Программа кружка «Культура народов России»

Программа кружка «Культура народов России» рассчитана на четыре года обучения учащихся (1-4 классов).  Актуальность программы кружка определяется, тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к своим культурным традициям, развивается культурное многообразие. Однако на этом фоне порой обостряются межнациональные противоречия, проявляются тенденции к распаду целостного культурного пространства России. В этой ситуации особое значение пр... 5.Развитие коммуникативной и общекультурной компетенций.Участниками программы являются учащиеся 1-4-х классов. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Всего (1-4 классы) – 136 часов.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Комитет по образованию администрации города Тобольска

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»




Рассмотрена на

заседании ШМО

МАОУ СОШ № 4

Протокол № 1

«29» августа 2013г.

Согласована с

заместителем директора по УВР

Л.Ф.Горлановой

Утверждена

приказом директора

МАОУ СОШ № 4

№ __ от «30» августа 2013г.






Программа кружка
«Культура народов России»
(1 - 4 класс)







Составитель:

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

С.Д.Созонова


Тобольск, 2013



  1. Пояснительная записка

Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство - это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Актуальность программы кружка определяется, прежде всего, тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к своим культурным традициям, развивается культурное многообразие. Однако на этом фоне порой обостряются межнациональные противоречия, проявляются тенденции к распаду целостного культурного пространства России. В этой ситуации особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только распространяются знания об обычаях, традициях, культуре разных народов России, но и формируется уважительное отношение к ним, установки на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Цель программы - формирование у учащихся представлений о многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций художественных культур народов России.

Задачи программы:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

  2. Формирование чувства толерантности к людям разных народов и национальностей, проживающих на территории Российской Федерации.

  3. Формирование уважительного отношения к культурному наследию наших предков.

  4. Развитие эмоционально-образного восприятия и творческого мышления у учащихся.

  5. Развитие коммуникативной и общекультурной компетенций.

Основные принципы программы:

  • принцип возрастосообразности,

  • принцип психологической комфортности,

  • принцип личностно ориентированного обучения (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника),

  • принцип культуросообразности (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника),

  • принцип доступности и наглядности при изложении материала,

  • принцип связи теории с практикой.

Участники программы. Участниками программы являются учащиеся 1-4-х классов МАОУ СОШ № 4.

Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Всего (1-4 классы) - 136 часов.


2. Планируемые результаты освоения учащимися программы

внеурочной деятельности

В результате изучения кружка «Культура народов России» учащиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о традициях и обычаях, культурном своеобразии народов, проживающих на территории России;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире и культурном многообразии России;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами;

  • научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

  • различать прошлое, настоящее, будущее в культуре России;

  • соотносить конкретную дату с веком;

  • находить место изученных событий на «ленте времени»;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о культурном богатстве с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию культурного наследия России по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию о культурном наследии народов России с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


3. Структура программы

Программа кружка «Культура народов России» рассчитана на четыре года изучения (1-4 классы). Программа состоит из введения и четырёх разделов: «Художественный мир народных праздников», «У родного очага», «Виды народного художественного творчества», «Вечные образы и ценности в искусстве народов России».

Тематическое планирование программы

Разделы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

1

Художественный мир народных праздников.

34




2

У родного очага.


34



3

Виды народного художественного творчества.



34


4

Вечные образы и ценности в искусстве народов России.




34

Всего:





136

Раздел 1. Художественный мир народных праздников (1 класс)

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение.

2

Беседа


2

Праздничный календарь.

6

Презентация

Викторина

3

Древние мифы и праздники.

7

Презентация

Инсценировка

4

Зимние праздники.

7

Беседа

Игра - викторина

5

Весенние праздники

6

Беседа

Викторина

6

Летние и осенние праздники

6

Беседа

Ролевая игра

Итого:

34



Раздел 2. У родного очага (2 класс)

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Жизнь человека в фольклоре

8

Беседа

Выставка поделок

2

Народное зодчество и художественное убранство жилища

8

Презентация

Выставка рисунков

3

Искусство народного костюма

8

Презентация

Выставка деталей костюмов

4

Образы народных игр

10

Беседа

Ролевая игра

Итого:

34



Раздел 3. Виды народного художественного творчества (3 класс)

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Устное народное творчество

6

Беседа

Конкурс чтецов

2

Народное песенное творчество

4

Презентация

Викторина

3

Народная инструментальная музыка

6

Презентация

Прослушивание произведений

4

Народное театральное творчество

8

Беседа

Инсценировка

5

Народное танцевальное творчество

6

Рассказ

Конкурс

6

Декоративно-прикладное творчество

4


Выставка поделок

Итого:

34




Раздел 4. Вечные образы и ценности в искусстве народов России (4 класс)

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Родная земля

6

Беседа

Выставка символов родной земли

2

Тепло родного очага

6

Презентация

Проект

3

Свет материнства

6

Беседа

Конкурс чтецов

4

Герои и красавицы

8

Презентация

Инсценировка

5

Душа народа - душа России

8

Беседа

Итоговое мероприятие

Итого:

34





4. Содержание программы

Раздел 1. Художественный мир народных праздников (1 класс)

Занятие 1-2. Введение.

Понятия «народ», «художественная культура народа». Народы России: многообразие национальных языков, обычаев, традиций, вероисповеданий. Республики Российской Федерации.

Занятие 3-8. Праздничный календарь.

Понятие «праздник», «праздничный календарь». Древние календари на Руси: древнеславянские сосуды-календари, календарные «черты и резы», деревянные календари, юлианский и григорианский календари. История изучения календарных праздников и обрядов. Аграрные культы. Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в традиционных народных календарных праздниках. Праздники, связанные с промысловым культом, медвежий праздник, Курбан-байрам.

Занятие 9-15. Древние мифы и праздники.

Понятия «миф», «мифология». Древний культ природных явлений и стихий как основа народных календарных праздников. Олицетворение в мифах сил природы. Мифы древних славян о сотворении мира, о Роде, о Даждьбоге, Перуне, Велесе, Макоши, Яриле и др. Мифы о духах (берегинях), охраняющих лес, реки, домашний очаг, овин, баню и т.п.

Общность древних представлений разных народов о строении Вселенной.

Занятие 16-22. Зимние праздники.

Зимние святки. Происхождение, языческий и христианский смысл праздника. Древний культ солнечного божества (Коляды).

Элементы театрализации языческих мифов и библейских сюжетов в праздновании народом зимних святок. Музыкальные элементы Святок. Танцевальные элементы Святок. Изобразительные и театрально-игровые элементы праздника. Образы зимних Святок в искусстве.

Зимние праздники других народов России, региональные традиции зимних календарных праздников (Толсур, Вожо, медвежий праздник).

Занятие 23-28. Весенние праздники.

Масленица - старинный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица как персонаж праздника. Художественные элементы празднования масленицы. Музыкальные элементы праздника - масленичные, горочные и вьюнишные песни. Танцевальные элементы - хороводы. Изобразительные элементы - изготовление чучел Масленицы. Театральные элементы - масленичные комедии, шествия, заигрыши ряженых.

Пасха. Определение даты праздника. Икона праздника. Художественные элементы пасхальных гуляний.

Весенние календарные праздники у разных народов России: Ураза гаете - мусульманский праздник; кумысный праздник у якутов; сабантуй у татар, башкир; день первой борозды у (оцбай) у адыгов; праздник доения кобылиц у алтайцев, весенний праздник рогов (кильвей) у коряков; проводы льда у коми и др.

Занятие 29-34. Летние и осенние праздники.

Троица. Определение даты праздника. Происхождение праздника. Икона праздника «Троица».

Троицкие народные гуляния. Музыкальные элементы праздника - народные песни, наигрыши на рожках, кугиклах. Изобразительные элементы праздника - изготовление костюмов березки, колоска, ряженых, соломенной куклы. Танцевальные элементы праздника - хороводы, театрализованные игры «Березка», «Колосок». Русальная неделя в Троицком праздничном цикле.

Иван купала. Мифологический образ Купалы. Языческий и христианский смысл праздника. Древние обычаи и обряды праздника.

Осенние праздники. Старинный праздник рожениц. Праздник Рождества Богородицы, Покров и др.

Летние и осенние календарные праздники у народов Севера, Поволжья, Сибири, Кавказа и др. регионов.

Раздел 2. У родного очага (2 класс)

Занятие 1-8. Жизнь человека в фольклоре.

Понятие «фольклор». Особенности древнего фольклора: синкретизм, изустность, Вариативность, коллективное авторство.

Роль фольклора в передаче народной мудрости. Связь фольклора со всеми основными событиями в жизни крестьян.

Старинная русская свадьба. Традиционный сценарий русской свадьбы. Свадебные песни: величавые, шуточно-корильные, метафорически-описательные. Особенности свадебной одежды и атрибутика у разных народов России.

