Методическая разработка для классного часа Россия -наша Родина

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка классного часа

«Россия - наша Родина»

для учащихся 1 класса

Классный час «Россия - наша Родина»

Цель: воспитание гражданина - патриота

Задачи:

  • показать значение Родины в жизни человека;

  • способствовать воспитанию у детей патриотизма и любви к Родине;

  • ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами;

  • дать основные понятия о символах Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны.

Оборудование:

  • государственные символы РФ (герб, флаг, гимн)

  • картины родной природы (березки, ромашки)

  • Высказывание «Люблю тебя, моя Россия! Нам многое простит эпоха, отлюбит с нами, отгрустит, но что Россию знаем плохо, того уж видно не простит».

  • словарь В. Ожегова

  • карта России

  • книги и стихи о России

  • нарезанные лепестки ромашки

Ход мероприятия

I. Организационный момент

П. Подготовка к восприятию.

Учитель читает стихотворение:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной?

  • страна, в которой мы живем

  • дом, где родился

  • березка у родного порога

  • место, где жили его предки и т.д.

Наверное, все это и есть Родина, т.е. родное место. А как Вы представляете свою Родину?(ответы детей) Почему Вы её любите? (ответы детей).

А может, кто-то скажет, откуда пришло само слово Родина? (Ответы) Работа со словарями.

Слово Родина произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

Каждый из нас - потомок какого-либо старинного рода. Само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Главный город племени россов зазывался РОДЕНЬ (РОДНЯ). Он был посвящен богу РОДУ.

Давайте попробуем подобрать родственные слова к слову Родина. (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родить, родинка, родня, родич, родословная, народ и т.д.).

  • родить (произвести на свет: родит земля, женщина и т.д.)

  • родич (родственник, член рода)

  • родня (родственник)

  • родословная (перечень поколений одного рода)

  • народ (нация, жители страны)

  • Родина (Отечество, страна и место рождения человека)

Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

Чем отличается одно государство от другого? (ответы: языком, символами, историей, обычаями, традициями, местоположением).

Вы можете назвать основные символы государства? (ответы).

У нас очень красивый герб (на доске). На нем изображен двуглавый золотой орел. На фоне Российского флага орел - символ солнца, небесный символ огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился более 500 лет назад (1497г.)

Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Корона - кровное братство русских, украинцев и белорусов. Впервые его ввел царь Иван III. Это был герб Московского государства. Внутри Российского герба - герб Москвы. На красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

Российский флаг (на доске) - это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1963г., а с 1993г. - это государственный символ РФ. А что означают эти цвета на российском флаге? (ответы). Существуют разные версии:

  1. это единство моря, земли и неба

  2. это содружество трех славянских народов

  3. белый - вера, чистота; синий - небо, благородство, верность; красный - героизм, отвага, смелость

  4. белый - вера, синий - надежда, красный - любовь.

Гимном РФ (текст на доске) стала музыка патриотической песни русского композитора М. Глинки, который жил в XIX веке. (Слова С. Михалкова, муз. А. Александрова) (прослушивание).

Россия - необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн.км. Если мы совершим путешествие с севера на юг, нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс.км. Если полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов. Её населяют более 180 национальностей, народностей (на доске карта РФ). Много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, удмурты, мордва и другие народы создали свои республики. В состав Росси входят 21 республика, 6 краев. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи, свою культуру, символику.

У Удмуртии - Удмуртской Республики - тоже есть свой герб, флаг, гимн (на доске). У нашего Кезского района, который входит в состав Удмуртии, есть свой флаг и герб (на доске).

(На фоне карты РФ развешиваются картины с изображением родной природы).

Есть замечательная песня:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля -

Это русское раздолье,

Это русская земля.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга -

Это русские картины,

Это родина моя.

Россия! С какими растениями часто связывают её? (ответы - береза, ромашка; рисунки на доске).

Деревьев разных не сочтешь -

Одно другого краше,

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей?

Еще Россию называют «ромашковой Русью». У Вас на столах лежат лепестки ромашки. Ваша задача в группах написать на лепестках следующее:

  1. группа - существительные, связанные со словом Россия (кто? что?) примеры: мама, Родина, дом.

  2. группа - прилагательные (какая Россия?) примеры: любимая, великая.

  3. группа - глаголы (что делает Россия?) примеры: растит, богатеет.

(По завершению работы, дети приклеивают лепесточки на доску к желтой середине ромашки).

Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого есть Родина и каждый любит её. Любит место, где он родился и живет.

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой -

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе.

Берегите Россию -

Без неё нам не жить!

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!

Рефлексия: работа в группах. Дети готовят ответ, что значит для них Родина. Отвечает один ученик от группы.

Домашнее задание: подобрать пословицы, поговорки о Родине.

Спортивный праздник,

посвящённый Дню защитника

Отечества.

1- А класс.

Цели: военно-патриотическое воспитание через организацию спортивных игр.

