Внеклассное мероприятие: Русь мастеровая

Тема: «Русь мастеровая». Цель: Используя нетрадиционные формы обучения познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, особенностями производства, художественной ценностью. Ø   Формировать ключевые компетенции: ремесло, народный промысел. Ø  Развивать интерес к прошлому, через  креативные способности детей. Ø  Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.                                                                              ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 17


Внеклассное мероприятие

«Русь мастеровая»

Внеклассное мероприятие: Русь мастеровая





Выполнила: Учитель географии высшей категории

Есина Татьяна Владимировна







Г. Иркутск

Тема: «Русь мастеровая».

Цель: Используя нетрадиционные формы обучения познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, особенностями производства, художественной ценностью.

  • Формировать ключевые компетенции: ремесло, народный промысел.

  • Развивать интерес к прошлому, через креативные способности детей.

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.

  • Воспитывать национальную гордость за русскую культуру, самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность. Оформление и оборудование:

  • русская печь, рушники, лапти, самовар, ухват, лоскутное одеяло;

  • звукозапись сказки «Колобок 2»

  • фигурки матрешек;

  • изделия фарфоровых заводов «Гжель»

  • изделия хохломы

  • физическая карта России, на которой прикреплены фишки с изображениями: (Матрешка, гжель, хохлома)

  • На классной доске (магнитная) - колобки, магниты, таблица состоящая из трех колонок ( каждая колонка имеет название мастерской «Гжелики», «Матрешки», «Хохломушки»

  • Мультимедийная презентация «Русь мастеровая»

  • На каждой парте кисточки, краски, стаканы с водой

  • Бонусы - бумажная фигурка матрешки

Учебный кабинет оформлен в стиле русской избы. Звучит песня «Кострома» гр. «Иван Купала», учащиеся рассаживаются.

Учитель одет в русский национальный костюм.

- Здравствуйте, друзья и подруженьки! Усаживайтесь, в избе тепло, целый день печку топлю, гостей поджидаю.
- Пришли подивиться, да к делу приобщится? (ответ детей)

- Молодцы!

*Диагностика психологического климата

(на классной доске прикреплены 4 колобка: один с печальным выражением, три с весёлым)

- А с каким настроением пришли? Я вас пока поджидала, колобков напекла, все получились румяные красивые, веселые, один только чего - то загрустил, а у вас хорошее настроение? Ответы детей.

Раз у всех хорошее настроение грустного колобка в печь посажу, пусть еще себе бока подрумянит.

*Знакомство с особенностями работы на занятии (за верные ответы учащиеся получают бонусы, совместно выполненное задание будет конечным образовательным продуктом)

- Ну, что ж, надо бы начинать.

У каждого государства есть свои символы культуры, свои народные промыслы, которыми занимаются в определенной части страны, это изготовление посуды, игрушек, свистулек, платков…

- А вы можете назвать свои ассоциации, когда слышите слово Россия, что можно назвать визитной карточкой России, это и части одежды, и блюда национальной кухни, и обувь, и другие предметы.

Дети перечисляют по цепочке (Валенки, лапти, блины, икра…) - за верный ответ бонус.

- Много знаете,

- Сейчас мы вам покажем и расскажем о красивейших изделиях наших мастеров и вы сами попробуете кое-что смастерить, у меня в избе настоящая выставка народных промыслов сегодня мы познакомимся только с тремя народными промыслами: матрешка, гжель, хохлома.

Начнем с матрешки. ( Ученица 8 класса одета в костюм русской матрешки)

Беседа с показом мультимедийной презентации и демонстрацией предметов.

Каждый человек приезжающий в Россию обязательно покупает на память сувениры, самым популярным является набор матрешек.

- А когда же появилась первая матрешка? Более 100 лет назад в одну из художественных мастерских под Москвой привезли из Японии игрушечного лысого старичка Фукуруму. Фигурка открывалась, в ней находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка всем понравилась, русские мастера решили сделать свою куклу из дерева.

Первая матрешка состояла из 8 фигурок, изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках. Покупателям эта игрушка очень понравилась, назвали ее Матрешкой (Матрена).

Демонстрация заготовки «Болванка», вытачивают из липы, березы, затем расписывают.

В книге рекордов Гиннеса самая маленькая матрешка имеет размеры с горошину, она открывается и внутри имеет еще несколько сестренок.

Гжель.( Ученица 8 класса в платье с гжелевым рисунком)

С древних времен в России лепили посуду. Особое место в гончарном деле занимает Гжель. Название промысла связано с районом в Подмосковье,где издавна почти все население деревень делало посуду: кувшины, молочники, масленки, чашки. Позднее посуду стали лепить из фарфора. Гжель можно узнать по рисунку, выполненном на белом фоне голубым кобальтом с золотыми отводками.

