Доклад: Экологическое просвещение родителей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Экологическое просвещение родителей»


Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Одной из важнейших целей экологического воспитания дошкольников является пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Дошкольное учреждение должно вести большую разъяснительную работу, популяризировать экологические знания, пробуждать сознание родителей, повышать их экологическую культуру. Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.

Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определённое мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру.

Часто можно заметить пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые воспитатели предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.

Характерный пример: в процессе отдыха на природе родители рвут цветы на букеты, оставляют мусор и т.п. Ребёнок объясняет им, что так делать нельзя, добавляя: «так говорила воспитательница». Родители в лучшем случае не реагируют на возражение ребёнка, в худшем - ещё и подрывают авторитет воспитателя выражениями типа: «Мало ли что там вам говорят». Если авторитет родителей для ребёнка непререкаем, он начинает возражать воспитательнице на занятиях, мотивируя свои возражения тем, что «так сказал папа (мама)».


Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребёнку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Положительные результаты в воспитании детей достигаем при сочетании коллективных и индивидуальных форм работы дошкольного учреждения и родителей. Основная цель этой работы - установление непосредственного контакта с семьями воспитанников, пробуждение сознания родителей и возможность донести до них необходимый уровень знаний и умений, чтобы они, в свою очередь, передали их детям.

Работу с родителями осуществляем постепенно и непрерывно. Наиболее целесообразно комплексное использование различных форм работы с семьей:

* родительские собрания;

* беседы и консультации с родителями;

* анкетирование и опрос;

* рекомендации для родителей в виде наглядных пособий;

* совместное участие детей и родителей в мероприятиях активного отдыха.

Важно также владеть основными воспитательными методами, влияющими на сознание людей в процессе экологического воспитания, и познакомить с ними родителей.

Основные воспитательные методы работы:

* метод разъяснения реализуется при проведении бесед, экскурсий, рассказов, обсуждений книг, составлении текста на экологическую тему;

* метод приучения, используемый для формирования волевых качеств ребёнка, содействует формированию определенного стиля общения ребёнка с объектами природы, совместного труда родителей и детей по охране природы, специальных упражнений на воздухе, игр;

* метод стимулирования, оказывающий влияние, прежде всего на эмоциональную сферу, чувства ребёнка. Применение метода стимулирования возможно с помощью различных поощрений и наказаний, личного примера родителей.

Экологическая информация, которую предлагаем родителям, должна быть лично значимой для них. Наиболее значительными для взрослых сведениями являются следующие:

* данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

* информация о зависимости состояния здоровья ребёнка от качества окружающей среды;

* правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

* экология жилища;

* выращивание экологически безопасного урожая;

* комнатные, лекарственные, пищевые растения;

* выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

* домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка;

* развитие ребёнка как личности в процессе экологического образования;

* информация самого ребёнка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию родители получают на родительских собраниях, в беседах, в совместных походах с детьми.

Родительские собрания предполагают обсуждение основных вопросов экологической работы, позволяют знакомиться с взглядами родителей на проблемы воспитания и образования, в частности, на формирование у дошкольников знаний об экологических проблемах. Только родители смогут донести до детей все необходимые знания, которые пригодятся ребёнку, чтобы оградить себя от вредного воздействия окружающей среды.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

На первом родительском собрании в младшей группе мы поставили перед мамами и папами следующие задачи:

1. Приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. (Ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы на общественных газонах и клумбах.)

2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.

3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

В беседах с родителями мы учим их обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. А ведь бывает так, как рассказала одна бабушка: «Мы идем с внуком домой и все больше молчим или обсуждаем, что на ужин готовить будем, какую игрушку купить ему».

Содержанием экологической работы с родителями является беседа как наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, которая информирует их об основных целях и задачах проблемы. Беседы проходят более результативно, так как имеют вопросно-ответную форму, в ней принимают активное участие все присутствующие родители и члены педагогического коллектива. Беседы расширяют теоретические знания родителей и педагогов, устанавливают более близкие доверительные отношения между ними.

Беседа помогает познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы семейного воспитания, дать практические советы и рекомендации по распространенным методам работы экологического содержания.

Результатом родительских собраний, бесед экологического содержания является доведение до родителей информации об экологических проблемах, об укреплении и сохранении здоровья детей и в конечном итоге повышения экологической грамотности и экологической культуры взрослого населения, а именно родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей представлены в форме наглядных пособий. Наглядные пособия разрабатываем в виде материалов информационного характера экологической направленности и выставляем в групповой комнате как папки-передвижки в течение года.

Совместная деятельность с детьми:

* участие в походах, экскурсиях, в том числе на экологических тропинках. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы. Опыт показывает, что большинство родителей практически не знают растений, животных, а главное - не могут использовать объекты природы для развития ребёнка;

* участие в экологических праздниках ( не только в качестве зрителей), и в подготовке к ним. Так, при проведении праздника «День Земли» можно привлечь родителей к оформлению интерьера группы, к созданию костюмов;

* выполнение домашних заданий. Детям можно предложить дома продолжить ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования: где можно найти воду дома? для чего нужна вода дома и бережем ли мы её? как ведут себя кошка, собака? как растут комнатные растения? Родителям можно предложить наблюдать вместе с детьми за явлениями природы по дороге в детский сад, во время прогулок, во время отпуска: на даче, на море.

* совместный уход за животными, растениями (активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье);

* сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков экологического содержания;

* выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями, рисунков, фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы» и т.д.

* помощь в создании библиотеки (к отбору книг, оформлению библиотеки привлекаются и дети, и родители);

* природоохранные акции (уборка территории детского сада, дома, посадка деревьев, оформление кормушек и их размещение на территории);


*создание игрового пространства на участках (родители преображают участки, меняют эстетику ближайшего окружения детей).

Таким образом, экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Поскольку, ещё далеко не полно, использовала возможности родителей, а значит надо искать новые формы и методы работы с семьёй выявлять и пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, укреплять творческий союз, содружество родителей и педагогов, а результат этого содружества - счастливый и благополучный, экологически подкованный ребёнок, готовый сделать уверенный шаг в будущее.

Библиография:

  1. Мальцев В.А. Образование и гуманная экология // Философия образования. 2003. № 8. - С. 240-244.

  2. Виноградова Н.Ф. Куликова Т.А Дети, взрослые и мир вокруг. Москва 2003

  3. Николаева С.Н Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. Москва 1998

  4. Николаева С.Н Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. Москва 2001

  5. Симонова А.П. Ключи к природе или Эстетические беседы по экологии. Москва 1998

8


© 2010-2022