Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШМетодическая разработка Семейный клуб в ДХШМетодическая разработка Семейный клуб в ДХШМетодическая разработка Семейный клуб в ДХШМетодическая разработка Семейный клуб в ДХШМетодическая разработка Семейный клуб в ДХШМетодическая разработка Семейный клуб в ДХШМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Тасеевская детская художественная школа»

Методическая разработка
«Семейный клуб в детской художественной школе»




Цель: создание творческого семейного клуба, как наиболее эффективной формы сотрудничества педагогов и родителей в системе воспитания детей

Направление: литературно-художественное

Возраст детей: 9 - 11 лет



Составитель:
Ломаковская Людмила Васильевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБУ ДО «Тасеевская ДХШ»



2015 г. с. Тасеево

Содержание методической разработки
«Семейный клуб в детской художественной школе»

  1. Аннотация

  2. Введение. Идея программы. Задачи. Ожидаемый результат. Схема деятельности семейного клуба

  3. Основная часть. Мероприятия в семейном клубе

  4. Приложения:

1. Портрет писателя В. П. Астафьева
2. «Воспитание любовью» - читательская конференция по рассказу
В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
3. Иллюстрации к рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
4. Памятки для родителей

5. Наглядный материал:
- плакат
- цитата


5. Список литературы

Аннотация

Методическая разработка «Семейный клуб в детской художественной школе» окажет помощь в создании семейного клуба педагогам дополнительного образования для развития сотрудничества семьи и школы на основе совместных творческих мероприятий литературно-художественного направления.

Введение

Актуальность темы «Семейный клуб в детской художественной школе» заключается в том, что в процессе совместной творческой деятельности педагогов, родителей и детей устанавливаются доверительные отношения, которые ведут к формированию гармонично развитой личности ребёнка и адаптации его в социуме.

В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества учителя.
Каждое творческое мероприятие направлено на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д. Одной из эффективных форм считаю, как показал 20-летний стаж моей работы с детьми и родителями, является творческий семейный клуб.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у педагога по интересующим их проблемам.

Семейный клуб даст шанс самореализации семье через создание образовательного и творческого продукта, а именно через литературное и художественное творчество.

Основная идея программы клуба - посредством совместной творческой деятельности и чтения лучших образцов русской литературы, способствовать формированию гармонично развитой личности ребёнка и адаптации его в социуме.

Встречи в семейном клубе целесообразно проводить один раз в месяц. Каждое мероприятие направлено на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Образовательный блок задач:
приобщение семей к лучшим образцам литературного и художественного творчества посредством проведения мероприятий.

Развивающий блок задач:

1. Творческое иллюстрирование прочитанных произведений.

2. Участие семей в литературно-художественных конкурсах.

3. Создание галереи иллюстраций по прочитанным произведениям.

4. Семейное литературное творчество «Проба пера».

Воспитательный блок задач:

1. Популяризация здорового образа жизни.

2. Развитие навыков работы в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопомощи.

3. Укрепление родственных связей на принципах толерантности.

4. Воспитание нравственных качеств у детей, чувства уважения к родителям, педагогам, старшему поколению.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития взрослых и детей.

2. Снижение уровня правонарушений.

3. Выработка стойкого неприятия вредных для здоровья и личности привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотических средств, сквернословие).

4. Воспитание чувства ответственности.

Схема, отражающая деятельность клуба

Семейный клуб

Мастер-классы

Презентации по творчеству русских художников

Читательские конференции

Создание иллюстраций
по прочитанным произведениям

Литературное творчество




Выставки

Создание летописи семейного творчества

Основная часть. Мероприятия в семейном клубе.

Мероприятия клуба проводятся по выходным дням один раз в месяц. Это помогает привлечь родителей, занятых в будни. В семейном клубе принимают участие не только мамы с детьми, но и папы, старшие братья и сестры - семья собирается и проводит время, занимаясь творчеством. Эта деятельность не заканчивается в стенах школы, а естественно продолжается дома.



