Классный час Трудный путь прощения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»













Классный час


«Трудный путь прощения»





Подготовила и провела:

Зеленина Елена Алексеевна





Цели:

  • сформировать у обучающихся понятие о «прощении»;

  • способствовать формированию нравственных качеств личности:умения прощать и быть прощённым, стремления делать добро себе и другим людям;

  • подготовить обучающихся к ситуациям, когда можно и нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание.

Оформление:

  • презентация «Трудный путь прощения»;

  • сообщение «Прощение… Что это значит?»;

  • задания для выполнения проблемных ситуаций;

  • «Древо жизни»;

  • С. Погорельский стихотворение «Побил меня Гуляев Колька… »;

  • Э. Асадов стихотворение «Цветы прощения»;

  • стихотворение «Прости».

Ход классного часа


Любовь - единственный ответ

на любую нашу проблему,

и дорога к такому состоянию -

через прощение.

Прощение растворяет обиду.

Луиза Хей


1. Психологический настрой.

(на слайде2 рисунок обиженного человека)

Учитель:

- Ребята, каким, по вашему мнению, изображён ребёнок на этом слайде?

- А как вы понимаете слово обида?

Обидой называют такое состояние человека, которое возникает из-за того, что с ним поступили неправильно, несправедливо. Обида-это начало ссоры, скандала, ухода друзей. Она порождает гнев, злобу и даже болезнь.

Очень опасна она и тем, что может ожесточить человека, сделав его злобным на всех и на весь мир. Она зачастую не исчезает, а перерастает в месть, ненависть на долгое время. «Я тебе отомщу, я тебя ненавижу, я этого не забуду», - часто приходится слышать, наверное, каждому из нас.

Обижаются все - кто чаще, кто реже. И каждый из нас встречается с обидой уже в детстве. Переживают её и умный, и глупый, и взрослый, и ребёнок. (Слайд 3)Ребёнок всем своим видом показывает обиду: надувает щёки, хмурится, прекращает разговор, уходит, плачет, скрещивает руки на груди. Был такой случай и в нашем классе. Антон и Илья очень долго не общались, не дружили, не замечали друг друга. И совсем недавно мальчики пришли в класс со счастливыми лицами, радостно показав составленный при помощи Максима договор о перемирии.


(на слайде 4 фотография мирного договора)

2. Введение в тему.

Учитель:

- Есть ли среди нас еще дети, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста...

Мы, люди, так легко друг друга обижаем, а ещё легче сами обижаемся.

- Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся или

обижаем кого-либо.

Примерные ответы (Слайд 5):

  • гнев

  • раздражение

  • обида

  • боль

  • ярость

  • желание мстить

  • ненависть и др.

А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе?(Слайд 6)

А если тебе этот человек - брат или сестра, папа или мама?

Прослушайте стихотворение и подумайте, каким же образом можно избавиться от обид?(Слайд 7)

Чтец:

Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то, что понять.

Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.

Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Не сложное, очень простое:
«Прости», - и Бог тоже простит.

Учитель:

- Как же можно избавиться от обид? (попросить прощение)

- Ребята, о чём же мы будем говорить сегодня на классном часе?

Сформулируйте его тему?(Слайд8.Ответы детей)

Да,сегодня речь пойдёт об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств - о прощении обид, нанесённых друг другу. Хочу заострить ваше внимание на том, что предательство и обида - это разные вещи. Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно. Обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?

(Слайд 9.Читаю эпиграф)

- Что бы вы хотели услышать на сегодняшнем классном часе? Сформулируйте цели нашего занятия.

(Слайд 10.Ответы детей:

  • нужно ли прощать обидчика, будь он ровесник или взрослый;

  • не будет ли прощение унижением;

  • как быть великодушным, добрым)

Учитель:

Путь прощения труден. Я думаю, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня, и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям.

- Так, что же такое прощение? Давайте послушаем, что нам расскажетКатя Казакова. Ей было дано задание узнать об этом.

Ученик (Казакова Катя):

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова слово «простить» обозначает извинить, не ставить в вину.

В словаре В. Даля «простить» - значитизбавитьот греха, вины, долга; помиловать». ( Слайд11)
Известно, что процесс прощения проходит четыре фазы.

