Эссе

Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души!Ш. А.Амонашвили. Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. Я часто...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель! Будь осторожен! Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школьника!
Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Ш. А.Амонашвили.


Я благодарна судьбе за то, что работаю в самой удивительной стране, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик - это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за нее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и удивительные люди. И называют их учителями. Если перестал удивлять - сдавайся. Ведь это - особая страна. Это - школа.

Конечно, главные жители этой страны - это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама. Я часто думаю мучительно над фразой мудрой как века: «Чтоб было у кого учиться- Учитель, воспитай ученика»

Воспитание детей - старейшее из человеческих дел. Оно зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношение между ними. Это всегда творческий поиск, не терпящий бездушности и скороспелых решений.

Черствые и бездушные люди из школы уходят, остаются только те, кто жить не может без этих доверчивых, пытливых глаз, без школьной сутолоки и шума, без таких привычных и очень простых слов: «Здравствуйте, дети!»

Мне нравится замечательный педагог, большой знаток детской души Шалва Александрович Амонашвили. Он сочинил обращение учеников к взрослым. Это обращение я часто перечитываю, чтобы лучше понять душу ребёнка. А к сегодняшнему выступлению я подготовила запись этого письма:

«Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас! Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хихикать, мы будем радоваться жизни, и стремиться к удовольствиям. Зачем возмущаться с тем, что у нас пока ещё нет здравого смысла. Он придёт к нам с помощью ваших добрых забот, может быть, не сразу и не скоро. Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны. Принимайте нас с недостатками и помогайте нам преодолеть их. Только уважайте наше чувство радости, которые мы находим в наших шалостях, неустанных играх, сопротивлении, сиюминутных удовольствиях. Принимайте всё это, как наши детские болезни, против, вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно. Нам трудно понять всё. Потому что мы дети. Вы должны разгадать нас. Потому что вы взрослые.»

Да, наша главнейшая задача состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Образна, и глубоко человечна древняя мудрость: «Ученик- это не сосуд который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».

Наше педагогическое «горение» в том, чтобы в ученике видеть, прежде всего человека, человека свободного, раскрепощённого, ответственного. И чтобы ученик стал таковым, важно не нарушить, не сломать уникальность, неповторимую индивидуальность каждого ученика.

Педагогическое кредо - это педагогическое мастерство, которое определяется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Я - неординарный, разносторонний человек, поэтому свое педагогическое кредо я не смогу выразить одним выражением, а постараюсь изложить при помощи круга постулатов, тезисов, афоризмов, на которые я опираюсь в своей повседневной деятельности.

  • «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» говорил (Д. Дидро), а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового.

  • «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» утверждал(Лао- цзы)- стараюсь учиться всегда и везде, люблю совершенствовать знание языка.

  • Известны слова Френсиса Бекона «Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну» - ценю свое и чужое время; люблю, когда заданное сделано своевременно, ибо только тогда оно и имеет смысл.

  • «Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы» гласит (древневосточная мудрость)- стараюсь оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям, не люблю «ярлыков» и «штампов»

  • «Благородный человек помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного» (Конфуций)- пытаюсь придерживаться слов Конфуция и быть благородной.

  • Стараюсь, чтобы дети, с которыми мы вместе работаем над приобретением знаний, верили в то, что «лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (притчи Соломона), даже в нашей излишне «материальной» жизни.

  • Я себя «заставляю сделать сегодня часть того, что надо сделать завтра».

  • Знания даю детям для того, чтобы они добывали новые знания.

  • Счастливого человека может воспитать только счастливый», поэтому считаю, что «успех школьнику может создавать лишь тот учитель, который сам переживает радость успеха»

  • А. Дистерверг однажды заметил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить», стараюсь строить свое взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.

  • «Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке». Воспитываю не ребенка, а жизнь в ребенке.

  • Следую завету В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту дорогу, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость».

Мой жизненный девиз делать людям добро, я стараюсь помочь тому, кто рядом, а профессиональное кредо - регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени в котором живу и месту которое занимаю.

