Материал для классного руководителя на тему Изучение социально-психологической характеристики учащихся 6 класса

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К изучение социально-психологической характеристики учащихся 6 класса.

«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio -приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его дефиницию через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Мы же рассмотрим адаптацию применительно к возрасту младшего подростка. У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка: 1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания). 2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. 3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется

В классе на начало учебного года было 10 человек, из них 6 девочек и 4 мальчика. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.

Были использованы следующие методики:

1. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева).

2. Анкета для определения школьной мотивации учащихся Н.Г.Лускановой

3. Микропрактикум «Мой класс»

1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева) предлагает учащимся согласится в различной степени либо не согласиться с утверждениями. По выраженности согласия (либо не согласия) и идет интерпретация анкеты. В анкете 10 предложений, вариантов ответа пять: 4- совершенно согласен, 3- согласен, 2- трудно сказать, 1- не согласен, 0- совершенно не согласен.

Вопросы:

1.Я иду утром в школу с радостью

2.В школе у меня обычно хорошее настроение

3.В нашем классе хороший классный руководитель

4.К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной

жизненной ситуации

5.У меня есть любимый учитель

6.В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение

7.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.У меня есть любимые школьные предметы

9.Я считаю, что школа по - настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка результатов: Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов

У больше 3 - высокая степень удовлетворенности;от 2 до 3 - средняя степень удовлетворенности

если У меньше 2, низкая степень удовлетворенности. Затем производится подсчет числа учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью.

Результаты опроса.

Высокая степень удовлетворённости школьной жизнью:Ильясов В.(3.5),Нургалиев Ф.(3.1),Зингер С. (3.1)

Средняя степень удовлетворённости школьной жизнью:Тарасенко М. (2.9),Скрынтовская А. (2.3),Стюхина Я. (2.1),Кусаинов Д. (2.8),Галкина У. (2.3),Маслич А (2.9),Ниязова Г. (2.5)

2. Анкета для определения школьной мотивации учащихся. Анкета разработана Лускановой Н. Г. , она позволяет отнести ученика к следующим группам по результатам.

I. Высокая школьная мотивация, учебная активность - 25-30 баллов.

II. Нормальная школьная мотивация - 20-24 балла.

III. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами - 15-19 баллов.

IV. Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов.

V. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - ниже 10 баллов.

Анкета состоит из следующих вопросов:

1.Тебе нравится в школе? - не очень - нравится - не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью думаешь о том, что пойдёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома- бывает по-разному - иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю - остался бы дома - пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится - бывает по-разному - нравится
5. Хочешь ли ты, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хочу - не хочу - не знаю
6. Хочешь ли ты, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю - не хочу - хочу
7. Часто ли ты рассказываешь о школе родителям? - часто - редко - не рассказываю
8. Хочешь ли ты, чтобы у тебя была менее строгая учительница?
- точно не знаю - хочу - не хочу
9. У тебя в классе много друзей? - мало - много - нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся - не нравятся - не очень
Интерпретация ответов: ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация.

Результаты опроса:

Высокий уровень школьной мотивации:

Кусаинов Д. (25 баллов)

Средняя школьная мотивация:

Скрынтовская А. (21 баллов),Ильясов В. (20 баллов)

Низкая школьная мотивация:

Стюхина Я. (13 баллов),Тарасенко М. (18 баллов),Ниязова (18 баллов),Маслич А (19 баллов)

Зингер С. (17 балла),Галкина У. (11 балла),Нургалиев Ф (16 баллов)

Тест школьной тревожности Филлипса

Инструкция: Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы словом «да», если ты согласен с предложением и словом «нет», если не согласен.

1.(д) Трудно ли тебе держаться на одном уровне со своим классом?

2.(2) Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3.(д.3) Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4.(х.4) Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5.(с) Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6.(д) Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7.(х.2) Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8.(3) Случается ли с тобой, что ты не решаешься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9.(4) Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10.(с) Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11.(д) Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12.(х.2) Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13.(3) Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14.(4) Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15.(с) Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь делать ты?

16.(х.2) Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17.(д.3) Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18.(4) Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19.(д) Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20.(с) Похож ли ты на своих одноклассников?

21.(х.2) Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?

22.(з) Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23.(Х.4) Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопросы учителя?

24.(с) Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25.(д) Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26.(х.2) Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27.(1) Боишься ли ты временами вступать в спор?

28.(х.4) Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.(д) Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30.(с) Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым уважением?

31.(1.с) Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32.(д) Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33.(с) Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращает на тебя внимание?

34.(1) Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35.(д) Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои учителя?

