• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», автор-составитель С. А. Коробкина, ISBN 978-5-7057-3867-0, Волгоград, издательство «Учитель», 2015 год – 261 с

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», автор-составитель С. А. Коробкина, ISBN 978-5-7057-3867-0, Волгоград, издательство «Учитель», 2015 год – 261 с

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МБОУ «ООШ №6»

г.Старый Оскол


______С.А. Тунгускова



«Рассмотрено»

Заседание педагогического совета

Протокол № 1

от «28» августа 2014г.




«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ № 6»

_____М.П. Рахимова

Приказ № __144__

от «29» августа 2014г.


униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6 »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Я-пятиклассник»

Теленко Д.В.,

тьютора



























2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», автор-составитель С.А. Коробкина, ISBN 978-5-7057-3867-0, Волгоград, издательство «Учитель», 2015 год - 261 с.

Данная программа актуальна тем, что переход на основной уровень (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Цель: создание условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.

Задачи:

- совершенствовать у учащихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;

- знакомить учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;

- создание условий для снижения тревожности;

- создание условий для переноса положительного опыта из группы в реальную жизнь.

Формы организации учебного процесса:

Основная форма организации образовательного процесса - тренинг умений, однако, на вводном этапе (первые три занятия), в силу того, что пятиклассники незнакомы с такой формой организации, занятия проводятся в форме классных часов. Предложенная в рабочей программе система тренингов направлена на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к преодолению негативных последствий адаптации пятиклассников при переходе на основной уровень и приобретению соответствующих практических навыков. Текущий контроль знаний, умений и навыков в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении предполагает проверку знаний и навыков. Учитывая возрастные особенности учащихся и санитарно-гигиенические нормы контроль знаний в 5 классе не должен занимать более 15-20 минут тренингов, а, следовательно, является одним из его этапов. Формой текущего контроля является анкетирование.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.


Тематический план

№ п/п

Раздел программы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

«Я-пятиклассник»

3

6

2

«Я-пятиклассник»

9

18

3

«Школа пятиклассника»

5

10

4

Тренинг «Вокруг меня мир»

1

2

5

Тренинг «Путешествие на корабле «Дружба»»

1

2

6

Тренинг «Планета нашего класса»

1

2

7

Тренинг «Калейдоскоп»

1

2

8

Тренинг «Легко ли быть пятиклассником?»

1

2

9

Тренинг «Путешествие в сказочную страну»

1

2

10

«Школа лидера»

24

24


Всего часов

47

70

Содержание программы по программе «Я-пятиклассник»

(70 часов, 2 часа в неделю)

1. «Я - пятиклассник» (6 часов)

Пятый Класс. Что нового? Наш класс. Психологическая аптечка.

2. «Я-пятиклассник» (18 часов)

Зачем человеку нужна психология. Что такое 5 класс. Какой я и чем отличаюсь от других. Я могу. Я это мои цели. Мир эмоций. Понимаем ли мы друг друга. Я и мои друзья. Трудные ситуации могут научить меня.

3. «Школа пятиклассника» (10 часов)

Мир информации. Поисковое задание. Делимся впечатлениями. Школа пятиклассника. Вопросов водоворот.

4. Тренинг (12 часов)

Вокруг меня мир. Путешествие на корабле «Дружба». Планета нашего класса. Калейдоскоп. Легко ли быть пятиклассником. Путешествие в сказочную страну.

5. «Школа лидера» (24 часов)

Осознание себя. Язык тела. Искусство речи. Искусство спора. Генератор идей. Взаимодействие. Я - лидер. Я - победитель.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Я-пятиклассник» учащиеся должны:

- усвоить навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;

- познакомиться и усвоить нормы и правила поведения на новом этапе их школьной жизни;

- научиться переносить положительный опыт из группы в реальную жизнь;

- уметь выражать различные эмоциональные состояния;

- развить интеллектуальные и творческие способности;

- уметь увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей;

- уметь понять новую точку зрения;

- уметь отказаться от усвоенной точки зрения;

- развить способность к перегруппировке идей и связей;

- развить способность к анализу;

- развить способность к синтезу.

Календарно-тематический план

№п/п

Наименование раздела и темы урока.