Много споров, почему называется промысел гжель. Видимо, это связано с технологией производства, чтобы посуда из глины была прочнее, ее обжигают в печи.« Жечь - гжель».

Хохлома.( Ученица 8 класса в сарафане с хохломским рисунком)

Гораздо раньше глиняной посуды на Руси пользовались деревянными чашками, ложками… Особенно любимы у нас в стране изделия Хохломы: простая по форме утварь радует глаз богатым узором.

Хохлома так называется потому, что в с. Хохлома на р. Волге проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Все предметы хохломы привлекают внимание своей яркостью и нарядностью. Чтобы добиться этого изделие проходит ряд операций. Выточенную или вырезанную из липы или березы заготовку покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и царапины, затем вновь покрывают маслом и высушивают. Затем поверхность натирают алюминиевым порошком и наносят роспись. Украшая предмет, художник никогда не повторяет узор, он всякий раз по - новому расписывает листья, цветы, придавая рисунку неповторимое своеобразие. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой и прокаливанием в печи при температуре +100 +120 грд.С.

Практическая часть:

Учитель: Сейчас представим себе, что мы находимся в русской избе и каждый из вас мастер. Создаем три мастерских(один ряд-мастерская) «Матрешки»,«Гжелики» «Хохломушки». В каждой мастерской работаем парами, нужно закончить элемент мозаики, из которого сложится изделие вашей мастерской (конечный продукт) Каждая мастерская получает кейс. В кейсе пять элементов, на парту кладется один элемент (элемент - заготовка: матрешка, блюдо, кувшин - нарисованы карандашом, затем разрезаны на равное количество парт в каждой бригаде)

Нужно расписать на бумаге элемент изделия, учитывая цвета промысла

В старину расписывая изделие, мастерицы пели песни, мастера рассказывали небылицы, детям рассказывали сказки. Много русских сказок со счастливым концом, а одна заканчивается грустно, главный герой этой сказки - колобок, может поэтому и у меня один колобок получился грустный, вы сей час будете расписывать свой элемент и слушать сказку, как только сказка закончится, вы работу завершаете, и один человек из пары идет к доске с готовым элементом и мы соберем мозаику каждой мастерской.

*Звучит магнитофонная запись сказки «Колобок - 2».

Автор сказки: «Колобок 2» Есин Александр, текст читает заслуженный артист России Вадим Дейнеко.

Допел Колобок песенку Лисе. Ухватила плутовка его за бок, а Колобок возьми да соскользни и давай деру, только его Лиса и видела. Покатился Колобок домой, к бабушке и дедушке. Катится Колобок по дорожке, на один бочок припадая. Вдруг навстречу ему Хомяк бежит, несет шеничные зерна в норку. Рассказал Колобок ему о своей беде, а Хомяк ему и говорит:

- Не печалься! Я твоей беде помогу. Идем со мной!

Добрели они до квартирки Хомяка, а там Хомячиха муку мелет. Попросил Колобок ее тесто приготовить, бочок полечить. Так и сделали.

И стал Колобок румянее прежнего.

Поблагодарил Колобок хозяев да в путь-дорогу отправился.

Добрался до дома Колобок, закатился в ворота. Видит - на крыльце дедушка с бабушкой сидят, горюют. Увидели Колобка, обрадовались.

Рассказал им Колобок о своих приключениях и поклялся:

- Никогда больше Вас не покину!

Так и стали они вместе жить - поживать да добра наживать.

Тут и сказочке конец, а кто слушал - МОЛОДЕЦ!

Рефлексия:

Прикрепляя выполненный элемент к доске ученик отгадывает загадку, или отвечает на вопрос, за правильный ответ бонус.

(На классной доске будут появляться результаты работы)

1. Внутри воды- огонь пылает, вода его не заливает (Самовар)

2.Русская женская крестьянская одежда, надеваемая поверх рубашки (Сарафан)

3.Головной убор бывает Павловский, Оренбургский (Платок)

4.Танец по кругу с пением, переплясом. Водят вокруг Ёлки (Хоровод)

5.Подарок на память о человеке, городе, стране, путешествии (Сувенир)

6.Большая распродажа товаров с развлечениями (Ярмарка)
7. Лиственное дерево, древесина которого идет на изготовление матрешек, хохломской посуды? (Липа).

8. Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

9. Назовите имя японского мудреца, прототип нашей матрешки?(Фукуруму)

10. Экологически чистая старинная обувь?(Лапти)

11.Перечислите гжелевые цвета.

Подведение итогов , выбор лучше мастерской ( по количеству бонусов и качеством росписи )

Литература. 1. Алексахин Н. Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. - М.: Народное образование, 1998. 2.ЛогиновВ.Н.Эта звонкая сказка-Гжель.-М.:Сварог,1994.3.ЛюбимовЛ.И. Искусство Древней Руси-М.:Просвещение,1981.





































© 2010-2022