-ролевые игры;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, видео просмотр; детская продуктивная деятельность (свободное рисование, поделки из различных материалов, аппликация) .
Данный материал отбирается с учётом возрастных особенностей детей. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществляется поэтапно.
Слайд 10
На I этапе необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года.
На II этапе вводятся правила в жизнь детей, показывается разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировка детей в умении применять эти правила.
На III этапе на основе усвоенных знаний и умений происходит осознанное овладение реальными практическими действиями.
Слайд 11
Одна из форм работы с детьми - это проведение инструктажей.
Инструктаж - как свод законов:
Руководствуйся и знай,
И в работе неуклонно
Пункт за пунктом выполняй!
Слайд 12
На первых уроках технологии, ИЗО, математики, окружающего мира знакомлю с правилами безопасной работы (инструктажи):
- с ножницами;
- с клеем;
- с пластилином;
- с иглой;
- с шилом;
- с циркулем.
Слайд 13
По возможности стараюсь составлять памятки для детей в стихотворной форме- так ребятам проще запоминать правила, которые систематически повторяются на всех последующих уроках.
Слайд 14
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В этой связи К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».
Поэтому при работе постоянно использую различные виды наглядности: иллюстрации, презентации, видеофрагменты.
Например на уроке окружающего мира по теме " Мы теперь не просто дети…" была показана презентация "Правила поведения в школе", есть большая подборки иллюстративного материала по ПДД, ППБ, которые постоянно пополняются.
Занимательные упражнения помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор, вызывают интерес к изучаемому предмету, снимают усталость , повышают работоспособность учеников, эффективность обучения и развития младших школьников.
Слайд 15
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача первоначального обучения» (К.Д.Ушинский) Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели и имеют форму игры. А форма этих упражнений может быть различной : ребусы, кроссворды, загадки, шарады, викторины, чайнворды , которые способствуют развитию у детей младшего школьного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.
Вот некоторые примеры таких ребусов. (иллюстрация). Слайд 16
Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока : при опросе, изучении нового материала, закреплении. Задача педагога систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе.
Слайд 17
Так же на разных этапах урока использую кроссворды, например на уроках окружающего мира по темам: " Город, в котором мы живем", "Азбука улиц и дорог".
Практическое закрепление знаний, полученных при изучении данных разделов программы: изготовление модели светофора; экскурсии " Наиболее безопасный путь в школу и обратно ", " Узнай дорожный знак", составление маршрутного листа.
Слайд 18
При изучении на уроках обучения грамоте отрывка из сказки К. Чуковского " Мойдодыр" проговорили и запомнили правила личной гигиены, Слайд 19
" Доктор Айболит" составили памятку " Как уберечься от болезней".
Слайд 20
При знакомстве с героями сказки А . Толстого " Золотой ключик или приключения Буратино" использовалась игра "Закончи предложение Если незнакомец..."
-
На улице
-
Если незнакомец приглашает тебя в гости или прокатиться на машине …
-
Если незнакомец пытается утащить тебя куда-то …
-
Если незнакомка расспрашивает, где ты живешь, дома ли родители…
-
Ты один дома
-
Если незнакомый слесарь или электрик просит открыть дверь…
-
Если незнакомые люди пытаются открыть замок вашей двери…
-
Если незнакомка просит впустить ее, что вымыть руки…
Слайд 21
Игра "Да -Нет"! На уроке окружающего мира при изучении темы "На суше и на воде"
-
Купаться надо без взрослых.
-
Купаться надо только в тёплой воде.
-
Купаться можно в любых водоёмах.
-
Лучше купаться с друзьями.
-
Играя, можно тащить друга за ногу под воду.
-
Не стоит хвастаться и заплывать на глубину, за буйки.
-
Плавание укрепляет здоровье.
Слайд 22
Маша шла, шла, шла.
Маша ягодку нашла.
Села, ягодку съела
и дальше пошла.
Урок окружающего мира " Природы милое творенье…" беседа о ягодах съедобных и ядовитых, как собирать ягоды, правила поведения в лесу.
Слайд 23
Тема " В лес по грибы". Изучение темы началось с игры " Собери грибы в корзинку", затем постановка проблемного вопроса: -Все ли грибы вы взяли в корзину? Почему? Далее в познавательной беседе составляются правила " Как собирать грибы", для закрепления прослушивают текст, предварительно получив задание :"Найди ошибки". Также на этом уроке познакомились с ядовитыми грибами. Особое внимание обращалось на грибы двойники. К следующему уроку ребята подготовили мини проекты по данной теме.
Слайд 24
Тема " Обобщение по теме "Живая природа" используется игра «Кто лишний»
-
Шершень, оса, стрекоза, пчела.
-
Змея, ящерица, уж, черепаха.
-
Мухомор, волчье лыко, шиповник, вороний глаз.
-
Боровики, ложные опята, мухомор, бледная поганка
-
Вороний глаз, волчье лыко, ложные опята, сыроежка.
Слайд 25
Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.
Здоровый образ жизни - это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья.
Слайд 26
Здоровье
не купишь -
его разум дарит!