Мастер-класс формирования нравственных ценностей «Безбарьерная среда»

В работе с учениками самое трудное-это работать с родителями учеников. Опыт многолетней жизни говорит о том, что встречи с родителями тогда становятся продуктивными, когда есть взаимопонимание между взрослыми: учителям и родителям учеников, когда встречи затрагивают чувства, вызывают интерес, доброжелательный обмен мнениями, а также тогда, когда родители, уходя с собрания, все-таки обмениваются мнениями между собой в школьном коридоре, на предприятиях , где работают, со всем родственниками. Изве...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАСТЕР - КЛАСС «БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА»Мастер-класс формирования нравственных ценностей «Безбарьерная среда»

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Всем давно известен такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа со взрослыми». Школьная жизнь убеждает нас в том, что собрания родителей только тогда достигают цели, когда есть понимание сторон, когда они проходят взволнованно, вызывают вопросы, добрую дискуссию, столкновение мнений и опыта, а родители, покидая собрание, продолжают его в коридоре, на улице и у себя дома

Существует опыт проведения дискуссионных собраний - обсуждение спорных новых вопросов и проблем воспитания детей; собраний-семинаров, на которых идет родительский «ликбез»; собраний-конференций, на которых обсуждаются тематические фильмы, проблемные статьи в газетах и журналах или родители знакомят всех со своим личным опытом взаимодействия с детьми, особенно с решением сложных вопросов общения.

Любое собрание - это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением считаю согласование, координацию и объединение усилий учителя и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания провожу и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Родителей знакомлю не только с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы, но предлагаю актуальные темы для совместного обсуждения. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшних родителей, и от сложившейся в детском коллективе обстановки.

В своей статье я предлагаю рассмотреть вариант общения классного руководителя (учителя) с большой группой пап и мам на нетрадиционном родительском собрании, проведенном в форме ток-шоу.

Напомню технологическую цепочку проведения ток-шоу:

1. Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.

2. Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.

3. Выдвигается проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора).

4. Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.

5. Идет обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущих. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения нравственной проблемы, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального нравственно обоснованного решения проблемы).

6. Подведение итогов дискуссии.

Представляю фрагмент родительского собрания, проведенного в форме ток-шоу.

Ведущая Т.Колотушкина. (аудитория родителей условно делится на две команды «эксперты» и «зрители»).

Ход мастер-класса.

Ведущая:

Добрый день уважаемые родители! Сегодня родительское собрание предлагаю провести в необычной форме: ТОК-ШОУ …А ТОК-ШОУ это ….(работа с аудиторией родителей с целью определения понятия «ток-шоу»). В завершении подводится итог: «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашенные собеседники (эксперты) - зрители в аудитории.

Ведущая:

Предлагаю посмотреть на заставку нашего ток-шоу (работа с иллюстрацией-заставкой «ток-шоу»).

Мастер-класс формирования нравственных ценностей «Безбарьерная среда»

- Как вы думаете, что нам хотел сказать художник, о чем напомнить? (ответы родителей о правилах ведения дискуссии, диалога).

- Итак, задумку художника мы определили и договорились соблюдать правила ведения дискуссии .

-А теперь, предлагаю вам определить тему, проблему встречи. Внимание на экран. (Презентация «Нужные и ненужные»).

-Как вы думаете, все, что мы увидели можно объединить в одну тему? (обсуждение, выводы)

- Например, почему выбросили туфель? А игрушку? Музыкальный инструмент? (очевидно, они стали не нужны). А почему на слайдах есть дети? Старики? Бездомные Собаки? Инвалиды?

-Что же объединяет все то, что изображено на слайдах («ненужные»).

(Ведущая фиксирует на доске тему, которую выводят в процессе подводящего к теме диалога)Мастер-класс формирования нравственных ценностей «Безбарьерная среда»

Ведущая:

-Уважаемые эксперты, давайте определим понятие «ненужные»

(Работа в группах по формированию определения «ненужное»)

Ведущая:

-Пожалуйста, эксперты, озвучьте определение. Спасибо. А вот как дается толкование понятия «ненужное» в толковом словаре (работа со слайдовой презентацией).

-Существуют две гипотезы понятия «ненужные», давайте их рассмотрим!

(ведущий ставит на стол таблички с гипотезами).

-Уважаемые эксперты и зрители, предлагаю обсудить и аргументировать свои суждения в защиту своих гипотез (обсуждение в группах).Мастер-класс формирования нравственных ценностей «Безбарьерная среда»

- Скажите, а как в обществе решают проблему ненужности в той или иной области?