«Чтение - только начало,
Творчество - вот цель»

/Н. А. Рубакин/

Перечень мероприятий

Автор. Заглавие произведения

Этапы проведения мероприятия

Ожидаемый результат

В. П. Астафьев
«Конь с розовой гривой»

1. Читательская конференция по рассказу
В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

2. Создание иллюстраций к рассказу

Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей

З. Я. Яхнин,
И. Д. Рождественский
«Поэзия родной природы»

1. Семейное творчество «Проба пера»
2. Конкурс чтецов «Поэзия родной природы»

Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей

Серия книг для семейного чтения «Сказки о художниках».
Сказка о грустном художнике. Левитан

1.Презентация о творчестве И. И. Левитана
2.Мастер-класс «Осенний пейзаж»»

Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей

Серия книг для семейного чтения «Сказки о художниках». Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов


1.Презентация о творчестве А. К. Саврасова
2.Мастер-класс «Весенний пейзаж»


Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей


И. И. Пантелеев
«Голубые звезды»

Создание иллюстраций к произведению
И. И. Пантелеева
«Голубые звезды»

Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей

Антология фольклора народностей Сибири

«Что за прелесть эти сказки» - семейное творчество «Проба пера»

Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей

Н. С. Устинович. Сильнее всего. Рассказы

1.Создание зарисовок «Из жизни животных»

Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей

Серия книг для семейного чтения «Сказки о художниках». Сказка о лесном художнике. Шишкин

1.Презентация о творчестве И. И. Шишкина

2.Мастер-класс «Летний пейзаж»

Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей

Серия книг для семейного чтения «Сказки о художниках». Сказка о волне и художнике. Айвазовский

1.Презентация о творчестве И. К. Айвазовского

2.Мастер-класс « Пейзаж с волной»

Повышение образовательного, культурного и нравственного уровня развития родителей и детей



Приложение № 1
Портрет писателя Виктора Петровича Астафьева

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ



Приложение № 2


Читательская конференция по рассказу «Конь с розовой гривой» -
«Воспитание любовью»


Аннотация
Ребята совместно с родителями, на читательской конференции раскрыли, как положительные, так и отрицательные стороны героев, рассуждали о семьях, в которых они росли, их быте, укладе, о чем заставила их задуматься эта книга, какой урок извлек герой рассказа.

Цели:
раскрыть идейное содержание рассказа, характеры главных героев, отношение к ним автора и способы выражения авторской позиции;
развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни;
умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

заинтересовать учащихся творчеством В.П. Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.
Оборудование: выставка одной книги В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», детские иллюстрации к рассказу писателя «Конь с розовой гривой», портрет писателя, стенд «Информация к размышлению».

План проведения

  1. Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»

  2. Информация к размышлению

  3. Основная часть. Воспитание любовью

  4. Вывод



Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»

«Рассказ Астафьева "Конь с розовой гривой" повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают "в жадности".

Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество - он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.

Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: "Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку..." И действительно, автор говорит: "Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой".

Информация к размышлению

В Игарке, в школе, где учился Астафьев, русский язык и литературу преподавал Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный впоследствии поэт. Он часто заставлял ребят писать сочинения на вольные темы. В одном из школьных сочинений Витя написал о том, как летом заблудился в тайге и много дней провел в ней один. Сочинение хвалили, поместили в школьном рукописном журнале под названием «Жив». Много лет спустя Виктор Петрович вспомнит о нем и напишет рассказ «Васюткино озеро». Первая книга для детей называлась «Огоньки». А рассказы «Монах в новых штанах» и «Конь с розовой гривой» входят в уже известную вам книгу «Последний поклон».

«Последний поклон - Заветная книга - так называл ее Астафьев. «Ни над одной из своих книг я не работал с такой упоительной радостью, с удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве. Когда-то, очень давно, я написал рассказ «Конь с розовой гривой», а затем рассказ «Монах в новых штанах» и понял, что из всего этого может получиться книга. Так я «заболел» темой детства и возвращался к своей Заветной книге более 30 лет. Животворящий свет детства согревал меня».

В. П. Астафьев своим рассказом воспитывает и взрослых и детей любовью.

Высказывая свою точку зрения по предложенным вопросам, родители и дети подошли к главной теме: в каком воспитании больше любви? Когда ребенка оберегают от любых забот или когда ему дают определенную свободу, но при этом контролируют, требуя соблюдать правила поведения?

