- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час. Дети войны
Классный час. Дети войны
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бараева Н.М. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЮНЫЕ ГЕРОИ « СОРОКОВЫХ, ПОРОХОВЫХ »
Цель:
-
расширить знания учащихся об участии детей в Великой Отечественной войне;
-
воспитание силы духа, любви к Родине, уважения к героическим традициям, преклонение перед великими подвигами народа;
-
совершенствовать навыки коллективной деятельности.
Форма: литературно-музыкальная композиция.
Подготовительная работа:
Заранее классу объявляется тема предстоящего мероприятия. Дается конкретное задание ( инсценировать рассказ, прочитать стихотворение, спеть песню) согласно сценарию.
Оформление зала:
На сцене лозунг: « Никто не забыт, ничто не забыто». В помещении, где проходит утренник, развешаны портреты пионеров-героев. Около портретов и на сцене цветы.
Сценарий проведения:
Когда все собрались в зале, включается проигрыватель и звучит песня «Орленок». На сцену поднимаются ведущие.
1-й ведущий. Памяти юных, мальчиков и девочек всех стран мира, тех, кто боролся и умирал за Свободу, Революцию и Счастье людей, посвящается день 8 февраля.
2-й ведущий. Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие им дали общее имя: орлята. Орлята - это значит отважные, смелые.
Звучит мелодия песни « Священная война». Ведущие уходят . Появляются чтецы.
-
Война … Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть.
-
Задумайтесь! Как это страшно - один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает - и уничтожает. Ради чего? По какому праву?
-
22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда миллионы жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы … Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то далеко, в прошлое, перед зловещим словом ВОЙНА.
-
Самая короткая ночь России,
Ночь мужества, воли, бесстрашия.
Вражьих орудий стволы голые.
Армия фашистов, замершая перед маршем.
И не было в мире темнее и короче
Этой тяжелой июньской ночи.
-
Да, не ожидали. Да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, прошивалась автоматическими очередями. Начался отсчет 1418 кровавых дней Великой Отечественной.
( Поют песню «Священная война».)
-
(Под затихающую мелодию «Священной войны».) Страна поднялась. Встали все, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали свой возраст. И уходили, чтобы не вернуться. Весь школьный выпуск 41 года не вернулся с фронта…
Инсценировка по рассказу К. Федина « Мальчик из Семлева».
В зале, во втором ряду, сидит Мальчик в военной форме. На сцену выходят Рассказчик и Друг, садятся за стол. )
Рассказчик. Шел литературный вечер в Доме Красной армии в Москве. Из-за стола я вглядывался в ряды слушателей, затихших в торжественном и старомодном зале. Аудитория состояла из командиров, прибывших с фронта. Огоньки в их глазах, казалось, отсвечивали опытом сражений, а сжатые рты как будто старались не выдать горечи, которой наполнен народ на войне. Вдруг, где-то во втором ряду, среди суровых и взрослых людей я увидел детское лицо, выделявшееся нежностью красок и блеском чистых широких глаз. ( Другу ) Смотри. (Указывает в зал.) Смотри во второй ряд, какой там воин.
Рассказчик и Друг пристально смотрят на Мальчика. Через 1-2 минуты кто-то из зала передает записку.
Рассказчик. ( Негромко читает записку. ) Мальчик, на которого вы указали, участвовал во многих делах партизанских отрядов и регулярных частей, дважды представлен к правительственной награде, привел десять «языков».
Друг. (Берет у Рассказчика записку, читает.) Мальчик, на которого вы указали, участвовал во многих делах партизанских отрядов и регулярных частей, дважды представлен к правительственной награде, привел десять «языков».
Рассказчик берет у Друга записку, вертит в руках.
Рассказчик ( читает медленно): … Дважды представлен к правительственной награде, привел десять «языков»… Надо с ним поговорить.
Друг. Как только кончится вечер, мы попросим разыскать в публике Мальчика в военной форме и привести к нам.
