Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

Методическая разработка является учебным пособием для преподавателей нефтяных дисциплин и студентов ССУЗов, обучающихся по специальности 130503 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.    Предусмотрено изучение технологии разработки и эксплуатации месторождений углеводородов на основе согласования работы элементов добывающей системы, современных и пер...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСММетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Нефтекамский нефтяной колледж

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС



КОНКУРС «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 2012 ГОДА» © Номинация: МАСТЕР-КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
по дисциплине «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин»

Тема урока: «Осложнения, возникающие при эксплуатации скважин, оборудованных УЭЦН»

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

Автор: Абдулганиева Э.Р., преподаватель нефтяных дисциплин высшей категории

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСНефтекамск, 2012г.

Разработала преподаватель

нефтяных дисциплин Абдулганиева Э.Р.

Утверждаю

Зам.директора по УР

____________ Бадикшина Ф.А.

«____»_______________2012 г.









Методическая разработка открытого урока

по дисциплине «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин»

на тему: «Осложнения, возникающие при эксплуатации скважин, оборудованных УЭЦН»

Для специальности 130503 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Рассмотрено и утверждено на

заседании ПК нефтяных дисциплин

председатель ПЦК

______________ Шестернёва М.А.

«_____»____________2012 г.



Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСАННОТАЦИЯ



Методическая разработка является учебным пособием для преподавателей нефтяных дисциплин и студентов ССУЗов, обучающихся по специальности 130503 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

Целью дисциплины является приобретение студентами знаний в области разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.

Предусмотрено изучение технологии разработки и эксплуатации месторождений углеводородов на основе согласования работы элементов добывающей системы, современных и перспективных методов разработки месторождений с трудно извлекаемыми запасами, методов интенсификации добычи нефти, оптимизации работы скважинного оборудования в осложненных условиях эксплуатации. При изучении темы обращается внимание студентов на ее прикладной характер, показано, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Освоение темы предполагает практическое осмысление ее пунктов на самостоятельной работе, в процессе которой студент должен закрепить и углубить полученные знания.

НМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСа занятии используются инновационные технологии: интернет-ресурсы, компетентностный подход, проблемное обучение, коллективная мыследеятельность, система личностно-ориентированного подхода.



Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГССОДЕРЖАНИЕ





Стр.

Аннотация 3

1. План занятия (урока) 5

2. Ход занятия (урока) 9

3. Заключение 27

4. Список использованной литературы 29

5Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС. Приложения 30





Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСПЛАН ЗАНЯТИЯ (УРОКА)

Тип занятия (тип урока): Урок изложения нового материала

Цели занятия:

Образовательные: - формирование знаний и понятия об установках электроцентробежных насосов, об осложнениях, возникающих при эксплуатации скважин, оборудованных УЭЦН и методах борьбы с ними;

- формирование умений анализировать причины возникновения осложнений при эксплуатации скважин, оборудованных УЭЦН; применять теоретические знания для решения конструкторских задач, действуя по алгоритму; логически выстраивать ответы;

- формировать компетенции: осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Воспитательные: - формирование нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения, чувства профессиональной ответственности за соблюдение нормативов и технических условий;

- обеспечение потребности личности во всестороннем развитии, формирование положительных мотивов социального поведения;

- формирование компетенции: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Здоровьесберегающие: снижение тревожности и стрессовости через реализацию принципа доступности информации, выбора образовательной технологии в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями обучающихся; соблюдение норм безопасных условий труда и жизнедеятельности.

Развивающие: - развитие технической речи, логического мышления, творческого подхода к делу, тактильного восприятия материала;

- формирование общих компетенций: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Требования к результатам освоения урока:

Студент должен:

знать: область применения УЭЦН и его компоновку, принцип действия; осложнения, возникающие при эксплуатации скважин, оборудованных УЭЦН;

уметь: выбирать методы борьбы с осложнениями, возникающими при эксплуатации скважин, оборудованных УЭЦН на основе анализа эксплуатации скважин.

Основные тезисы темы:

Установка электроцентробежного насоса. Компоновка УЭЦН. Осложнения при эксплуатации УЭЦН. Методы борьбы с осложнениями.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: гидравлика

Обеспечиваемые: нефтепромысловое оборудование, эксплуатация нефтяных и газовых скважин

Оснащение занятия:

Наглядные пособия: слайды со схемами узлов и оборудования УЭЦН

Технические средства обучения: слайд - фильм (приложение 1); комплект видеоаппаратуры и видеофильмов.

Раздаточный материал: инструкционная карта урока, контрольные диагностические карточки открытой формы, конструкторские задания с алгоритмами выполнения

Информационное обеспечение занятия:

Основные источники литературы:

  1. Никишенко С.Л. - Нефтегазопромысловое оборудование: Учебное пособие. - Волгоград: Издательство «Ин-Фолио»,2008.

  2. ПМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСокрепин Б.В. - Способы эксплуатации нефтяных и газовыхтскважин: Учебное пособие. - Волгоград: Издательство «Ин-Фолио», 2008.

