Применение тренингов для снятия психологической нагрузки у обучающихся при подготовке к публичным выступлениям

Для того чтобы всесторонне развить обучающегося посещающего детское объединение, нужно чтобы он участвовал в различных разноуровневых  конкурсах, мероприятиях, смотрах не только внутри объединения, но и вне его. Как показывает практика выступление для обучающегося  – это проверка на успешность. Успех означает выживание, а провал – страх. Боязнь выступать перед аудиторией способна снизить его самооценку. Провал – очень сильный удар по самооценке, которая, в свою очередь, тесно связана с комфортом...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ахметова Татьяна Юрьевна





Применение тренингов для снятия психологической нагрузки

у обучающихся при подготовке к публичным выступлениям


Для того чтобы всесторонне развить обучающегося посещающего детское объединение, нужно чтобы он участвовал в различных разноуровневых конкурсах, мероприятиях, смотрах не только внутри объединения, но и вне его. Как показывает практика выступление для обучающегося - это проверка на успешность. Успех означает выживание, а провал - страх. Боязнь выступать перед аудиторией способна снизить его самооценку. Провал - очень сильный удар по самооценке, которая, в свою очередь, тесно связана с комфортом. А ребёнок, так или иначе, стремится к комфорту.

Таким образом, публичное выступление - всегда испытание для обучающегося. Даже если он, просто молча, пройдёт через аудиторию, чтобы перенести стул с места на место, он может почувствовать дискомфорт. У него создается ощущение оценки. И тем более, когда обучающиеся начинают говорить, или что - либо показывать. Поэтому, при публичных выступлениях педагогу очень важно научить обучающегося бороться со своим внутренним напряжением.

Поэтому в учреждении практикуются такие тренинги, которые позволяют снять психологическую нагрузку у обучающихся при подготовке к публичным выступлениям.

Для обучающихся среднего звена (11-15 лет) используется метод «Быть хозяином», который строится по принципу от внутреннего к внешнему. То есть педагог помогает уменьшить страх у обучающихся благодаря его внутреннему настрою. Объясняет то, что страх может быть полезен. В самом деле, если страх не слишком сильный, он может оказывать позитивное тонизирующее воздействие. Как перед состязанием или, например, перед вручением награды. Отчасти приятное волнение, адреналин, стресс со знаком «плюс». Оно мобилизует ресурсы организма, что пойдет только на пользу обучающемуся.

Так же для обучающихся 11-15 лет следует применять метод, основанный на том, как кто - либо воспринимает других людей. Один вариант: педагог предлагает обучающимся смотреть на зрителей сверху вниз - он их воспринимает ниже себя.

Другой вариант это зрители нависают над обучающимся - они занимают более высокую позицию.

Третий вариант - на равных. И тут педагог учит обучающихся управлять этим взглядом. Для многих выступающих, когда они боятся аудитория, зрители в их внутреннем мире как бы нависает сверху. Чтобы справиться со страхом, нужно педагогу научить обучающегося менять эту картинку, управлять ею и произвольно выбирать тот или иной оптимальный вариант.

Для старшего школьного возраста (15-17 лет) психологическую нагрузку перед выступлением следует снимать с помощью визуализации. Педагог предлагает обучающимся представить, как он выходит на сцену, как он ее видите, как начинает бодро и красиво говорить, как люди восхищаются его речью, движениями и как он всё заканчивает с триумфом. Прогнать выступление, как видеозапись. Прожить эту маленькую жизнь и добиться положительных ощущений от этого.

При работе с особо тревожными обучающимися для, которых характерно, прежде всего, суетливость, лишние движения, торопливость речи, отведение взгляда в сторону, сутулость. Педагог может использовать так называемый метод «Казаться Хозяином». Основная его задача научить обучающихся стоять прямо, силой воли подавлять лишние движения, направлять взор на аудиторию. Если есть склонность к убыстрению речи, стараться - снова усилием воли - замедлять ее. Следите за движениями: они должны быть неторопливыми и их не должно быть очень - много.

Для обучающихся всех возрастов существуют несколько универсальных способов применяемых для уменьшения психологического волнения перед выступлением: первый - педагог предлагает произнести обучающимся внутренним голосом несколько слов: «я - хозяин», «я абсолютно уверен в себе», «я хорошо себя чувствую на сцене», «я все знаю» и т. п. то есть настраивает его на «роль хозяина» всей ситуации. Взрослые, а особенно дети так устроены, что внушающие фразы действуют на них с очень большой сильно.

Второй приём педагог предлагает, что если случиться нечто, чего обучающийся не предполагал заранее при выступлении и что нарушает весь ход его выступления, нужно прямо обратить на это внимание публики и посмеяться вместе со всеми. Тогда этот фактор перестает быть значимым.

Третий приём педагог может дать обучающимся физическую нагрузку, например, энергично присесть, пробежаться или использовать статическую нагрузку: давить одной рукой на другую. Следите за дыханием: глубокое медленное спокойное дыхание низом живота приводит психику в нормальное рабочее состояние.

В учреждение обучающиеся перед выступлением всегда получают от педагога мощный «тренинг» в виде фраз «смелей», «главное - не бояться», «не думай об этом» и т. п. Здесь важнее всех техник и методов изначально педагог должен занять принципиальную позицию: направить обучающегося идти прямо навстречу страху, ни в коем случае не избегать его. Дать обучающемуся возможность познакомиться, поиграть и подружиться с ним. Педагог всегда доказывает, обучающемуся, что страх - это его друг, или, в крайнем случае, гость, пусть даже незваный. И если, выступающий готов взять его подмышку и вместе с ним решительно или даже нерешительно выйти на сцену, преуспеет как в жизни, так и во всем.

Благодаря занятиям педагога, некоторые обучающиеся при публичных выступлениях уменьшили свою психологическую нагрузку, а некоторые и вообще избавились от неё, что привело и тех и тех к успешным выступлениям и победным местам.

Список литературы:

  1. Немов Р.С. Психология. [Текст]: учебник/ Р. С. Немов -М.: Владос, том №1, 2001.- 631с.

  2. Немов Р.С. Психология. [Текст]: учебник/ Р. С. Немов -М.: Владос, том №2, 2001.- 687с

  3. Психологическая поддержка учащихся. [Текст]: / Сост. Е. Д. Шваб Н. П. Пудикова - Волгоград.: Учитель,2008.

© 2010-2022