36.(с) Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как мамы других твоих одноклассников?

37.(1) Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38.(д) Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39.(с) Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40.(1) Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41.(д) Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42.(с) Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43.(д) Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44.(с) Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45.(1) Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46.(х) Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47.(х) Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48.(х) Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе.

49.(х) Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50.(х) Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51.(х) Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52.(х) Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53.(х) Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54.(х) Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55.(х) Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56.(х) Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57.(х) Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58.(х) Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем

Факторы :

название

№ вопросов

усл.обозначение

1.

Общая тревожность в школе

2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58. Е=22

х

2.

Переживание социального стресса

5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44. Е=11

с

3.

Фрустрация потребности в достижении успеха

1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,3841,43.

Е=13

д

4.

Страх самовыражения

27,31,34,37,40,45. Е=6

1

5.

Страх ситуации проверки знаний

2,7,12,16,21,26.Е=6

2

6.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3,8,13,17,22. Е=5

3

7.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9,14,18,23,28.

Е=5

4

8.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6,11,32,35,41,44,47. Е=8

у

1.Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2.Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его эмоциональные контакты.

3.Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата и т. д.

4.Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей.

5.Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно- публичной, знаний, достижений, возможностей.

6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу- особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Сводная ведомость по результатам обследования:

Фамилия ученика

Тест в целом

Общая тревожность

Социальный стресс

потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх несоответствовать

Низкая сопротивляемость стрессу

Проблемы в отношениях с учителями

Галкина У

50%

64%

37%

47%

18%

50%

80%

80%

38%

Зингер С

38%

41%

20%

46%

34%

50%

60%

20%

38%

Ильясов В

67%

87%

19%

24%

50%

67%

60%

100%

50%

Кусаинов Д

55%

60%

19%

63%

67%

50%

67%

80%

63%

Маслич А

31%

41%

20%

16%

50%

18%

40%

20%

13%

Ниязова Г

62%

68%

30%

70%

67%

67%

60%

80%

62%

Нургалиев Ф

69%

77%

55%

62%

50%

34%

80%

100%

25%

Стюхина Я

68%

77%

54%

47%

84%

67%

80%

100%

25%

Скрынтовская А

64%

77%

35%

61%

84%

67%

60%

100%

60%

Тарасенко М

44%

46%

37%

39%

34%

34%

60%

80%

25%

Если общее число несовпадений по всему тесту больше 50%, можно говорить о повышенной тревож ности ребенка:Зингер С, Галкина У, Кусаинов Д, Ниязова Г, Нургалиев Ф, Стюхина Я, Скрынтовская А.

Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы: , Галкина У, Кусаинов Д, Ниязова Г, Нургалиев Ф, Стюхина Я, Скрынтовская А .

Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его эмоциональные контакты:Нургалиев Ф, Стюхина Я.

Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не

позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата и т. д: Кусаинов Д, , Ниязова Г, Нургалиев Ф, Скрынтовская А.

Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей: Кусаинов Д, Ниязова Г, Нургалиев Ф, Стюхина Я, Скрынтовская А ., Маслич А., Ильясов В.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок: все кроме Маслич А.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу- особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды: все кроме Зингер С, Маслич А.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка: Кусаинов Д, Ниязова Г, Скрынтовская А ., Ильясов В.

Был проведен микропрактикум по методике «Я и мой класс». Учащимся было предложено обозначить себя и своего товарища на рисунке, в зависимости от положения результаты обрабатывались.

Анализ результатов:Материал для классного руководителя на тему Изучение социально-психологической характеристики учащихся 6 класса.

1. На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса школьника.

2. Позиция«один,вдали от учителя»-эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.

3. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.

4. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.

5. Игровая позиция отождествление себя с детьми, играющими в классе и на улице: не соответствует учебной позиции.

Результаты опроса:

Выраженность познавательных интересов:Ниязова Г,ГалкинаУ.,Зингер С.,Маслич А,Скрынтовская А.

Эмоционально-неблагополучная позиция: Зингер С., Нургалиев Ф.

Благополчная социально-психологическая позиция: Кусаинов Д.

Позиция «учитель -значимое лицо для ученика»:Ниязова Г.,Зингер С.,Стюхина Я.,Тарасенко М.

Не соответствует учебной мотивации: Ильясов В.

Социометрия.Цель: Определить уровень сформированности классного коллектива, взаимодействие микрогрупп, антипатии и симпатии в классе, наличие или отсутствие идеалов в поведении и самоопределении подростков. На основе проведенной диагностики определить формы взаимодействия классного руководителя с классом, соответствие официального и неофициального лидера.

