Сценарий часа мужества Письма, опленные войной

 В 70-й раз весь мир встречает День Победы над фашистами. Победа досталась ценой многих и многих жизней молодых парней и девчат. Пока мы помним об этом и вспоминаем погибших героев, помним о том, что они сделали для мирной жизни на Земле, они, ушедшие, будут знать, что их жертва не напрасна. Фронтовые письма и фотографии, которые вы увидите сегодня, собраны в течение 23 лет вашими родителями и другими учениками нашей  школы. Под руководством учителя истории Петраш Николая Антоновича,  учителя ге...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Письма, опаленные войной

Час мужества, посвященный 69-ой годовщине Победы

Предварительная подготовка:2 ведущих, ученица, 7 учеников, оформление сцены, изготовление треугольников-конвертов, в которых записываются письма фронтовиков, презентация «Фронтовые фото солдат » и «Письма с фронта», подборка военных песен.

Педагог-организатор: В 69 раз весь мир встречает День Победы над фашистами. Победа досталась ценой многих и многих жизней молодых парней и девчат. Пока мы помним об этом и вспоминаем погибших героев, помним о том, что они сделали для мирной жизни на Земле, они, ушедшие, будут знать, что их жертва не напрасна. Фронтовые письма и фотографии, которые вы увидите сегодня, собраны в течение 23 лет вашими родителями и другими учениками нашей школы. Под руководством учителя истории Петраш Николая Антоновича, учителя географии Нестеренко Николая Михайловича, учителей литературы Колесниковой Нины Дмитриевны и Чвановой Марии Андреевны по крупицам собирали сведения о солдатах, похороненных на сельских кладбищах, в братских могилах сел Орлиное, Родниковое, Гончарное. В дальнейшем весь найденный материал положил начало школьному музею боевой Славы, на экскурсии в котором вы уже были и пойдёте еще ни один раз.

Звучит первый куплет песни «Священная война»

Выходят вместе ведущие и 3 ученика, которые читают стихи и письмо.

1 ведущий. Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но остаются фронтовые письма! Кому из старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Их до сих пор хранят во многих семьях. Это завещания погибших героев живым!

2 ведущий. Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее! Это написанная кровью история войны. И своеобразие этой истории в том, что она проходит через сердце человека.

1 ведущий. Это история, написанная бойцами в окопах и землянках. Она символ и залог будущей победы, которую надо было добыть ценою жертв и длительной борьбы.

Ученика читают стихи.

1ученик:

Ты пройди по стране.

В каждом доме -

Либо в красном углу,

Либо в старом семейном альбоме

Ты увидишь портреты хозяев

В пилотках и в касках,

Ты увидишь мужчин

В гимнастерках солдатских.

Кто под Нарвой и Псковом,

А кто под Москвою сражался,

Кто увидел Победу,

А кто не дожил, не дождался…

Все они, эти люди,

Что с разных глядят фотографий -

Наши деды! Отцы! Это мы!

Это сплав боевых биографий!

2 ученик:

На дне окопного оврага добыл я гильзу из стены.

А в ней истлевшая бумага, письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем смочил графит карандаша

И с перемазанной губою писал, как думал, не спеша.

Вручал слова бумаге бренной, писал, склоняясь к фитилю.

…И вот слова сожрало время,

И лишь одно сквозит «люблю».

Одно осталось… Но упрямо

Горит сквозь всё, что в жизни есть!

…Что любит он?.. Отчизну? Маму?

Иль ту, которую…Бог весть…

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес во сне, сейчас.

1 ведущий: В каждом письме с фронта нет не только обреченности, нет и тени этого, а есть вера в близкую Победу, в счастливую жизнь после победы над врагом.

3-й ученик читает письмо А. Голикова, написанное на самодельном бумажном треугольнике.

«Милая Тонечка!

Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет жаркий бой. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаки…

Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но эти мечты не сбылись… Танк содрогается от вражеских ударов, снарядов нет, патроны на исходе…

У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет яркая, красочная и счастливая. За нее и умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она - могила-то?»

2 ведущий. Герой - танкист Александр Голиков и его товарищ Павел Абрамов погибли в этом бою 28 июля 1941 года. Их похоронили местные жители, а на могиле героев установлен обелиск.

1 ведущий. Воинов, погибших при освобождении Байдарской долины и умерших от ран в военном госпитале села Байдары (так называлось село Орлиное) тоже хоронили на сельских кладбищах в селах Байдарской долины. На братских могилах в сёлах Орлином, Гончарном, Родниковом стоят сейчас памятники солдатам и приносят цветы им благодарные потомки, а ученики ухаживают за могилами героев. Письма солдат, освобождавших Байдарскую долину, мы сейчас увидим на экране.

На экране слайды фронтовых писем, извещение о смерти и наградах солдат.

Выходят 3 ученика с письмами-треугольниками и читают письма

Мазы Бориса и Иванишкина Георгия.

31 июля 1943 год.

Здравствуй, мама!

