ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ          Выбор форм и методов работы с родителями определяется в основном, классным руководителем с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики, сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, утвердившихся традиций.          Вместе с тем, к составлению плана желательно привлекать учащихся и родителей, используя результаты анкетирования, бесед, «Круглых столов», коллективного планирования.          Предложения к...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Выбор форм и методов работы с родителями определяется в основном, классным руководителем с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики, сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, утвердившихся традиций.

Вместе с тем, к составлению плана желательно привлекать учащихся и родителей, используя результаты анкетирования, бесед, «Круглых столов», коллективного планирования.

Предложения к плану коллектива родителей обсуждаются и утверждаются на собрании родителей.

В раздел плана могут быть включены вопросы, отражающие следующие направления:

1.Совместная работа с родительским комитетом класса (оказание помощи в подготовке собраний, заседаний комитета, организация учебы родительского актива, посещение семей, мероприятия по формированию единых требований семьи и школы к ученику).

2.Формирование единого коллектива учащихся, учителей и родителей (определение совместных общественно- полезных дел: помощь младшим, ветеранам, активы милосердия, коллективные творческие дела, подходы, экскурсии).

3.Педагогическое просвещение родителей. На основании изучения и анализа состава родителей планируются общие, групповые и индивидуальные формы педагогического всеобуча, тематика лекториев, помощь по самообразованию.

4.Привлечение родителей к организации внеклассной и внешкольной работы со школьниками. Включение родителей в воспитательную работу с детьми в школе по месту жительства, использование индивидуальных педагогических поручений.

5.Индивидуальная работа с родителями (посещение семей, установление шефства, оказание помощи по воспитанию детей, контроль за выполнением родительских обязанностей, организация их учебы).

ФОРМЫ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВИДИТЕЛЯ

1.Изучение условий воспитания детей в семье (рейды, наблюдения, анкетирование, выявление интересов и увлечений родителей, знакомство с трудовой деятельностью членов семьи).

2.Оказание помощи родителям трудновоспитуемых детей (индивидуальное шефство над детьми, консультации родителям, рекомендации специальной педагогической литературы, вечера вопросов и ответов, заслушивание отдельных учеников на комитете).

3.Совместная работа с классными руководителем по организации педагогического всеобуча родителей.

4.Оказание материальной помощи нуждающимся детям.

5.Подготовка родительских собраний, заседаний родительских комитетов.

Структура плана - произвольная, содержание его отличается гибкостью, подвижностью, четкостью, индивидуальностью.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Выбор форм и методов определяется рядом постоянно действующих факторов: конкретными условиями работы класса, особенностями личности классных руководителей, составом родителей, уровнем семейного воспитания, педагогической подготовленностью родителей.

В теории и на практике утвердились три формы работы с родителями: массовая (коллективная), групповая, индивидуальная.

Среди форм массовой работы особое место занимают классные родительские собрания, цель которых: вооружение родителей педагогическими знаниями, установление единства требований в процессе школьного и семейного воспитания, вовлечение родителей в обмен положительным опытом семейного воспитания, проведение индивидуальных консультаций по вопросам воспитания.

Собрания подразделяют на:

- организационные;

- собрания по тематике педагогического всеобуча;

- собрания-диспуты;

- собрания вопросов и ответов;

- тематические;

- собрания-практикумы;

- итоговые четвертные и годовые;

- торжественные собрания;

- собрания родителей и учащихся.

Содержание их определяется потребностями класса, школы.

Успех собрания зависит от его подготовки. Основная роль в подготовке собраний принадлежит родительскому комитету.

Организационные собрания, как правило, проводятся в начале учебного года, на них утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения родителям, создаются инициативные группы по различным направлениям работы, определяются формы повышения педагогической культуры родителей.

По наиболее актуальным вопросам воспитания учащихся проводятся тематические собрания. Их тематика определяется коллегиально и отражает те воспитательные задачи, которые классный руководитель ставит на четверть, учебный год в классе.

