Классный час Толерантность и мы

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Толерантность и мы.

«Человек, ненавидящий другой народ,

не любит и свой собственный»

Н.Добролюбов

План-конспект.


Чужой бедою жить не все умеют,

Голодных сытые не разумеют.

Тобою, жизнь, балован я и пытан,

И впредь со мною делай, что угодно

Корми как хочешь, но не делай сытым,

Глухим, не понимающим голодных.

Кайсын Кулиев.

Автор этих замечательных слов - советский поэт Кайсын Кулиев. Ребята, как вы поняли, о чем это стихотворение? (Человек должен быть отзывчивым, добрым). Верно. Красной нитью в стихотворении проходит мысль о неравнодушии, сострадании, милосердии, как главных человеческих качествах.

Человек, что такое человек? Во все времена вызывало споры и разногласия его жизнь, поведение, достоинства и недостатки. И все это ложилось в основу взаимоотношений людей. Арабский философ Абдулла Сарацин сказал: «В мире нет ничего более замечательного, чем человек».

«Людей неинтересных в мире нет

Их судьбы, как истории планет

У каждой все особое, свое

И нет планет похожих на нее»

Но беда в том, что мысль о своей уникальности ослепляла и ослепляет людей и целые народы, порождая мнимое превосходство и неоправданную брезгливость, и озлобленность по отношению к другим.

Мы живем в неспокойное время. То тут, то там вспыхивают очаги конфликтов, чаще военных на межнациональной почве. Уже не одно поколение выросло с мыслью о мести, отмщении, кровных обидах. А причина всему - нежелание понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Мы все такие разные и все-таки мы равные и с этим нельзя не согласиться. Более того, это гарантия мира. А надо то всего лишь быть чуточку добрее, терпимее друг к другу. Есть замечательная мудрость: «Не было бы добрых людей, жизнь бы давно прекратилась....Лишь доброта спасет мир.»

А сейчас послушаем сказку и подумаем, о чем она. (Ученица, сидя за партой читает).

«Жила была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому и седому прожившему сто лет волшебнику:

-Помоги мне дедушка, выбрать подружку, чтобы бы я могла дружить с ней всю отпущенную богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет». Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место, пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

-Вот выбирай!» - сказал волшебник.

-Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

-Они все прекрасны - сказала Любовь,

- Даже не знаю, кого выбрать.

-Твоя, правда, - ответил волшебник.

-Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к подружкам поближе, посмотрела в глаза каждой и задумалась. Подошла она к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.»

О чем наша сказка? (О том, что главное - доброта)

Почему? (Добрый человек не сделает плохого, не предаст, не обманет, поможет в трудную минуту)

Кто из вас тоже выбрал бы ДОБРОТУ? Прекрасно.

С добротой у нас все в порядке.

А кому из вас знакомо слово толерантность? Сегодня мы нередко слышим его с наших телеэкранов. Для русского языка оно относительно новое, но поверьте мне по своему значению сродни слову - доброта. Наш сегодняшний классный час посвящен как раз более близкому знакомству с понятием толерантности, чтобы при случае вы могли с пониманием говорить на эту тему и, конечно же, постарались быть толерантными. Кроме того, есть еще одна причина, по которой выбрана именно эта тема нашего разговора. 16 ноября, жители многих стран мира отмечали международный день толерантности или день терпимости. Отмечали акциями солидарности во имя мира, акциями взаимопомощи. Этот праздник был провозглашен в 1996 году по решению Генеральной ассамблеи ООН и был посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации (то есть оглашению) принципов Толерантности, терпимости. Цель этого праздника заключается в том, чтобы донести до как можно большего количества людей эти принципы, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время случаи насилия, терроризма, национализма, т.е. унижение одних лиц или групп лиц другими. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости. Вот и руководители нашего государства все чаще призывают нас быть толерантными. И обращаются они прежде всего к вам, детям. Да и в стенах школы вы, уверена, не раз слышали об этом важном явлении нашей жизни, так как толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития современного человека.

Что же оно означает? Давайте разбираться. В переводе с латинского языка - tolerantia - терпение, терпимость к чужому образу жизни, обычаям, мнениям, идеям, верованиям. И не случайно выбрана такая эмблема толерантности - разноцветие рук вокруг земного шара.

Обратите внимание на нашу эмблему, наши галстуки. Везде мы видим сочетание разных цветов: красного, синего, желтого, зеленого и т.д. Это и является символом толерантности как символ дружбы народов с разным цветом кожи.

