Классный час. Дети войны

Памяти юных, мальчиков и девочек всех стран мира, тех, кто боролся и умирал за Свободу, Революцию и Счастье людей, посвящается день 8 февраля. Война … Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть. Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает – и уничтожает. Ради чего? По какому праву. 1.      22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда ми...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЮНЫЕ ГЕРОИ « СОРОКОВЫХ, ПОРОХОВЫХ »

Цель:

  • расширить знания учащихся об участии детей в Великой Отечественной войне;

  • воспитание силы духа, любви к Родине, уважения к героическим традициям, преклонение перед великими подвигами народа;

  • совершенствовать навыки коллективной деятельности.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

Подготовительная работа:

Заранее классу объявляется тема предстоящего мероприятия. Дается конкретное задание ( инсценировать рассказ, прочитать стихотворение, спеть песню) согласно сценарию.

Оформление зала:

На сцене лозунг: « Никто не забыт, ничто не забыто». В помещении, где проходит утренник, развешаны портреты пионеров-героев. Около портретов и на сцене цветы.

Сценарий проведения:

Когда все собрались в зале, включается проигрыватель и звучит песня «Орленок». На сцену поднимаются ведущие.

1-й ведущий. Памяти юных, мальчиков и девочек всех стран мира, тех, кто боролся и умирал за Свободу, Революцию и Счастье людей, посвящается день 8 февраля.

2-й ведущий. Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие им дали общее имя: орлята. Орлята - это значит отважные, смелые.

Звучит мелодия песни « Священная война». Ведущие уходят . Появляются чтецы.


  1. Война … Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть.


  1. Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и уничтожает. Ради чего? По какому праву?


  1. 22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда миллионы жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы … Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то далеко, в прошлое, перед зловещим словом ВОЙНА.


  1. Самая короткая ночь России,

Ночь мужества, воли, бесстрашия.

Вражьих орудий стволы голые.

Армия фашистов, замершая перед маршем.

И не было в мире темнее и короче

Этой тяжелой июньской ночи.


  1. Да, не ожидали. Да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, прошивалась автоматическими очередями. Начался отсчет 1418 кровавых дней Великой Отечественной.

( Поют песню «Священная война».)


  1. (Под затихающую мелодию «Священной войны».) Страна поднялась. Встали все, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали свой возраст. И уходили, чтобы не вернуться. Весь школьный выпуск 41 года не вернулся с фронта…

Инсценировка по рассказу К. Федина « Мальчик из Семлева».

В зале, во втором ряду, сидит Мальчик в военной форме. На сцену выходят Рассказчик и Друг, садятся за стол. )

Рассказчик. Шел литературный вечер в Доме Красной армии в Москве. Из-за стола я вглядывался в ряды слушателей, затихших в торжественном и старомодном зале. Аудитория состояла из командиров, прибывших с фронта. Огоньки в их глазах, казалось, отсвечивали опытом сражений, а сжатые рты как будто старались не выдать горечи, которой наполнен народ на войне. Вдруг, где-то во втором ряду, среди суровых и взрослых людей я увидел детское лицо, выделявшееся нежностью красок и блеском чистых широких глаз. ( Другу ) Смотри. (Указывает в зал.) Смотри во второй ряд, какой там воин.

Рассказчик и Друг пристально смотрят на Мальчика. Через 1-2 минуты кто-то из зала передает записку.

Рассказчик. ( Негромко читает записку. ) Мальчик, на которого вы указали, участвовал во многих делах партизанских отрядов и регулярных частей, дважды представлен к правительственной награде, привел десять «языков».

Друг. (Берет у Рассказчика записку, читает.) Мальчик, на которого вы указали, участвовал во многих делах партизанских отрядов и регулярных частей, дважды представлен к правительственной награде, привел десять «языков».

Рассказчик берет у Друга записку, вертит в руках.

Рассказчик ( читает медленно): … Дважды представлен к правительственной награде, привел десять «языков»… Надо с ним поговорить.