Из-за кулис выходит Лейтенант.
Лейтенант . Разрешите ввести?
Рассказчик и Друг (удивленно переглядываются): Пожалуйста!
Лейтенант уходит, возвращается из-за кулис вместе с Мальчиком в военной форме. Мальчик щелкает каблуками сапог, вытягивается по стойке «смирно», смотрит на Рассказчика и Друга.
Друг: Давно ли в армии?
Мальчик: Вот как сошел снег.
Друг: А зимой?
Мальчик: Был у партизан.
Друг: В каких же местах?
Мальчик молчит, затем оборачивается к лейтенанту.
Мальчик (серьезно). Места лесные.
Рассказчик: Смоленские, что ли, леса-то.
Мальчик: ( смотрит на Лейтенанта, смеется, опустив голову ): Смоленские.
Рассказчик: Сколько же тебе лет?
Мальчик: Четырнадцать, пятнадцать.
Рассказчик: (удивленно): Ого, а с виду ты года на два моложе. А откуда ты родом?
Мальчик: Из Семлева.
Рассказчик: ( радостно ): Вон что! Знаю, знаю Семлево - по обе стороны железной дороги станция и село, и совсем рядом леса.
Мальчик: ( радостно, улыбаясь): Лес - так вот, подать рукой.
Рассказчик: Где же твой отец?
Мальчик: В Красной армии.
Рассказчик: А мать?
Мальчик: Мать? Не знаю. Говорили, ушла в лес.
Рассказчик: А что про тебя рассказывают, будто ты от немцев «языков» приводил?
Мальчик: Приводил.
Рассказчик: Это когда партизаном был или в армии.
Мальчик: И у партизан, и в армии.
Рассказчик: Сколько же всего привел?
Мальчик: В общем десять.
Рассказчик: ( удивленно ). Десять немцев? Ишь ты какой! Что же, поодиночке доставлял или как?
Мальчик: (улыбается, оборачивается к Лейтенанту, говорит, растягивая слова): Когда как, то по одному, а то по двое.
Рассказчик: ( удивленно ):Как, и двоих приводил?
Рассказчик и Друг молча с удивлением смотрят на Мальчика.
Мальчик: ( с любопытством ): Вот вы сегодня читали рассказ : это правда, или вы это придумываете?
Рассказчик: Зачем придумывать? Правда, интереснее всякой выдумки.
1-й ведущий. Грозный сорок первый… Как он изменил людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли « из детства »в грязную теплушку, в эшелоны пехоты, в санитарный взвод».
( Звучит фонограмма песни Б.Окуджавы « До свидания, мальчики!».)
2-й ведущий. Они хотели вернуться в теплые хаты, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но … бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть с петлей на шее во вражеском тылу.
Что же толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Особая высокая настроенность душ, ведь шла освободительная война, а это не только смерть, кровь и страдания. Это еще и гигантские взлеты человеческого духа: бескорыстия, самоотверженности и героизма.
Исполняется песня о маленьком трубаче.
1-й ведущий. Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысяча матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники - весточки от дорогих их сердцу детей. И до самой смерти своей не верили в их гибель. Надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.
( Звучит фонограмма песни « Ох, туманы, мои растуманы».)
2-й ведущий. Партизанская война шла на всей территории, оккупированной врагом. Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девчонки и мальчишки. Даже самые юные подпольщики предпочитали смерть предательству.
Инсценировка « Из воспоминаний Дзафи Гасановой.
Автор: Во время аккупации селения Чикола, я осталась здесь со своими детьми Ханафи и Омарби. Ханафи было 13 лет, Омарби - 12. Старшие два сына были в рядах Красной Армии. Оба они били фашистов и не вернулись с поля боя. Мои младшие учились в школе.