К-во часов

Сроки проведения

Примечание

1. «Я - пятиклассник» (6 часов)

1

Пятый Класс. Что нового?

1


2

Пятый Класс. Что нового?

1


3

Наш класс (Анкета 1)

1


4

Наш класс (Анкета 1)

1


5

Психологическая аптечка

1


6

Психологическая аптечка

1


2. «Я-пятиклассник» (18 часов)

7

Зачем человеку нужна психология

1


8

Зачем человеку нужна психология

1


9

Что такое 5 класс

1


10

Что такое 5 класс

1


11

Какой я и чем отличаюсь от других

1


12

Какой я и чем отличаюсь от других

1


13

Я могу

1


14

Я могу

1


15

Я это мои цели

1


16

Я это мои цели

1


17

Мир эмоций

1


18

Мир эмоций

1


19

Понимаем ли мы друг друга

1


20

Понимаем ли мы друг друга

1


21

Я и мои друзья

1


22

Я и мои друзья

1


23

Трудные ситуации могут научить меня (анкета 2)

1


24

Трудные ситуации могут научить меня (анкета 2)

1


3. «Школа пятиклассника» (10 часов)

25

Мир информации

1


26

Мир информации

1


27

Поисковое задание

1


28

Поисковое задание

1


29

Делимся впечатлениями

1


30

Делимся впечатлениями

1


31

Школа пятиклассника

1


32

Школа пятиклассника

1


33

Вопросов водоворот (анкета 3)

1


34

Вопросов водоворот (анкета 3)

1


4. Одночасовые авторские тренинги (12 часов)

35

Вокруг меня мир

1


36

Вокруг меня мир

1


37

Путешествие на корабле «Дружба»

1


38

Путешествие на корабле «Дружба»

1


39

Планета нашего класса

1


40

Планета нашего класса

1


41

Планета нашего класса. Калейдоскоп

1


42

Планета нашего класса. Калейдоскоп

1


43

Легко ли быть пятиклассником

1


44

Легко ли быть пятиклассником

1


45

Путешествие в сказочную страну (анкета 4)

1


46

Путешествие в сказочную страну (анкета 4)

1


5. «Школа лидера» (24 часов)

47

Осознание себя

1


48

Осознание себя

1


49

Осознание себя

1


50

Осознание себя

1


51

Язык тела

1


52

Язык тела

1


53

Искусство речи

1


54

Искусство речи

1


55

Искусство речи (анкета 5)

1


56

Искусство речи (анкета 5)

1


57

Искусство спора

1


58

Искусство спора

1


59

Генератор идей

1


60

Генератор идей

1


61

Генератор идей

1


62

Генератор идей

1


63

Взаимодействие

1


64

Взаимодействие

1


65

Взаимодействие

1


66

Взаимодействие

1


67

Я - лидер

1


68

Я - лидер

1


69

Я - победитель (анкета 6)

1


70

Я - победитель (анкета 6)

1


Формы и средства контроля

Анкетирований - 6

Анкета №1

1. Когда начинаются уроки в школе? В __________ часов.

2. Классного руководителя зовут ______________________________________

3. Кабинет директора находится на ___ этаже. Директора зовут ____________ __________________________________________________________________

4. Классный руководитель преподает __________________в кабинете № ____

5. Сколько кабинетов с таким же названием? _________ Где они находятся? _________________________________________________________________

6. На каком этаже находится кабинет заместителя директора по воспитательной работе?_____________________________________________

7. Его зовут _______________________________________________________

8. На каком этаже находится кабинет заместителя директора по учебной работе? _________________________________________________________

9. Его зовут ______________________________________________________

10. Где находится кабинет медицинской сестры? ________________________

11. Где находятся планы эвакуации школы _____________________________

12. Сколько предметов вы изучаете в пятом классе? ______________________

Запишите Ф.И.О. учителя и предмет __________________________________ _________________________________________________________________

Анкета №2 «Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?»

Уважаемые ученики! Ответьте на следующие вопросы честно и откровенно. С помощью ваших ответов мы узнаем, что нового и интересного или, наоборот, трудного и неприятного произошло с вами в пятом классе.

1. Что изменилось в пятом классе, по сравнению с начальной школой (учителя, кабинеты, одноклассники, уроки, вечера, походы и праздники и т.д.)?

