Конспект родительского собрания Первые проблемы подросткового возраста

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание № 1 в 6 классе

«Первые проблемы подросткового возраста»


Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством.
Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность…

Ж.-П. Сартр

Цель: помочь родителям понять значение в жизни ребенка физических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в этот период; обсудить определённые правила поведения родителей в период полового взросления детей.


ХОД СОБРАНИЯ

(сопровождение к презентации)

(слайд №2) Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период. Ведь прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий.

По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними сама ситуация взросления.

А начать нашу встречу я вам предлагаю с игры "Ассоциации". Подберите ассоциации к слову подросток, подростковый возраст.

Спасибо, уважаемые родители. А сейчас мы с вами рассмотрим этот вопрос с научной точки зрения.

(слайд №3)Подростковый возраст (11-15 лет)


  • Перестройка организма ребенка - половое созревание

  • Границы этого периода достаточно неопределенны

  • Протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых

А вообще-то, психологи называют подростковый возраст затянувшимся кризисом.

(слайд №4) Ведь именно в этот период ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.

(слайд №5) У ребенка резко повышается интерес к своей внешности:

  • Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые

  • Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу

  • Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность

(слайд №7) В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция »

Именно в это время подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права.

(слайд № 8) Каким же образом наши дети подражают взрослым?

  • Внешний облик

  • Манеры

  • Развлечения (поездки за город, дискотеки)‏

  • Романтические отношения (свидания, записки)

(слайд № 9) Что такое чувство взрослости у подростка и как оно проявляется?

Отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

  • Центральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет)‏

  • Особая форма самосознания, не жестко связанная с процессом полового созревания

(слайд № 10)

Он претендует на равноправие в отношениях с взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию, т.е. ему хочется, чтобы все и взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому.

У ребенка появляется непреодолимое желание в стремлении к самостоятельности, желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.

(слайд № 11)

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. При этом здесь нет никакой стабильности: взгляды могут измениться через неделю.

Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками:

  • взаимная поддержка,

  • помощь в случае нужды,

  • уверенность в друге и доверие к нему,

  • защита друга в его отсутствие,

  • принятие успехов друга,

  • эмоциональный комфорт в общении.

Для подростков характерна разбросанность интересов. Для него вдруг становится неинтересным то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые интересы, увлечения, потребности. Именно в подростковом возрасте начинает образовываться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую среду вне школьной деятельности. Очень часто более активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, учащиеся не всегда выполняют задание учителя, так как эти задания для них уже неинтересны.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.

(слайд № 12) Для того чтобы нам с вами понять, как развивается усложнение и углубление самопознания подростка, рассмотрим развитие детского самопознания.

  • К 3 годам у ребенка появляется чисто эмоциональная, завышенная самооценка

  • В дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых, но дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично

  • У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной, они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими

  • К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, все чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувства

  • Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания

(слайд № 13) Внутренний мир подростка испытывает сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно

Подросток пытается понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Поэтому очень важно поддерживать ребенка в этот период ведь именно в подростковом возрасте низкой и неустойчивой оказывается самооценка по своему общему уровню.

(слайд № 14) Для того, чтобы поддерживать собственную самооценку у ребенка развиваются определённые подростковые реакции -

  • Подростковая самостоятельность - стремление к эмансипации от взрослых, освобождение от опеки взрослых и их контроля, разнообразные увлечения - не учебные занятия

(слайд № 15, 16) Подробнее рассмотрим потребности общения подростков со сверстниками и взрослыми.

(слайд № 17) Именно в период стремления подростка к независимости от близких взрослых основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

  • Родители регулярно указывают детям, что им делать

  • Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются

  • Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей

  • Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение

  • Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет

(слайд № 18) Рассмотрим стили семейного воспитания.

  • Демократичный - родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей

  • Авторитарный - родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно

  • «Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку

  • Гипоопека - сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля

  • Гиперопека - излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками

  • Противоречивое воспитание - отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность

(слайд № 19) Какие проблемы ожидают подростка, если он не находит понимания в это важный для него период?

  • Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания

  • Противоправное поведение

  • Самоубийства

К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства:

  • Изолированность

  • Отсутствие понимания в семье и школе

  • Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт

Причины подростковых проблем разнообразны

  • Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками

  • Недостаточная загруженность реальными делами и скука

  • Желание утвердиться и выделиться

  • Протест против существующих в обществе норм и правил

  • Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»

(слайд № 20 - 26) А сейчас я предлагаю родителям ответить на вопросы анкеты, для того, чтобы узнать, какие мы родители, понимаем ли мы своих детей и получить небольшие рекомендации как лучше строить свои взаимоотношения с детьми.

(слайд № 27) В заключении я бы хотела сказать, что детям было необходимо написать несколько качеств, которые они хотели бы видеть в своих родителях. И самыми первыми пунктами было понимание, общительность, терпеливость, доброта. Уважаемые родители, прислушайтесь к ответам детей, постарайтесь строить свои отношения на равных, учитывая все особенности, о которых мы сегодня говорили.





© 2010-2022