Программа деятельности по профилактике детского дорожного травматизма

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



У

Рассмотрена и принята

на заседании Педагогического совета

КГУ «Зуевская средняя школа»

от «__»_____________20__ г. Протокол №____



ТВЕРЖДАЮ

Директор КГУ «Зуевская средняя школа»

________________­­­__ Л.Е.Дроздова

«____»________________ 20 ____ г.

Программа деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.
Программа деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.







Программа деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.











Программа деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.





Сохранение жизни и здоровья детей - одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6).

Пояснительная записка

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Одной из проблем дорожно - транспортного травматизма является попадание детей в ДТП. При этом под детским дорожно-транспортным травматизмом (ДДТТ) понимается совокупность всех дорожно-транспортных происшествий за определенный промежуток времени, в которых получили телесные повреждения различной тяжести лица в возрасте до 16 лет. Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части вне установленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГАИ и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему травматизма детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.

Объекты деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:

- участники дорожного движения (воспитанники и учащиеся);

- педагоги образовательных учреждений;

- родители (не только как непосредственные участники дорожного движения, но и процесса воспитания детей);

- представители ГАИ;

- средства массовой информации.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ программы:

создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.

Задачи:

- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;

- формирование практических умений пешеходов;

- формирование культуры участника дорожного движения;

- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;

- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

- поддержка у родителей обучающихся устойчивого интереса к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

Сроки реализации программы

2012-2013 учебный год (один год)


составители

Дроздова И.В.


Нормативно-правовое обеспечение программы

1. Конституция РК.

2. Закон РК «Об образовании».

3. Конвенция «О правах ребенка».

4. Правила дорожного движения (ПДД).

5. Устав образовательного учреждения.

6. Учебный план.

7. Учебные программы.

Научно-методическое обеспечение

1. Государственный образовательный стандарт.

2. Учебный план школы.

3. Учебные программы.

4. Планы воспитательной работы.

5. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД.


Основные направления деятельности

«по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

с педагогами: информационно-­практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;

детьми: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация, учебно-тренировочные комплексные занятия, беседы, выставки, тематическая неделя по правилам дорожного движения, чтение художественной литературы, участие в акциях, изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры;

родителями: родительский всеобуч (занятия для родителей с участием сотрудников отдела ГАИ), родительские собрания с приглашением инспектора ГАИ, сотворчество родителей и воспитателей, межсемейные проекты, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно­транспортного травматизма, совместное составление фото­ и видеоматериалов.

Кадровая комплектация и организация деятельности по реализации программы

Программа деятельности по профилактике детского дорожного травматизма.

Осуществляет общее руководство реализацией данной программы (в соответствии с планом мониторинга) - заместитель директора, отвечающий за работу по профилактике ДДТП.

Классный руководитель выполняет следующие функции:

- Планирование и организация учебно- воспитательного процесса.

- Ведение занятий по ПДД.

- Подготовка и проведение праздников по данному направлению.

-Проведение родительских собраний по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

- Координация воспитательной работы и деятельности учащихся.

- Отслеживание положительной динамики по реализации программы.

- Привлечение родителей к организации работы по данному направлению (использование возможностей).

- Ведение необходимой документации.


План

основных мероприятий по предупреждению детского

дорожно-транспортного ТРАВМАТИЗМА НА 2012-2013 уч.год


Направление деятельности

Содержание деятельности


Сроки реализации

Ответственные

Учебна деятельность

Проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ПДД

В течение учебного года

Классные руководители.

Проведение учебных экскурсий

В течение учебного года, по планам учителей


Показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ

В течение учебного года

Классные руководители.







Внеурочная деятельность

Конкурс творческих работ школьников

на тему "Дорога и мы"


Учителя ИЗО,

Классные руководители

Пятиминутки по ПДД в начальной школе


Классные руководители начальных классов

Смотр-конкурс рисунков «Дорожная азбука»


Классные руководители начальных классов

«Неделя безопасности дорожного движения»

январь

Зам.директора по ВР, социальный педагог, классные руководители.

Изготовление полиграфической продукции

по предупреждению ДДТТ для размещения в общественных местах.

В течение учебного года

Учителя ИЗО, информатики.

Классные руководители

Разработка и выпуск памяток "Внимание - дети!"; для детей-велосипедистов, о соблюдении безопасности дорожного движения пешеходов при движении в темное время суток

В течение учебного года

Учителя ИЗО, информатики.

Классные руководители

Внутришкольные соревнования «ЮИД» на лучшее знание правил дорожного движения, подготовить команду для участия в районном туре соревнований.

