Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Мы -будущее России»

для учителей начальной школы.  Программа«Мы -будущее России» расчитана на 4 года  Курс программы направлен на духовно-нравственноеразвитие и воспитание младших школьников. он создает условия для формирования духовно -нравственных качеств, способностей к духовному развитию, реализации творческого потегнциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и духовно-нравстве...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Мы - будущее России»

Духовно-нравственное воспитание направленно на приобщение младших школьников к системе высших ценностей, на создание условий для поиска и нахождения личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности делать свой выбор. Решение этих задач связанно с формированием устойчивых нравственных свойств и качеств личности младшего школьника. Основной функцией начальной школы в системе непрерывного образования является формирование коммуникативных интеллектуальных, деловых, эмоциональных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение этих задач обеспечивает формирование личностного отношения к окружающим, овладение нравственными, этическими, эстетическими нормами.

Программа «Мы - будущее России» рассчитана на четыре года обучения.

Курс программы направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Он создаёт условия для формирования духовно-нравственных качеств, способностей к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше».

Для реализации программы разработан комплекс внеклассных мероприятий, фрагментов уроков, позволяющих младшим школьникам осваивать и на практике использовать полученные знания.

Программа предусматривает формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и направлена на развитие личности ребенка.

Цели программы:

  1. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника;

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  3. Воспитание творческого отношения к учению труду, жизни;

  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представление об эстетических идеалах и ценностях;

  7. Повышение педагогической культуры родителей

Основные направления программа «Мы - будущее России»

  1. «Ученик - патриот и гражданин»

  2. «Ученик и его нравственность»

  3. «Ученик и его отношение к труду»

  4. «Ученик и его здоровье»

  5. «Ученик и его отношение к природе»

  6. «Ученик и Мир прекрасного

Рассмотрим несколько направлений:

  1. «Ученик - патриот и гражданин».

Занятия этого направления дают элементарные представления о политическом устройстве государства, его институтах, их роли в жизни и общества, о его важнейших законов.

Виды деятельности и формы занятий:

1 класс:

Получение первоначальных представлений о конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - гербом, флагом Российской Федерации, гербом и флагом Башкортостана, Уфимского района (На плакатах, картинах, в процессе бесед, чтение книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом.)

2 класс:

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участие в подготовке и проведения мероприятий, посвященных государственным праздникам)

3 класс:

Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма; получение первичного опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед народных игр, организации и проведения национально- культурных праздников)

4 класс:

Знакомство с деятельностью общественной организации патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях ,проводимых детско-юношескими организациями)

Предполагаемый результат

Первый класс

Начальные представления о правах человека, гражданина, семьянина, товарища.

Второй класс

Элементарные представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре Российского общества, о наиболее значимых страницах, история страны об этнических традициях и культурном достоянии своего края; О примерах исполнения гражданского и патриотического долга; Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

Третий класс

Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

Четвертый класс:

Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт социальной и межкультурной коммуникации.

  1. «Ученик и его нравственность».

Занятия этого направления дают первоначальные представления о базовых национальных Российских ценностях, знаний, правил, вежливого поведения, культуры речи, установление дружеских взаимоотношений в коллективе.

Виды деятельности и формы занятий:

Первый класс:

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотров учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей).

Второй класс:

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Окружающий мир», «ИЗО», а так же дисциплин, изучаемых по выбору)

Третий класс:

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью религиозной организации (путем проведения экскурсии в местах богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями)

Четвертый класс:

участие в проведения уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (В процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Предполагаемый результат:

Первый класс:

Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношения в семье.

Второй класс:

Уважительное отношение к традиционным религиям, неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Третий класс:

Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Четвертый класс:

Способность эмоционально реагировать на негативное проявление в детском коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

  1. «Ученик и его отношение к труду».

Мероприятия данного направления дают первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества, первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов

Виды деятельности и формы занятий:

Первый класс:

Получение первоначальных знаний о различных видах труда, знакомство с профессиями, приобретение навыков и умений самообслуживания в школе и дома

Второй класс:

Участие в различных экскурсиях, встречах с представителями разных профессий, встречах и беседах с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни

Третий класс:

Получение навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий(праздники труда, ярмарки конкурсы), раскрывающие перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.

Четвёртый класс:

Участие в творческом применении знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике ( в рамках предмета Технология, участие в разработке и реализации различных проектах),приобретения опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования(занятия народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции)

Предполагаемый результат:

Первый класс:

Элементарные знания и представления о профессиях, первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками

Второй класс:

Ценностное отношение к труду и творчеству человека, трудовым достижениям России и человечества, навыки сотрудничества со старшими детьми.

Третий класс:

Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребность и умение выражать себя в различных наиболее привлекательных видах творческой деятельности.

Четвёртый класс:

Мотивация и самореализация в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности.

  1. «Ученик и его здоровье».

Мероприятия данного направления дают первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека, о ценностном отношении к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстниках, об элементарных представлениях единства и взаимовлиянии различных видов здоровья на человека: физического, нравственного (душевного), социального-психологического (здоровье семьи и школьного коллектива)

Виды деятельности и формы занятий:

Первый класс:

Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости, здоровья физического, нравственного (душевного), и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом в школе, мед. работниками, родителями.

Второй класс:

Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания, здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе беседы, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ. В системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений.

Третий класс:

Участие в беседах о значении занятии физическими упражнениями, активного образа жизни и спорта прогулок на природе для укрепления своего здоровья, приобретения познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед и просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью)

Четвёртый класс:

Составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержания чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; практическое освоение методов и форм здоровьесбережениях , простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры спортивной секциях школы и внешкольных учреждении, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походах спортивных соревнований)

Предполагаемый результат:

Первый класс

Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека , первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

Второй класс:

Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Третий класс:

Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

Четвёртый класс:

Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Данная программа предполагает совместную деятельность МОУ СОШ с.Авдон, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, взаимодействие МОУ СОШ с Авдон с традиционными религиозными общественными организациями и объединениями.

Изучение индивидуальных способностей личности учащихся включает общие сведения способности, темперамент, самооценку, успешность в деятельности, уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений: социометрия, общие сведения, социально-психологический климат в классе.

Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что в свою очередь, делает воспитательную работу по духовно-нравственным качествам более рациональной и экономной.


© 2010-2022