Подробный конспект родительского собрания «Особенности семейного воспитания»

Тематическое родительское собрание с мультимедийным сопровождением Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности  ребенка Познакомить родителей  с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка; Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье; Развивать умения родителей видеть себя со стороны. Родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье и рассмотрят под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подробный конспект родительского собрания.

Организационная информация

Тема урока/занятия

«Особенности семейного воспитания»

Предмет

Классное руководство

Класс/группа

Родители начальных классов

Автор занятия (ФИО, должность)

Образовательное учреждение

МОУ «Абакановская средняя общеобразовательная школа»

Методическая информация

Тип урока/занятия

Тематическое родительское собрание с мультимедийным сопровождением

Цели урока/занятия

Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка

Задачи урока/занятия

  1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;

  2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;

  3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия

Родители актуализируют знания об основных стилях воспитания, которые они применяют при воспитании наших детей. Узнают о том как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, какой тип воспитания преобладает в их семье и рассмотрят под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами. Познакомятся с тем, что можно изменить в воспитании своего ребёнка, с тем, чтобы исключить применение негативных типов воспитания в семье.

Необходимое оборудование и материалы

Ноутбук, медиапроектор, экран, презентация «Особенности семейного воспитания», ручки и листы бумаги, нарисованная чаша на листе ватмана, сердечки, вырезанные из ярких открыток, скотч, тарелка или поднос для «чаши избавления», свеча, спички, памятки для родителей.

Подробный конспект урока/занятия

Мотивация учащихся

Учитель. Здравствуйте, дорогие родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено особенностям семейного воспитания.

Все дети по-своему индивидуальны, неповторимы, открыты для общения. Они добрые, отзывчивые, весёлые, инициативные, остроумные.

Ход и содержание урока/занятия

Слайд - 1.

Итак, тема нашего собрания «Особенности семейного воспитания».

Слайд - 2.

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;

  2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;

  3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.

Слайд - 3.

Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите - будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

- Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше - гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? - забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! - сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды - значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды - тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым - значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу - где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

- А плач ребенка вы услышали? - спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! - ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка - свою надежду.

Беседа с родителями

- Ребенок - это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

- Душа ребенка - это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ).

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, "помещают" сердечко в чашу. )

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Слайд - 4.

Учитель. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка - созидательную или разрушительную.

Детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

Слайд - 5.

Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.

Слайды- 6-8.

Я провела анкету с детьми нашего класса «Что мы ждём от своих родителей» Познакомимся с результатами анкетирования.

Учитель. Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…

Слайды - 9-15.

Учитель. Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей: 1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический, 5) опекающий. Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка», 3) «Гипоопёка», 4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.

1. «Кумир семьи».

Ø Ребенок обожаем, любим

Ø Любая прихоть ребенка - закон

Ø Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»

Ø Растет капризным, своевольным эгоистом

Ø Освобожден от всех обязанностей

2. «Гиперопека».

Ø Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

Ø Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

Ø Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда

Ø Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей

Ø Растет безвольным, трудности в общении

3. «Гипоопека».

Ø Ребенок предоставлен сам себе

Ø Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

Ø Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

Ø Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

4. «Ежовые рукавицы».

Ø Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

Ø Внушают лишь подчинение

Ø Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь

Ø Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».

Ø На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста

Ø Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях

Ø Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

6. «Воспитание «в культе болезни».

Ø Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием

Ø Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

Ø Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

Ø Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

Ø Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

Ø Ждет сочувствия и сострадания от всех

Ø С трудом приспосабливается к действительности

Учитель. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и постарайтесь скорее внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания).

Слайд - 16.

Проведём упражнения на закрепление типов воспитания «Угадай тип семейного воспитания»).

(на листочках….)

Слайд -17.

Учитель. Уважаемые, родители! Наши дети написали Вам письмо-пожелание к самым близким и дорогим людям - моим родителям:

Ø Не давайте пустых обещаний.

Ø Не придирайтесь ко мне по пустякам.

Ø Не читайте нотаций.

Ø Не выбирайте мне друзей.

Ø Не ругайте и не обзывайте меня.

Ø Я прошу Вас просто любить меня!!!

Слайд - 18.

Учитель. Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.

Увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше.

Давайте взглянем на себя со стороны.

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на "чашу избавления" (это может быть тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в "огне очищения"! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)

- Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Учитель. Итак, избавившись от своих пороков, давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки поставить по местам. Но прежде чем мы их расставим очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:

- КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?

- ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?

И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей.

Рефлексия деятельности на уроке/занятии

Слайд - 19.

Рефлексия

- Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?

- Что было самым неожиданным?

- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Слайд - 20.

Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:

1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.

2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.

3. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!

На этом родительское собрание можно считать закрытым. Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!

Домашнее задание (если планируется)

Обдумать ответы на следующие вопросы: Какой тип воспитания преобладает в вашей семье? Что Вы можете изменить в воспитании своего ребёнка?

Дополнительная необходимая информация

Материал родительского собрания представлен в виде презентации «Особенности семейного воспитания» с переходами между слайдами, что позволяет привлечь внимание всех родителей к важности темы собрания и позволяет сделать беседу с родителями более откровенной.

В помощь учителю/воспитателю

Использованные источники и литература (если имеются)

1. Журнал «Классный руководитель» 2008 г

2. Справочник классного руководителя. 2007г.

3. Публикации «Семейные отношения» на сайте 7ya.ru.

4. Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. М. 1994г

5. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М. 1994г

6. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

7. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.

8. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М.,2002.

9. Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя. М., 2001.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Мультимедиа позволяет наглядно демонстрировать вопросы родительского собрания, которые нужно классному руководителю совместно с психологом школы и с родителями учащихся класса обсудить в течение всего родительского собрания. Позволяет быстро установить контакт классного руководителя, психолога школы с родителями пятиклассников. Привлечь внимание родителей к пониманию значимости обсуждаемой темы собрания. Носит познавательный и просвещенческий характер. Способствует формированию культуры быть родителем, развивает интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.

Советы по логическому переходу от данного урока/занятия к последующим

Следующее родительское собрание по теме «Семейный климат. Семейные традиции (задачи, формы и методы семейного воспитания)» можно начать с обсуждения вопросов домашнего задания прошлого родительского собрания: Какой тип воспитания преобладает в вашей семье? Что Вы могли изменить и изменили в воспитании своего ребёнка?



© 2010-2022