Дидактические игры на самоподготовке

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Дидактические игры на самоподготовке




Подготовила:

Мельник М. В.,

Воспитатель

Природоведение


КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева - диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.


КТО НА КОГО ПОХОЖ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: ласточка, стрекоза , акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт - ласточку, вертолёт - стрекозу, подводная лодка акулу.

КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий - посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие ( например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру - ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее внимательных детей.


ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать признаки деления животных на домашних и

диких, знать отдельных представителей обеих групп.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки.


НАЗОВИ ДЕТЁНЫШЕЙ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: знать названия детёнышей домашних и диких животных.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.


РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.

В игре участвуют две команды.

Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором - птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду - зимующие птицы, а во втором - перелётные.

Грамматика

СИГНАЛЬЩИКИ.


ОБОРУДОВАНИЕ: цветные карточки - сигналы.

Вначале педагог рассказывает детям о том, какие функции выполняют на кораблях сигнальщики, как сложна и важна их работа. Далее он предлагает детям на некоторое время стать сигнальщиками и испытать себя, Для этого необходимо внимательно слушать произносимые педагогом звуки, слоги, слова и просигналить - поднять руку или цветную карточку - только тогда, когда прозвучит заданный звук.

По окончании игры определяются лучшие сигнальщики - ученики, не допустившие ни одной ошибки.

ПОЙМАЙ И НАЗОВИ!

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг ; в середине круга - ведущий (педагог или ребенок). Ведущий

Называет какой либо звук и бросает мяч одному из игроков. Тот поймав мяч, должен без промедления назвать слово, содержащее этот звук. Повторять слова, уже названные другими детьми, нельзя.

Победителем в игре становится тот, кто быстро и правильно подбирал слова в соответствии с заданиями ведущего.

Вариант .По договоренности можно перед игрой определить ,в какой позиции (в начале, в конце, середине ) должен находиться в слове заданный звук.

ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?

Оборудование: у учителя _набор предметных картинок; у каждого из детей -карточка, разделенная на три квадрата, фишка.

Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенный на ней предмет. Далее каждый из игроков на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук- в начале, середине, или в конце слова. Игрок, неправильно выполнивший задание, платит фант.


КАЖДОМУ СВОЕ МЕСТО.

Оборудование: у каждого игрока - набор предметных картинок и три карточки , разделенные на три квадрата. На первой карточке закрашен первый квадрат, на второй- второй , на третьей третий.

Педагог предлагает игрокам рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове ( в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто первым правильно расположит все картинки .


ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ.

Дети делятся на две команды. Каждая из них придумывает себе название : у одной команды оно начинается на мягкий согласный звук, у другой - на твердый ( например, « Заря» и « Зенит» ). Команда « Зенит» называет слова, начинающие на мягкий согласный, команда « Заря» - на твердый. За каждое правильно названное слово команда получает фишку.

Выигрывает команда, набравшая большое количество фишек.


ЗАГАДКИ

Сначала игры педагог подбирает загадки. Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове - отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поошряется фишкой, по окончании игры по количеству фишек определяется победитель.


ЦЕПОЧКА

Первый игрок ( педагог или ребёнок ) называет слово, следующий игрок подбирает своё слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребёнок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры - на разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры ( например, придумывает несколько слов на заданный звук ).


ВСЕ СЛОВА - НА ОДИН ЗВУК.


Педагог предлагает детям не просто подобрать как можно больше слов, начинающихся на заданный звук, но и попытаться составить из них предложения или даже короткий рассказ. При подведении итогов этой игры - соревнования должно оцениваться не только количество слов в предложении или рассказе, но и наличие в них определённых логической связи и смысла.

МОЛЧАНКА.

Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего - «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове ( подбор слов может быть произвольным и тематическим). За неверные ответы « наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.


НАЙДИ « ВКУСНОЕ» СЛОВО.

Педагог говорит: «Мы сегодня будем отмечать день рождения куклы Наташи.

Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных лакомств. Но, выбирая лакомство, нужно помнить, чтобы названия состояли только из двух или трех слогов».Дети предлагают двух- и трёхсложные слова- названия разных сладких блюд . Повторять то, что названо другими ,нельзя .

Победителем игры считается ученик, назвавший слово-угощение последним.


ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.

Оборудование: открытки с изображением цветов.

На наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов - «это цветочный магазин»,цветные фишки в руках у детей - это « деньги».Педагог объясняет, что каждый может купить для себя цветы, только необходимо правильно рассчитаться с « продавцом»(его роль исполняет сам педагог или кто-то из детей), т.е. отдать за каждый столько фишек - «монет»,сколько слогов в слове - названии цветка. Покупать цветы нужно только по очереди.

Выигрывает тот, кому удаётся « купить» без ошибок наибольшее количество цветов.


ПУТАНИЦА.


Оборудование: наборы слогов.

Создаётся игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. У него получилось, например, следующее: ба-ры ,ва-со, за-ко , ба-со-ко, ро- во - на и т.д.

Детям предлагается исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.

Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных вариантов составленных слов.

СЛОЖИ ИМЕНА.

Оборудование: у каждого игрока - конверт с набором слогов:Ва, Све, Ге, То ,Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на ,ня, тя, ба, ма, ша.

Каждый игрок составляет из слогов, находящихся в его конверте, имена детей. Для этого необходимо помнить, что слог. Начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот , кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.

СЛОГОВАЯ ЦЕПОЧКА.

Оборудование: мел.

Начиная игру, педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам (например, ок- но). Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего ( ок- но; но - ра; ра-на; на- вес….).Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

КТО БЫСТРЕЕ?

Оборудование: слова, написанные на доске в два -три столбика( по количеству рядов команд) .

Игроки каждой команды по одному выходят к доске и отмечают цифрой в своем столбике напротив каждого слова количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки могут насчитываться за найденные у соперника ошибки.

КТО ДАЛЬШЕ ПРОШАГАЕТ?

Оборудование: мел.

Ведущий предлагает детям « прошагать» алфавит, на каждый шаг по порядку называя одну букву. При первой же ошибке игрок выбывает из игры ,а то, насколько далеко он продвинулся ,фиксируется отметкой мелом на полу. Выигрывает тот, кто сможет без ошибок «прошагать» весь алфавит.

КТО ТОЧНЕЕ?


Оборудование: набор букв.

Педагог вызывает по одному представителю команд и предлагает им произвольный набор из пяти букв, которые они как можно быстрее и точнее должны расположить в порядке алфавита. Затем вызывается вторая пара игроков, им также предлагаются комплекты букв и т. д. По сумме результатов определяется команда - победительница.


ПОМОЖЕМ ЗВЕРЯМ.

Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.

Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им , ребята ?»

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав алфавит.

Примерный материал:слон,лев,тигр,обезьяна,гепард,волк,жираф,медведь,белка,заяц,кабан,дикообраз,енот,пантера,еж.носорог,рысь,шакал,хорь,антилопа и др.

ПОДБЕРИ БУКВУ.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные наборы букв.

Играют две команды. У каждого играющего - набор букв. Педагог показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается название картинки .

В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

1-й вариант .Педагог показывает букву, а дети из имеющегося индивидуального набора предметных картинок показывают ту, название которой начинается с показанной буквы.

2-й вариант: Педагог показывает букву, а дети, имена которых начинаются с этой буквы, встают.

ЖИВЫЕ БУКВЫ.

Оборудование: набор букв.

1-й вариант: Каждому ряду учеников дается набор букв - на каждого ребёнка по одной букве. Педагог называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руках.

2-й вариант: Педагог дает карточки с буквами каждому ряду , не называя слова. Дети каждого ряда должны самостоятельно определить, что это за слово и выстроить соответствующую шеренгу.

ПОДВИЖНЫЕ БУКВЫ.

Оборудование: карточки со словами и набор букв у каждого ученика.

Каждый ученик получает карточку с напечатанным на ней словом и буквы, составляющие это слово. Необходимо сначала выложить из букв слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтоб получилось новое слово . Выигрывают пять учеников, первыми выполнившие задание.

Примерный материал: липа - пила, кот - ток, нос - сон, лапка - палка, рано - нора,

маяк - рамка, кулак - кукла ,лес - сел , кот - кто.

ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК?

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: например, под словом «булка» нарисована белка, далее соответственно: «кот» - кит , «горка - норка, «мышка - мишка; «лужи» - лыжи, « ворота» - ворона.