Задачи: познакомить детей с историей празднования Дня защитника Отечества, воспитать чувства уважения к защитникам нашей Родины и гордости своими папами, развивать физические качества учащихся, чувства дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: рисунки детей, посвящённых Дню защитника Отечества, спортивный инвентарь: обручи, мячи, кегли, ракетка для бадминтона, клюшки; верёвочки, мешки, ведро, воздушные шары, магнитофон.

Учитель: Бултыкова Татьяна Александровна.

Спортивный праздник, посвящённый

Дню Защитника Отечества

Ведущий 1: Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам и радости желаем,

Давно мы вас ждём - поджидаем,

Праздник без вас не начинаем!

Ведущий 2: Сегодня у нас праздник, посвящённый Дню защитников Отечества.

Ученик 1: День нашей Армии сегодня.

Сильней её на свете нет,

Привет защитникам народа,

Российской Армии - привет!

Ведущий 1: Всем, кто служил в Армии, наш подарок.

( Танец «Яблочко» исполняют девочки)

Ученик 2: Страна моя прекрасная,

Легко любить её.

Да здравствует, да здравствует,

Отечество моё.

Ведущий 2: Сегодня мы хотим поздравить наших смелых, отзывчивых мужчин, всегда готовых откликнуться на зов сердца, Отчизны, совести. И пожелать им сохранить боевую готовность, выдержку, подтянутость. Сегодня мы рады приветствовать пап и мальчиков на нашем спортивном празднике.

Ученик 1: Если хочешь стать умелым,

Ловким, быстрым, сильным, смелым,

Научись любить скакалки,

Мячик, обручи и палки.

( Звучит «Спортивный марш» Сл. Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского. Папы и мальчики тянут жребий и распределяются по командам.)

Ведущий 2: Спортом заниматься полезно, а весёлым спортом - вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а весёлым - на два.

Ведущий 1: И даже с минутами не верите? Проверьте сами! Итак, в добрый путь!

Ведущий 2: Мы с удовольствием представляем команды.

( Звучат названия команд, представляют капитанов.)

Ведущий 1: А я хочу представить уважаемое жюри.

( Состав жюри: приглашённые дедушки, мамы.)

Ученик 1: По плечу победа смелым,

Ждёт того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Ученик 2: Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Пусть друзья и победит!

1 конкурс «Болото»

Первый участник бежит и встречает на пути три обруча. Он должен одной ногой наступить в каждый обруч. Добегает до кегли, обегает её, затем возвращается таким же образом назад.движение продолжает второй участник и так далее.

2 конкурс «Колодец»

Бег с подбиванием ракеткой для бадминтона воздушного шарика и положить шар, не касаясь руками в ведро. Назад бегом - шар в руках участника. Он передаёт шарик следующему участнику и игра продолжается.

3 конкурс «Три ноги на двоих»

Бег со связанными ногами. Правая нога одного участника и левая нога другого связаны.

Ведущий 1: Пока жюри подводит первые итоги, мы хотим поздравить наших пап.

Ученик 2: Пап сегодня поздравляем,

Им здоровья мы желаем!

Ученик 3: Мы подарки им вручаем

И не огорчать их обещаем!

( Дети вручают подарки, изготовленные на уроках труда.)

Ученик 1: Я признаюсь честно всем,

Друг мой лучший - это дед!

( Звучит песня «Хороший дед». Дети вручают подарки дедушкам.)

4 конкурс «В тесноте - не в обиде»

Прыжки через одну скакалку вдвоём.

5 конкурс «Паучок» Бег на четвереньках.

6 конкурс «Кенгуру»

Мяч держат между ног и прыгают до черты. И так, все участники по очереди.

Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги 3-х конкурсов, мы проведём конкурс болельщиков.

Конкурс болельщиков.

Кто больше назовёт пословиц о спорте, о здоровье.

7 конкурс «Хоккей с мячом»

Каждой команде даётся клюшка и футбольный мяч. Ставят 4 кегли. Участники обводят мяч вокруг кеглей и также возвращаются назад.

8 конкурс «Бег в мешках»

Бег выполняет каждый участник команды.

9 конкурс «Эстафета»

Проводится эстафета с флажками.

Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги наших соревнований, мы отгадаем загадки.



  1. Просыпаясь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…(зарядку).



  1. Не обижен, а надут.

Его по полю ведут.

А ударят - нипочём

Не угнаться за…(мячом).



  1. На ледяной площадке крик,

К воротам рвётся ученик -

Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!

Весёлая игра…(хоккей).



  1. Два берёзовых коня

По снегу несут меня.

Кони эти рыжи

И зовут их…(лыжи).



  1. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим в перегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие…(коньки).



  1. Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

Дайте снег. Готовы …(санки).



  1. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ.

Это мой…(велосипед).

Ведущий 1: А теперь задание для всех. Кто больше знает песен о спорте?