Друг. Как только кончится вечер, мы попросим разыскать в публике Мальчика в военной форме и привести к нам.

Из-за кулис выходит Лейтенант.

Лейтенант . Разрешите ввести?

Рассказчик и Друг (удивленно переглядываются): Пожалуйста!

Лейтенант уходит, возвращается из-за кулис вместе с Мальчиком в военной форме. Мальчик щелкает каблуками сапог, вытягивается по стойке «смирно», смотрит на Рассказчика и Друга.

Друг: Давно ли в армии?

Мальчик: Вот как сошел снег.

Друг: А зимой?

Мальчик: Был у партизан.

Друг: В каких же местах?

Мальчик молчит, затем оборачивается к лейтенанту.

Мальчик (серьезно). Места лесные.

Рассказчик: Смоленские, что ли, леса-то.

Мальчик: ( смотрит на Лейтенанта, смеется, опустив голову ): Смоленские.

Рассказчик: Сколько же тебе лет?

Мальчик: Четырнадцать, пятнадцать.

Рассказчик: (удивленно): Ого, а с виду ты года на два моложе. А откуда ты родом?

Мальчик: Из Семлева.

Рассказчик: ( радостно ): Вон что! Знаю, знаю Семлево - по обе стороны железной дороги станция и село, и совсем рядом леса.

Мальчик: ( радостно, улыбаясь): Лес - так вот, подать рукой.

Рассказчик: Где же твой отец?

Мальчик: В Красной армии.

Рассказчик: А мать?

Мальчик: Мать? Не знаю. Говорили, ушла в лес.

Рассказчик: А что про тебя рассказывают, будто ты от немцев «языков» приводил?

Мальчик: Приводил.

Рассказчик: Это когда партизаном был или в армии.

Мальчик: И у партизан, и в армии.

Рассказчик: Сколько же всего привел?

Мальчик: В общем десять.

Рассказчик: ( удивленно ). Десять немцев? Ишь ты какой! Что же, поодиночке доставлял или как?

Мальчик: (улыбается, оборачивается к Лейтенанту, говорит, растягивая слова): Когда как, то по одному, а то по двое.

Рассказчик: ( удивленно ):Как, и двоих приводил?

Рассказчик и Друг молча с удивлением смотрят на Мальчика.

Мальчик: ( с любопытством ): Вот вы сегодня читали рассказ : это правда, или вы это придумываете?

Рассказчик: Зачем придумывать? Правда, интереснее всякой выдумки.

1-й ведущий. Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли « из детства »в грязную теплушку, в эшелоны пехоты, в санитарный взвод».

( Звучит фонограмма песни Б.Окуджавы « До свидания, мальчики!».)

2-й ведущий. Они хотели вернуться в теплые хаты, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но … бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу.

Что же толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Особая высокая настроенность душ, ведь шла освободительная война, а это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа: бескорыстия, самоотверженности и героизма.

Исполняется песня о маленьком трубаче.

1-й ведущий. Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысяча матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники - весточки от дорогих их сердцу детей. И до самой смерти своей не верили в их гибель. Надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

( Звучит фонограмма песни « Ох, туманы, мои растуманы».)

2-й ведущий. Партизанская война шла на всей территории, оккупированной врагом. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девчонки и мальчишки. Даже самые юные подпольщики предпочитали смерть предательству.

Инсценировка « Из воспоминаний Дзафи Гасановой.

Автор: Во время аккупации селения Чикола, я осталась здесь со своими детьми Ханафи и Омарби. Ханафи было 13 лет, Омарби - 12. Старшие два сына были в рядах Красной Армии. Оба они били фашистов и не вернулись с поля боя. Мои младшие учились в школе.

( Далее слова автора сопровождаются действиями на сцене. На сцене стол. Мать накрывает стол к ужину. )

Однажды вечером позвала мальчиков к столу ужинать. Младший сел за стол, подвинул к себе тарелку с супом из фасоли. Я подметала пол. На столе тускло светила керосиновая лампа. Ханафи продолжал сидеть у печки и в исступлении смотреть на огонь. На столе стыл налитый ему суп.