Ф. И.

1

2

3

4

5

6

7

1

Галкина У

9

5

7

5

4

1

2

Зингер С

2

3

1

3

Ильясов В


1

1

5

4

Кусаинов Д

2


4

5

Маслич а

4

3

1

6

Ниязова Г

5

2

2

3

1

7

Нургалиев Ф

1

1

1

8

Стюхина Я

1

2

5

2

9

Скрынтовская А

1

3

2

4

2

10

Тарасенко М

1

2

3

Вопросы:

  1. Кто добросовестнее всех в классе относится к учебе?

  2. Кто знает что-то сверх рамок учебных предметов?

  3. Кто активнее всех в классе участвует в общественной работе класса и школы?

  4. Кто умеет делать что-то своими руками?

  5. Кого из класса ты пригласишь на свой день рождения?

  6. С кем из ребят класса тебе интереснее всего общаться?

  7. У кого из ребят самое большое количество отрицательных характеристик? Почему?

1 вопрос - учебный лидер - Галкина У

2 вопрос - лидер - информатор -Галкина У

3 вопрос - лидер - общественник - Галкина У

4 вопрос - мастер «золотые руки»- Галкина У, Стюхина Я

5 вопрос - лидер общения - Галкина У, Скрынтовская А

6 вопрос - эмоциональный лидер- Скрынтовская А, Тарасенко М

Ответы на седьмой вопрос определяют список отвергаемых; он необходим для анализа и индивидуальной работы с подростками, классным руководителем и родителями

Использование условных обозначений при обработке:

1 вопрос - красный круг; 2 вопрос - красный треугольник; 3 вопрос - зеленый круг

4 вопрос - зеленый треугольник; 5 вопрос - синий круг; 6 вопрос - синий треугольник

7 вопрос - черный восклицательный знак

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»

Отношение

казахский

рус.язык

Каз.лит..

математ.

биология

История

физкульт.

технолог.

Рсу.лит

География

История К

Англ.яз

информатика

1

1. На уроке бывает интересно.

2. Нравится учитель.

3. Нравится получать хорошие отметки.

2

5

3

5

1

1

3

2

1

2

2

1

1

3

1

2

1

1

1

2

4. Родители заставляют учиться.

5. Учу, так как это мой долг.

6. Предмет полезен для жизни.

4

3

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

3

1

1

3

1

3

1

3

7. Узнаю много нового.

8. Заставляет думать.

9. Получаю удовольствие, работая на уроке.

1

3

1

4

2

5

3

1

1

1

1

2

1

1

1

1

4

10. Легко дается.

11. С нетерпением жду урока.

12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

1

2

2

2

1

1

1

3

1

2

1

1

2

4

2

1

2

1

1

1

1

Тест «Произвольность внимания»

Высокий - Нургалиев Фархат; Средний - Зингер С.,Стюхина Я; Остальные низкий уровень.

Выводы: Следует отметить, что КГУ «Приозёрная средняя школа» является небольшой сельской школой, где дети испытывают меньший дискомфорт при переходе из начального в старшее звено, хотя бы по потому, что они уже знают многих учителей, да и все проблемы взаимоотношений «видны как на ладони», школа действительно является для учеников своеобразной семьей, поэтому серьезных проблем с дезадаптацией выявлено не было. Как показало исследование, у всех учащихся высокая (3 учащихся) и средняя удовлетворённость школьной жизнью, им нравится посещать школу, они готовы к активному познавательному процессу (9 учащихся). Лишь два ученика (Нургалиев Ф и Зингер С.) находится в зоне эмоционально-неблагоприятной позиции. Не соответствует учебной мотивации: Ильясов В.

  • Учащихся можно разделить по учебной мотивации на следующие группы:

Высокая познавательная активность: ГалкинаУ.,Ниязова Г.,Стюхина А.,Скрынтовская А.

Средняя познавательная активность: Тарасенко М.,Нургалиев Ф.,Зингер С.,Маслич А.

Низкая познавательная активность: Кусаинов Д. ,Ильясов В

Предложения:

  • При планировании учебной деятельности учитывать деление учащихся 6 класса в зависимости от познавательной активности.

  • Пригласить на собеседование родителей .

  • Ввести в практику Дни открытых дверей для родителей шестиклассников.

Зам. директора по ВР Л.Деревянкина




Материал для классного руководителя на тему Изучение социально-психологической характеристики учащихся 6 класса.Материал для классного руководителя на тему Изучение социально-психологической характеристики учащихся 6 класса.


© 2010-2022