Например, 1 группа ваш вопрос: кто решает проблему ненужных вещей?

2 группа: кто решает проблему стариков, детей, инвалидов?

- Смотрите, оказывается, есть службы, которые занимаются решением данных проблем.

- Помогает ли это? Если нет, значит, есть преграда, барьер. Не случайно в обществе, особенно в последнее время, часто звучит понятие «создание безбарьерной среды» (на слайде понятие «безбарьерная среда»). Скажите, какой смысл вкладывается в понятие безбарьерная среда?» Какими бывают барьеры? (обсуждение в группах). Можно ли назвать все проблемы решенными?

- Действительно, эти проблемы часто в обществе остаются нерешенными. Достаточно ли создать службы для решения этих проблем или решение кроется в нас самих? (обсуждение в группах).

-Что нужно изменить, чтобы не было проблем брошенных детей и забытых стариков?

- Что нужно предпринять, чтобы инвалиды чувствовали себя социально защищенными в нашем обществе? Может быть, надо начать с себя?

- Каким должен быть человек, чтобы видеть проблемы людей с ограниченными возможностями, чтобы не существовало барьеров? Мы, взрослые это понимаем. Как вы думаете, а наши дети это тоже понимают?

- Когда мы не знаем точного ответа на какой-нибудь вопрос, мы обращаемся к учебникам, к классике (просмотр фильма по мотивам сказки Г.Х Андерсена « Чайник»).

Ведущий:

-Вы просмотрели и прослушали художественное исполнение сказки Г.Х.Андерсена «Чайник».

-Как вы думаете, для детей или для взрослых Андерсен написал эту сказку? Зачем? (работа с аудиторией).

- Понятно ли взрослому читателю из контекста, о ком хотел нам рассказать Андерсен, повествуя историю чайника? А маленькому читателю?

- Зачем Андерсен оживляет чайник, почему он способен чувствовать?

- Совсем как о человеке рассказывает Андерсен о чайнике. Для того чтобы понять, каков характер героя, стоит внимательно вчитаться в слова чайника. Его речь - это и есть та творческая находка автора, которая делает сказку интересной и эмоциональной.
- Как сам чайник говорит о своей беде? («недостатки есть у всех, но и у всех есть свои преимущества»).

- Какие чувства переживал чайник, когда оказался в такой ситуации? («пропадал без пользы, без нужды»).

- А теперь давайте найдем в тексте тот момент, когда чайник почувствовал, что он вновь стал нужным? («Какое блаженство забывать себя ради других»). На детском языке, но о сложных вещах, уважительно Андерсен разговаривает с детьми.

Ведущая:

- Я предлагаю вам вернуться к отрывку фильма (просмотр фрагмента). Как вы думаете, что сделает юноша? (поднимет, проедет мимо…? почему?). Почему такой прием использовал режиссер для своего фильма?

- Как вы думаете, можно ли изменить ситуацию «ненужности» в обществе? Изменить общество посредством введения новых социальных служб или новых учебных предметов в школе? А может нужно начать с самих себя? (ответы родителей).

- Как можно с детьми обсуждать такие непростые, но важные темы? (через произведения литературы, киноискусства).

-Основная цель взрослых: воспитывать, развивать, формировать индивидуальность, все время мотивировать мыслить и размышлять о мире, о себе, помочь ребенку ответить на главные вопросы: где я? Каков мир вокруг меня? Кто в этом мире я?

Очень хотелось бы вспомнить слова великого китайского мудреца Лао Цзы, который говорил: «…радуйтесь, если вы как стройное прямое дерево - вы пригодитесь для изготовление мебели, радуйтесь, если вы кривое дерево с большим количеством веток-тысячу людей найдут тень под вашими ветвями».

Ведущая:

Ток-шоу не дает единственного верного решения проблемы. Однако, в коллективном поиске истины формируются основные нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Если это ток-шоу заставило вас на минуту задуматься о поиске истины, то я думаю, вы ответите на вопрос: нужно ли с детьми вместе читать, рассуждать, сопереживать, формируя в нём нравственные основы, способствующие исчезновению барьеров между людьми.

Я родилась и выросла в Калужской области, где нас воспитывали на примерах великих людей, живших в нашем крае. Мне хотелось бы закончить ток-шоу словами великой поэтессы Марины Цветаевой, посвятившей долгие годы жизни моему родному городу:

«В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ».




© 2010-2022