(Жюри подводит итоги соревнований. Вручаются грамоты и призы.)

Ученик 1: Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Ученик2: Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь:

Говорим всем: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»





Праздник проведён в 1- а классе.

Классный руководитель: Бултыкова Татьяна Александровна.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»





Самые главные слова: мама, Родина, семья

( воспитательное мероприятие объединения «Занимательная грамматика»)





Руководитель: Бултыкова Т.А.







Самые главные слова: мама, Родина, семья

Цели: развитие познавательной активности учащихся, интеллекта; расширение кругозора; воспитание любви и уважения к Родине, к своей семье.

Задачи:

- расширить знания детей об истории своей Родины;

- показать общность и единство значений слов: мама, Родина, семья;

- содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся.

Оборудование:

- плакаты, рисунки, государственные символы;

- телевизор, DVD- приставка, диск;

- карточки с заданиями;

- фотографии, семейные альбомы.

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Включается песня «С чего начинается Родина?».

Доска оформлена плакатом о Родине, репродукциями с картин о родной земле, рисунками детей, написаны пословицы о Родине, матери. Учитель предлагает определить тему занятия, затем сообщает цели занятия.

2. Выступление подготовленных учащихся.

Ученик 1.: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских.

Ученик 2.: В конце XI века появилось новое имя у Русского государства - Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване III.

Ученик 3.: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом.

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Ученик 4.: Наша Родина - Россия - большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, тёплые края и холодные - это наша страна, наша Родина.

Ученик 5.: (стихотворение П.А.Вяземского «Степь»)

Словно вечность на земле!

Едешь, едешь, едешь

Дни и вёрсты нипочём!

Тонут время и пространства

В необъятности твоей.

Степи голые, немые,

Всё же вам и песнь, и честь.

Все вы - матушка-Россия,

Какова она ни есть!

Ученик 6.: Символом России издавна считалась берёза. Поэт Н.Рубцов написал:

Русь моя, люблю твои берёзы.

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Ученик 7.: Но всё-таки главным богатством нашей Родины был и остаётся наш народ! А народ - это я, моя мама, моя семья, мой друг и его семья, мой класс, моя школа, мой город, все граждане нашей страны!

Ученик 8.: Получается, что слова: мама, Родина, семья имеют общий смысл! Недаром русский народ придумал такие пословицы: « Родина - мать, умей за неё постоять», «Родина - мать, чужая сторона - мачеха», «За Родину-мать не страшно умирать».

Просмотр слайдов «Наша Родина».

3. Рассматривание семейных альбомов и фотографий учащихся.

Учащиеся рассказывают по фотографиям о своей семье. Дети делятся впечатлениями о семейных праздниках и традициях. Несколько учеников зачитывают свои сочинения, написанные на уроке русского языка на тему «Субботний вечер у нас дома».

4. Игра «Мой Звёздный час».

Учитель: Сейчас мы проведём небольшую игру-викторину, посвящённую Родине, маме, семье.

Выберите верные ответы.

1.Русские народные сказки о ценности семьи в жизни людей:

- Репка

- Колобок

- Маша и медведь

2. Сказки А.С.Пушкина о семейных ценностях:

- Сказка о золотой рыбке

- Сказка о царе Салтане

- Сказка о золотом петушке

3. Родственные слова к слову семья:

- семейка

- семена

- семейство

4. Праздник проводов русской зимы:

- Рождество

- Масленица

- Крещение

5. Блюда русской кухни:

- щи

- манты

- блины

6. Предметы одежды русских женщин:

- чалма

- сарафан

- сапожки

7. Жилой дом у русского народа:

- хата

- изба

- юрта

8. Русские композиторы, прославившие Россию:

- Глинка

- Чайковский

- Григ

9. Полководцы Великой Отечественной войны:

- Жуков

- Суворов

- Черняховский

10. Основатель Российского флага:

- Багратион

- Пётр I

- Николай II

За каждый верный ответ дети получают звёздочки. Подсчитываются звёздочки и определяется победитель игры.

5. ИГРА В СЛОВА.

Из слова «правительство» составить как можно больше слов. Побеждает тот, кто назовёт своё слово последним.

6. Заключительная часть.

Ученик 9.: (стихотворение Соловьёва «Моя Россия»)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы,

Для меня Россия- ты всего дороже,

До чего на маму, ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша - это мы с друзьями.

Учитель: Мы говорили о Родине, о своей семье, о маме - это самые важные, дорогие, главные слова для каждого человека. Надеюсь, наше занятие не пройдёт бесследно для вас. Всегда берегите свою маму, уважайте её, помогайте ей. Помните, что в любых ситуациях вас поддержит ваша семья. Любите свою Родину - она у нас, как и мама, одна.

Далее проводится «Семейное чаепитие». Дети учатся сервировке чайного стола, культуре поведения за столом, знакомятся с кулинарными рецептами своих семей.



© 2010-2022