МОЯ ОСНОВНАЯ ЗАПОВЕДЬ - ЛЮБИТЬ УЧЕНИКА, ПОНИМАТЬ, ПРИНИМАТЬ, СОСТРАДАТЬ, ПОМОГАТЬ.

Самые главные мои условия для успешной работы: не бояться брать на себя ответственность, быть постоянно в поиске, не опускать руки, если что-нибудь не получается; стремиться больше знать, чтобы лучше разобраться, глубже понимать, находить решения, дающие наилучший результат. Я вижу в этом свой профессиональный долг.

Я стараюсь: «Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке, держать бесконечность в ладонях и вместить в один час».

В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол,

он просолится. Как же создать такой рассол? Ответ прост: создавать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.

«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят с урока, я всегда думаю о том, стал ли он для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства.

Таковы мои педагогические аксиомы. Может они очень просты? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж 18 лет. Но что я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и радостями.

Если к тебе одновременно в голову приходит знание того: что надо делать и как надо делать, значит профессиональной формуле (любовь к профессии + любовь к детям) ты соответствуешь.

И это не всё, все черты и качества, которые должны быть присуще учителю невозможно назвать и нельзя среди них выделить самую первую, самую главную, потому что они должны быть в учителе в комплексе.

Ведь высочайшее предназначение учителя на Земле: Светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе, вечное» в юных душах.

«Маленькая капелька обмана, которая упала из наших рук к ногам ребенка, превращается в большую лужу лжи и подлости», поэтому считаю, что учитель должен уметь признавать свои ошибки и должен работать над своими проблемами.

Своими же недостатками считаю, то что я еще не до конца умею распределять свое время и все время куда- то спешу. Да, я все время куда- то тороплюсь. Я хочу быть жадным до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренней, отзывчивой, чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости.

Сегодня сложилась такая ситуация, что именно знание истории становится основой для культурного возрождения и развития России. А потому цель, стоящая перед учителем истории, такова: учить детей опираясь на опыт прошлых поколений, уметь применять «уроки истории» для анализа современности. У меня бабушка была репрессирована в годы войны. Мне со школьных лет было интересно разобраться, почему так обращались с людьми в то время. Наверно по этому для меня стал предмет история очень интересен. Ведь в истории нашего государства очень много загадок и интересных фактов. Но в своё время мы не имели столько дополнительных материалов, которыми могут пользоваться современные ученики .

Современные дети похожи на компьютеры: они много знают и много видели: они быстро соображают, быстро включаются в деятельность, но также быстро пресыщаются всем и выбрасывают лишнее из головы. Впервые в жизни взрослых и детей разделяет непроходимая пропасть: компьютерные технологии.

Каков же ученик ХХI века? Он не задает много вопросов, так как все ответы он находит в интернете, он приходит в школу без мотивации к обучению, взрослые говорят на языке прошлого века, а общаться и играть с одноклассниками он может и по сети. Итак, к нам приходит ребенок, который очень часто живет в виртуальном мире.

Современный учитель ясно понимает, что для современных детей необходимо искать новые пути обучения, новые способы повышения мотивации, новые технологии проведения уроков.

Великий педагог Джон Дьюи сказал: « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра».

Ученик вчера и ученик сегодня-это две абсолютно разные величины. То, что ученику прошлых лет казалось фантастикой, сегодняшние дети считают обычным, естественным. Но, как тогда, так и сейчас учитель должен быть всегда на высоте и идти впереди своих учеников. Современному учителю недостаточно только предметных знаний: у него другая цель. Он должен научить ребенка самостоятельно добывать знания. Современные технологии, переход на ФГОС второго поколения, новое оборудование требуют новых знаний и умений. Д.И. Менделеев писал: «Только тот учитель и будет плодотворно действовать на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». А это значит, что учитель должен постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Сегодня учить и воспитывать детей, наверно, сложнее, чем вчера: труднее стала жизнь, появилось много новой информации, стало много новой техники, изменилось отношение к некоторым прежним ценностям. И в этих условиях возрастает роль учителя.