Например, 1-4 класс - Обзор учебных программ.

- Младший школьник: каков он?

- Требования к формированию знаний, умений и навыков.

- Как учить детей учиться?

- Роль родителей в привитии детям любви к чтению.

- Личный пример родителей.

- Воспитание культуры поведения.

- Воспитание чувств у детей младшего школьного возраста.

- Единство требований семьи и школы в воспитании детей.

- Организация режима дня школьника.

- Воспитание единственного ребенка в семье.

- Досуг детей.

- Воспитание у детей любви к природе, бережного отношения к ней.

- Забота родителей о физическом развитии и здоровье детей.

- Игра и труд в жизни младших школьников.

- Половое воспитание детей и семье.

- Подготовка сотрудничества в работе семьи и школы.

5-8 класс.

- Подростковый возраст и его особенности.

- Особенности учебной деятельности подростков.

- Роль родительской общественности в организации интересной и содержа-

тельной жизни школьников.

- Методы и формы работы пионерской организации.

- Роль семьи в воспитании у школьников сознательного отношения к учебе.

- Воспитание подростков на трудовых традициях семьи.

- Эмоциональная жизнь подростка и воспитание его чувств.

- Досуг подростков.

- Роль семье в идейно-политическом воспитании подростков.

- Как научить детей видеть красоту в быту, природе, человеке.

- Половое воспитание детей в семье.

- Подготовка учащихся к вступлению в ОО «БРСМ».

- Физическая культура и спорт в жизни подростка.

- Роль семьи в становлении и сплочении коллектива.

9-11 класс.

- Юношеский возраст и его место в формировании личности старшеклассника.

- Воспитание характера и морально-волевых качеств старшеклассника.

- Культура умственного труда и руководство самообразованием школьников.

- Юношеская любовь и отношение к ней родителей.

- Этика и эстетика отношений между юношами и девушками.

- Роль туризма в развитии познавательных интересов школьников.

- Половое воспитание старшеклассников в семье.

- Роль семьи в воспитании у юношей и девушек в патриотических чувств и

гражданственности.

- Как помочь старшекласснику в выполнении программы по самовоспитанию.

- Подготовка старшеклассников к семейной жизни.

- Ошибки в семейном воспитании и их устранение и др.

При подготовке такого собрания родительский комитет может определить, кого из родителей просить поделиться положительным опытом воспитания. Вместе с классным руководителем активисты подбирают фильм по одной из проблем воспитания.

В конце собрания педагог дает родителям педагогические советы, рекомендации по теме собрания. С помощью родителей можно отпечатать соответствующие памятки (Приложение).

Интересной формой работы с родителями являются собрания-диспуты. Они проводятся 1-2 раза в год. Такие собрания позволяют каждому родителю высказать свое мнение, убеждение по обсуждаемому вопросу, активизируют педагогическое мышление участников обсуждения, помогают находить правильные пути воздействия на ребенка.

Диспуты помогают классному руководителю вскрыть ошибки и недостатки в семейном воспитании, предупреждать нежелательные последствия.

Тематика собраний-диспутов должна заинтересовать родителей и привлечь их к разговору.

Например, «Правильно ли мы воспитываем детей в условиях достатка?», «Чем можно объяснить жестокость мальчишек?», «Один ребенок в семье, хорошо это или плохо?»

- Есть такая поговорка «О вкусах не спорят!» А может все-таки о вкусах спорят? А как думаете Вы?

- Как вы думаете: откуда появляется у детей черствость, бездушие к другим? Где искать этих качеств?

- Как вы относитесь к дружбе юноши и девушки?

- Семейное счастье, в чем оно?

- «Мой сын меня никогда не обманывает. Я верю ему». Значит обманывает педагог? Ваше мнение.

Классный руководитель совместно с родительским комитетом заранее определяет тему диспута, намечает вопросы для обсуждения и предлагает их родителям для подготовки.