( Далее слова автора сопровождаются действиями на сцене. На сцене стол. Мать накрывает стол к ужину. )
Однажды вечером позвала мальчиков к столу ужинать. Младший сел за стол, подвинул к себе тарелку с супом из фасоли. Я подметала пол. На столе тускло светила керосиновая лампа. Ханафи продолжал сидеть у печки и в исступлении смотреть на огонь. На столе стыл налитый ему суп.
( Мать подходит к сыну, поглаживает его по голове.)
-
Ханафи, сынок, почему не ужинаешь?
Ханафи помолчал, а потом серьезно ответил.
-
Мама, вечером, когда я колол дрова, к соседу пришли немцы. Через щель в заборе я увидел, как они избивали и издевались над Бола. Как я ненавижу этих фрицев, мама. Я буду мстить им за невинно пролитую кровь, за те муки которые из-за них приходится терпеть старикам, женщинам, детям. Я буду убивать их.
Через несколько дней я узнала страшную весть.
-
Мама, наш Ханафи убил фашиста из винтовки, а сам убежал к партизанам.
-
О, горе мое горе, мой черный день….
Я рыдала, теряла рассудок, не знала что делать. Пришли гитлеровцы и арестовали меня и Омарби. Омарби долго пытали, пытаясь узнать от него где находится Ханафи. Мой бедный мальчик мужественно перенес пытки и не сказал ничего.
Узнав об аресте родных, Ханафи сам явился в немецкую комендатуру.
-
Это я убил немцев из винтовки, отпустите мою маму и брата. Они не виноваты.
Бедный мой мальчик. Как он ошибся, думая, что немцы отпустят мать и брата. Нас поместили в одну комнату, а утром на рассвете посадили в закрытую машину и повезли в сторону Кабарды. Через некоторое время мне приказали сойти с машины. Напрасно , стоя на коленях, умоляла я извергов сжалиться над детьми, взять меня и отпустить детей. Меня безжалостно оттолкнули. Этих звероподобных людей не тронуло материнское горе.
Детей увезли в сторону Лескена. Там их в лесу и расстреляли….
Им не встать из-под елей густых,
Из-под каменных плит не подняться,
Пионеры - и тысячи их,
Что умели бесстрашно сражаться.
Кто-то в танк бросил связку гранат,
Кто-то шел с атакующим строем.
Барабанщик, разведчик, трубач -
Им знаком смерч военного дыма.
Их пытал, их казнил
Бухенвальдский палач,
Их сжигали в печах Освенцима.
Исполнение песни « Женька ».
1-й ведущий. А маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрагания.
2-й ведущий .Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время.
1
-ведущий. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своем времени.
( Звучит траурная музыка. Выходят чтецы. )
-
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка
Потрясает твой Дневник.
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
-
Ленинград в тисках блокады,
У ворот лютует враг.
Рвутся бомбы и снаряды,
Дует стужа, давит мрак.
От коптилки не согреться,
И ни крошки, ни глотка,
И выводит кровью сердце
На страницах дневника:
-
Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года.
-
Смолк зловещий гром орудий,
Пронеслась войны гроза,
Но все также память людям
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянется березка,
Пробивается трава.
А на скорбном Пискаревском
Обожгут сердца слова:
-
Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.
-
У планеты нашей сердце
Бьется гулко, как набат.
Не забудет мир Освенцим,
Не забудет Ленинград.
Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в Дневник,
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
-
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
-
Потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокированного Ленинграда в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице 23 мая 1944 года. Она угасала, как жертва страшной войны.
1-й ведущий. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть.
2-й ведущий. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями , такими , что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить.
1-ведущий. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.
Исполняется песня В.Егорова «Облака»
-
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
-
По рассказам и книжкам я вижу войну,
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
-
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненных крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
-
Я не знаю войны. Да зачем это мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Понаслышке лишь знали бы о войне.
Все вместе исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»
Литература
-
Журнал «Читаем, учимся, играем». 4 / 2003г
-
Затейник. Москва. «Молодая гвардия». 1977г
-
50 сценариев классных часов. Москва. 2002г