2.а) Как вам кажется, стали ли вы более спокойными и добрыми или, наоборот, тревожными и злыми?

2.б) Делают ли вам замечания на уроках чаще, чем делали в начальной школе, или вы стали более усидчивыми и спокойными?

2.в) Труднее или легче вам стало запоминать на уроках или учить домашние задания, внимательные ли вы, всегда ли все понимаете?

3. Что самое трудное для вас в 5 классе?

4. Что вам понравилось в 5 классе?

5. Как могли бы помочь вам в этот период ваши родители?

6. Хотели бы вы перейти в другую школу?

7. Рассказываете ли вы своим родителям или родственникам о школе? Как часто и о чем вы говорите, используя фразу: «В школе мне нравится (не нравится …)»?

8. Много ли у вас друзей в классе? Напишите фамилии лучших друзей.

9. Нравятся ли вам учителя в школе? Если не нравятся, то почему?

10. Охотно и активно ли вы участвуете в школьных вечерах, походах, и т.п.?

11. Расстраиваетесь ли вы, когда у вас отменяют уроки (по болезни учителя или по другой причине)?

12. делаете ли вы уроки без напоминания родителей?

13. Есть ли у вас интересы и хобби (какие вы посещаете кружки или секции), мешают или помогают они вам в учебе?

Анкета №3 «Мои чувства в школе»

Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Спокойствие

Сомнение

Усталость

Обида

Скука

Страх

Радость

Чувство унижения

Уверенность в себе

Тревога за будущее

Беспокойство

Благодарность

Неудовлетворенность собой

Симпатия к учителям

Раздражение

Желание приходить сюда

Анкета №4 «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

Не всегда

1

Я иду в школу с радостью

2

В школе у меня обычно хорошее настроение

3

У нас хороший классный руководитель

4

У меня есть любимые школьные предметы

5

Я привык к новым учителям

6

В начальной школе было лучше

7

На летних каникулах я скучал по школе

8

Что мне нравится (не нравится в школе)


Анкета № 5 «Самопознание»

№ п/п

«Знаете ли вы себя»

5

4

3

2

1

Не знаю

1

Я знаю свои физические данные

5

4

3

2

1

Не знаю

2

Я знаю себя

5

4

3

2

1

Не знаю

3

Я знаю особенности своих органов чувств

5

4

3

2

1

Не знаю

4

Я знаю свои способности (к чему я способен)

5

4

3

2

1

Не знаю

5

Я знаю свои потребности (чего мне хочется)

5

4

3

2

1

Не знаю

6

Я знаю свой характер

5

4

3

2

1

Не знаю

7

Я представляю особенности своего ума

5

4

3

2

1

Не знаю

8

Я знаю, какая у меня память

5

4

3

2

1

Не знаю

9

Я знаю особенности своего поведения

5

4

3

2

1

Не знаю

10

Я веду личный дневник

5

4

3

2

1

Не знаю

Анкета №6

1. Когда начинаются уроки в школе? В __________ часов.

2. Классного руководителя зовут ______________________________________

3. Кабинет директора находится на ___ этаже. Директора зовут ____________ __________________________________________________________________

4. Классный руководитель преподает __________________в кабинете № ____

5. Сколько кабинетов с таким же названием? _________ Где они находятся? _________________________________________________________________

6. На каком этаже находится кабинет заместителя директора по воспитательной работе?_____________________________________________

7. Его зовут _______________________________________________________

8. На каком этаже находится кабинет заместителя директора по учебной работе? _________________________________________________________

9. Его зовут ______________________________________________________

10. Где находится кабинет медицинской сестры? ________________________

11. Где находятся планы эвакуации школы _____________________________

12. Сколько предметов вы изучаете в пятом классе? ______________________

Запишите Ф.И.О. учителя и предмет __________________________________ _________________________________________________________________

Литература

1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2015. - 261 с.

2. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г.С. Чеснокова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 168 с.

3. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 239 с.

4. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю.А. Голубева и др. - Волгоград: Учитель, 2014. - 206 с.

5. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г.Г. Моргулец. - Волгоград: Учитель, 2011. - 183 с.



© 2010-2022