В процессе подготовки к собранию можно организовать консультацию для родителей по тому или иному вопросу, рекомендовать необходимую литературу, провести сочинения с учащимися.

Успех диспута определяет вступительное слово ведущего (это может быть председатель родительского комитета, специалист, классный руководитель, учитель и др.).

Ведущий направляет выступления родителей в процессе диспута, в заключение, опираясь на выступления родителей, делает четкий вывод. В практику работы классных руководителей активно внедряются собрания-практикумы. Достоинство состоит в том, что они побуждают родителей к активным воспитательным действиям, вооружают их навыками и умениями воздействиями на ребенка в условиях семьи.

Собрание-практикум лучше всего проводит после того, как родители прослушали лекцию или беседу по вопросам воспитания, что дает возможность родителям использовать полученные теоретические знания в практической работе по воспитанию детей. Например, после беседы с родителями в 4 кл. «Возрастные особенности младших школьников», отцы и матери получают задание:

1.Прочитать книгу «Возрастная и педагогическая психология» или статьи из журнала «Семья и школа».

2.Проанализируйте, как изменилось поведение сына (дочери) за последний год? Какие новые черты вы заметили в характере?

3.Меняется ли по мере взросления детей Ваша манера обращения с ними, методы воспитания?

После лекции «Трудовое воспитание в семье» родителям дается задание определить уровень развития трудолюбия свого ребенка:

- Имеет ли он в семье трудовое поручение?

- Какие виды работ предпочитает?

- Помогает ли другим члена семьи в их труде?

- Выполняет поручения без напоминания или необходимо принуждение;

- Ставит ли себя в заслугу сделанное для семьи;

- Часто ли выполняет бытовую работу по собственному желанию?

Такого родя задания родителям готовит классный руководитель с родительским комитетом. Спустя некоторое время на классном собрании родители или педагог анализируют результаты заданий и вырабатывают конкретные рекомендации, как поступить в том или и ном случае, какие формы и методы лучше применять в воспитании.

В течении учебного года проводятся итоговые четвертные собрания, на которых родители узнают, что научились дети за определенный период, что надо сделать в семье для выполнения намеченных перспектив.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителей на собраниях за плохую успеваемость и поведение их детей. Важно раскрыть систему педагогических факторов, по-разному действующих на формирование личности ребенка, в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей.

Возможно проведение собраний родителей вместе с детьми, но подходить к ним необходимо очень осторожно. Целесообразно провести такое собрание в сентябре, когда рассматриваются задачи, состоящие в текущем учебном году перед учителями, учащимися и родителями класса. По итогам собрания можно подготовить решение с конкретными узловыми вопросами, выполнение которого зависит от совместимых условий. Могут быть проведены собрания родителей, детей и шефов по обсуждению организации трудовых дел и производственного труда, и посвященные знаменательным датам.

Но не всегда нужны общеклассные собрания. Полезно собраться иногда отдельными группами родителей. При необходимости возможны родительские собрания отцов или матерей, матерей и дочерей, собрания бабушек. Большую пользу может принести встреча родителей, дети которых дружат или входят в одни детские объединения.

Немалое значение имеет оформление собрания. Красиво написанный пригласительный билет, специально оформленная классная комната, стенгазета по теме собрания, выставка тетрадей, творческих работ, дежурство детей, подборка литературы, продажа книг, фильм или концерт детей - это поможет сделать обычное родительское собрание событием в жизни класса.

Эффективной формой работы является дискуссия по обсуждению наиболее острых проблем воспитания. Предметом дискуссии могут быть вопросы: «Поощрения и наказания. Можно ли воспитывать детей без наказания?», «Авторитет и авторитетность - в чем различие?» «Умеем ли мы принимать своих детей такими, какие они есть?» и т.д.

