Родительское собрание Учи показом, а не рассказом. 1 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 классРодительское собрание

Тема: «Учи показом , а не рассказом . Роль родительского авторитета в воспитании.»

Цель: формирование педагогически обоснованного стиля воспитания ребёнка.

Задачи:

  1. Самооценка принятых в семейной практике методов воспитания.

  2. Выявление противоречий в использовании методов семейного воспитания.

  3. Формирование опыта разумных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Форма проведения: ситуационная игра.

Подготовительный этап:

  • составление плана проведения ситуативной игры;

  • подготовка памяток для родителей;

  • цитаты на доску: «Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д.Локк), «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье»

(Л.В. Бетховен);

  • оформление выставки рисунков учащихся на тему: «Моя семья».



Родительское собрание Учи показом ,а не рассказом. 1 класс

Ход собрания:

Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о методах семейного воспитания. В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае приём воздействия на растущую личность. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания - самая волнующая для родителей проблема. Как привить ребёнку интерес к чтению? Как помочь школьнику стать внимательным? Как научить беречь своё здоровье? Как преодолеть агрессивность? Сегодня мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребёнка.

Перед вами отрывной календарь, отражающий вопросы, которые мы будем рассматривать.

1 лист «Семейное воспитание - это актуально»

Посиди со мной рядом

Полчаса иль минутку,

Я тебя целый день

С нетерпением ждал.

Подари мне свой взгляд,

Слово, добрую шутку,

Ах, прости, виноват…

Я опять опоздал.

Чтобы выявить стиль воспитания, принятый в вашей семье, я предлагаю поиграть в настольную игру.

Настольная игра «Посмотри на себя»

Эта игра создана немецким психологом Гюнтером Хорном. Она была придумана для детей с той целью, чтобы они обратили внимание на своё поведение. Частично пришлось адаптировать игру для наших целей. В ненавязчивой форме она способствует осмыслению собственных действий. В ходе игры вы, уважаемые родители, примеряете на себя различные утверждения. Эти утверждения, записанные на карточках, лежат в центре стола. Участники игры по очереди берут по одной карточке и зачитывают вслух (примеры карточек см. в приложении). Если участник игры считает, что прочитанная карточка ему подходит, он сохраняет карточку у себя. Если он считает, что содержание карты не подходит, она кладётся в «корзину для мусора». Карта может быть передана другому игроку. При передаче карты должно прозвучать обоснование. Игра позволяет посмотреть на себя «со стороны».

Учитель: Опираясь на ваши ответы, я представила графическую схему, показывающую основные методы воспитания, которые вы используете в семье.

Методы воспитания

Слово, убеждение

Одобрение

Осуждение, наказание

Пример взрослых

Создание воспитывающих ситуаций





Настольная игра не оставила вас равнодушными к рассматриваемой теме. Вы были активны, не боялись высказывать своё мнение. Значит, «Семейное воспитание - это актуально». Переходим к обсуждению следующей позиции.

2 лист «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей! (В.Боков)

Учитель: Слово обладает огромной силой. Оно может быть осуждающим, ласковым, подбадривающим, насмешливым. Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека. Лёгкая ирония порой убивает веру в свои силы. Зато одобрение и поощрение вызывает радость и гордость. Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много времени спустя. Ваша манера общения с детьми, тон отношения между членами семьи имеет большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме.

Задание родителям: Объединитесь в пары и предложите свой вариант ответа на вопрос: «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово, как метод воспитания?» Запишите ответ на листе и затем прикрепите к доске.


Наши

ошибки

Окрики, раздражённый тон

Унижение достоинства

Монолог, а не диалог

Вымогание обещаний

Назидания в присутствии товарищей



Учитель: Слово материально, им нужно пользоваться обдуманно. Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, улучшать настроение. Я предлагаю вам памятку.

Памятка «О запрещённых и желательных выражениях в семье».

К числу запрещённых выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что…

Сколько раз надо повторять…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты стал таким (ленивым, неряшливым) …

Все люди …, а ты …

Что ты ко мне пристал…

К числу желательных выражений относятся:

Ты у меня самый умный…

Ты у меня самый красивый…

С тобой мне так хорошо…

Я тебе так доверяю…

Посоветуй мне…

Я бы никогда не сумела сделать это без тебя…

3 лист «Тебя как в зеркале я вижу»

«Все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляясь от своих недостатков, но, даже не признавая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях». (Л.Н. Толстой)

Учитель: Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. Подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок это наблюдает и копирует, считая нормой.