Дополнительная литература:

  1. Ибрагимов А.Р., Хафизов А.Р., Шайдаков В.В. и др.; под ред. Н.Г. Ибрагимова, Е.И.Ишемгужина. - Уфа, 2008















Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС







План занятия (урока)

№пп

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Организационный момент

Объяснительно - иллюстративный

3

2

Актуализация базовых знаний

Репродуктивный метод, личностно - ориентированнный подход

5

3

Изложение нового материала

1. Область применения УЭЦН

2. Компоновка УЭЦН

3. Осложнения, возникающие при эксплуатации УЭЦН и методы борьбы с ними

Проблемный, объяснительно - иллюстративный метод, использование информационных технологий, исследовательская деятельность, коллективная мыследеятельность

9

4

Закрепление изученного материала

Репродуктивный метод, личностно - ориентированный подход

4

5

Подведение итогов урока

Рейтинговый метод

3

6

Домашнее задание

Дифференцированный подход

1

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС 2. ХОД ЗАНЯТИЯ (УРОКА)

1. Организационный момент - 3 мин

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих, состояния аудитории, рабочих мест, внешнего вида студентов, организация внимания.

Выдача инструкционных карт урока.

Сообщение темы, постановка целей и плана урока.

План изложения нового материала.

1. Область применения УЭЦН.

2. Компоновка УЭЦН

3. Осложнения, возникающие при эксплуатации УЭЦН и методы борьбы с ними

2. Актуализация базовых знаний - 5 мин.

Входной контроль.

Повторение материала, изученного ранее (см. опорный конспект для актуализации опорных знаний).

Диалоговый контроль по карточкам №1, 2.



Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС


Оборудование для бесштанговой эксплуатации скважин

Установка предназначена для подъема жидкости с содержанием в ней воды на более 99%, механических примесей не более 0,01%, с температурой не более 90 оС. Насосы повышенной износостойкости допускают содержание механических примесей 0,05%. Средний дебит установки составляет 100…500 м3/сут., дебит 40-1000 м3/сут, напор насоса от 550 м и выше (550-1800 м - отечественные насосы).

Классификация ЭЦН


  1. По области применения и конструктивному исполнению

Насосы исполнения 1 - предназначены для эксплуатации скважин с содержанием механических примесей до 0,1 г/л (насосы обычного исполнения)

Насосы исполнения 2 - предназначены для эксплуатации скважин с содержанием механических примесей до 0,5 г/л (насосы износостойкого исполнения)

Насосы исполнения 3 - предназначены для эксплуатации скважин содержащих сероводород до 1,25 г/л (насосы коррозионностойкого исполнения)


  1. По величине поперечного габарита

Группа 5 - насосы с наружным диаметром корпуса 92 мм для обсадной колонны с внутренним диаметром не менее 121,7 мм

Группа 5А - насосы с наружным диаметром корпуса 103 мм для обсадной колонны с внутренним диаметром не менее 130 мм

Группа 6 и 6А - насосы с наружным диаметром корпуса 114 мм для обсадной колонны с внутренним диаметром не менее 144,3 мм и 148,3 мм



Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСКонтрольные вопросы по компоновке УЭЦН

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

Подземное оборудование

  1. Основной исполнительный узел? (ЭЦН)

  2. Привод насоса? (ПЭД)

  3. Узел защиты двигателя? (Протектор и компрессор)

  4. Линия подачи электроэнергии к ПЭД? (Токоведущий кабель)

  5. Канал для подъема добываемой жидкости? (НКТ)

  6. Что устанавливают над ЭЦН, чтобы исключить переток жидкости из НКТ через насос? (обратный клапан)

  7. Узел, обеспечивающий выход жидкости из НКТ перед подъемом

установки? (сливной клапан).

Наземное оборудование

  1. Что служит для герметизации устья скважин? (устьевая арматура)

  2. Узел управления работой УЭЦН? (станция управления)

  3. Что служит для регулирования величины напряжения, подаваемого к ПЭД? (трансформатор)

Компоновка УЭЦН

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСК подземному оборудованию относятся:

а) электроцентробежный насос, являющийся основным исполнительным узлом установки (ЭЦН)

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

бМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС) погружной электродвигатель (ПЭД), являющийся приводом насоса


в) система гидрозащиты, осуществляющая защиту ПЭД от попадания в него пластовой жидкости и состоящая из протектора и компенсатора


г) токоведущий кабель, служащий для подачи электроэнергии к ПЭД

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

д) насосно-компрессорные трубы (НКТ), являющиеся каналом, по которому добываемая жидкость поступает от насоса на дневную поверхность

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС


еМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС) клапан обратный, исключающий переток жидкости из НК'Г через насос во время остановки насоса и его обратное вращение, облегчает запуск двигателя


Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

ж) клапан сливной, обеспечивающий выход жидкости из НКТ перед подъемом установки

К наземному оборудованию относятся:

а) устьевая арматура, служащая для направления и регули­рования дебита поступающей жидкости из скважины и гермети­зации устья и кабеля

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

б) станция управления погружным двигателем, осуществ­ляющая запуск, контроль и управление работой УЭЦН

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

в) трансформатор, предназначенный для регулирования вели­чины напряжения, подаваемого к ПЭД

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС


г) подвесной ролик, служащий для подвески и направления кабеля в скважину при спускоподъемных операциях.

КМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСарточка № 1. Область применения УЭЦН

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСКарточка № 2. Укажите компоновку УЭЦН

Методическая разработка открытого мастер класса по ЭНГСМетодическая разработка открытого мастер класса по ЭНГС

15


© 2010-2022