Чтобы дискуссия получилась, необходимо вначале рассказать о том, как ту или иную проблему, обсуждаемую родителями, понимают педагоги и психологи, какое значение она имеет для воспитания, представить различные взгляды и предложить родителям высказаться по существу.

В процессе дискуссии не обязательно стремиться к согласию всех родителей. Главное, чтобы разговор помог родителям задуматься о своих подходах к воспитанию.

Классный руководитель может использовать и другие формы: «огоньки», тематические вечера, конференции, устные журналы, встречи с писателями, обсуждение кинофильмов, «Клубы молодой семьи», справочное бюро семейные турпоходы, консультации, День открытых дверей и т.д.

Успешная работа с семьями предполагает большую индивидуальную работу. Самой распространительной формой работы с родителями является индивидуальная педагогическая беседа. Она может проводиться как в школе, так и на дому по инициативе классного руководителя или родителей.

При подготовке и проведении беседы важно определить тему и цель ее, в соответствии с чем следует строить беседу.

- Никогда не начинать разговор с родителями с указания на отрицательные факты проведения и учебы ребенка, в непременно подчеркнуть положительные моменты в его развитии.

- Внимательно выслушивать сомнения, жалобы родителей, отметить положительные условия родителей в воспитании детей, давать обоснованные советы по тому или иному вопросу.

К индивидуальным формам работы с родителями относятся посещения на дому, индивидуальные задания родителям, приглашения на урок, внеклассное мероприятие, рекомендации прочесть педагогическую литературу, переписка с далеко живущими родителями, педагогические консультации по вопросам возрастной психологии и педагогики семейного воспитания. Формами поддержания связи с родителями, установления с ними контактов, позволяющих осуществлять влияние на семейное и даже на обзор жизни семейного коллектива, является включение родителей в воспитательную общественную работу.

Чтобы родитель выполнял общественное поручение с желанием, полезно провести анкету «Какую помощь Вы можете оказать классу?», в которой перечислить перечень возможных дел и поручений возможных дел и поручений. Родители подчеркнут те дела, в которых они смогут принять участие, а также внесут свои предложения. С учетом этих данных и даются те или иные общественные поручения.

Сделать родителей единомышленниками, соучастниками всего педагогического процесса помогают коллективные творческие дела, в которых участвуют взрослые и дети. Можно рекомендовать провести КТД - «Турнир будущих семей», фестиваль рисованных фильмов, трудовой десант, веселую эстафету, защиту проектов «Город будущего», школа будущего, турнир знатоков, отрядный сбор, коллективное планирование. Как коллективное творческое дело можно провести вечер «Большой семьи», который, как правило, проходит в конце учебного года и является итоговым рубежом в деятельности классного ученического и родительского коллективов.

На данном вечере дети сообщают родителям о своих успехах, демонстрируют умения и навыки, полученные в течение учебного года. К вечеру оформляется выставка творческих работ, поделок, рисунков, всего того, чему ученик научился в кружке, секции, клубе. Родители знакомят детей и учителей со своими трудовыми результатами.

Совместно с учащимися можно проводить концерт-ромашку, турнир знатоков, конкурс веселых задач. Отцы и сыновья на данном вечере соревнуются в спортивных умениях, матери и дочери - в игре «Каждая из нас работница, мать хозяйка». На вечере целесообразно поощрить учащихся, отличившихся в учебе, труде, спорте, художественном творчестве и т.д., родителей - за активную помощь школе.

В заключение вечера можно провести «Анкету мнение и предложений» или «откровенный разговор», результаты которых учесть при планировании работы на следующий учебный год.

Особую сложность для классного руководителя представляет работа с неблагополучными семьями. Они не однотипны, но всех их объединяет неправильное воспитание личности. Первой заботой и задачей классного руководителя в работе с неблагополучными семьями должно быть всемерное ограждение личности ребенка от пагубного влияния семейных отношений, принявших антипедагогическую направленность.

Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между учителями и родителями является педагогический такт. При самом строгом соблюдении всех норм этики по отношению к личности родителей ребенка, школа признана обеспечить непрерывность и эффективность своего влияния.

Классный руководитель использует все формы и методы, сложившиеся в практике работы с родителями, при этом индивидуальная беседа является основной формой, и наиболее действенной в работе с неблагополучными семьями.

В беседе с родителями надо избегать прямолинейных действий, упреков, унижений человеческого достоинства, выговоров, непрерывных жалоб на детей, т.к. все это отрывает родителей от школы. К рассмотрению и обслуживанию отдельных родителей на заседании родительского комитета следует прибегать в тех случаях, если вопрос тщательно изучен, проверен и налицо вина родителей. В ходе тактичного обсуждения убедить родителей в их ошибках, дать совет, как их избежать, если надо потребовать. К родителям, которые не хотят заниматься воспитанием детей - принимать меры, предоставленные законом, вплоть до лишения родительских прав. Последнее является крайней исключительной мерой.

Работа с «трудными» семьями, классный руководитель держит связь с комиссией по делам несовершеннолетних, общественными воспитателями, инспекторами милиции, общественными формированиями по месту работы родителей. При всем многообразии органов, занимающих «трудными» семьями, классный руководитель осуществлять педагогическое руководство и является центральной фигурой в работе с семьей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Одной из постоянных форм, при которых происходит процесс передачи педагогических знаний, является лекция-беседа. Методика проведения лекции-беседы может быть разнообразной:

- рассказывает лектор и изредка обращается к слушателям;

- объявляет проблему, вокруг которой будет идти обсуждение, слушатели высказывают свое мнение, при этом важно не просто дать оценку, главное - обосновать свои доводы. Только правильное обоснование может привести к самостоятельно сделанным правильным выводам;

- в процессе работы искусственно создается ситуация, допускаются категоричные возражения или одобрение, что вызывает активную и оперативную реакцию со стороны слушателей;

- по договоренности со слушателями с целью участия в обсуждении проблемы одна часть слушателей задает вопросы другой, другая - отвечает и наоборот;

- одна часть слушателей называет конкретные ситуации, другая часть обосновывает, насколько приведенные примеры ситуации соответствуют проблеме или вопросу.

В системе педагогического просвещения родителей используются конференции, которые посвящаются либо научно-практическим вопросам, либо обменом опытом воспитания в семье. Организаторами конференции выступают родительский комитет совместно с классным руководителем. Конференция проводится не чаще одного раза в год.

Одна из доходчивых форм повышения педагогической культуры родителей - вечера вопросов и ответов. Они проводятся на педагогические, медицинские, юридические темы или смешанные. О проведении такого вечера родителям сообщается заранее. Классный руководитель собирает вопросы, группирует их, передает для ответов специалистам. Если большое количество вопросов относится к одной проблеме - целесообразно их осветить в лекции.

В качестве эффективной формы повышения педагогических знаний, родителям могут быть предложены специально подобранные педагогические ситуации, содержание которых отражает практику семейного воспитания. Анализ ситуации требует от родителей осмысления типичных воспитательных проблем, выбора мер воздействия на ребенка в различных ситуациях, а педагогу позволяет выявить педагогические возможности семьи, формы, методы и приемы, используемые в ней. Привлекая родителей к размышлениям над ситуациями, учитель имеет возможность выявить семьи, на которые можно опереться в педагогическом руководстве семейным воспитанием.

Например, «Ваш сын хочет поступить в вуз на любой факультет. Учитель советует Вам побеседовать с ним по поводу его необоснованного намерения в деле выбора будущей профессии. При этом учитель высказывает ряд таких положений:

а)Ваш сын (дочь) плохо учится;

б)Ваш сын не понимает ответственности своего решения;

в)Ваш сын профессионально непригоден для этой специальности.

Какие аргументы используете в беседе Вы?»