Есть семьи, где телевизор работает постоянно. Только тогда требование чтения ребёнком надо снять. Некоторых родителей раздражает мысль о том, что надо чем-то поступиться ради детей, в чём-то себе отказать.

Из приведённых примеров видно, что атмосфера семьи воспитывает.

Задание родителям: Объединившись в группы, разрешите типичные ситуации семейного воспитания.

Ситуация 1.

Пришли гости, у них маленький ребёнок. Он взял любимую модель машины из коллекции взрослеющего сына. Как следует повести себя его родителям, чтобы сын поступил правильно?

Ситуация 2.

Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно задиравшегося ко всем. Какой должна быть реакция родителей.

Ситуация 3.

Дочь собирается на день рождения к подруге и решает подарить ей дорогую косметичку. Вмешивается бабушка: «Родители надрываются, зарабатывают, а она - подарить!» Входит мама. Как спасти ситуацию?

Ситуация 4.

Ваш ребёнок просит купить собаку. Но у маленького брата аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?

Учитель: Заканчивая этот этап нашей встречи, я хочу обратить ваше внимание на слова В.Н. Бетховена: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».

Далее учитель предлагает родителям памятку.

Памятка по основам нравственных отношений в семье.

  1. Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает - подражая, он очень скоро вернёт их вам.

  2. Не грубите и не сквернословьте, ваши привычки станут привычками ребёнка.

  3. Не говорите о людях неуважительно, ребёнок станет отзываться так и о вас.

  4. Поступайте с другими тактично, это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

  5. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение - нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.

4 лист «Меч наказанья не спеши на голову обрушить на младую…»

Меня сегодня наказали

За то, что я кота принёс.

Меня корили и ругали,

А кот в подъезде тихо мёрз…

А.С. Макаренко считал, что наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Определить эту необходимость - задача каждого родителя.

Наказание - очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказание может иметь место при условии уверенности родителей, что ребёнок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя.

Прошу поднять красные карточки тех, кто является противниками наказания, предпочитая другие методы воспитания. Зелёные карточки поднимите те, кто допускает возможность наказания. Разбившись таким образом на две команды, предлагаю обсудить предложенные ситуации.

Ситуация 1.

Ребёнок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?

Ситуация 2.

Ребёнок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживлённой улице. Призывы, запреты эффекта не дают. Что делать в этой ситуации родителям?

Ситуация 3.

Ребёнок постоянно опаздывает в школу: долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок. И так каждый день. Мать в истерике, отец в ярости избил ребёнка. Как, по вашему мнению, следует в такой ситуации поступить?

Ситуация 4.

Родителям никак не удаётся привить детям хорошие манеры за столом. Постоянные замечания не помогают, а лишь создают нервозность за столом. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Рассмотрев ситуации, мы убедились, что высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребёнка, попытаться увидеть то, что видит он, и почувствовать то, что чувствует он.

Я хочу вам предложить памятки, которые помогут принять правильное решение по поводу наказания ребёнка.

Памятка «Родителям о наказании».

  1. Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.

  2. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

  3. Насилие порождает ответное насилие.

Памятка «Чем заменить наказание».

  1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у родителей.

  2. Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

  3. Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.

  4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока поступок повторится.

  5. Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

5 лист «Упражнения в нравственных поступках»

«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать - значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым»

(К.Д. Ушинский).

Часто в жизни мы куда-то торопимся, бежим. Одни бегут к цели, преодолевая препятствия. Это человек - бегун. Такие люди, как правило, находят своё счастье. Другие бегут от неудач и проблем. Это - беглецы. В их жизни часто бывает горе.

Игра «Наши прогнозы».

В игре принимают участие 4 родителя. 1 игрок вынимает карточку, на которой изложена семейная ситуация. 2,3,4 игроки - астрологи. Они будут делать прогнозы. 2 игрок говорит, какие действия он предпримет сейчас (в данный момент). 3 игрок - как изменится ситуация через неделю. 4 игрок - делает прогнозы на несколько лет вперёд. Затем игроки меняются местами и делают прогнозы, опираясь на новую предложенную ситуацию.

Ситуация 1.

Вы узнали, что ваш ребёнок стал курить.

Ситуация 2.

Ваш ребёнок, придя из школы, заявил: «Я не хочу учиться!»

Ситуация 3.

Ваш ребёнок употребляет в школе нецензурные выражения.

