- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему: «Без труда нет человека»
Классный час на тему: «Без труда нет человека»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Семенихина О.С. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Труд
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: «труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повёл к просекам,
Начиная круг труда.
Всё, что пьём мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лёт бесследный, -
Всё - наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги -
Воплощённые труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни - в трудах:
Только труженикам - слава,
Только им - венок в веках!
Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, -
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
Автор: В. Брюсов
О чём это стихотворение ,ребята?
Ответы детей.
Стихотворение В. Брюсова Труд - это гимн труду. Это стихотворение о том, что все что нас окружает создано благодаря труду и мастерству людей.
В начале нашего занятия,я хочу предложить вам заполнить анкету,с результатами которой,я ознакомлю вас в конце урока.
Анкета.
1.Какие обязанности ты имеешь дома, т.е. в семье?
2. Как относишься к просьбе родителей о помощи?
3. Поощряют ли тебя за выполнение поручения?
4.Наказывают ли за невыполнение?
5. Как ты считаешь: ты сам должен видеть работу или тебя должны просить родители?
Тематическая беседа.
- Для чего каждому человеку необходимо трудиться?
- Каким бывает труд?
- Назовите профессии, которые относятся к физическому труду.
- Назовите профессии, которые относятся к умственному труду.
- Какой труд важнее? Докажите свой ответ.
Труд - важнейшее средство воспитания в семье, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Дети,кто слышал следущее высказывание? «Труд делает человека красивым».
Кто знает его автора? Многие известные люди нашей страны писали о важной роли труда в жизни человека.
Как вы понимаете это высказывание?
Оно принадлежит А.Т.Твардовскому
Русский народ тоже создал множество пословиц и поговорок о труде.Кто помнит?
Ответы детей.
-
Человек рожден для труда.
-
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-
Что потрудился, то и поел.
-
Воля и труд дивные всходы дают.
-
Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
-
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
-
Труд человека кормит, а лень портит.
-
Наше счастье в общем труде.
-
Кто трудиться, тот и пользуется.
-
Без труда нет добра.
-
Без труда меду не едят.
-
Трудовая денежка - мозольная.
-
Труд кормит и одевает.
-
Не замочив рук, не умоешься.
-
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
-
Не разгрызть ореха - не съесть и ядра.
-
Встанешь пораньше - шагнешь подальше.
-
Без хорошего труда нет плода.
-
Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
-
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
-
Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
-
Зажиточно жить - надо труд любить.
-
Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
-
Дитя любит ласку, а станок - смазку.
-
Не следи за гудком, а следи за станком.
-
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
-
Труда много, а добычи мало.
-
Трудовая денежка до веку живет.
-
Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно.
-
В труде победить - мир укрепить.
-
В труде рождаются герои.
-
Где труд, там и счастье.
-
Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
-Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
-Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Ответы детей:
-Труд красит человека, а безделье его уродует.
-Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
-Без туда человек заржавеет и может заболеть.
Что же значит это слово труд?
Выступление ученика:
Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида иобщества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели
Как экономическая категория труд представляет собой один из факторов производства.
В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъекттруда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт трудаобусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.
Продукт труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми - производственные отношения.
Труд бывает добровольным, вынужденным и принудительным (например, рабство).
А каким ещё бывает труд?
В начале развития капитализма интеллигенция возникла и существовала как численно ограниченная категория лиц, обладавших досугом и достатком и осуществлявших фактическую монополию на умственный труд. Но затем «духовное производство» превратилось в сферу массового труда. С проникновением индустриальных форм в производство идей и представлений (средства массовой коммуникации), в художественное производство (промышленная эстетика, дизайни т. п.), в научное экспериментирование, в экспериментально-техническую базу науки и т. д. распалась ремесленно-личностная спаянность «духовного производителя» с орудиями и средствами его умственного труда, приобретшими теперь внеиндивидуальное, обобществлённое существование и приводимыми в действие лишь коллективно.
Дети,вы знаете,что человек трудом велик.Давайте мы посмотрим как вы трудитесь.Предлагаю двум мальчикам подготовить и очистить ингридиенты для приготовления борща.Что нам понадобится?(Картофель,свекла,лук,морковь,капуста)Посмотрим,кто с этим заданием справится лучше!Покажет нам как о помогает дома по кухне.
Спасибо ребята!Победила дружба!
И небольшой конкурс для девочек! Кто сможет качественно,быстрои аккуратно вбить гвозди в дощечку? Кто помогает своему отцу?
Спасибо за участие! И снова победила дружба.
А теперь,дети,я хочу предложить вам следущее задание.
На листочках вы должны вспомнить и записать одно яркое событие из жизни связанное с трудом человека.Но для начала послушайте один рассказ.
Вкусная пища
Жил когда-то богач. Было у него два сына. Перед смертью позвал он своих сыновей и разделил между ними всё своё имущество, сказав:
- Ешьте всегда только вкусную пищу. Никогда не ешьте того, что невкусно!
Сказав так, отец умер. Младший сын, следуя завету отца, ел всегда только самые изысканные блюда и очень скоро промотал всё своё состояние.
Однажды он услышал, что старший брат женился, и решил отправиться к нему в гости.
- Брат мой, - обратился он, увидел, что тот живёт в покое и достатке, - помнишь ли ты завет отца? Я неизменно следовал ему, ел только вкусную пищу, и, видишь, совсем обеднел. Почему же тебе удаётся благоденствовать?
Старший брат ответил:
- Я свято чту завет отца и ем только то, что вкусно, поэтому-то я и становлюсь день ото дня богаче.
- Чем же ты питаешься? - поинтересовался младший брат.
- После узнаешь, - ответил старший. - Ведь сегодня мы будем обедать вместе.
И братья отправились в поле.
- Давай сначала хорошо поработаем, а потом вкусно поедим, - предложил старший брат.
Младший брат усердно трудился наравне со старшим. Когда наступил полдень, он обратился к старшему:
- Не сделать ли нам перерыв, я что-то очень проголодался.
- Хорошо, - согласился тот. - Раз ты устал и захотел есть, - самое время прервать работу!
Братья вернулись домой и принялись за еду. Младший отведал рис и мясо с приправами, а старший и спрашивает:
- Ну как, вкусно?
- Очень, - отвечает младший, очень вкусно.
- Брат мой! Ты неправильно понял завещание отца. Есть вкусно вовсе не значит есть вкусную еду. Отец хотел сказать, что надо есть только тогда, когда как следует проголодаешься. А хорошенько проголодаться можно, только поработав не за страх, а за совесть. Тогда любая еда покажется вкусной. Тут дело нехитрое, да умное: и работе польза, и деньги в сохранности будут, коли станешь есть не разносолы, а простую пищу.Тогда-то и постиг младший брат мудрость отцова завещания.
Чтение работ обучающихся.Анализ анкет.Помните,трудиться никогда не стыдно!Спасибо за внимание!
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Классный час на тему: «Без труда нет человека».
Подготовила:классный руководитель 9-А класса,
О.С. Семенихина .
Донецк 2016
Цель: раскрыть значение и ценность труда в жизни человека, привлечь внимание детей добросовестному отношению к труду, повлиять на ценности учащихся,расширить представление детей о значении труда в жизни общества, способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность,
побуждать детей к развитию трудовых навыков и самовоспитанию. повышение мотивации к трудовой деятельности и вовлечение учащихся в процесс трудового воспитания, формировать уважительное отношение к трудовой деятельности и плодам труда,развивать трудовые умения в процессе приобщения к труду Использовать организованный труд ,как фактор воспитания и укрепления здоровья учащихся