Апрель-май

Зам.директора по ВР

Участие в районных соревнованиях "ЮИД"

Май

Зам.директора по ВР

Конкурсы и викторины по ПДД

в летних пришкольных оздоровительных лагерях

Июнь-август

Воспитатели лагеря

Безопасный маршрут до школы.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Создание и работа отряда юных инспекторов движения

В течение учебного года


Участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"

В теч. года

Зам.директора по ВР

Работа с родителями



Родительские собрания на темы:

"Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется самостоятельное движение в школу и обратно".


Классные руководители,

инспекторы ГАИ

Родительские собрания на темы:

- "Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге";


Классные руководители,

инспекторы ГАИ

Классные часы и беседы с родителями на родительских собраниях «Снова в школу», «Осенние каникулы», «Зимние каникулы», «Летние каникулы»


Классные руководители,


обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета


Классные руководители,

родительский комитет класса, школы.

проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.


Классные руководители.

Методическое

семинары-занятия с учителями школы ведущими работу с детьми и подростками


Соц.педагог, сотрудники ГАИ, инспектор ГАИ

Семинар с учителями начальных классов и классными руководителями о формах внеклассной работы по профилактике детского травматизма.

сентябрь

Зам.директора по ВР.

Комплектование библиотек литературой по ПДД



Организация оформления кабинетов по ПДД



Отчеты классных руководителей на совещаниях при директоре о проведенных профилактических мероприятиях







Контрольное направление.



Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа - дом»;

проведение диагностических работ по теории ПДД;

анализ сводок ГАИ по случаям ДДТТ).

Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы.

Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД


Ожидаемые результаты



Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Сокращение количества ДТП с участием обучающихся ОУ.

Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)


Планирование по изучению правил дорожного движения.


1-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие «Мы идём в школу».

1

2

Село, где мы живём. Наша улица.

1

3

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

4

Общие правила перехода улиц и дорог.

1

5

Сигналы (жесты) регулировщика.

1

6

Дорожные знаки.

1

7

Где можно играть?

1

8

Мы - пассажиры.

1

9

А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал?

1

10

Обобщающее занятие.

1


2-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

Вводное занятие. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

1

Элементы улиц и дорог.

1

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

Правила перехода улиц и дорог.

1

Регулирование дорожного движения.

1

Дорожные знаки.

1

Обязанности пассажиров.

1

Обязанности пешеходов

1

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

1

Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

1

3-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»

1

2.

Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств.

1

3.

Правила дорожного движения.

1

4.

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1

5.

Организация движения, технические средства регулирования движения.

1

6.

Светофорное регулирование.

1

7.

Дорожные знаки.

1

8.

Железная дорога.

1

9.

Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД?»

1

10.

Итоговое занятие.

1

4-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?»

1

2.

Отряды юных инспекторов движения

1

3.

История автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

1

4.

Сигналы светофора и регулировщика.

1

5.

Предупредительные сигналы транспортных средств.

1

6.

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

1

7.

Дорожная разметка и её предназначение.

1

8.

Общие требования к водителям велосипедов.

1

9.

ГАИ и ДПС.

1

10.

Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах.

1

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

1-4-х классов.


Знать:

  • основные термины и понятия;

  • общие положения Правил дорожного движения;

  • правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;

  • правила посадки и высадки из общественного транспорта;

  • правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

5-й класс

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог.

1

2.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

3.

Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

1

4.

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

1

5.

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

1

6.

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

1

7.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1

8.

Транспортные средства и дорожное движение.

1

9.

Правила езды на велосипеде.

1

10.

Итоговое занятие. Игра «Весёлый перекрёсток».

1

6-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

1.

2.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.

1.

3.

Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

1.

4.

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1.

5.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1.

6.

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

1.

7.

Труд водителя.

1.

8.

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

1.

9.

Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1.

10.

Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД.

1.

7-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

1.

Россия - страна автомобилей.

1

2.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

1

3.

Дорожные знаки.

1

4.

На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1

5.

Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

1

6.

Правила поведения при ДТП.Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

1

7.

Роллинг.

1

8.

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1

9.

Железная дорога.

1

10.

ГИБДД. Ответственность за нарушения правил дорожного движения.

1

8-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

1.

Правила движения - закон улиц и дорог.

1

2.

Дорожная азбука.

1

3.

Регулирование движения транспортных средств.

1

4.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

5.

Транспортные средства на улицах и дорогах

1

6.

Правила пользования пассажирским транспортом.

1

7.

Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.

1

8.

Проезд железнодорожных переездов.

1

9.

Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

1

10.

Итоговое занятие.

1

9-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Мы - пешеходы.

1

2.

Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.

1

3.

Причины несчастий, происходящих с пешеходами .