Помощь педагога в просвещении родителей может приходить в виде педагогических посылок-пакетов с набором материалов по определенной теме или по ряду тем. Содержание пакета: вырезки из газет, журналов, брошюр, собранные классным руководителем на темы воспитания. Педагогическая посылка передается в каждую семью на определенное время с тем, чтобы родители ознакомились с материалами, использовали их в своей практической деятельности. После изучения материала, предложенной родителям, можно провести в классе обсуждение той или иной статьи, конференцию, диспут, практикум. Указанная форма особенно оправдывает себя в индивидуальной работе с родителями.

Сложившихся и утвердившихся на практике форм педагогического просвещения много, и каждая школа выбирает наиболее удобные и целесообразные, исходя из имеющихся условий, традиций, возможностей, при соблюдении общих требований к педагогическому просвещению родителей:

1.Использование разнообразных форм и методов педпросвещения. Программа педагогического просвещения должна заинтересовать родителей.

2.Наличие четкой информации о том, как родители усваивают педагогические знания.

3.Педагогическое просвещение должно побуждать родителей воспитывать детей на основе научных рекомендаций, вовлекать их в воспитательную работу с учащимися,

4.Творческое использование рекомендаций по организации педагогического просвещения родителей.

5.Четкая связь и последовательность всех звеньев педагогического просвещения родителей.

6.Непрерывность педагогического просвещения.

В нашем обществе семейное и общественное воспитание естественно дополняют друг друга, опираясь на общие моральные принципы. Они одинаково необходимы. Семья одна не может обеспечить полноценного воспитания детей. То же относится и к школе. Потому очень важно объединить усилия тех и других для создания условий, способствующих полноценному развитию ребенка. Гуманизация отношений внутри семьи, внутри школы так же необходима, как и гуманизация отношений семьи и школы, - что является залогом успешной деятельности классного руководителя с родителями.

ТЕМАТИКА

лекций и бесед для родителей по антиалкогольному воспитанию

1.Конфликт в семье и их последствия.

1.Собственное поведение - самая решающая вещь (А.С.Макаренко).

3.Алкоголь и потомство.

4.Об ответственности родителей за правонарушения подростков и употребление ими спиртных напитков.

5.Воспитательное значение семейных традиций.

6.Высокое и прекрасное предназначение женщин.

7.Трудный возраст.

8.От вредной привычки к пагубному пристрастию.

9.Роль семьи в воспитании отрицательных установок к алкоголю.

10.Без смягчающих обстоятельств.

11.Алкоголь и молодая семья.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1.Чем определялась тема и повестка дня родительского собрания? Отвечала ли она запросам родителей?

2.Как связана тема собрания с основными направлениями воспитательной работы в классе?

3.Какими знаниями обогатило собрание родителей?

4.Достаточную ли активность проявили родители, чем можно объяснить пассивность (или активность?).

5.Какую помощь в подготовке и проведении собрания оказал родительский комитет класса?

6.Достаточно ли четко было организовано собрание (начало, продолжительность, соблюдение регламента?)

7.Оцените решение собрания (содержательность, конкретность, выполнимость, практическая направленность).

8.Организация реализации решения собрания.

А Н К Е Т А

для опроса родителей школьника

1.Под контролем кого находится сын (дочь) до вашего прихода с работы?

2.На ком лежит основная работа по воспитанию детей в семье?

3.Какие трудности Вы испытываете при воспитании детей?

4.Какую помощь Вы хотели получить от школы:

5.Поддерживаете ли вы связь с родителями, - дети которых дружат с Вашим ребенком?

6.Принимаете ли Вы участие в работе школы, класса, где учатся Ваши дети?

7.Как часто Вы слушаете по радио и телевидению передачи о воспитании детей?

8.Применяете ли Вы полученные педагогические знания на практике?

9.Есть ли у Вас в семье литература, посвященная воспитанию детей, какая?

10.Какие газеты и журналы выписываете для детей?


