Классный час Конфликт и пути его решения

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере образования

« Управление образования Североуральского городского округа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1





Классный час

Конфликт и пути его решения

как средство реализации требований ФГОС ОО



Исполнитель: Исакова Елена Геннадьевна учитель истории

и обществознания



2015

Классный час «Конфликт и пути его решения» как средство реализации требований ФГОС ОО».

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, педагогики, психологии. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно. Так как противостояния существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликт.

Цель: формировать конфликтную компетенцию и способствовать толерантному поведению учащихся.

Задачи: - самоанализ учащихся «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации;

- определение понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация»;

- рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;

- сформулировать правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликтов.

Личностными результатами учащихся является:

- мотивированность и направленность на разрешение конфликта;

- заинтересованность не только в личном успехе при разрешении противоречий, но и в разрешении конфликта с пользой для всех участников.

Метапредметный результат проявится в:

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим правилам ведения диалога;

- анализе ситуации и модели поведения при конфликтных ситуациях;

- оценивании своего поведения, черт своей личности при возникновении противоречий для корректировки собственного поведения.

Предметными результатами являются:

- представление о понятиях «спор», «конфликт» и «конфликтная ситуация»;

- понимание функции конфликта в обществе и его структуру;

- знакомство с отдельными правилами для предупреждения конфликта.

Комбинированный классный час с активными методами работы (беседа, в ходе которой на заданные вопросы нужно находить различные решения).

Участники: учащиеся 9 класса; место проведения - кабинет истории; классный час планируется провести в ноябре 2015 года. Необходимое оборудование: чистые листы для анкетирования, ПК, мультимедийный проектор.

Ход классного часа

Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь.

Станислав Ежи Лец

  1. Приветствие.

  2. Актуализация знаний, постановка цели и задач. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно. Однако конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако, не всегда знают, как это сделать. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями. Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом - способом изучения проблемы. Наша цель - найти и показать возможные пути выхода из конфликтной ситуации путем конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация»; причины возникновения и структуру конфликтов; составим правила предупреждения и рекомендации по поведению для конфликтных людей.

  3. Самотестирование. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда искренне ответят на вопросы. Проводится тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Тест. Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?» Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

Часто - поставьте 3 балла; От случая к случаю - 2 балла; Редко - 1 балл.

Вопрос «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

Ответы:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Хочу во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему...

11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11. Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13. Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе сто­роны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает подросткам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения. Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, педагог дает подросткам время для коллективного анализа. В ходе обсуждения педагог подводит подростков к беседе о конфликтах.

4.Беседа. Педагог предлагает подросткам обсудить следующие вопросы:

1.В анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий?

2. Что такое конфликтная ситуация?

3. Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

4. С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

5. Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

6. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

7.Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

8. Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

5. Блок информации:

СПОР - это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения, В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные. ПРОТИВОРЕЧИЯ - это рассогласования:

- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций людей;

- взглядов, убеждений; - понимания, интерпретации информации;

- ожиданий и позиций; - оценок, самооценок;

- знаний, умений, способностей; - эмоциональных и психических состояний;

Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего, надо знать, что такое конфликт и конфликтная ситуация.

КОНФЛИКТ - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - это ситуация скрытого или явно­го противоборства сторон.

Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

ИНЦИДЕНТ - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Конфликты бывают различными - семейные, деловые, производственные, политические и т.д.

6. Исходя из своего опыта, попробуем вместе назвать причины конфликтов в подростковой среде (высказывания учащихся с составлением соответствующего слайда в презентации) Примерные причины конфликтов в подростковой среде:

-борьба за лидерство; - психологическая несовместимость;

- примитивный тип мышления; - неподтвержденность ролевых ожиданий;

- ущемление достоинства или амбиций.

Нужно помнить, что конфликты между людьми могут быть КОНСТРУКТИВНЫЕ, направленные на развитие отношений, осуществление деятельности, и ДЕСТРУКТИВНЫЕ, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т.д. Следует избегать не только деструктивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

7. Давайте попробуем разобрать существующие правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

* Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не критиканствуйте. Чаще улыбайтесь.

* Традиции хороши, но до определенного предела. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость.

* Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

* Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

* Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

* Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, пра­вил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.

Но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:

- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

- постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

- не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте

одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

- умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

8. Рефлексивная деятельность поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта. Завершается практикум перспективным планированием. Подросткам предлагают поучаствовать в следующий раз в практикуме, в ходе которого они узнают правила «беспроигрышного» разрешения конфликтов, научатся анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

© 2010-2022