1

4.

Опасные ситуации по вине водителей.

1

5.

Опасные ситуации по вине пешеходов.

1

6.

Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

1

7.

Внимание: пешеходы.

1

8.

Шагаем по дороге.

1

9.

Наш друг светофор светит не только нам

1

10.

Итоговое занятие. Тест.

1

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

5-9 классов.


Знать:

  • правила дорожного движения;

  • группы знаков и их назначение, место установки;

  • назначение дорожной разметки и её виды;

  • правила безопасного поведения на улице, на дороге;

  • правила пользования общественным и личным транспортом;

Уметь:

  • самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • применять знания правил дорожного движения на практике.

10-й класс


Темы занятий

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Роль автомобильного транспорта в экономике города.

1

2.

Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов.

1

3.

Дорожные знаки : - предупреждающие знаки ; -знаки приоритета ; - запрещающие знаки ; - предписывающие знаки ; - знаки особых предписаний ; - информационные знаки ; - знаки дополнительной информации (таблички)

1

4.

Причины ДДТТ. Мероприятия, проводимые по их предупреждению.

1

5.

Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор безопасных маршрутов.

1

6.

Первая медицинская помощь при ДТП.

1

7.

На загородной дороге.

1

8.

Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте.

1

9.

Правила перевозки пассажиров.

1

10.

Итоговое занятие.

1

11-й класс


№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Основные понятия и термины


1

2.

Перекрёстки и их виды. Правила поведения на перекрестках.


1

3.

Дорожные знаки и их группы.


1

4.

Правила пользования общественным транспортом . Культура поведения.


1

5.

Опознавательные знаки транспортных средств.


1

6.

Применение специальных сигналов.


1

7.

Правила пользования железнодорожным транспортом. Железнодорожный переезд.


1

8.

ДТП. Их причины и последствия.


1

9.

Оказание первой медицинской помощи.


1

10.

Культура транспортного поведения.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся

10-11 классов.


Знать:

  • правила дорожного движения;

  • правила поведения на улицах и дорогах;

  • основы первой медицинской помощи.

Уметь:

  • применять свои знания правил дорожного движения на практике;

  • оказать первую медицинскую доврачебную помощь.

































Приложение 1


Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице


Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.

Название мероприятия

сроки

Класс,возраст


1

Детский творческий конкурс «Добрая дорога детства»

Январь-апрель

1-11

2

Конкурс агитбригад ЮИД «Светофор»

Февраль-март

1-11

3

Смотр-конкурс «Светофорчик»

Январь-декабрь

1-4

4

Соревнования «ЮИД»

Март-май

10-12 лет

5

Декадник «Каникулы»

В течение года

Все возр.группы

6

День безопасности

В течение года

Все возр.группы

7

Операция «Внимание-дети!»

Август-сентябрь, май- июнь

Все возр.группы

8

Игры на развитие внимательности, умения ориентироваться в окружающей обстановке, реакции, координации движений.

В течение года

Все возр.группы

9.

Конкурс рисунков «Наш друг - Светофор»

В течение года

1-4



Работа с родителями


Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - работа с родителями. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде - основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями. Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность). Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГАИ и привести конкретные примеры ДТП с детьми района, разбирая вместе с родителями их причины. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

мероприятий для родителей


Тема

Форма занятий

Методы обучения

1.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Родительское собрание

Лекция

2.

Типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

3.

Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

4.

Как влияет на безопасность детей поведение родителей.

1. Родительское собрание.

Беседа

5.

Профилактическая работа по предупреждению ДТП в каникулярное время (некоторые климатические особенности сезона, дорожная обстановка, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на учащихся, возможные опасные ситуации с детьми)

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

6.

Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении учащихся безопасному и правопослушному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

7.

Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

8.

Изучение обязанностей пешеходов

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

9.

Изучение обязанностей пассажиров.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

10.

Разработка и выпуск памяток для первоклассников

1. Работа творческой группы родителей.


Приложение2

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 1992.

  2. Постановление правительства РК«О безопасности дорожного движения» от 25.11.1997 года 1650. Введены в действие с 01.01.1998

  3. Правила дорожного движения РК. Утверждены Постановление правительства Республики Казахстан от 26.01. 2009 года №47.

  4. «Методические рекомендации» по организации работы юных инспекторов
    движения в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2001 .

  5. Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое пособие
    для тех, кто работает с детьми. Выпуск З: М.:

  6. Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М., 2000

  7. Воспитание личности в коллективе/ М.:Центр«Педагогический поиск»

  8. Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000

  9. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

  10. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М: «ВАКО», 2006 - 224 с.

  11. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. - Москва -1988.



МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ







© 2010-2022