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Ф.,И.,О. ___________________________________________________________

2.Возраст ________ образование _____________ специальность______________

3.Сколько у Вас детей ____________ какого возраста ___________________

4.Что беспокоит Вас в их поведении _____________________________________

5.Какие трудности встречаются в воспитании детей? Как Вы их преодолеваете ________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие меры воздействия Вы используете в воспитании своих детей на каждом году жизни __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Какие вопросы воспитания Вас больше всего интересуют? На какие темы Вы хотели бы послушать лекцию, по каким вопросам получить совет? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какие книги по воспитанию детей Вам удалось почитать и чем они Вам помогли? ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Как Вы помогает школа и общественные организации в воспитании детей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.По каким вопросам семейного воспитания Вам хочется приобрести книги? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Какие из книг, рекомендуемых Вам, больше всего помогли в воспитании детей? ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________



ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.Служите вашим детям примером в каждом их действии. На примере своей производственной и общественной работы показывайте детям образцы в аккуратном исполнении своих обязанностей.

2.Создайте детям рабочий уголок для занятий. Когда ученик готовит уроки, не отвлекайте его на постороннее дело.

3.Не говорите ничего плохого о школе, об учителях. В присутствии детей старайтесь внушить им любовь и уважение к школе. Если вы недовольны действиями учителей, придите в школу и разрешите вопрос с руководителями школы.

4.Чаще посещайте школу, узнавайте об успехах и поведении своих детей, Помогайте им лучше узнать ваших детей. Учите детей беречь не только личные вещи, но и общественные.

Соблюдайте режим дня.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок не переутомлялся.

- Не будьте грубыми, не ссортесь в присутствии детей.

- Следите за чистотой и опрятностью ребенка, за аккуратным содержанием учебных пособий и одежды.

- Отправляя ребенка в школу, позаботьтесь о том, чтобы он шел со спокойным настроением, лишний раз отметьте его успехи, выразите уверенность, что он будет внимателен на уроках - тогда он будет хорошо вести себя и учиться.

- Воспитывайте в детях умение вести себя скромно и прилично дома, в школе, на улице, в общественных местах; воспитывайте в ребенке умение быть предупредительным к старшим и младшим.

- Не применяйте физических наказаний к детям. Старайтесь спокойно объяснить им неправильность поступка.

- не посылайте детей за папиросами и спиртными напитками.

- Поощряйте в детях интерес к книге, природе, туризму, спорту.

- Приучайте детей выполнять посильную физическую работу.

- Знайте с кем дружат и проводят время ваши дети, кто их товарищи, как они ведут себя.

- Внушайте своим детям, что примерно поведение и отличная учеба - их долг перед Родиной.

ПОМНИТЕ, УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ!

У детей, которые не знают, что им делать в часы досуга, портятся и голова, и сердце, и нравственность. Помогите Вашим детям выбрать полезное занятие.

«Не судите ребенка по знаниям, судите его по старанию, по нравственным качествам, обращайтесь не только у уму, но прежде всего к сердцу ребенка. Учите ребенка человечности - тогда он полюбит труд, а полюбив труд, научится быть усердным и станет лучше учиться, ибо усердие обостряет ум…»

«Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьников, но и прежде человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

Сухомлинский В.А.

Заботьтесь о том, чтобы детское сердце не огрублялось, не делалось холодным, равнодушным и жестоким в результате физических способов «воспитания» ремнем, подзатыльником, тумаками.

Помните! Физическое наказание - это показатель не только Вашей слабости, растерянности, бессилия, но и крайнего педагогического бескультурья. Ремень убивает в детском сердце тонкость и чувствительность, растлевает человека, одурманивая его ядом лжи.

Избегайте ставить Вашего ребенка в положение, когда тот вынужден обороняться ленью!

Говорите с ребенком так, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что Вами движет забота, беспокойство, а не желание отмахнуться от него или того хуже обидеть или оскорбить.