Отвечая на вопрос, какой жизненный урок получил герой рассказа «Конь с розовой гривой», большинство ребят и взрослых пришли к выводу: в жизни важно вовремя сказать «нет» плохому советчику, жить по совести, уметь прощать, быть добрым.
Опираясь на свой 20-летний опыт, считаю конференцию эффективной формой работы: она побуждает детей к чтению, учит отстаивать свою точку зрения, а главное - оценивать не только книжных героев, но и свои поступки.

«Воспитание любовью»

Восстанавливаем основные сюжетные моменты рассказа:
- обещание бабушки купить пряник;
- сбор ягод;
- наставления Саньки;
- переживания;
- «отчёт и расчёт».

Вопросы к читательской конференции «Воспитание любовью»


  1. Как вы понимаете слово «доброта»?

  2. Кто главные герои рассказа?

  3. За что бабушка так рассердилась на внука?

  4. Кто его подучил обмануть бабушку?

  5. Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места, мы все считаем главной героиней рассказа?

  6. Какое же событие можно считать завязкой? (Завязкой сюжета можно считать обещание бабушки купить Витьке замечательный, необыкновенный пряник).

  7. Что нужно было сделать, чтобы заслужить его? Ответ - чтение текста:
    «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой, и велела сходить с ними.
    - Наберёшь туесок. Я повезу свои пряники в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.
    - Конём, баба?
    - Конём, конём.
    - Почему пряничный конь был таким желанным подарком? Ответ - чтение текста:

«Пряник конём! Это же мечта всех деревенских малышей. Он белый - белый этот конь, а грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь.С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».

  1. Итак, пряник - это не только лакомство и игрушка, а что ещё?

  2. Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок? (Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше).

  3. Что мы знаем о семье дяди Левонтия?

  4. Чем эта семья отличается от семьи Витьки?

  5. «Ребёнок учится всему…»

  6. Как вы понимаете эту народную мудрость?

  7. Кто особенно выделялся среди левонтьевской «орды»? Ответ - чтение текста: «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

  8. Расскажите, пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают? Ответ - чтение текста:
    «Парнишки вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два принимались драться, плакали, дразнились……по пути заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали луку- батуна, наелись до зелёной слюны…Наконец, ребята дошли до увала, где росла земляника»

  9. Почему Витька не хотел идти с ними?(Он ещё не выполнил свою работу, не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

  10. После чего он присоединился к ребятам?(Санька стал его дразнить).
    Ответ - чтение текста:
    «- Бабушки Петровны испугался? Эх ты!
    - Зато мне бабушка пряник конём купит!
    - Может, кобылой! Скажи уж лучше - боишься её и ещё жадный!
    - Я?
    - Ты!
    - Я?
    - Ты, ты!
    - Жадный?
    - Жадный!
    - А хочешь, все ягоды съем?
    - Слабо!
    - Мне слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)
    - Я ещё у бабушки калач украду!
    - Давай!
    - Только одного калача мало!
    - Шанег прихвати!
    - А лучше ещё и пирог!
    - Лишнее не будет!
    - Ладно!»
    Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Мы знаем, что основное средство характеристики героя - поступок. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим. День проходит незаметно, Витька на время забывает о своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

  11. Как автор рисует душевные переживания героя? Ответ - чтение текста:
    «Грустно. Тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

  12. Почему он не хочет сказать бабушке правду?

  13. Что ему посоветовал Санька? (И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие).

  14. Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?
    Ответ - чтение текста:
    «Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

Какой же можно сделать вывод?


Нельзя поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.



  1. Что Витя чувствует после всех событий? Ответ - чтение текста:
    «Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет? - терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…
    Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться - Витька уснул..
    Когда Витя слышит, что бабушка всем рассказывает о его преступлении, он хочет «скорее помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и ждёт справедливого наказания.



  1. Как же наказала его бабушка? Почему бабушка так поступила?

  2. Что она - неграмотный простой человек поняла?

  3. Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

  4. Как вы считаете, что такое мудрость?

Вывод

В процессе проведения читательской конференции родители и дети,
совместно с преподавателем,
отвечают на главный вопрос:

« Какой урок извлёк Витя из бабушкиного урока?»