Сегодня получил от тебя открыточку, немного она меня обеспокоила, потому что, судя по твоим словам, ты очень волнуешься. Но это лишнее, болен я был немного, а сейчас вполне здоров, чувствую себя отлично… а мои боевые товарищи передают тебе свой фронтовой привет и наилучшие пожелания…

Твой сын Борис.

Вот еще одно письмо Бориса

27 ноября 1943 года.

Привет с фронта!

«Здравствуй, дорогая мама!

…В одном из своих писем ты мне писала, что вырвался я из дома еще не оперившимся юнцом. Нет, дорогая мамочка! Сейчас вполне оперился, так что за меня не беспокойся.

«Наказ твой, дорогая, помню и буду помнить всю жизнь, а также строго выполнять.» Твой сын Борис.

Отрывок из письма Иванишкина Георгия Степановича.

25 апреля 1944год.

Привет с фронта с Крымских гор и из (следующее слово зачеркнуто военным цензором, присмотритесь - это слово Севастополь) дорогим родным от сына Георгия Степановича.

Дорогой отец! На сегодняшний день я жив и здоров, идут ожесточенные бои за последний кусок земли в Крыму. Враг сильно сопротивляется, в море прыгать не хочет, но ничего мы его заставим покупаться в черноморских водах.

Самочувствие мое хорошее, но больше вам ничего знать не нужно, жив и хорошо. Жив буду, повстречаемся. Ваш сын Георгий.

1 ведущий: Иванишкин Георгий Степанович погиб при освобождении Байдарской долины от фашистов и похоронен в селе Родниковое.

Маза Борис Михайлович был ранен при штурме Сапун горы и умер от ран в госпитале села Байдары, похоронен в братской могиле села Орлиное.

2 ведущий: «Пропал без вести…», «Пал смертью храбрых…», «ваш сын..», «ваш муж…», «ваш отец…». Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Не помню я его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманутый уют…

Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще письмом убьют.

1 ведущий: Некоторые матери получали за годы войны не по одной похоронке. Газета «Комсомольская правда» рассказала о семье Степановых. Письма с фронта приходили матери от семерых сыновей, которые в разное время ушли на фронт.

1-ый ученик в солдатской форме пишет письмо, а 2-ой ученик читает стихотворение:

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь малышку,

Немного лентяя, и вечно не в срок,

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно на первый урок.


1и 2 ученики по очереди читают письма для матери:

1 ученик: Александр Степанов пишет матери в ноябре 1942 года.

«Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у вас столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину.

Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье людей, за мир и счастье на земле».

2 ученик: Илья Степанов пишет матери из госпиталя, где лечился после тяжелого ранения в мае 1943 года:

«Живу я хорошо. Не беспокойтесь обо мне, мама. Нитки попались крепкие, и живот держится крепко. Правда, внутренний шов разошелся, но это не имеет большого значения. Да, скоро будем давать фрицам перцу».

1 ведущий: Александр Степанов погиб при форсировании Днепра. Иван и Василий Степановы были партизанами и погибли в Минской области. Илья Степанов погиб в битве на Курской дуге. Пал в бою за Родину Павел. Похоронен в Литве. Филипп раненым попал в плен и погиб в концлагере. С войны вернулся только один сын - Николай, да и то весь израненный. И вскоре умер. Все братья мечтали вернуться домой. Но дорога к нему вела через жестокую, кровавую войну. И они неустрашимо шли этой дорогой.

Звучит запись песни о матери (фоном). Выходит ученица.

1ведущий. А письма на фронт? Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали сердца солдат. В затишье между боями их читали и перечитывали, вспоминая своих родителей, жен, любимых…

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая,

В пылающий адрес войны.

Ученица читает отрывки писем из дома.

«Сынок, будь осторожнее…»

«Береги себя, любимый!..»

«Дорогой папа! Я очень скучаю по тебе. Когда ты вернешься домой?»

«Сынок, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись…»

1 ведущий. Наверное, каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его любят и ждут. В ответ фронтовики писали не столько про тяготы войны, сколько успокаивали близких, писали о вере в победу, писали о любви…

А еще в письмах были фотографии. Сейчас вы увидите фотографии из фронтовых писем солдат, освобождавших Севастополь от фашистов, возможно, многие фамилии вы слышали и знаете о подвигах этих героев.

Пишу тебе письмо из 45-го,

Взгляни на снимок, сверстник дорогой,

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ты посмотри, какой я молодой.

Спецкор газеты фронтовой нас высмотрел

И, щелкнув «лейкой», адрес взял с собой,

И мы опять ушли туда, где выстрелы,

Ты посмотри, какой я молодой…

Презентация слайдов «Фронтовые фотографии», песня «От героев былых времён…»

На фоне последнего кадра презентации все участники выходят на сцену.

2 ведущий: Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом нашей Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, отстоявших нашу свободу и мир.

Ученик читает стихотворение.

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

И она - спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле, на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам - все это, живые,

Нам - отрада одна,

Что не даром боролись,

Мы за Родину-мать,

Пусть не слышен наш голос -

Вы должны это знать.


Утренник заканчивается песней «День Победы».


© 2010-2022