Авторская разработка воспитательной системы РОСТОК

 Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.  В данной работе представлена  воспитательная система класса, главной целью которой является формирование образа жизни, достойной Человека.  Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система « РОСТОК» Авторская разработка воспитательной системы РОСТОК

5 - «Б» класса

2011 - 2012 учебный год

Классный руководитель: Кононенко Л.Н.

« Каждый твой поступок отражается на других людях. Не забывай, что рядом с тобой человек».

В.А.Сухомлинский.

Пояснительная записка

В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые opиентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя. Построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития воспитательной системы класса, создать условия для развития личности каждого ребенка. Строить воспитательную систему нужно используя различные виды деятельности, дающие возможность получения знаний, нравственного, творческого, физического развития, коммуникативных способностей с учетом интересов личности ребенка. Построение воспитательной системы в начальных классах позволит мне обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

В данной работе представлена воспитательная система класса, главной целью которой является формирование образа жизни, достойной Человека.

Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Н.Е. Щуркова, Е.Н. Степанов. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную систему в своем классе я выстраиваю по формированию образа жизни, достойной Человека. Под образом Человека (по Щурковой) понимается личность, способная строить жизнь, достойную человека. Что собой представляет эта личность? Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания - это интеллект ребенка.

Вторая составляющая - нравственность, мораль, - это духовный стержень. И, наконец, третье - творчество. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. В цели воспитания заключены физическое, духовное и творческое начала. В итоге, личность оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы - истина, добро и красота. И я вижу смысл моей работы в том, чтобы мои дети (воспитанники) уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, именно поэтому я и решила создать свою систему.

Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни, достойной Человека. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая была проведена учителем начальных классов и классным руководителем Иодко Татьяной Викторовной за четыре года. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Сложилась ситуация необходимого построения воспитательной системы класса как благоприятной среды для становления и проявления личности, способной самостоятельно строить свою жизнь, достойную Человека. Особое место в воспитательной системе отводится идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и города.

Идея воспитательной системы:

Свою воспитательную систему я назвала «РОСТОК».

Росток - это символ.

Ребенок растет, развивается, «обрастает» новыми знаниями, приобретает жизненный опыт так же, как растение обрастает новыми листьями и бутонами.

В основе воспитательной системы по формированию образа жизни, достойной Человека, лежит идея, которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим способностям.

Цели и задачи воспитательной системы

Воспитание (по Н.Е.Щурковой) - целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитательной системы - формирование личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека.

Чтобы процесс формирования личности осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо помнить о задачах - доминантах воспитательной системы:

  1. Воспитать ценностное отношение к Природе как общему дому человечества.

  2. Заложить основы правильного понимания норм культурной жизни.

  3. Сформировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

  4. Сформировать жизненные позиции и ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;

  5. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.

Что же приведет в движение избранные цели и задачи, даст необходимый результат? Здесь, я считаю, необходимо постепенное, пошаговое движение.

Первый шаг, который делают дети, родители, воспитатели - это понимание и принятие норм культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единая основа - истина, добро и красота.

Второй шаг, который совершают учащиеся, - формирование представлений о человеке как наивысшей ценности на Земле.

Третий шаг - обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

Четвертый шаг - формирование жизненной позиции, развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Личность классного руководителя играет здесь важную роль, он должен всегда помнить о трех основных функциях:

* вооружить знаниями о жизни Человека;

* организовать деятельности по осмыслению жизни в обществе;

* способствовать развитию ребенка как личности.



Принципы воспитательной системы:

  • Не отнимай чужого.

  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

  • Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

  • Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не выпрашивай ничего.

  • Будь внимателен везде.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай только о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!





Системообразующие виды деятельности:

Только освоенные и осмысленные ценности становятся для ребенка основой внутренней мотивации его деятельности. При этом ребенок чаще проживает радость, а встречаясь с внешними препятствиями, ищет способ их преодолеть, поскольку знает, к чему стремится. Обретая смысл жизни, он уверен, спокоен, счастлив.

Разнообразие видов деятельности способствует наибольшей развитости человека, поэтому я представляю системообразующие виды деятельности по степени их значимости для данной системы:

* познавательная (ребенок познает объекты окружающего мира);

* преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);

* ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);

* общение ( ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого).

Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.

Формы работы:

  • КТД,

  • у зеркала,

  • аукцион народных мудростей,

  • защита фантастических проектов и бредовых идей,

  • турнир ораторов.

  • турнир знатоков этикета,

  • этические беседы,

  • гостиная (музыкальная, поэтическая, театральная) .

  • раут увлечений,

  • вечер великих открытий,

  • творческие игры,

  • походы,

  • исследовательская деятельность,

  • акции,

  • арбузники и капустники,

  • посиделки,

  • КВНы,

  • Клубная деятельность и др.

Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности.

Этапы построения воспитательной системы:

п/п

название этапа

сроки

класс

деятельность

1.

Проектирование

2011 - 2012 учебный год

5

Изучение учащихся класса их взаимоотношений, интересов, увлечений, общения и деятельности в классном коллективе. Изучение интересов, ценностей, запросов родителей.

2.

Внедрение ВС

2012 - 2013 учебный год

6

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности учащихся классного коллектива.

3.

Стабильное развитие ВС

2013 - 2014 учебный год

2014 - 2015 учебный год

7

8

Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды. Повышение уровня познавательной активности, воспитанности учащихся.

4.

Анализ эффективности ВС

2015 - 2016 учебный год

9

Подведение итогов работы соотношение полученных результатов с целью и задачами воспитательной системы.

Управление воспитательной системой

В центре управления воспитательной системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе классного руководителя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.

Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации - разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. В нашем классе нет ни одного ученика, который не имеет «должности».

Поэтому в основу модели ученического самоуправления «РОСТОК» положена идея создания коллектива с благоприятной нравственной средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся и проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:

1. Сформированные представления о человеке и окружающем мире.

2. Овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.

3. Четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.

4. Сформированные представления о необходимости соблюдения общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы:

Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. По мнению Н.Е. Щурковой, главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На мой взгляд, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы обязательно должны быть следующие критерии:

  • уровень воспитанности учащихся;

  • сформированность классного коллектива, межличностные отношения;

  • коммуникативная развитость;

  • удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельности классного коллектива.

Критерии

Показатели

Методики

Уровень воспитанности учащихся

1. Соблюдение правил поведения в школе и общественных местах.

2. Бережное отношение к результатам труда человека.

3. Умение слушать и уважать мнение других.

4. Соблюдение правил здорового образа жизни.

Тестирование

Педагогические наблюдения.

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 1-5 класс»

Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива.

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворённости учащихся своим коллективом. Социометрия

Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

«Я в глазах других» (анализ портфолио).

Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Педагогическое наблюдение.

Удовлетворённость учащихся и родителей в жизнедеятельности классного коллектива

1. Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности в классе.

2. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своих детей.

Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью».

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения.



Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда оно основано на вере в ребенка. Без веры в ребенка, без доверия к нему всякая педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания рушатся, как карточный домик.

В.А. Сухомлинский



© 2010-2022