Фольклор в семейно-бытовой культуре русских бояр, купечества, дворян и других сословий.

Занятие 9- 16. Народное зодчество и художественное убранство жилища.

Понятие «народное зодчество». Виды традиционного жилища разных народов России (деревянная изба, каменные дома-крепости у аварцев, юрты войлочные и деревянные у алтайцев, подвижная юрта у бурят, чумы у ненцев и эвенков, яранги у эскимосов и др.).

Интерьер крестьянского жилища и домов горожан. Украшение и защита от злых духов.

Иконы и лубочные картинки в домах сельских и городских жителей.

Музей народного деревянного зодчества под открытым небом (Кижи, Суздаль, Малые Карелы, Витославлицы).

Занятие 17-24. Искусство народного костюма.

Традиционные костюмы народов России: особенности покроя и материалов. Севернорусский сарафанный комплекс и южнорусский понёвный комплекс. Казачий народный костюм. Меховые изделия у народов севера. Особенности костюмов народов Поволжья, Сибири и др. регионов.

Украшения - бусы, серебряные цепочки, браслеты. Нагрудные подвески и медальоны у женщин Северного Кавказа. Особенности ритуальной одежды из меха у народов Севера.

Занятие 25-34. Образы народных игр.

Понятие «игра». Роль игр в жизни человека. Народные игры и их основные виды.

Образы народных игр: животные, птицы, растения, дети и взрослые, сказочные герои. Народное художественное творчество и игра. Старинные детские народные игры народов России: подвижные игры на свежем воздухе, игры с куклами, игры-сценки, игры с песнями и танцевальными движениями. Гулебные игры, имитирующие военные баталии или казачью вольницу.

Раздел 3. Виды народного художественного творчества (3 класс)

Занятие 1-6. Устное народное творчество.

Понятие «устное народное творчество». Основные виды и жанры устного народного творчества.

Произведения устного народного творчества созданные детьми и для детей: былички, петушки, прибаутки, считалки, дразнилки, перевертыши.

Сказки и сказители народов России. Основные темы, образы и сюжеты сказок. Образы природы в сказках. Нравоучительные основы сказок.

Эпос народов России: башкирские кубаиры (былины) и баиты (песни-сказы), бурятские эпические сказания (улигер), нартский эпос (у адыгов), эпос «Шарвели» у лезгин.

Религиозные жанры устного народного творчества. Духовные стихи и народное музыкальное творчество. Духовные стихи и русская классическая музыка.

Занятие 7-10. Народное песенное творчество.

Русское народное песенное творчество. Связь песенного творчества с природой. Календарные обрядовые народные песни. Колядки и их разновидности. Весенние песни (веснянки). Песни семейно-бытовых обрядов (родильные, свадебные, похоронные и др.).

Необрядовое песенное творчество. Колыбельные, игровые, плясовые, хороводные, трудовые, бурлацкие, ямщицкие, рекрутские народные песни. Шуточные песни и частушки.

Самобытные явления в песенном творчестве других народов России: народные певцы (джегуако) у адыгейцев; горловое пение у тувинцев, бурят; пентатоника у татар и тувинцев и др.

Шаманские песни и заклинания. Монодии у хакасов. Якутское высокое торжественное пение. Песни-импровизации (ирэк) у эвенков.

Профессиональные исполнители народной музыки: гусляры, скоморохи, ашуг, акын, кюйши, бахши, оленши и др.

Занятие 11-16. Народная инструментальная музыка.

Старинные русские народные музыкальные инструменты: духовые, ударные, струнные. Роль народных музыкальных инструментов в народном быту.

Национальные музыкальные инструменты народов, проживающих в разных регионах России (варган, курай, кубыз, домбра, бубны, бревно-барабан, металлические колокольчики, духовые инструменты из растений, перьев, костей).

Характерные музыкальные наигрыши разных народов России.

Образы музыкантов в народном декоративно-прикладном творчестве.

Занятие 17-24. Народное театральное творчество.

Понятие «Народный театр». Народный театр и древние мистерии. Народный театр и смеховая народная культура на Руси. Скоморошьи потехи и игрища, интермедии.

Театр Петрушки: история возникновения, бытования и развития в России. Традиционные сюжеты театра Петрушки.

Раёк как разновидность фольклорного театра. Традиционные новгородские, петербургские и московские райки.

Особенности подготовки и проведения в старину представлений народного театра. «Заправилы» как народные режиссеры.

Занятие 25-30. Народное танцевальное творчество.

Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обрядах, ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски.

