Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку во 2 классе, программа «Начальная школа XXI века», тема: «Слова-антонимы» составлена с учётом требований ФГОС второго поколения. Разработка включает: ход урока и сценарий урока. В основе урока - системно-деятельностный подход, направленный на достижение обучающимися планируемых результатов, как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. В процессе деятельности у обучающихся формируются умение подбирать антонимы   для точной характеристики предмето...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Тема: слова- антонимы Блок: Как устроен наш язык

Цель: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие "антоним";

  1. Задачи: - Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; .

  2. Учить самостоятельно подбирать антонимы; пользуясь правилом доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.

  3. Расширить словарный запас детей; познакомить с новым словарем - словарем антонимов.

  4. Учить взаимодействовать в парах, группах.

  5. Формировать познавательный интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные

метапредметные

личностные

Владеть понятием «антоним» и осваивать.

Сочетать антонимов с другими словами

- Работать с несколькими источниками информации (уч. Книга,. Уч. Словари, текст и иллюстрация)

- Научить работать с соседом по парте - распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы. - познавательные .

-Видеть разницу между различными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них

- Использовать правила , таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрений - коммуникативные

- Научить понимать , что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа

- Проверять свою работу, используя правила и словари . - регулятивные

- Создавать у учащихся мотивацию к уроку

- формировать умение формулировать тему урока

- развивать умение работать в паре

- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы

-формировать мотивацию к обучению и познанию

-формировать способность детей к саморазвитию

-осваивать нормы речевого общения

-получать опыт нравственных и эстетических переживаний

- познакомить с базовыми эстетическими ценностями

Ход урока

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Добрый день, ребята!

-Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка

-К нам на урок пришли гости.

Давайте поздороваемся с ними.

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка - это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Вы маленькие солнышки. Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

II. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

- Ребята, посмотрите на доску на ней написаны пары слов.

ШАГАТЬ- ИДТИ

ГОРЬКИЙ- СЛАДКИЙ.

- Прочитайте первую пару слов! Что можете сказать про первые пары слов? Докажите

- Прочитайте вторые пары слов. Я утверждаю, что это тоже синонимы. Потому что отвечают на один и тот же вопрос. Кто согласен со мной или есть кто не согласен?






( Эти слова являются синонимами, отвечают на один и тот же вопрос и близкие по значению. карточка)

( это слова с противоположным значением)

Организация познавательной деятельности учащихся

III. Определение темы урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?

- Откройте учебник по закладке и найдите урок 107. Кто нашел страницу.

- Прочитайте к какому разделу относится тема урока. Что изучаем в этом разделе?

- Прочитайте тему урока. Слайд (антонимы)

- Что хотите узнать о словах-антонимах? Слайд ( корзина идей)

V. Этап освоения новых знаний.

1. Работа с учебником

Работа с рубрикой «Давай подумаем»

- Найдите рубрику « Давай подумаем» Каким значком она обозначается?

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Прочитайте слова (вслух)

Какие слова подходят к первой картинке ?

- Какие слова подходят ко второй картинке?

- Образуйте пары слов ? Слайд

- Запишите слова парами.

Что объединяет каждую пару слов?

- Давайте зададим вопросы к данным словам. На какие вопросы отвечают?

2. Работа над правилом

- Найдите рубрику « Тайна языка». Каким значком она обозначается?

- Прочитайте правило про себя. Карточка антоним.

-Найдите и прочитайте первый признак из правила.

- Прочитайте второй признак.

- Ребята, хотите узнать откуда произошло слово антоним. Какая рубрика нам в этом поможет?

VI. Этап закрепления новых знаний

Вернемся к нашей корзине идей. Что мы сейчас узнали?

- Чему будем учится дальше? Слайд

Упр.1 стр.63

- Прочитайте задание самостоятельно. Какое задание нужно выполнить?

Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро.

