Родительское собрание Нужна ли трудовая практика современному ученику?

Родительское собрание направлено на формирование у родителей представлений о роли труда и трудовой практики в жизни младшего школьника. Притча о двух сохах помогла создать проблемную ситуацию о важности труда, задуматься, что лучше: лелеять, холить свое чадо или постепенно из-за дня в день прививать начальные навыки труда.Родителе высказались о том, с чего начинается в их семье трудовая практика, рассказали о трудовых  обязанностях их детей. Обсуждение отрывка из фильма привило родителей к вывод...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

Тема: Нужна ли трудовая практика современному ученику.

Форма: круглый стол

Цели:

  1. Сформировать у родителей отчетливое представление о роли труда, трудовой практики младших школьников.

  2. Оказать помощь в поиске путей и способов трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.

Оборудование: презентация, аудиозапись высказываний детей, видео-фрагмент, цветные ленты (голубого, зеленого, желтого цвета) и клубок.

Подготовительная работа:

1. Анкета для учащихся.

  1. Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?

  2. Выполняешь ли их без напоминания или тебя надо просить?

  3. Поощряют ли тебя родители за выполнение домашних поручений? Как?

4. Наказывают ли тебя родители за невыполненное поручение?

2. Аудиозапись высказываний детей по теме «Нужна ли вам трудовая практика?»

Ι. Вступление.

(столы расставлены полукругом)

Приветствие классного руководителя.

ΙΙ. Постановка проблемы. Слайд 1.

- Нашу встречу я хотела бы начать с одной притчи о двух сохах.

Кузнец отремонтировал две сохи. Одну из них на следующий день забрал крестьянин и отвез в поле, вторая осталась стоять в углу сарая. Жизнь второй сохи была легка и беззаботна! Прошло время, и однажды обе сохи вновь встретились в сарае. Соха, которую не использовали в работе, заржавела, а та, которой вспахивали поле, стала блестящей и красивой.

- Отчего ты стала такой красивой? - с завистью спросила подругу соха из своего угла. Я стала красивой от труда, тебя же изувечило безделье.

-ТРУД и БЕЗДЕЛЬЕ, КРАСОТА и БЕЗОБРАЗИЕ. Слова, которые заставляют нас, взрослых, задуматься, что лучше: лелеять, холить, опекать свое любимое чадо или постепенно из-за дня в день прививать начальные навыки труда. Слайд 2.

- Насколько труд для ребенка актуален в наше время? Нужна ли современному ученику трудовая практика? Вот вопросы, на которые мы постараемся найти сегодня ответы. А помогут нам разноцветные ленты, которые мы будем связывать в узелки в течение нашего разговора.

ΙΙΙ. Мозговой штурм.

-Известный русский педагог К.Д. Ушинский сказал: «Человек рожден для труда, труд составляет его земное счастье, труд лучший хранитель человеческой его нравственности…»

- А с чем у вас ассоциируется «труд»? Для вас игра «Мозговой штурм». На каждую букву слова назовите качества, которыми должен обладать современный ученик.

Т - трудолюбивый, терпеливый

Р - решительный

У - успешный

Д - деловой

- Как эти качества могут помочь ребенку в его дальнейшей трудовой деятельности? (ответы родителей)

- Свяжите ленты голубого цвета узелками. Это наши мечты и желания. Каждый из вас в будущем желает видеть своего ребенка трудолюбивым, решительным, успешным, деловым. Но…

ΙV. Легко сказать, да трудно сделать.

- Как говорится в русской народной пословице: «Легко сказать, да трудно сделать». Очень трудно добиться такого идеала. Чтобы прийти к нему, нужно хорошее начало. С чего начинается трудовая практика в семье? (высказывания родителей)

- Как вы считаете, какие трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье? (ответы родителей)

Перечень поручений

• Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

• Наводить порядок на своем столе и в своей комнате.

• Заботиться о младшем брате или сестре.

• Стирать свои мелкие вещи.

• Мыть чайную посуду.

• Следить за чистотой обуви.

• Выносить мусор.

• Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

• Гулять с собакой, кошкой.

• Покупать хлеб, молоко.

- Какие трудности вы встречаете, когда возлагаете на ребенка трудовые обязанности? (высказывания родителей)

V. Результаты соц. опроса учащихся. Слайд 3.

- С трудностями встречаетесь не только вы, но и мы, учителя. Порой дети 6-9 лет не умеют выжать тряпку, помыть доску, парту; завязать шнурки, переодеться на урок физкультуры, обслужить себя в столовой. Все это результаты неправильного трудового воспитания. Я провела анкетирование учащихся 3-го класса. В опросе приняло участие 30 человек. Посмотрите на результаты:

  1. Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?