Педагог рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Но… художником был маленький мальчик - рисовал он очень хорошо, а читать правильно ещё не научился. Ребятам предлагается определить, какие ошибки допустил художник.

Дети по очереди называют картинки, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом , сравнивая по буквам пару слов.

Вариант: Может быть устроено соревнование между рядами учащихся, тогда за правильный ответ насчитываются очки.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ.

Оборудование: наборы предметных картинок; в каждом наборе два изображённых предмета принадлежат к одной родовой группе ,а третий - нет.

Карточки с предметными картинками лежат на столе изображением вниз. Представитель каждой команды (ряда) берёт карточку, показывает её классу, называет лишний предмет и объясняет свой выбор, выделяя общий признак, на основании которого он объединил предметы. За правильный , полный разбор начисляется три очка. Если объяснение не точное - очко передаётся команде - сопернице, но только в том случае, если её представитель дополнил ответ нужными сведениями.

Примерный материал: волк, лиса, жук; заяц, медведь, бабочка; тигр, лев, собака;

корова, овца, курица; тарелка, хлеб, чашка; шуба, сапоги, куртка; шкаф, диван, телевизор; пенал, книга, кукла; яблоко, апельсин, помидор и т.д.


КТО? ЧТО?

Оборудование: предметные картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов; карточки с вопросами: «Кто это?» и «Что это?»

1-й вариант. Классная доска делится на две части. На одной из них педагог прикрепляет карточку с вопросом: «Кто это?», на другой - «Что это?».Дети выходят по одному к доске, берут со стола учителя картинку, называют изображенный на ней предмет и ставят к слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим вопросом. Выполнение задания оценивается баллами, которые получает команда(ряд) или отдельный ученик .

2-й вариант .Педагог показывает картинку, дети поднимают карточку с вопросом,

на который отвечает слово, обозначающее изображенный предмет.

ОДИН-МНОГО.

Оборудование: мяч.

Перед началом игры игроки образуют круг. Ведущий(педагог или ребенок) бросает мяч кому-либо из детей и называет один предмет .Ученик, поймав мяч, должен ответить словом, обозначающим много таких предметов. Поймавший мяч и давший правильный ответ получает фишку.

СЛОЖИ ИМЯ.

Оборудование: десять карточек, на которых напечатаны слоги с большой буквы: Ва, Га ,Ле, Ле, Ма, Са, Со, Та, То, То; на других карточках - слоги с маленькой буквы: ля, ля,ля ,ня, ня, ня, ня ша, ша.

Карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Один из играющих выставляет карточку со слогом, другой должен приставить к ней второй слог с маленькой буквы так, чтобы получилось имя мальчика или девочки. Приставлять слоги можно в любое место к карточке (сбоку, снизу, сверху) только так, чтобы получилось легко читаемое имя. Если играющий не может выбрать слог, чтобы составить имя, то он пропускает свою очередь. Выигрывает тот, кто первым выставит все свои карточки.

МОЛЧАНКА.

Оборудование: у педагога - карточки со словами, обозначающими признаки предметов, у учеников - карточки с вопросами: «Какой ? Какая ? Какое ?Какие?».

Педагог показывает детям карточку со словом - признаком, ученики молча читают её и поднимают карточку с соответствующим вопросом... Например: «Глубокая» - «Какая?»; «Прохладный» - «Какой? И т.д. Кто показал несоответствующую карточку, платит фант(например, после игры называет несколько слов признаков, отвечающих на тот или иной вопрос).

ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Оборудование: набор картинок с изображением предметов, сделанных из разных материалов(дерево, металл, бумага, стекло, мех и т.д.).

Педагог показывает детям картинку и спрашивает: «Из чего сделан этот предмет? Какой он?» Один из учеников отвечает, например :»Стол сделан из дерева. Он деревянный». За правильный ответ - поощрительная фишка.

Далее учитель спрашивает, какие еще вещи (предметы) с таким признаком знают ученики. За правильные ответы ученики также получают поощрительные фишки.

ПОДБЕРИ КАРТИНКУ.

Оборудование: у каждого ученика на парте по шесть картинок: морковь, шар, апельсин , девочка, щенок, забор.

Педагог называет слово, обозначающее признак одного из предметов, изображенных на картинках .Дети должны показать соответствующую картинку или картинки ,если названное слово-признак подходит к нескольким предметам .Ответы оцениваются баллами и фишками.