(Слайд12)


Фаза открытия.Когда человек находится в гневе, постояннодумает об обиде, сравнивает себя с обидчиком; осознаёт чувство вины, стыдится.

.
Фаза принятия решения.Когда человек отдаёт предпочтение прощениюи готов простить обидчика.


Фаза действий.Это тот период, когда человек пытается поставить себя на место обидчика, чтобы побывать в его «шкуре»; подавить чувство боли, антипатии к обидчику, найти аргументы для прощения.

Фаза результата - этопериод, когда на смену негативным чувствамприходят позитивные, угнетенное состояние души меняется на хорошее настроение, улучшается мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним.

Прощение- подарок самому себе, это наша защита, созданная Богом.

(слайд 13)

Знайте: глупые могут принять прощение за слабость, т.е. боятся простить из-за страха показаться слабым.

Помните: прощение признак нашей силы, а обижаются только слабые, которые думают, что человек, который причинил им боль, не получит заслуженного наказания.

(Слайд 14)Перед Великим постом, который бывает перед Пасхой, есть прощеное Воскресенье. На службе в храме читается Евангелие о том, что мы не сможем получить прощение наших грехов от Бога, если сами не будем прощать своих близких, не помиримся со всеми. Все православные просят друг у друга прощения. Иначе не примет Господь наших поклонов, молитв, призывов, если в сердце будут продолжать жить обиды, зло, недоброжелательность.

Чтоб Бог сумел тебя простить

За все грехи, судьбы Уроки

Сумей пред Ним ты честным быть

Не осуждай, не шли упрёки.

Прости того, кто впопыхах

Тебя обидел не по злобе,

Прости того, кто даже в снах

К тебе приходит и тревожит.

Прости родителей за то,

Что обижали, но любили

Прости детей, они твои,

Чего бы в жизни не творили.

Сумей простить своих врагов -

Они даны, как испытанье,

Прости друзей, коль не смогли

Понять тебя, в том наказанье.

Простив других, себя прости

За всё, что сделал не подумав

И все обиды отпусти,

Все обвинения обдумай.

Учитель:

Ребята, несомненно, неприятны любые ситуации, при которых обидели вас или вы кого-нибудь обидели. Но особенно страшно, когда эти неприятности происходят с самыми близкими людьми - членами вашей семьи.

Я предлагаю сейчас обсудить и разрешить примирением конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье. Будем работать в группах.



Ситуация 1.

Дочь поделилась с матерью тем, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде, но он на нее не обращает никакого внимания. Мать обещала об этом никому не рассказывать. Сама же поведала обо всем отцу, который начал подшучивать над дочерью и осуждать ее выбор. Брат же, поняв, в чем дело, обещал рассказать все этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала перечить отцу, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая атмосфера.

Каждая группа самостоятельно обсуждает данную ситуацию, пытается разрешить её. На слайде(Слайд 15) находятся вопросы, которые помогут вам справиться с поставленной задачей.


- Как разрешить сложившуюся ситуацию?

- Как начать разговор о прощении?

- Кто из членов семьи должен первым сделать шаг к примирению?

- Каким должен быть этот первый шаг?

(Заслушивается представитель каждой группы.В результате обсуждения участники приходят к выводу, что первым прощает тот, кто более милосерден, великодушен,).

- А все ли поступки можно простить?(Если мы видим, что человек раскаивается, мучается угрызениями, считает себя виновным)


Попробуем принять решение ещё в двух ситуациях: в одной - по отношению к недругу, в другой - к другу.

Ситуация 2.(Слайд 16)

Представьте себе, что Ваш обидчик оказался в критическомположении, например, провалился под лёд. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите?

1. Пройдете мимо.

2. Попытаетесь ему помочь.

Если вы пройдёте мимо, поднимите зелёную сигнальную карточку.

Если попытаетесь помочь, поднимите красную сигнальную карточку.

Учитель: обобщить итог.

Ситуация 3.(Слайд 17)

(Читает стихотворение Душечкин Андрей).