Русские народные танцы: происхождение, художественные особенности, традиционные особенности и формы бытования. Хороводы и их основные виды.

Танцы разных народов России: лезгинка, парный перепляс, танцы с элементами пантомимы, танцы-игры, частушечный танец и др.

Занятие 31-34. Декоративно-прикладное творчество.

Виды декоративно-прикладного творчества. Становление и развитие народных художественных промыслов. Резьба и роспись по дереву. Художественная керамика. Художественная резьба по кости.

Основные мотивы декоративно-прикладного творчества.

Раздел 4. Вечные образы и ценности в искусстве народов России (4 класс)


Занятие 1-6. Родная земля.

Национальные образы природы в произведениях народного творчества, классического и современного искусства, созданных представителями разных народов России. Выражение в этих произведениях любви народа к родной земле, к природе, восхищение её красотой.

Времена года. Поэзия и музыка русского леса, кавказских гор, снегов Севера, Тихого океана и т.д.

Известные народные мастера, музыканты, художники, поэты, писатели, их произведения, воспевающие красоту родной природы.

Занятие 7-12. Тепло родного очага.

Национальные образы традиционных жилищ и семьи в произведениях народного творчества, классического и современного искусства, созданных представителями разных народов России.

Сельские и городские пейзажи, жанровые картины.

Памятники архитектуры народного зодчества.

Поэтические и музыкальные образы родного дома. Темы семьи и родного очага в киноискусстве.

Воплощенные в искусстве идеалы семейной жизни у разных народов России.

Занятие 13-18. Свет материнства.

Национальные образы матери и тема материнства в произведениях народного художественного творчества, классического и современного искусства народов России.

Иконы Богоматери и богородичные церковные песнопения.

Воплощение в художественных образах высших духовно-нравственных качеств матери.

Занятие 19-26. Герои и красавицы.

Национальные образы героев (богатырей, воевод и др.) и красавиц в устном народном творчестве, народных песнях, танцах, декоративно-прикладном творчестве народов России.

Сравнительный анализ образов героического эпоса народов России (героические песни «О сражении с Надир-шахом» у адыгов; героическая песня «Ачемез», «Гора Азунда» и другие у балканцев; «Урал-батыр» у башкир; «Джангар», исполнявшийся народными сказителями - джангарчи, героические песни «сюдбабц» у ненцев; предания о чувашском богатыре Улыпе и др.

Портреты и скульптурные изображения героев и красавиц - представителей разных народов России.

Занятие 27-34. Душа народа - душа России.

Образы представителей разных народов России в произведениях народного творчества, классического и современного искусства.

Качества народной души, народного характера, отраженные в музыке, живописи, литературе, поэзии, театре, киноискусстве.



5. Методическое обеспечение

Для организации образовательного процесса по программе кружка «Культура народов России» необходимо следующее методическое обеспечение:

  • компьютер,

  • мультимедиапроектор,

  • подборка музыкальных произведений,

  • подборка произведений художественного творчества,

  • фольклорные произведения и т.п.

6. Список рекомендуемой литературы

  1. Асов А.И. Мифы и легенды древних славян. - М., 1998.

  2. Афонасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.

  3. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени. - М., 1995.

  4. Вишневская В.М. Хохлома. - Л., 1969.

  5. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., 1991.

  6. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М., 1981.

  7. Забылин М.М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1993.

  8. Исенко С.П. Русский народный костюм. - М., 1998.

  9. Капкан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. - М., 1980.

  10. Крапивина Н.А. Русский расписной поднос: Альбом. - Л., 1971.

  11. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1974.

  12. Круглый год: Русский земледельческий календарь /Сост. А.Ф.Некрылова. - М., 1989.

  13. Маслова Г.С. Русский народный костюм. - Новосибирск, 1971.

  14. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. - М., 1998.

  15. Поэзия крестьянских праздников /Сост. И.И. Земцовский. - М., 1973.

  16. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - Л., 1967.

  17. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М., 1987.

  18. Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М, 1953.

  19. Семенова М. Мы-славяне! - М., 1997.

  20. Соколова В.К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. - М., 1979.

  21. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990.

  22. Терещенко А.В. Быт русского народа. - М., 1997.

  23. Уткин П.И., Королева н.С. Народные художественные промыслы. - М., 1992.

  24. Фольклорный театр. - М., 1988.

  25. Хайченко Г.А. Страницы истории советского театра. - М., 1988.

  26. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. - СПБ., 1997.


© 2010-2022