Математика


У КОГО БОЛЬШЕ ФИГУР?

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.

Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.

Мальчики - девочки.


Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной.

Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего - мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.


Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.

Взяв последнюю карточку и назвав ответы ученик переворачивает карточку и читает: "Весёлое путешествие окончено". Он поднимает руку - его команда выполнила задание.

При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.

ПО СУГРОБАМ!

Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. Провалившийся в сугроб назначает себе замену из других учеников, сидящих в классе.

Варианты: можно играть двумя командами; при подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.

ТОЧКИ.


Работа с перфокартами в виде таблицы Пифагора.

"Поймай рыбку", "Кто больше соберёт грибов?", "Садовники"

На вырезанных из картона или бумаги рыбках, грибах, яблоках и т.д. на обратной стороне записаны примеры. Ученики подходят к столу, берут карточку и решают записанные на ней примеры. Правильно решил - поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко и т.д.

Победителем считается тот, кто больше наберёт предметов, т.е. быстро и правильно решит примеры.

ВЫБЕРИ ПРИМЕРЫ.

Реши примеры:

2 : 4 = 6 * 2 =

12 : 4 = 5 * 5 =

63 : 9 = 14 : 2 =

9 * 2 = 10 : 2 =

Выбери среди них примеры, сумма ответов которых равна 10. Запиши эти примеры в тетрадь.

Например:

2 * 4 = 8

10 : 5 = 2

2 + 8 = 10

СОСТАВЬ СЛОВО.

На доске записаны 5 * 9 = 6 * 7 =

примеры: 7 * 9 = 9 * 4 =

12 : 4 = 49 : 7 =

9 * 3 = 5 * 4 =

12 * 2 = 9 * 3 =

К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу его примера (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, выигрывает.

В данной игре осуществляется межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.



КАКОЙ РЯД ПЕРВЫЙ?

7 * 9 =

56 : 8 =

8 * 9 =

5 * 7 =

27 : 3 =

Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание - примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников в ряду.

Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решив один пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученики которого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.

ЛЫЖНИКИ.


  1. 5 * 7, 7 * 8, 9 * 3, 8 * 9, 3 * 4

  2. 4 * 9, 6 * 8, 7 * 3, 9 * 9, 9 * 2

На доске записаны два ряда примеров для двух вариантов (аналогично и для деления или для смешанных действий). Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке учитель сообщает, кто добрался до финиша, не споткнулся, т.е. правильно решил примеры. Кто споткнулся, того берёт на заметку, потом с ним повторяет решение этих же примеров. Для быстрой проверки можно привлекать консультантов из числа детей.

ЛУЧШИЙ СЧЁТЧИК.

На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество.

9 * 9, 3 * 8, 7 * 8, 9 * 4, 4 * 8, 9 * 3, 6 * 7, 7 * 3

По команде учащиеся начинают записывать или выкладывать из разрядных цифр, соответствующие ответы один слева, другой справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Проводя эту игру, нужно чаще повторять те случаи умножения и деления, которые труднее запоминаются. Учитель фиксирует ошибки, затем записывает их на заранее подготовленных лентах.

У КОГО БОЛЬШЕ ПРИМЕРОВ?

Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами: 35, 48, 81, и т.д. Примеры составляются в тетрадях. Проверка осуществляется следующим образом: один из учеников читает примеры с ответами 35, остальные подчёркивают у себя пример с этим ответом, читают другие примеры и т.д.

Выигрывает тот, кто составит больше примеров. В игре можно использовать сказочных героев.

КТО, СКОРЕЕ, КТО ВЕРНЕЕ?

Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику достаётся какая-то одна цифра. Учитель читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ.

За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает.

ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА.

У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ.

Лучше давать примеры на деление, чтобы получались однозначные цифры. В случае двузначного ответа должны встать два ученика.

Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся. Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Учитель готовит карточки, на которых записаны результаты умножения каких-либо чисел, например 9 и 2 (показывается число 18). Учитель показывает карточку, а ученики записывают пример с таким ответом в тетрадях.

ТАБЛИЦА ДЛЯ СОСЕДА.

(работа в паре)

Ученики задают по 5-6 примеров на табличное умножение и деление друг другу. После решения примеров проверяются записанные результаты.