Будьте до конца даже в мелочах справедливы и честны со своими детьми. Незначительное прибавление лживости, искусственности очень чутко подмечают дети.

Не забывайте поделиться со своими детьми удачами и печалями на производстве и они будут открывать Вам свои тайны, будут ждать Вашего совета, поддержки.

Научите Вашего сына или дочь считать, что игрушечный автомобиль с поломанным колесом, мишка с оторванной лапой страдают от боли так же, как израненный птенец, это рождает отзывчивость и доброе сердце.

Помни, отец! Что Вашего ребенка «воспитывают» каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый Ваш шаг, слово, действие, с которым личность его соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом.

Учитывайте основные методы воспитания убеждений, упражнением, стимулированием.

Не забывайте повышать свое педагогическое мастерство воспитания, читайте статьи и произведения о воспитании детей.

Формы воспитательной работы с учащимися

Агитбригада

Аукцион

Бал

Беседы

Вахта Памяти

Вечера

Викторины

Встречи

Выставки

Гостиная

День…

Десант

Деловая игра

Диалог с веком

Дискотека

Диспуты

Живая газета

Игры

Композиции

Конкурсы

Конференции

Концерт

Литературный КВН

Лекторий

Митинг

«Огонёк»

Олимпиада

Открытый микрофон

Походы

Праздник

Презентации

Пресс- конференции

Путешествия

Приглашение к чаю

Пять минут рефлексии

Радиопередачи

Разброс мнений

Рейды

Ролевая игра

Сократовские беседы

Спартакиады

Сувенир друзьям

Театр - экспромт

Турниры

Трудовой десант

Творческие отчёты

Туристические походы

Урок Мира

Час открытых мыслей

Фестиваль цветов

Философский стол

Форум

Этическая беседа

Ярмарка

Методика подготовки и проведения коллективного творческого дела (КТД)

Стадии

Организационно- педагогическая работа педагога (организатора КТД)

Формы, методы, способы организации детского коллектива

1стадия «Предварительная работа педагога»

1.С какой педагогической целью проводится КТД?

2.Кто может помочь в организации КТД?

3.Иметь свою модель КТД.

1.Эиоциональная и психологическая подготовка детей к предстоящему КТД 3-5мин.

2 стадия «Коллективное планирование КТД»

1.Помочь детям спланировать КТД.

2.Провести инструктаж групп по подготовке полученных заданий.

1.Обсуждение модели КТД в группах по подготовке заданий (10-12мин.).

2.Распрелеление заданий среди групп.

3стадия «Подготовка КТД» 7-10дней

Обеспечить успех каждой группе.

2.Работа с ведущими.

3.Проведение сводной репетиции, если КТД проводится для других.

1.Работа в группах по подготовке заданий

(7-10мин.)

4стадия «Проведение КТД»

1.Учит детей выходить из затруднительных ситуаций (не давать готовых решений).

1.Различные формы КТД.

5стадия «Подведение итогов КТД»

1.Учить детей анализировать свою работу.

2.Похвалить детей, которые сумели «преодолеть» себя.

3.Учить детей доброжелательно оценивать себя и других.

Если мероприятие прошло со знаком +, обсуждение проводится сразу после проведения. Если со знаком-, обсуждение проводится на следующий день.

Анализ КТД:

- Что получилось и благодаря чему?

- Что получилось и почему?

- Что учтём на будущее?

6стадия «Ближайшее последствие»

1.Учить детей осуществлять принятые решения.

2.Учить детей использовать в дальнейшем полученный опыт.

1.Эмоциональная пауза.

2.Подготовка к новому КТД.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

1.Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2.Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3.Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4.Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они ещё недостаточно хорошо знают друг друга.

5.Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; называть друг друга по имени отчеству или только по имени и т.д.

6.Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7.В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8.Сделать общение на собрании непринуждённым и откровенным может помочь чашка чая.

9.При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10.Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

© 2010-2022