Интеллектуальная игра Права на всякий случай

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра « Счастливый случай»

Тема «Права на всякий случай»

Цель: 1. Развивать общий кругозор, мышление, речь, быстроту реакции.

2. Формировать умение ставить вопросы, обобщать, устанавливать закономерности.

3. Прививать чувство коллективизма

Ход игры.

1 гейм - «блиц - разминка»

2 гейм - «заморочки из бочки»

3 гейм -«темная лошадка»

4 гейм - «ты мне, я тебе»

5 гейм - «составляем кодекс»

Уважаемые гости!

Дорогие ребята, гости, все мы являемся гражданами Республики Казахстан,

это значит, что мы имеем права и обязанности, закрепленные в Конституции Республики Казахстан.
Вы, наверное, часто слышите от взрослых, что они говорят вам: «Ты должен!» Должен готовить уроки, должен помогать маме, вставать рано и.т.д. И вы им часто отвечаете «Я тоже человек! Я имею право отдохнуть» Таким образом, вы отстаиваете свои права. Но какие права? Знаете ли вы свои настоящие законные права? Запомните: важно не только знать свои права и обязанности и главные законы. Важно ещё их соблюдать. Только, если мы все, будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.
- Как называется книга, в которой записаны права и обязанности детей? (Конвенция по правам ребёнка)
Игра «Счастливый случай» по данной теме начинается. Сегодня у нас играют две команды. Познакомьтесь! Встречайте команда «Умники». Г. Павлодар. Капитан _____Команда «Жасулановцы»! Г. Павлодар Капитан

У нас мешочек с бочонками лото. Каждый игрок берет 1 бочонок лото.По номеру бочонка выпадает номер вопроса: четные числа - вопрос из области права и родного края, нечетные числа - занимательные вопросы. Если игрок отвечает на вопрос сам, правильный ответ оценивается в 3 балла, 2 б. - с помощью команды, 1 б. - получает другая команда, правильно ответившая на вопрос. Если выпадет бочонок с подковой, это - «Счастливый случай», вы получаете доп. вопрос из любого раздела. Если скрипичный ключ - муз.пауза.

Познакомьтесь с моими помошниками: счетная комиcсия Розыгрыш (начинает игру команда, первая ответившая на вопрос). Прошу выйти капитанов команд. Столица Казахстана?

1 гейм «Блиц»

1 команда

  1. В какой республике мы живем?

  2. Когда отмечается День независимости Казахстана? 16.12

  3. На какой реке стоит Астана?

  4. Что такое Байконур?

  5. Кто является будущим общества? (дети)

  6. Какие документы подтверждают гражданство? Уд., паспорт

  7. Основной закон государства?

  8. Чем славится Мангыстау? Нефть- черное золото

  9. Чем славится Экибастуз?

  10. Люди каких национальностей живут у нас?

  11. Международный день защиты детей? 1 июня

  12. Мать, отец, дети… (семья)

  13. Житель Павлодара (павлодарец)

  14. Скажи пословицу о Родине

  15. Кто охраняет жизнь, здоровье только что родившегося человека? (закон, гос-во)

16. Как называется книга, в которой записаны права и обязанности детей? (Конвенция по правам ребёнка)
17. Президент Республики Казахстан. (Н.А.Назарбаев)

2 команда

  1. Южная столица Казахстана?

  2. Когда отмечаем День Конституции?

  3. Река в Павлодарской области?

  4. Святая обязанность родителей? (забота о детях)

  5. Какой документ у ребенка до 18 лет? (св-во о рождении)

  6. Что такое суверенитет? (независимость)

  7. Чем славится Караганда?

  8. Что такое «живое золото Каспия»? (рыбы)

  9. Красивый курорт в Павлодарской области? (Баянаул)

  10. Какой закон помог решить главные вопросы общества? (Декларация прав человека)

  11. Расшифруйте ООН. (Организация Объединённых Наций)

  12. Языком межнационального общения является… (Русский)

13. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет;

14. Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

15. Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

16. Государственный язык Республики Казахстан. (Казахский)
17. Символы Республики Казахстан. (Герб, флаг, гимн)
2 гейм «Заморочки из бочки»

2.Что значит воспитанный человек? (соблюдает правила приличия)

4. Кто защищает интересы и права детей? (родители)

6. Что обязаны дети по отношению к своим родителям?