Примеры готовятся заранее на карточках. Выигрывает тот, кто решил примеры быстрее и допустил меньше ошибок.


ДЕНЬ И НОЧЬ.

Условия игры: когда учитель произносит слово "Ночь!", ученики кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счёта на деление и умножение. Выдерживает небольшую паузу.

Затем учитель говорит "День!". Дети садятся прямо и те, кто решил пример, поднимает руку и говорит ответ.

"Лучший счётчик"

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.


"Математическая эстафета"

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для подготовительного класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий - его состав, четвёртый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра "Молчанка".

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

"Цепочка"

Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:


Дес.

Ед.


Дес.

Ед.


Дес.

Ед.






























Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.

"Арифметический лабиринт", "Угадай-ка!", Эстафета". Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования по рядам.

Игра "Контролёры".

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один - первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 - прибавил 1, 7 - прибавил 2, 8 - прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: "Восемь - это…", ученики продолжают: "Пять и четыре". Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

При закреплении состава десятичного состава двузначных чисел используются игры "Сколько палочек в другой руке?", "Хлопки".

игра "Стук-стук".

Дидактическая цель: закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:


Десятки

Единицы


Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.

"Считай дальше с любого числа"

Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

"Назови соседей числа"

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча - большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа - 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа

10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький - то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.


"Кто быстрей сосчитает?"

Игра развивает зоркость, внимание.

Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.

Примерный вид плаката:


90

75

71

63

66

67

82

86

68

76

87

61

73

89

81

74

88

65

77

84

80

69

78

62

70

64

83

72

79

85

"Загадка"

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку "Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?". Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.


5 ед.

6 ед.

8 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

76, 98, 75, 38, 95, 35

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё

Ответ: лётчик.



"Гном"

Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.

Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад - об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.


4

5

7

80

В

Ё

П

84, 87, 27, 55, 85, 54

50

Д

Р

М

20

О

О

Е

Ответ: вперёд.

"По порядку номеров"

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего - два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

"Сбежавшие числа"

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Материал игры: таблички с числами.

1


3



6



9














11


13



16



19














2


6




10


14



Содержание игры:

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: "Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома." Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

игра "Рыболовы":

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды "ловит рыбку" (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет - рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

игра "Весёлый счёт" или "Борьба за цифру".

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.

Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

Пример таблицы:

14

8

12

4


65

59

63

55

10

23

1

15


61

74

52

66

3

17

21

7


54

68

72

58

19

6

9

11


70

57

60

62

24

2

16

22


75

53

67

73

13

20

5

18


64

71

56

69

С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры "Весёлый счёт" развивалось также и зрительное восприятие детей.

игра "Поймай бабочку":

Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

"Войди в ворота"

Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

Эстафета №1 "Очень длинный пример"


На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

Эстафета №2 "Собери робота"


Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

Эстафета №3 "Каждому по примеру"


Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

Эстафета №4: "Найди цифру"


На доске два плаката, где в беспорядке прикреплены цифры от 1 до 30. Участники команд по очереди снимают цифры по порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.






"Освободи птичку"

Дидактическая цель: обобщение знания чисел от 21 до 100.

Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 6 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

"Незадачливый математик"

Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

43 =  + 3

 = 20 + 9

57 = 50 + 

35 = 30  5

1 = 10 + 5

4 = 40 + 

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: "Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему." Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

1. «Счёт цепочкой».

48 : 6 · 3 - 8 : 4 + 20 : 8 · 7 + 15 : 9 =

45 - 5 : 8 + 31 : 9 · 8 - 16 : 4 ·7 + 28 =

Учащимся предлагается выполнить ряд вычислительных операций,называя только окончательный результат. Этот приём позволяет за небольшой промежуток времени решить достаточное число специально подобранных примеров. Это дисциплинирует мысль, развивает гибкость ума. Введение этого приёма в практику

обеспечивает лёгкость перехода от выполнения одних вычислительных операций к другим.

Случаи табличного умножения и деления.

9 · 4 : 6 · 7 : 42 · 64 : 8 = 80 : 10 · 3 : 6 · 5 : 2 · 7 : 10 =

24 : 6 · 3 : 2 · 5 : 3 ·7 = 9 · 4 : 6 · 7 : 42 · 68 : 8 =

Помогите выбрать из чисел 3, 4, 10, 12, 15, 16, 24, 30, 34, 36, 40 те, которые

делятся одновременно на 3, 4, 6.