Итак, что такое толерантность? На разных языках есть свое определение этого понятия.

«Люди на свет рождаются разными, не похожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпение в себе воспитать». Да да. Мы все такие разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне и т.д. И государственные символы, и культуры, и обычаи, праздники, национальные блюда, и костюмы тоже разные.

А мы почему то иногда посмеиваемся друг над другом! А это не по-доброму согласитесь, ребята. Да, мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорбления. Каждый из нас неповторим и значим, мы равны в своих правах. Поэтому дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Стихотворение «Всемирный хоровод» (С.Маршак)


  1. Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев и англичан,

Для испанских детей

И для русских, шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина -

Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

  1. На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых-

Тех, кто живут

В городах и селах…

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад - с востоком,

А дети - друг с другом.

Сейчас на земле насчитывается около трех тысяч народов. Только у нас в России проживает около 180 национальностей и народностей от более чем 100 млн. человек русской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает 100 человек.

Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями - вот что значит быть толерантным. Вот подумайте, мои дорогие, а что было бы, если люди были похожи друг на друга как близнецы и совсем не отличались? Ответы (Плохо... путали бы и т.д.) Интересно ли жить в таком мире клонов? Ответы (Вокруг одинаковые лица, даже страшно).

Так хорошо или плохо, что все мы с вами разные? Ответы (Хорошо, иначе и влюбиться было бы не в кого, правда, а как без любви?) Я с вами абсолютно согласна, мир как раз и прекрасен своим разнообразием. Люди своими отличительными чертами гармонично дополняют друг друга. Это что касается внешних различий.

Кроме того, толерантность вовсе не отменяет разнообразия наших взглядов, собственного мнения лично каждого. Скорее наоборот, лишь обладая сформировавшимся взглядом на многие окружающие нас вещи, мы сможем понять и оценить чужое мнение. Но, к сожалению, не все способны и хотят принять принципы толерантности.

В связи с этим сложился определенный стереотип толерантной и интолерантной (то есть нетолерантной) личности. Давайте посмотрим, в чем различие?

А что мы уже знаем о толерантности? Ребята вам слово (Стихи, монтаж).

«Толерантность» (автор Алёна Калинина)

Толерантность - что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу «Это всё земное,

То на чём стоит планета вся».

Толерантность - это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета, крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая,

Толерантность - слово для живых.

«Толерантность» (автор П.Александров)

Толерантность - это непростое чувство,

Его не в раз приобретешь.

Сколько надо проявить благородства

Только тогда сам это поймешь.

Толерантным быть это искусство

Твердо в этом мы убеждены.

Русские, украинцы, башкиры и татары

В дружбе и согласии жить должны.

Ответим друг другу чувством высоким

и хрупкий мир мы сможем сохранить.

Монтаж -

1. Что ж такое толерантность? Может к бабушке любовь?

А быть может это то, что маме я на день рождения принес?

2. Понял я, что это уважение к мнению не только своему

Видеть боль чужую я по-моему уже могу.

3. Дам монетку нищему, пожилому помогу,

Товарища в беде не брошу, злобу в класс я не пущу.

4. Если ты к друзьям терпим, выслушать любого можешь,

Если нужно, ты готов всегда прийти на помощь.

5. Веришь в чудо, доброту, взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь, младших ты не обижаешь.

6. Значит не зря все говорят, что ты толерантен.

Оставайся им всегда и будь еще галантен

Что ж такое толерантность? Доброта, любовь и смех.

Что ж такое толерантность? Счастье, дружба и успех.

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Спасибо.

Да, это естественно. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Сделав добро, проявив милосердие, человек сам становится лучше, чище, светлее.

А сейчас я предлагаю вам проверить насколько вы толерантны.

ТЕСТ.

Задание.

Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

  1. Миша плохо одет…

- Это не важно;

- Ты подсмеиваешься над ним;

2. Петя питается не так как ты по причине своей религии…

- Ты просишь, чтобы он объяснил это;

- Ты говоришь, что он выглядит смешно;

3. Цвет кожи у Джона отличается от твоего…

- Ты стремишься лучше узнать его;

- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания;

4. Пожилая женщина медленно идет…

- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать;

5. Ты девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

- Ты разговариваешь с ним;

- Ты говоришь, что все мальчику нули;

6. На твоих глазах на кого то нападают…

- Ты пытаешься защитить его;

- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь;

7. К тебе подходит ребенок-инвалид…

- Ты естественным образом разговариваешь с ним;

- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Итоги.