- Прочитайте первую пословицу. Найдите антонимы. Докажите пользуясь моделью.. Запишите в тетрадь слова. (записывать будем в столбик )

- Прочитайте вторую пословицу. Найдите слова- антонимы. Докажите что эти слова антонимы. Запишите.

- Чему учились, выполняя это упражнение?

- Теперь поработаем в парах. Слайд( работа в парах)

- У вас на столах лежат разрезные карточки двух цветов. Возьмите их и положите перед собой. Задание: Образуйте пары слов- антонимы.

- Какие пары у вас получились?

- Поднимите руку у кого все правильно. Подними их похвали

- Запишите в тетрадь любые три пары слов.

- Соберите карточки и скрепите их скрепкой.

- Давайте вспомним. Чему учились ? Слайд

Физ. Минутка. Слайд

Работа в группах ( карточка) слайд ( работа в группах)

- Сейчас объединимся в группы и поработаем.

- У вас карточка. Ваше задание написать антоним к слову.

Большой-

Быстро-

Зима-

Вечер-

Вниз-

Глубокий-

Свобода- (слайд) - Давайте проверим. Каждая группа прочитает по одной паре слов антонимов.

- К какому слову вам не удалось подобрать антоним?

- Не всегда мы можем подобрать, что же делать?

- В каком словаре можно посмотреть?

Показ словаря. Слайд

Работа со словарем.

- Откройте словарь по закладке и найдите антоним к слову Свобода. Это слово?

- Слова второго столбика, что это за слова?

- Чему учились на данном этапе


(Будем говорить о словах, противоположных по значению)

(Слова-антонимы)



мальчик

(выход, грустный, ночь)

( вход, веселый, день)

(ночь- день, вход-выход, грустный - веселый)

(это слова с противоположным значением)

(что?, какой?)

ключик

отвечают на один и тот же вопрос (карточка)

противоположные по значению (карточка)

- Слово АНТОНИМ произошло от древнегреческих слов анти - «против» и онима - «имя» и в переводе значит против имени.

Что такое слова- антонимы

Учится находить и подбирать антонимы


Выписать антонимы парами

( начало - конец)

( медленно- быстро).

Учились находить слова антонимы

( Молодой- старый, весело- грустно, север- юг, веселый- грустный, молодость- старость, северный- южный)


Учились находить антонимы



(свобода)

Можно посмотреть в словаре

Словаре антонимов

синонимы

Учились подбирать антонимы

Закрепление и включение в систему знаний

VII. Заключительный этап

- Сейчас проверим наши знания и сыграем в игру ДА, НЕТ. Я буду читать вам утверждения, если вы с ним согласны то ставите плюс, если нет то минус. Записывать будем в строчку , запятые ставить не нужно.

1 Антонимами, называются слова отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению. (+)

2 Антонимами, называют слова близкие по значению и отвечающее на один и тот же вопрос. (-)

3.Синонимами называют слова отвечающие на один и тот же вопрос и близкие по значению (+)

4. Смех- Слезы- это слова антонимы (+)

5. Антоним к слову ЗЛОСТЬ- ДОБРЫЙ- (-)

6. Слова ДОРОГА- ПУТЬ- это слова синонимы (+)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу. Исправьте неверные знаки. Поменяйтесь, если у вас все правильно поставьте на полях себя 5. Встаньте те у кого все правильно.

- Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание будет на индивидуальной карточке. У всех остальных будет в учебнике . слайд


Рефлексия учебной деятельности

Итог урока. Рефлексия.

- Положите перед собой карточки и оцените себя. Если у вас все получилось (зеленая) , если вам нужна помощь то ( желтая),

- Покажите мне вашу сигнальную карточку, повернитесь и покажите нашим гостям.

На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание.

Поднимите зеленый цвет сигнальной карточки, если вам все понятно и вы все выполнили правильно.

Жёлтый цвет, если вы еще сомневаетесь и допускаете ошибки, вам нужна помощь.



7


© 2010-2022