Учить сегодня значит не просто передавать знания в готовом виде. Учитель должен так построить свою работу, чтобы ученику захотелось учиться, чтобы процесс познания стал неотъемлемой частью его жизни, чтобы ребенок научился ставить перед собой цель и находить пути ее достижения. Педагог должен вывести свой предмет за рамки урока, показать его место в жизни общества и научить детей применять полученные знания на практике.

Профессия учителя - удивительная профессия. Она позволяет педагогу каждый день совершать открытия вместе с новыми учениками, дает возможность учителю чувствовать себя молодым. Это одна из самых творческих профессий. Работа настоящего учителя не заканчивается со звонком с урока. То, что получают ученики в общении с ним, становится частью их личности.«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он совершенный учитель» - так писал Л.Н. Толстой .

Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему. Сейчас, когда за плечами опыт работы, я бы ответила на него так: ни с чем не сравнимая радость стоять у колыбели мысли и личности ученика, возможности видеть невидимое для многих - процесс взросления, становления человека. И я, учитель, не просто причастен к тайному тайных, от меня зависят и направление, и характер этого сложного и ответственного процесса.

За время учения и работы поняла: хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, передавая свои знания другим. Это залог успеха. Главное на уроке - вдохновение. У В.Даля нахожу: « Вдохновлять- воодушевлять, воспламенять, пробуждать духом и делать способным к высшим проявлениям духовных сил». Именно это качество, по - моему , является одним из главных качеств учителя. Я люблю школу, этот мир юности и надежд, где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Я верю в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день смотрят на меня. В.А.Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… И чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

Моя задача - помочь каждому ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие - свои способности, а может быть, и талант. И в этом поиске моя роль ведущая.

Меня часто спрашивают, не жалею ли я, что стала учителем. Нет!.. Я люблю свою работу, я люблю детей! Я благодарю судьбу за то, что на моем пути встретились такие педагоги, пример которых определил выбор моей профессии, коллеги, поддержку и понимание которых я ощущаю всегда.

Течет время. Что несет оно сегодняшним ученикам? Что ждет их на дороге жизни?

Изменился мир - изменились приоритеты. Надо идти вперед,

стремиться к преобразованиям, и тогда исподволь, медленно, но неуклонно

учитель и ученики найдут путь друг к другу и собственное место в жизни.

Дать радость тому, кто пришёл к нам научиться жить, любить,

чувство­вать, делать открытия. Дать радость.., Это как увидеть восход

солнца. Школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку, пока учитель в

ней будет не ползать, а. летать. Так ле­тите! Летите выше, учителя!

Уважаемые коллеги, свое пожелание вам хочу выразить словами Амонашвили: «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!»

Я желаю вам всегда спешить к детям, радоваться каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече с вами.

Счастье всегда рядом, нужно только суметь его увидеть, почувствовать и принять, а для всех кто хочет стать счастливым предлагаю рецепт счастья, он очень прост: «Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на пути».

На ум приходят слова Авиценны: «Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение». Я уверена, что я и мои юные ребята находимся лишь в начале этого многотрудного пути, который надеюсь, приведет нас к новым высотам.

Убеждена, что педагог - это не просто профессия, а образ жизни, потому, что нельзя выйти из класса и надеть маску безразличия и отстранения. Надо гореть не только на уроке, но и в общении с родителями и коллегами, гореть за свое дело, за свою школу, за свою семью и родину. Гореть для меня значит жить по принципу «Если не я, то кто!». Меня часто спрашивают: «Как ты все успеваешь?». А я по-другому не могу! Надо просто верить в то, что учитель - та "свеча", которая горит ярким и чистым пламенем, согревающим своим теплом ребятишек, а порой и их родителей, свеча, которая укажет правильный путь, и, снабдив багажом знаний, даст уверенность в своих силах. И главное, чтобы эта "свеча" горела всегда правильно: не обжигала, не коптила, не трещала и не разбрызгивала искры. Только увлеченный учитель в состоянии повести за собой детей в интересную страну открытий. Поверьте в это!

P.S.: А свеча никогда не сгорит, потому что ее тепло и свет останется в тех, с кем она поделилась своим богатством.






© 2010-2022