8. Что такое гражданство? (постоянное проживание на территории гос-ва с пропиской)

10. На что имеет право гражданин? (на жизнь, жилище, труд, учебу, отдых)

12. Какие права у подрастающего гражданина? (идет в школу, право на образование, бесплатные учебники, школы, спорт.залы, библиотеки)

14. Первая и очень серьезная обязанность ученика? (хорошо учиться, получить образование, готовиться к труду)

16. Почему мы свою Родину называем Отечеством? (испокон веков жили отцы и деды)

18. Почему мы Казахстан называем Родиной? ( родились и все родное)

20. Почему мы говорим «Родина - мать»? (вскормила хлебом, вспоила водами)

22. Какие дома , учреждения открываются для отдыха и развития детей? (библиотеки, спортивные школы, дворцы школьников, пионерские лагеря, станция юных техников, детские театры)

24. О какой стране идет речь? Москва, Путин; Астана, Назарбаев

26. Что означают эти даты? 16.12, 25.10, 08.03, 22.03

28. Какое слово лишнее и почему? Павлодар, Караганда, Минск, Алматы;

Аксу, Экибастуз, Павлодар, Мангыстау

30. Казахстан республика, а Астана?

32. Астана город, а Россия?

Вопросы занимательные (нечетные числа бочонок)

  1. На столе передо мной закружился шар земной

Арктика, Экватор, полюс уместил всю Землю ( глобус)

  1. Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.

Человек им управляет. Что такое? (самолет)

  1. Распустила алый хвост, улетела в стаю звезд

Наш народ построил эту межпланетную (ракету)

  1. Когда порою одиноко вдруг в тишину ворвется звон

И голос друга издалека тебе подарит (телефон)

  1. Назови другие независимые государства

  1. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

  1. Как ты понимаешь выражение «глава семьи»?

15.Почему семью называют маленьким обществом?

Физминутка

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Я буду перечислять права и обязанности. Если называю право, то вы поднимаете руки вверх, а если обязанности - то хлопаем в ладоши.

  1. Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (П)

  2. Соблюдать правила дорожного движения. (ОБ)

  3. Соблюдать правила личной гигиены. (ОБ)

  4. Бесплатно учиться. (П)

  5. Бережно относиться к имуществу школы. (ОБ)

  6. Беречь и охранять природу. (ОБ)

  7. Отдыхать. (П)

  8. Соблюдать устав школы. (ОБ)

  9. Добросовестно учиться. (ОБ)

  10. Помогать родителям. (ОБ)

  11. Уважать честь и достоинство других учеников. (ОБ)

  12. Бесплатно пользоваться библиотекой. (П)

3 гейм «Угадай героя»
1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на её жизнь было совершенно покушение, а бабушка её лишилась права на прикосновенность жилища (Красная Шапочка)
2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь (Козленочек)
3. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта (Старуха)
4. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь (Колобок)
5. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев (Кощей Бессмертный)
6. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности (Лиса)
7. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал собственностью другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
8. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома (Заяц)
9. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры и мачеха жестоко с ней обращались, нарушали её права, заставляли ее прислуживать им. Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива (Золушка)

9. Этого героя из сказки обитатели птичьего двора сильно обижали, так как Он был совсем не похож на них.(Гадкий утенок)

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

4 гейм «Ты мне, я тебе».
Каждая команда составляет и задает вопрос другой команде.
5 гейм

Составление кодекса правил нашего класса.
После обсуждения в группе, спикеры презентуют кодекс своей группы
Рефлексия учащимися. Написание синквейна.


Классный час «Права и обязанности детей»

«Знать свои права и уметь за них бороться -

значит быть сильным. Уважать права других -

значит быть справедливым. Жить по праву -

значит жить в мире и согласии».

(народная мудрость)

Давным - давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так на свете появилась Всеобщая Декларация прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. А еще наши права защищает Конституция - основной закон Государства. Конституция обеспечивает защиту прав как взрослым, так и детям. Права детей защищаются и на международном уровне - Конвенцией ООН (Организацией Объединенных Наций) о правах ребенка.

Давайте вспомним какие у вас есть права? (на доске)

  • Право на жизнь

  • Право на отдых

  • Право на полезную и качественную пищу и воду

  • Право на жилье

  • Право на медицинскую помощь

  • Право на образование

  • Право на имя

  • Право на игру

  • Право на защиту от физического насилия

Примерные обязанности

♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

♦ Вымойте за собой посуду.

♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

♦ Умейте постирать носовой платок, носки.

♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Нельзя!

1. Бездельничать, когда все трудятся.

2. Смеяться над старостью и старшими людьми - это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.

3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.

4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.

5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.

7. Садиться обедать, не пригласив старшего.

8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь - пожелать доброго здоровья.

Беседа

- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

Вопросы

- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

- Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

- Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

- Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

- Кто защищает ваши права? (Государство.)

- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

- Какие права ты считаешь главными для человека?

- Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Вывод: Все мы имеем права. Защищая свои права мы не должны забывать и о своих обязанностях, а также не должны нарушать права других людей.

Сейчас мы с вами рассмотрим правовые ситуации на примере известных сказок и попробуем разобрать, какие права были нарушены у их героев

(Сценка 1 русская народная сказка «Морозко»)

Сказочник: Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься - бита и не перевернёшься - бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает гладят по головке: «Умница!» Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймётся. Вот мачеха и подумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха: Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели! Вези её в лес на трескучий мороз!

Сказочник: Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не

переспорить.

Старик: Собирайся, милая дочь (уходят).

Ну что, ребята, вспомнили сказку? Скажите, на какое право посягала старуха по отношению к падчерице?

Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушила права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.(Конституция РК статья 16 п.1, статья 15 п. 1, статья 27 п. 2; Всеобщая декларация прав человека статья 5).

Сейчас вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягали в ней?

(Сценка 2 Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»)

Герда: Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?

Кай: Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка: Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай: Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что - то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда: (обняв Кая). Бедняжка, это наверное осколок зеркала Снежной Королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда (плачет).

Кай: Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие - то гадкие! (толкает вазу).

Герда: Кай, что ты делаешь?

Кай: Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы (смотрит в окно).

Герда: Кай, кто это?

Снежная Королева: Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей. А ещё дам тебе мороженое.

Кай: Нет, я не пойду с тобой!

Кай: Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда: Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

Как называется эта сказка, какие права были нарушены Снежной Королевой?

Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети - не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

(Всемирная декларация прав человека статья 3,4)

(Сценка 3 Карл Коллоди, а перевел эту замечательную сказку Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Пьеро. Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед вами комедию.

Арлекин. Здравствуйте, я - Арлекин! (К Пьеро.) Что ты хнычешь, дуралей?

Пьеро. Я плачу потому, что от меня убежала моя Мальвина, девочка с голубыми волосами.

Арлекин. Ха-ха-ха! Вот дуралей! Почтеннейшая публика, разве бывают девочки с голубыми волосами?

Арлекин. Глядите - это Буратино!

Все куклы. Это Буратино! К нам пришел плутишка Буратино!

Карабас (грозно). Так это ты, маленький мошенник, испортил мою прекрасную комедию?! А ну, глупые куклы, быстро на сцену!

Бьет их плёткой. Хватает Буратино за рукав.

Карабас. А тебя, Буратино, надо хорошенько проучить.

Все куклы. Бедный, бедный Буратино, достанется ему от злого Карабаса Барабаса! (Плачут.)

Что это за сказка, и какие права были ней нарушены? право на отдых и досуг (Всеобщая декларация прав человека статья 24)

Конвенция о правах ребенка, дает каждому ребенку право на отдых и досуг, он имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и все взрослые должны уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни.

(Сценка 4 написал эту сказку Шарль Перро, а перевел Иван Сергеевич Тургенев «Золушка»)

Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

1-я сестра: Золушка! Ты слышала? Нас приглашают на бал принца.

2-я сестра: Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает).

1-я сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка: Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха: (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра: Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка: Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое - нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха: И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка: Я за три дня не смогу всё переделать. Бедная я, несчастная! (Плачет.)

- Узнали сказку? Какие права нарушены в этой сказке? Право на труд, право на отдых и досуг.

Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал, а также заставляла выполнять непосильную для девочки работу. (Всеобщая декларация прав человека статья 24)

В нескольких статьях Конвенции речь идет о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным. Если у вас возникает мысль о чем-то, что вы считаете нужно ввести в правило, высказывайте ее, например, в такой форме:

Мои права (шутка)

У ребенка право есть

Кашу манную не есть,

А еще просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дернуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я друзья не прав? (обсуждение)

Дети имеют много прав, но у детей есть и обязанности. Как вы думаете какие? Правильно нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом. Нужно слушаться учителей, выполнять их требования, вести себя вежливо, здороваться при встрече, быть дисциплинированными, уважать взрослых, не ссориться по пустякам с друзьями. Видите, как много обязанностей у детей.

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

2. Игра

определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с Законодательством.

1. Право на свободу и личную неприкосновенность

2. Право на жизни

3. Право на защиту от безработицы

4. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения

5. Право на свободу мысли и слова

6. Право на личную собственность

7. Право на получение информации

8. Право на имя

9. Право на мирные собрания

10.Право на образование

11.Право на жизнь с родителями

12.Право на достоинство личности

13.Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени

14.Право на неприкосновенность жилища

15.Право избирать и быть избранным

16.Право на участие в правосудии

17.Право на медицинскую помощь

18.Право на отдых, досуг

© 2010-2022