Игра «Не скажу». От 1 до 40 считать в прямом порядке по единице. Вместо

чисел, которые делятся на 4 говорить «не скажу». Затем по порядку их называть.

Назвать числа, которые делятся одновременно на 2, 5 и 10.

Одним из приёмов, повышающих активную деятельность на уроке, является

игра.

Лучший счётчик. На доске написан ряд чисел, например: 24; 81; 49; 32; 72,45; 56; 27 и 18. К доске выходят двое ребят. По команде - один слева, другой справа - пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдёт до середины и верно выполнит задание, считается победителем.

«Отыщи по ответу». На доске в столбик записаны несколько примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Например:

156 - 39 =

87 + 58 =

231 - 83 =

339 : 3 =

38 · 4 =

Три ученика становятся спиной к доске. Я указываю им на один из примеров, допустим, на третий сверху. Весь класс молча его решает. Кто решил, поднимает руку. Одному из решивших предлагается громко произнести ответ. Ученики,стоящие у доски, поворачиваются к ней лицом и стараются как можно быстрее отыскать пример с названным ответом. Тому, кто это сделает первым,засчитывается одно очко. Количество и сложность примеров зависит от уровня

знаний учащихся.

Весёлое умножение.

- Кто умеет быстро перемножить два двузначных числа? Все умеют?

Проверим. Запишите пример на умножение:

12 умножить на 15. Записали? Тот, кто первым решит пример,поднимет руку.

Первые два ученика, которые раньше всех решили пример, выходят к доске.

- Можете ли вы решить этот пример на доске так, чтобы все видели, как это делается? Посмотрим, что у вас получится.

- Одно условие: решать будите с завязанными глазами. Согласны?

Я завязываю играющим глаза и ставлю их у доски: одного - справа, другого -слева. Они под диктовку записывают числа одно под другим, проводят под ними черту и приступают к умножению.

Выполнить такое задание с завязанными глазами очень трудно.

Цифры смещаются, наезжают друг на друга, что вызывает смех и оживление.

Сумма трёх чисел. Показываю классу карточку, на которой в беспорядке

написаны числа, например, 19, 11, 25, 6, 7, 13, и прошу учеников ответить на вопрос, какие три числа из помещённых на плакате составят в сумме 50?

Побеждает тот, кто первым даст ответ.

Затем из этих же чисел предлагается найти числа, сумма которых равна 45.

Ответ. 19 + 6 + 25 + = 50; 7 + 23 + 25 = 45.

Задачу можно значительно усложнить. На доске записаны 12 чисел (25, 59, 36,31, 63, 37, 61, 19, 28, 15, 47, 62).

Задача состоит в том, чтобы объединить их в четыре группы по три числа так,чтобы сумма каждых трёх чисел была равна 125 (задача решается письменно).

Побеждает тот, кто первым даст правильный ответ.

Ответ. 25 + 63 + 37 = 125; 15 + 79 + 31 = 125;

47 + 59 + 19 = 125; 36 + 28 + 61 = 125.

Задачи в стихах. Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам

больше обычных. Они звучат эмоционально, легче запоминаются.

Задачи в стихах можно использовать в любом классе, если они соответствуют уровню знаний учащихся.

Как-то рано поутру

Птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей

Втрое больше, чем гусей,

Уток быловосемь пар -

Вдвое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего,

Если нам ещё дано,

Что всех уток и гусей

Столько, сколько лебедей?

(Всего птиц - 56; гагар - 8; уток - 16; гусей - 8; лебедей - 24.)

Сколько лет?

- Я на два года старше льва, -

Сказала мудрая сова.

- А я в два раза младше вас, -

Сове ответил дикобраз.

Лев на него взглянул и гордо

Промолвил, чуть наморщив нос:

«Я старше на четыре года,

Чем вы, почтенный иглонос».

А сколько всем им вместе лет?

Проверьте дважды свой ответ.

А ты сумел найти ответ?

Ну, до свиданья, всем привет!

Начнём с хвоста

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног,

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

«Сколько было петухов?»

И узнать я был бы рад,

Сколько было поросят.

Льву - 10 лет, сове - 12 лет, дикобразу - 6 лет. Всего - 28 лет.

Поросят - 4, петухов - 7.


© 2010-2022