  • Постоянные поручения имеют 70% учащихся, не имеют 30%.

-Как выяснилось, ребята моют посуду, убираются, выносят мусор, поливают цветы, ходят в магазин за продуктами, кормят животных.

Ваши мнения совпадают. И это очень радует. Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку.

Совет 1: Оценивайте правильно возможности детей.


  1. Выполняешь ли их без напоминания или тебя надо просить?

  • Сами выполняют свои обязанности без напоминания родителей - 70 %, просят детей об этом - 30 %.

- Эти данные говорят о том, что у большинства детей воспитана привычка трудиться. Но не все дети выполняют домашние обязанности без напоминания, особенно это происходит, если в семье один ребенок и взрослые пытаются оградить его от трудностей. Но родителям надо понять главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, они воспитывают привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботиться о близких, воспитывают в детях чуткость и отзывчивость.

Совет 2: Вы должны внушать детям, что любой труд, направленный на пользу людям, благороден.

  1. Поощряют ли тебя родители за выполнение домашних поручений? Как?

  • 80% детей поощряют родители. В качестве поощрений дети назвали: доброе слово, разрешают поиграть в компьютер или посмотреть телевизор; покупают то, что хочет ребенок; гладят по голове, целуют, покупают сладкое, водят в кинотеатр.

В данной ситуации самое главное для ребенка то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен. Доброе слово родителей - очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Совет 3: Ставьте на первое место то, что даст вам воспитательный эффект, а не материальный.


  1. Наказывают ли тебя родители за невыполненное поручение?

  • 27% ребят ответили «да», 73% - «нет».

Есть одно важное правило - нельзя наказывать ребенка трудом, у него не должно сложиться убеждение, что труд- это наказание.

Совет 4: Труд для ребенка должен быть в радость, а не в тягость.

Вывод: Домашний труд для ребенка- это не радостные развлечения. Не ждите легких и быстрых результатов. Воспитание привычки к труду - дело хлопотное, но необходимое.

- Свяжите в узелки ленты зеленого цвета - это необходимость с вашей стороны привить детям желание трудиться.

VΙ. Обсуждение видео - ситуации. Слайд 4.

- Но порой родители оказывают плохую услугу своим детям. Посмотрите видео -фрагмент под названием «Помощница» (из киножурнала «Ералаш»). Правильно ли поступает родитель?

Просмотр видео - клипа из киножурнала «Ералаш»

- Какое впечатление у вас осталось? (родители обсуждают просмотренный фрагмент)

- Я бы хотела обобщить ваши слова пословицей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Вы для него пример, он копирует вас во всем. Накричать, обругать, "взорваться", куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины. А нам нужно строить!

- Найдите ленты желтого цвета, свяжите их в узелки - это ваши возможности. Показывайте себя своему ребенку только с хорошей стороны.

VΙΙ. Что говорят дети? Слайд 5.

- Взрослые воспитывают, спорят, решают житейские проблемы, а дети своими устами глаголят истину. Послушайте мнения учащихся. Им был задан вопрос «Нужно ли, чтобы родители приучали вас трудиться»

Слушается запись детских мнений

- Мне кажется, дети бывают порой мудрее своих родителей. Поэтому, давайте почаще присматриваться и прислушиваться к ним.

ΙX. Подведение итогов.

1.Клубок

(классный руководитель выводит в центр ребенка, у которого в руках клубок)

- Перед вами ребенок, у которого в руках маленький клубок. Что его ждет в будущем, с какими трудовыми навыками он вольется в самостоятельную жизнь? Все будет зависеть от вас, родителей. Свяжите концы клубка и ленты. Давайте вложим наши возможности, необходимость трудовых навыков и наши желания и мечты в ребенка.

(связанные цветные ленты наматываются на клубок)

2. Закончи предложение.

- А теперь я прошу вас закончить предложение так, как вы считаете нужным: «Моему ребенку нужна /не нужна трудовая практика, потому что…» (высказывания родителей) Слайд 6.

- Придет время, когда ребенок покинет ваш дом и вольется в самостоятельную жизнь (клубок бросается классным руководителем на пол). Какой путь он выберет? Куда он покатится? Все будет зависеть от вас, родителей. И я думаю, что трудовые навыки, привитые вами, ему пригодятся.

X. Решение собрания: Слайд 7.

  1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.

  2. Воспитывать у детей уважение к любому труду, заботу о ближнем.

Слайд 8.

- На память о нашей встрече я хотела подарить вам буклеты - памятки. Думаю, что они помогут вам в трудовом воспитании детей. Спасибо вам за общение!



© 2010-2022