  • Загнул семь пальцев? Прекрасно. Ты уверен в себе, ты действительно толерантен.

  • Загнул от 3 до 6-ти пальцев, то ты не очень толерантен, однако ты добрый и со временем у тебя все получится.

  • Меньше 3-х пальцев, ай-ай-ай!!! Ты совсем не толерантен. Работай над собой.

Спасибо за честность. В связи с этим можно попробовать научиться быть толерантным. Существуют специальные тренинги-упражнения. Освоим обязательно.

Вот один из них - попытка изменить себя к лучшему.

А сейчас послушаем коротенькую сказку «В погоне за счастьем». Поразмышляем чему она нас учит? Инсценировка сказки.

(Сказка)

На свете жил один король

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой,

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело,

Вскричал король:«Нельзя так жить!»-

И с трона спрыгнул смело.

Вмиг порушить свой удел

Ни у королевской власти?

Вот король в карету сел-

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

-О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

-Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету,

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть, в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный оборванный

-О, мой король, - вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сраженье.

-А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь упор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

-Прости, любезный мой король,

-Старуху одинокую.

-Мой дом вон - видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

-Ношу из леса я дрова-

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива,

А вдруг поможет кто-то...

-А ну старуха пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

-В путь пора,

Еще немного- и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой -

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожи найми,

Вот это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Домой ей привезешь дрова,

Распилишь и уложишь...»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Итак, чему же она нас учит эта сказка? (Счастье искал король, а не знал, что оно в том и состоит, чтобы другим помогать, а не только о себе, своем благе думать). Вот спасибо, прямо бальзам на душу за такие слова. Вот оно, действительное проявление толерантности - в милосердии и сострадании к другим.

А сейчас я думаю, наступил момент, когда вы сами сможете отличить толерантность от нетолерантности. Возьмите чистые листочки и распределите в

2 колонки данные здесь слова, где в 1й колонке - черты, присущие толерантной личности, во 2й - нетолерантной. (Дети пишут) А сейчас сверим, что получилось.

Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни наш е поведение, ни поведение других людей. И не надо корить себя за это. Здесь важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Вот взять хотя бы наш класс. Ни город, ни страну, ни планету, а класс - нашу маленькую семью.

Мне, как вашей маме, очень бы хотелось, чтобы в ней царило взаимопонимание и не было никаких ссор. И в связи с этим, логично сложились два понятия: толерантный класс, интолерантный (т. е. нетолерантный) класс.

Как вы думаете, каков наш класс? Будем стараться быть толерантными.

Не устали? Давайте тогда послушаем народную китайскую притчу «Ладная семья». Как известно Китай - самая густонаселенная страна в мире, а живут то мирно.

(Я читаю)

Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Но дело, в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял листок бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:- И мира тоже. Итак, любовь, прощение и терпение, т.е. толерантность.

Прошу внимание на доску. Во многих странах мира в день терпимости люди обмениваются вот такими цветками, как памятками. Некоторые называют их вертушками мира.

А мы давайте вместе вырастим дерево, пусть оно распустит листочки. Возьмите каждый по листочку и напишите, что по вашему надо сделать, чтобы наш мир стал пространством толерантности. У вас на столе памятки - выберите и запишите, что считаете самым важным: прощать, сострадать, любить, уважать, понимать, принимать, сотрудничать, терпеть; а затем приклейте их на дерево. Благодарю, вот и зазеленело наше дерево толерантности, ожило. Я надеюсь, вы не забудете это ваше очень важное дело и выберите толерантный путь.

Итак, 16 ноября - международный день толерантности. И мы с вами, как и миллионы землян стали причастны к этому важному событию. Только давайте будем стараться быть толерантными не только, когда на улице хмурый ноябрь или знойный август. А всегда и везде! Ведь мы дети одного для всех солнца. (Поем песню «Дети солнца»).

Это замечательно, что дети всей земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило доброе, для всех одно, солнце.

И в заключении, чтобы вы хотели сказать? (Все вместе отвечают: если каждый к друг другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!)

А вот это - здорово! Спасибо. Счастья вам всем, мира, радости и терпения.

10


© 2010-2022