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке.
В рассказе «Последний поклон» он пишет:
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

Приложение № 3
Иллюстрации детей к рассказу В. П. Астафьева
«Конь с розовой гривой»

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ


Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Приложение «Памятки для родителей»

Памятка для родителей

обязанности и ответственность родителей

Родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования; выполнять Устав образовательного учреждения; не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

  • обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка; содержать своих несовершеннолетних детей.

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

  • злоупотребляют родительскими правами;

  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;

  • совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Вызов ребенка в полицию

Если сотрудники полиции приглашают Вашего ребенка пройти с ними для выяснения каких-либо обстоятельств происшествия:

Попросите предъявить служебное удостоверение и перепишите его номер. Выясните фамилию, звание и должность сотрудника. Уточните, из какого он отдела или управления внутренних дел.

Вежливо поинтересуйтесь, какова цель вызова Вашего ребенка в полицию.

Сотрудник полиции обязан предъявить повестку. В ней должно быть указано, кого, куда, в каком качестве, с какой целью и на какое время вызывают. Если повестки нет, то попросите ее прислать. Не поддавайтесь ни на какие уговоры и объяснения, если Вашего ребенка просят пройти куда-либо без повестки.

Постарайтесь выяснить у ребенка, по какой причине его могут вызывать в полицию. Если есть предположение, что он может быть причастен к совершению преступления, то необходимо проконсультироваться с адвокатом. Идти в полицию в этом случае следует только в сопровождении адвоката, имеющего ордер.

Помните, что Вы являетесь законными представителями Вашего ребенка, пока ему не исполнилось 18 лет. Вас обязаны извещать о любом его задержании.

Необходимо знать!

Если Вашему ребенку исполнилось 16 лет, то он может быть привлечен к уголовной ответственности. За некоторые виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. В этот перечень входят убийство, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство и ряд других преступлений.

Памятка составлена Правозащитным центром города Казани



Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Жестокое обращение

с ребенком со стороны полиции

До выхода из отдела полиции обязательно убедитесь, что Вашего ребенка не били, и у него не имеется телесных повреждений.

Если у Вас есть подозрения, что к Вашему ребенку применяли физическую силу, то, не выходя из здания, вызывайте «скорую помощь», чтобы зафиксировать телесные повреждения. Запишите данные медиков, оказавших помощь Вашему ребенку. Получите справку о наличии телесных повреждений.

Запишите данные всех лиц, которые находились рядом с Вашим ребенком во время нахождения его в правоохранительных органах.

Помните, только Вы сможете помочь ребенку, если его незаконно задержали, избили в полиции, заставили признаться в преступлении, которого он не совершал. И только Вы сможете предупредить подобные случаи.

Постарайтесь быть в курсе того, чем занимается Ваш ребенок, с кем он дружит и общается. Узнайте адреса, телефоны его друзей, их родителей.

Будьте готовы к тому, что Ваш ребенок может попасть в полицию. Всегда лучше предугадать ситуацию, нежели паниковать или бездействовать, столкнувшись с проблемой.

Памятка составлена Правозащитным центром города Казани

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Задержание ребенка полицией

Если Вам стало известно, что ребенок задержан и находится в здании правоохранительных органов:

Как можно быстрее выезжайте по месту его нахождения, желательно с адвокатом, имеющим ордер. Для этого заранее необходимо иметь контакты нескольких адвокатов, к которым можно было бы обратиться в любое время за срочной юридической помощью. Участие юриста при возникновении каких-либо проблем с правоохранительными органами обязательно, так как в большинстве своем граждане не имеют специальных юридических знаний, и не могут воспользоваться всеми правами.

Потребуйте от сотрудников полиции документы, фиксирующие факт задержания. Это могут быть протоколы административного правонарушения, протоколы задержания по подозрению в совершении преступления.

Вы имеете право ознакомиться и получить копии с любых документов, которые составлялись в отношении Вашего ребенка или Вас (копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, постановлений о возбуждении уголовного дела, копии объяснений, допросов, заключения экспертов и т.п.). Попросите сотрудников правоохранительных органов ознакомить Вас со всеми документами, которые вынесены в отношении Вашего ребенка и подписаны им. Копии с них можно снять после вынесения решения по результатам проведенной проверки.