Учитель: Мы завершаем наш разговор о методах воспитания. Я благодарю вас за активное участие и прошу продолжить фразы:

Воспитание ребёнка правильное, если…

Если бы я начал воспитание моего ребёнка заново, то я бы никогда…

Самое главное в воспитании ребёнка - это…

В заключение хочу пожелать, дорогие мамы и папы, чтобы в деле воспитания вам всегда сопутствовал успех. Давайте вместе наблюдать и анализировать поведение детей, поддерживать в них зарождающиеся ростки добра, отзывчивости, дисциплины. И делать всё - и в школе, и дома, чтобы ранние, не осознанные ещё ребёнком эгоизм, грубость, капризность не стали чертами характера. Впереди у наших детей - целая жизнь. От нас с вами зависит, какой она будет у наших воспитанников.





Приложение.

Карточки для настольной игры «Посмотри на себя»

1. Я обращаюсь к учителю за советом в проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием ребёнка.

2. Ребёнка следует держать всегда при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

3. Я ограждаю ребёнка от негативных сторон реальной жизни.

4. Мать - главное лицо в доме.

5. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

6. Воспитание ребёнка - труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.

7. Любовью родителей ребёнка не испортить.

8. Главное, чем должен заниматься ребёнок, - это учёба. Всё остальное в доме в состоянии сделать родители.

9. Я каждый день просматриваю тетради у своего ребёнка.

10. Я ругаю своего ребёнка за плохую отметку.

11. Мы не расстраиваемся из-за плохих отметок, так как у нас есть время всё исправить.

12. Я никогда не выражаю вслух сомнения по поводу объективности выставленной оценки.

13. Я поддерживаю ребёнка в его победах.

14. Я поощряю игры своего ребёнка с младшими по возрасту детьми.

15. Я стимулирую общение своего ребёнка с другими детьми, разрешаю ему приглашать друзей в дом.

16. Я не сравниваю качества характера своего ребёнка с качествами других детей.

17. Я часто говорю с ребёнком по душам, даю ему возможность выговориться, поделиться наболевшим.

18. В нашем доме самый главный наш ребёнок.

19. Не могу себе даже представить, что мой ребёнок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.

20. Если мой ребёнок провинился, я накажу его.

21. Я считаю: прежде всего у ребёнка должны быть обязанности, а потом права.

22. Наш ребёнок знает, что он должен оправдать наши надежды.

23. Если мой ребёнок жалуется на здоровье, я полностью лишаюсь покоя.

24. Мой ребёнок знает, что он самый лучший.

25. Мой ребёнок во всём полагается только на мой вкус.

26. Пусть воспитывают моего ребёнка учителя.

27. Я привыкла, чтобы мой ребёнок мне беспрекословно подчинялся.

28. Мой ребёнок не имеет никаких забот, зная что обо всём я позабочусь сама.

29. Мой ребёнок полностью свободен: хочет - делает уроки, хочет - нет.

30. Я полностью доверяю своему ребёнку.

31. Даже если мой ребёнок не родился вундеркиндом, я всё сделаю, чтобы он им был.

32. Я стараюсь не перегружать ребёнка и оберегать его от переутомления и стресса.

33. Если я мало уделяю времени своему ребёнку, то стараюсь компенсировать это подарком.

34. Только моё настроение определяет, как я буду сегодня воспитывать своего ребёнка.

35. Если кто-то пожалуется на моего ребёнка, то я не приму это к сведению. Мой ребёнок не виноват.

36. Если ребёнок испытывает затруднения в учёбе, я обязательно найду время, чтобы помочь ему.

37. Лучший подарок для ребёнка - это книга.

38. Я болезненно воспринимаю замечания учителя в адрес моего ребёнка.

39. Если я не согласна с отметками ребёнка, то иду в школу и разбираюсь в ситуации.

40. В присутствии ребёнка я никогда не говорю плохо об учителе и школе.

41. Я никогда не обвиняю других взрослых детей в проблемах собственного ребёнка.

42. Я регулярно проверяю дневник своего ребёнка.

43. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребёнка.

44. Я всегда проверяю устные задания ребёнка (правило, стихотворение, пересказ).

45. Нежное, ласковое отношение к ребёнку очень важно.

46. В нашей семье есть семейные традиции.

47. Я согласна с утверждением: «Учи показом, а не рассказом».

48. Только страх - страх наказания - узда для моего ребёнка.

49. Я делаю замечания ребёнку с глазу на глаз, а не в присутствии посторонних.

50. Я говорю с ребёнком обо всём без боязни.

51. Я с удовольствием помогаю школе, когда меня попросят.

52. Я никогда не ругаю ребёнка. Я принимаю его таким, какой он есть.

53. Я могу попросить прощения у ребёнка, если чувствую, что виновата.

54. В споре я часто повышаю голос.

55. Я посвящаю ребёнка в финансовые проблемы семьи.

56. Мой ребёнок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.





© 2010-2022