Разработка классного часа Чти отца и матерь свою

Целью данного класного часа является создание условий для усвоения ценностей продолжения рода, семейных традиций, уважения к старшим, преемственности поколений. Кроме того в разработку включены рассказы обучающихся  о семейных традициях .  Данная тема очень актуальна в современном обществе; так как семья, семейные ценности для любого человека являются началом всех начал. Использование предложенных материалов позволит педагогам  использовать данный материал на классных часах для  сплочения и позн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый классный час.

Тема « Чти отца и матерь свою»

Цель классного часа: Содействовать углублению моральных знаний учащихся; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию учащихся; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор

( Звучит фонограмма песенки мамонтенка)

( Во время проведения классного часа демонстрируется презентация )

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя.. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как Родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуйся, весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, которые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе

Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм: «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети» . В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

Учащийся:

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизни ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом».

Классный руководитель

Готовясь к классному часу, учащиеся писали мини сочинения о своей семье, что значит семья в жизни человека. Родители тоже писали о своих детях.

Так что же такое семья?

Учащийся:

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос мой, подруга моя...»

«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я»,

И так на земле появилась семья».

Классный руководитель: При подготовке к классному часу я просила в анонимных анкетах высказать свое мнение о том, какую семью вы считаете идеальной и сейчас зачитаю то, что вы написали:

«Идеальные родители должны кормить и одевать своего ребенка»

«Идеальные родители не наказывают своих детей физически»

«Идеальные родители смотрят, чтобы их ребенок не пил, не курил и не употреблял наркотики»

«Идеальные родители не пьют, работают, не курят, живут в нормальном доме, покупают все, что нужно»

«Идеальные родители все разрешают, не бьют, кормят»

«Идеальные родители те, которые заботятся о своих детях, любят, все разрешают»

«Идеальные родители - это те, которые не вмешиваются в личную жизнь, дают деньги, отпускают на улицу»

«Идеальные родители должны хорошо одевать, кормить и воспитывать своего ребенка»

«Идеальные родители это те люди, которые понимают меня, разрешают мне делать все, что захочу, все покупают»

«Идеальные это те родители, которые любят, уважают и относятся с пониманием и лаской к своим детям»

«Идеальные родители любят своих детей, занимаются их воспитанием и никогда - никогда не могут их обидеть»

Учащийся

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Классный руководитель:

В своих сочинениях вы писали, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть замечательные семьи, есть родительский дом - начало всех начал».

Обучающийся 1: «Я горжусь своими родителями и люблю их, мне нравится проводить с ними свободное время. Родители меня понимают и я знаю, что они всегда помогут мне в трудной ситуации, выручат из любой беды»

Обучающийся 2: « У меня самая дружная семья, есть мама и две сестры, которых я очень сильно люблю»

Обучающийся 3: « У меня большая и дружная семья. Мои родители заботятся обо мне, а старший брат помогает и заступается когда надо»

Обучающийся 4: « Семья - это те люди, которые понимают нас, детей которые не слушаются и иногда огорчают своих родителей. Моя мама меня понимает, любит и заботится обо мне. Она у меня самая лучшая»

Обучающийся 5: « Мой папа любит во всем дисциплину и порядок и приучает нас с братом быть точными, обязательными и все дела выполнять до конца и хорошо. Моя мама знает очень много интересного. Я горжусь своей семьей. Все мои родные защитят меня и помогут. Я очень люблю свою семью и хочу, чтобы моя будущая семья была такой же».

Исполняется учащимися песня «Родительский дом»

Классный руководитель

Я думаю, что вы искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в небольших сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете, о ком идет речь. Я попросила родителей написать о вас и плохое, и хорошее.

Мама обучающегося 5. «По знаку зодиака он лев, Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы. Понимает смысл и причины действий людей и вещей. Упорный в отстаивании своего мнения, небезразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к несправедливости. Склонен влиять на других, часто руководит другими, может быть лидером. В школе пользовался авторитетом среди одноклассников. У него много друзей, это активный, общительный молодой человек. По характеру добрый и отзывчивый, готов прийти на помощь. Любит животных, интересуется техникой, увлекается рыбалкой.

Мама обучающегося 1: «В школу пошел с 7 лет, рос активным, любознательным, старательным, пользовался авторитетом среди учащихся, всегда старался выполнять любое поручение и учителя ставили его в пример. С 5 лет стал проявлять интерес к технике, помогал папе в работе на комбайне, с ранних лет самостоятельно водил трактор. Разбирается в ремонте мотоцикла, ребята со всей деревни обращаются к нему за помощью. Помогает по хозяйству, его не надо заставлять, он все делает сам. Старательный, внимательный, чистоплотный. После училища собирается поступать учиться в институт»

Мама обучающегося 4. «С детства он рос послушным, добрым. В начальных классах выступал на Новогодних праздниках, участвовал в КВНах. В три года потерял отца. Я делала для него все, что в моих силах. Сейчас он стал другим - вспыльчивый, но отходчивый. У него много друзей. Помогает дома, на огороде, но когда сеть настроение ли ему что-то надо, а иногда сам удивит. Он очень добрый и отзывчивый».

Мама обучающегося 6 « В первую очередь я хочу сказать о его хороших качествах. Он очень ответственный во всем, в любом деле. Характер зависит от настроения, иногда вспыльчивый, а иногда покладистый, как лисенок. Друзьям помогает в любой беде, никогда не оставит человека, который нуждается в его помощи»

Мама обучающегося 7: « Мой сын добрый и отзывчивый мальчик. Дома во всем мне помощник. Немного ленивый, имеет много друзей, всегда помогает, если кто-то попросит. Очень любит свою семью. Я очень переживаю, что же я буду делать, если его заберут в армию»

Мама обучающегося 8. «Мой сын дома всегда помогает мне во всем, что бы ни попросила. С товарищами у него хорошие отношения. Дома он уважительный, спокойный, небалованный».

Учащийся

У всех в мире этом есть где-то мир свой,

Мир где их всегда любят, ждут и прощают.

Тот самый - уютный, обжитый, родной.

Его, люди домом родным называют.

Родные, любимые люди - семья!

Вы счастье моё, моя радость и сила!

В вас всё, чем живу, чем дышу в жизни я.

Я счастлив, что мне вас судьба подарила!

Классный руководитель

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

( Звучит фонограмма песни «Загляните в семейный альбом» )

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из семейных альбомов.

Учащийся

«Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной».

«И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить».

Звучит песня в исполнении учащихся «Под крышей дома твоего»

Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.

Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».

Учащийся

Поклонитесь родителям трижды, как принято исстари!

Поклонитесь родителям в пояс вы истово, истово!

За добро, что носить вам с собою на сердце до старости;

За тепло, что дарили, не зная ни сна, ни усталости;

За любовь, что согрела под сенью семейной обители,

И за все вам спасибо, спасибо, спасибо, родители!



Литература:

1. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г.

2. Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.

3. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

4. Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.



© 2010-2022