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я, молча, слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья

На теплоход один проситься:

Матросом - ты, матросом -я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но…

Задание: Каждый должен представить, что Колька Гуляев - твой друг. Он обидел тебя. Каким ты видишь финал стихотворения, выход из создавшейся ситуации? Можно ответить стихами, прозой, рисунком.

(звучит красивая, тихая, медленная музыка)

Учитель:Подведение итогов.

Андрей читает концовку стихотворения

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька - так несмело

Вошел с поникшей головой:-

Прости уж! Сердишься?.. Задело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

(С. Погорельский)

Вопрос.(Слайд 18) Как вы понимаете эти слова: если ты настоящий друг, научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

Вопрос домашнего задания.(Слайд 19)

Нужно ли прощать взрослым ситуации, где они не правы?

Давайте прочтём советы американского психолога Дейла Карнеги о том,как надо вести себя, если вас обидели.

(Слайд 20)

Правило 1: никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшими вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.

Правило 2:заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь - это то, что мы думаем о ней».

Правило 3: ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!

Правило 4: когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Правило 5: забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».

Игра «Человеческие чувства» (Слайд 21)

Ребята, на доске образ «Древа жизни». Это символ, олицетворяющий мирное произрастание всего живого на земле. Каким оно должно быть, вы ответите сами, участвуя в игре «Человеческие чувства» и прикрепляя к древу свои ответы.

Чувства:

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Ненависть

Обида

Зависть

Сердечность

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех

Перед вами список различных человеческих чувств (список на слайде21). Выберите из них те, что мешают вам прощать, и запишите их на желтых листочках, лежащих у вас на столе. Эти листочки вы поместите на землю около нашего древа. Выбросите эти чувства из своей души. Уничтожим злость и обиду вместе с ними!

А на зелёных листочках напишите слова, выражающие чувства, помогающие простить и попросить прощение, чтобы царил мир между вами. Ребята, подойдите к «Древу жизни». Прикрепите эти листочкик нему.

(ребята украшают древо)

Учитель:Видите, каким оно стало живым и красивым. На нём нет ни злости, ни обиды. Оно радует глаз и шлёт всем мир и согласие.

Вторя настроению, которое дарит нам «Древо жизни».прочтём советы, чтобы избежать ошибок в отношениях друг с другом.(Слайд 22)

Ребята, запомните!

1. Каждый может совершить ошибку.

2. Совершив ошибку, умей её признать.

3.Прости, и будешь прощён.

4. Прощенье уничтожает злобу и агрессию,

разъедает ненависть, спасает от одиночества.

5. Прости, и твоя душа будет светлее.

Учитель:

Завершить классный час хочется стихотворением Э. Асадова «Цветы прощения», которое прочтёт Шидерский Максим

ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах - лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

Учитель: Какая же сила помогает нам в таких ситуациях не потерять себя и успокоить вскипевшую бурю?

Кто-то называет ее великодушием, кто-то чувством справедливости, ответственности, честностью… как бы вы не называли эту силу, главное - ваше стремление воспитать ее в себе.

(Слайд 23)

Девиз нашего класса -ни шага назад, ни шага на месте, а только вперёд и только все вместе! Мне очень хочется, чтобы рисунок, который вы видите на слайде, стал эмблемой нашего класса, а слова, написанные на нём, стали продолжением девиза:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие вовсе не нужно!

Злобу и обиду прочь ты гони!

Рефлексия:(Слайд 24)

Продолжите предложение: Простить - это значит……….

(- перестать сердиться и винить другого человека;

-не упрекать человека за нанесённую обиду;

-не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придёт мириться итд.)

Заключительное слово учителя:(Слайд 25)

Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.

Я желаю вам мира, дружбы, умения прощать и просить прощения.

Хочу закончить наш классный час словами американского психолога Луизы Хей, звучавшими в начале занятия:

Любовь - единственный ответ

на любую нашу проблему,

и дорога к такому состоянию -

через прощение.

Прощение растворяет обиду.




Литература


  1. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/сост. В. П. Ватаман. - Волгоград: Учитель, 2009. - 175с.

  2. voskres-shkola.ucoz.ruВоскресные школы Шаховского благочиния Московской епархии.Классный час «Обида и прощение» Мухина З. И.


© 2010-2022