Необходимо знать!

За любое административное или уголовное правонарушение подростка ставят на учет в полицию. Об этом инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) сообщают по месту учебы, работы подростка и его родителей.

Постановка на учет служит поводом для проверки Вашего ребенка, впоследствии всякий раз, когда в микрорайоне совершается преступление неизвестными подростками.

Памятка составлена Правозащитным центром города Казани

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Права родителей школьников

  • Родители имеют право знакомиться с уставом школы, со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. И если предмет не входит в число обязательных, то он может преподаваться ребенку только с предварительного письменного согласия его родителей.

  • Пока ребенок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники школы, которые с ним занимаются в данный конкретный момент. На уроке это учитель, на перемене - дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы.

  • Если с ребенком в школе стряслась серьезная неприятность, обычно родители идут к директору и разговаривают. Но они должны знать, что по Закону об образовании устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязывает принять меры.

  • Кроме физического воздействия на ребенка Законом об образовании запрещается и воздействие психическое. Под этим понимается унижение человеческого достоинства, обзывательства, оскорбления, угрозы применение наказаний.

  • Ребенка имеют право исключить из школы по основаниям, изложенным в уставе школы. Как правило, ученика исключают за какие-то серьезные дисциплинарные проступки или за хроническую неуспеваемость по двум и более предметам.

Если учитель к ребенку несправедлив и наладить с ним отношения не удается, подайте письменную жалобу. Администрация обязана провести служебное расследование. И если подтвердится, что педагог превысил свои обязанности, ребенка могут перевести другому учителю. А педагогу - вынести служебное взыскание и даже уволить. Но, конечно, каждый конкретный случай надо исследовать отдельно. Ведь бывают родители, которые на ровном месте устраивают скандалы и выдумывают то, чего не было и в помине.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Признаки, по которым следует заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков

Основные признаки:

  • следы от уколов и порезов (особенно на руках)

  • наличие у ребенка (подростка) ложек и/или узких полых трубочек, шприцев и/или игл от них

  • наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов

  • папиросы (особенно "Беломор") в пачках из-под сигарет

  • расширенные или суженые зрачки

  • нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя

Дополнительные признаки:

  • лживость, изворотливость

  • проведение времени в компаниях асоциального типа

  • вымогательство и/или кража денег у окружающих

  • нарушение сна

  • телефонные разговоры (особенно "зашифрованные") с незнакомыми лицами

  • частые беспричинные смены настроения

  • внешняя неопрятность

  • снижение успеваемости в учебном заведении

  • пропажа из дома ценных вещей

  • сужение круга интересов

  • частый беспричинный кашель

Если у Вас возникли подозрения, то обязательно обращайтесь с ребенком к специалисту наркологу. Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели и дни могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени!

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Вы узнали, что ваш ребенок курит…

Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаганду необходимо, когда ребенок еще бегает в коротких штанишках. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, - своими репликами показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у ребенка в голове.

Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию - детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчиво отсекать. В 11-12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.

Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бывают против не сути наших требований. Их возмущает форма предъявления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как со взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет…» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наибольшее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга и про несовместимость курения и спорта… Девочкам - про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам. В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.



Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Как поговорить с подростком об «этом»?

Почему с подростком нужно говорить об интимном? В период полового созревания психологически неподготовленные дети будут испытывать тяжелые переживания от неведомых ранее ощущений. Менструация, ночные поллюции могут вызвать серьезный испуг, боязнь, что с организмом что-то не в порядке.

Подростки начинают сами живо интересоваться вопросами пола, обсуждать это между собой, читать журналы. Нельзя пускать на самотек процесс познания. Порекомендуйте ребенку, что он может почитать, обратите его внимание на интересные статьи. Подарите ему хорошую книгу о сексуальных отношениях.

Нужно позаботиться о нравственной стороне будущих сексуальных отношений наших детей: поговорить с ними о любви, чистоте, верности; предостеречь от легкомысленных поступков, ненужных связей, предупредив о возможных последствиях. Откровенные разговоры формируют отношение ребенка к таким важным ценностям, как семья, дети, материнство, отцовство.

