Методический материал Педагогическая этика

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО ЕПК КК





«Педагогическая этика»



Подготовила:

Студентка Ш-31 группы

Тур Анастасия











2015, Ейск

Содержание:



  1. Введение……………………………………3

  2. Основные понятия…………………………4-5

  3. «Учитель - учитель»………………………6

  4. Учитель в педагогическом коллективе…..7-8

  5. Этический кодекс педагога……………....9-11

  6. Список литературы…………………………12





Введение

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.



Основные понятия

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий.

Педагогическая справедливость - своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.

Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики.

Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Педагогический авторитет педагога - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде.





«Учитель - учитель»

К группе чувств, которыми руководствуются учителя в своих отношениях с коллегами по работе, прежде всего относятся такие, как солидарность, коллективизм, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение и взаимная требовательность, ответственность и взаимоконтроль. Очень важны и такие качества, как честь и гордость. Учитель начинает дорожить тем доверием, которое ему оказано, и гордиться результатами своего труда. Если же в коллективе отсутствует откровенный анализ ошибок и недостатков в работе, гордость учителя может перерасти в гордыню, которая представляет собой переоценку своих заслуг, приводящую к нежеланию считаться с общественным мнением, неприятием замечаний в свой адрес. Гордость может формироваться лишь в атмосфере доверия к человеку, принципиальной требовательности к нему и справедливой оценки его труда...









Учитель в педагогическом коллективе

  1. Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно». В борьбе за взаимоответственность в педколлективе А. С. Макаренко сделал поистине замечательное открытие, установив источник авторитетности учителя: «... авторитет проистекает только от ответственности». Ответственность равна авторитету! Усвоить бы это каждому учителю, и сколько конфликтов этического порядка исчезнет, ибо сам учитель сможет по степени полезности своей деятельности определить свое место в коллективе.

2. Творческая атмосфера в коллективе - это деловые споры, педагогические дискуссии, борьба мнений. Отсутствие их ведет к разрушению творческой атмосферы. Анализ показывает, что коллективы, в которых бурлит мысль и учителя идут навстречу сложным вопросам обучения и воспитания, не боясь столкновений, не испытывают тягостных ссор, мелочных дрязг, без паники готовы преодолеть непредусмотренные затруднения, рождаемые жизнью. Однако споры полезны, когда они принципиальны, иначе создают отрицательный эмоциональный климат, порождающий взаимные обиды. В споре не преступи грани такта!

3. Составной элемент творческой атмосферы - признание лидерства лучших мастеров, преподавателей. Творческая атмосфера - не самоцель, а средство повышения производительности труда педагога. Творческая атмосфера не предполагает обезличивания членов коллектива, а, наоборот, предусматривает совершенствование на примере самых преданных делу, талантливых педагогов.

4. Умение членов коллектива признавать лучшего лидером, желание использовать его опыт - еще один элемент творческой атмосферы. Задача же лидера - увлечь своими идеями, открытиями своих товарищей. Ведь как сказал писатель Юрий Олеша: «Творчество радиоактивно»; происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой.

Этический кодекс педагога

В отношениях с родителями:

• Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;

• Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам;

• В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.

В отношениях с учениками:

• Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

• Учитель должен адекватно оценивать деятельность и поведение учеников.

В отношениях с коллегами:

• Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;

• О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. Не стоит ни с кем обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.

Школа - не место для сплетен;

• Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной;

• В решении конфликтных ситуаций применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.

Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.

Неотъемлемой частью педагогической этики является умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, учениками, коллегами.

В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.

Например:

· Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

· Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям.

· Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.

· Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.


















Список литературы:



  1. Интернет-ресурсы;

  2. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновац. курс для нравств. саморазвития / В.И. Андреев. Казань: ЦИТ, 2003. - 272 с.


© 2010-2022