( Мать подходит к сыну, поглаживает его по голове.)

  • Ханафи, сынок, почему не ужинаешь?

Ханафи помолчал, а потом серьезно ответил.

  • Мама, вечером, когда я колол дрова, к соседу пришли немцы. Через щель в заборе я увидел, как они избивали и издевались над Бола. Как я ненавижу этих фрицев, мама. Я буду мстить им за невинно пролитую кровь, за те муки которые из-за них приходится терпеть старикам, женщинам, детям. Я буду убивать их.

Через несколько дней я узнала страшную весть.

  • Мама, наш Ханафи убил фашиста из винтовки, а сам убежал к партизанам.

  • О, горе мое горе, мой черный день….

Я рыдала, теряла рассудок, не знала что делать. Пришли гитлеровцы и арестовали меня и Омарби. Омарби долго пытали, пытаясь узнать от него где находится Ханафи. Мой бедный мальчик мужественно перенес пытки и не сказал ничего.

Узнав об аресте родных, Ханафи сам явился в немецкую комендатуру.

  • Это я убил немцев из винтовки, отпустите мою маму и брата. Они не виноваты.

Бедный мой мальчик. Как он ошибся, думая, что немцы отпустят мать и брата. Нас поместили в одну комнату, а утром на рассвете посадили в закрытую машину и повезли в сторону Кабарды. Через некоторое время мне приказали сойти с машины. Напрасно , стоя на коленях, умоляла я извергов сжалиться над детьми, взять меня и отпустить детей. Меня безжалостно оттолкнули. Этих звероподобных людей не тронуло материнское горе.

Детей увезли в сторону Лескена. Там их в лесу и расстреляли….

Им не встать из-под елей густых,

Из-под каменных плит не подняться,

Пионеры - и тысячи их,

Что умели бесстрашно сражаться.

Кто-то в танк бросил связку гранат,

Кто-то шел с атакующим строем.

Барабанщик, разведчик, трубач -

Им знаком смерч военного дыма.

Их пытал, их казнил

Бухенвальдский палач,

Их сжигали в печах Освенцима.

Исполнение песни « Женька ».

1-й ведущий. А маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрагания.

2-й ведущий .Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время.

1

-ведущий. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своем времени.

( Звучит траурная музыка. Выходят чтецы. )


  1. Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка-ленинградка

Потрясает твой Дневник.

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.


  1. Ленинград в тисках блокады,

У ворот лютует враг.

Рвутся бомбы и снаряды,

Дует стужа, давит мрак.

От коптилки не согреться,

И ни крошки, ни глотка,

И выводит кровью сердце

На страницах дневника:


  1. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.


  1. Смолк зловещий гром орудий,

Пронеслась войны гроза,

Но все также память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянется березка,

Пробивается трава.

А на скорбном Пискаревском

Обожгут сердца слова:


  1. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.


  1. У планеты нашей сердце

Бьется гулко, как набат.

Не забудет мир Освенцим,

Не забудет Ленинград.

Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в Дневник,

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:


  1. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.


  1. Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокированного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 года. Она угасала, как жертва страшной войны.

1-й ведущий. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть.

2-й ведущий. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями , такими , что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить.

1-ведущий. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.


Исполняется песня В.Егорова «Облака»


  1. По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.


  1. По рассказам и книжкам я вижу войну,

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.


  1. По рассказам и книжкам я слышу войну.

Слышу грохот орудий и раненных крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.


  1. Я не знаю войны. Да зачем это мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Понаслышке лишь знали бы о войне.

Все вместе исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»


Литература


  1. Журнал «Читаем, учимся, играем». 4 / 2003г

  2. Затейник. Москва. «Молодая гвардия». 1977г

  3. 50 сценариев классных часов. Москва. 2002г


© 2010-2022