Ребенок должен четко знать: он не имеет права вступать в сексуальные отношения без средств предохранения. Использование таких средств - это забота о себе, своем любимом человеке, предохранение от беременности и заболеваний.

Никогда не уходите от темы. Используйте любую возможность естественно и откровенно побеседовать о взаимоотношениях полов. Ребенок должен знать ваше мнение: близкие отношения между мужчинами и женщинами - это прекрасно, но эти отношения должны быть интимны и серьезны.

Избегайте нравоучений, назидательного тона. Разговоры на такую важную и глубоко личную тему могут основываться только на доверии и уважении.

Информация, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его возрасту и уровню понимания.

Говорить с подростками лучше индивидуально. Хорошо, если разговаривать с мальчиком будет отец, а с девочкой - мама.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Права родителей школьников

  • Родители имеют право знакомиться с уставом школы, со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. И если предмет не входит в число обязательных, то он может преподаваться ребенку только с предварительного письменного согласия его родителей.

  • Пока ребенок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники школы, которые с ним занимаются в данный конкретный момент. На уроке это учитель, на перемене - дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы.

  • Если с ребенком в школе стряслась серьезная неприятность, обычно родители идут к директору и разговаривают. Но они должны знать, что по Закону об образовании устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязывает принять меры.

  • Кроме физического воздействия на ребенка Законом об образовании запрещается и воздействие психическое. Под этим понимается унижение человеческого достоинства, обзывательства, оскорбления, угрозы применение наказаний.

  • Ребенка имеют право исключить из школы по основаниям, изложенным в уставе школы. Как правило, ученика исключают за какие-то серьезные дисциплинарные проступки или за хроническую неуспеваемость по двум и более предметам.

Если учитель к ребенку несправедлив и наладить с ним отношения не удается, подайте письменную жалобу. Администрация обязана провести служебное расследование. И если подтвердится, что педагог превысил свои обязанности, ребенка могут перевести другому учителю. А педагогу - вынести служебное взыскание и даже уволить. Но, конечно, каждый конкретный случай надо исследовать отдельно. Ведь бывают родители, которые на ровном месте устраивают скандалы и выдумывают то, чего не было и в помине.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Игры со смертью

(подростковые суициды)

Почему мы их теряем

Так бывает часто: взрослые отказываются понимать, что их ребенку требуется срочная психологическая или психиатрическая помощь. У родителей даже не возникает мысли обратиться к врачу, если у сына или дочери меняется поведение, они становятся неуправляемыми или замкнутыми, явно нервничают. В России по традиции не принято обращаться к психиатру: люди упорно считают, что от него можно выйти только с клеймом "придурок". Что ж, тому есть исторические объяснения.

Но время сейчас другое... Впрочем, появилась и новая проблема: в стране теперь недостаточно психиатров, и не все они состоятельны как профессионалы. И если в крупных городах легко найти компетентных специалистов, то в провинции обратиться порой просто не к кому. Не существует государственной программы психиатрической поддержки населения - как во всех развитых странах. Вот почему мы теряем своих детей...

Как распознать намерения ребенка

Большинство маленьких суицидиентов подает окружающим предупреждающие знаки. Эти знаки - крик о помощи. Повнимательнее присмотритесь к своему ребенку и бейте тревогу, если он:

  • говорит открыто: «Лучше умереть!»; «Я скоро умру!»; «Ненавижу свою жизнь!» - или косвенно: «Без меня жизнь хуже не будет»; «Хочу со всем покончить раз и навсегда»;

  • замечен в частой смене настроения;

  • раздает любимые вещи;

  • методично приводит свои дела в порядок;

  • становится агрессивен, бунтует, не желает никого слушать;

  • живет на грани риска, совершенно не бережет себя;

утрачивает самоуважение.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Как помочь своему ребёнку завести друзей?

Чем старше становится ваш ребёнок, тем больше его психологическое благополучие начинает зависеть от общения с друзьями, от его роли в коллективе. Если у вашего ребёнка нет друзей, вы можете представить себе, что это такое. Никто ему не звонит, не приглашает в гости, он не выходит гулять, потому что "никто не хочет со мной играть."

Решение этой проблемы требует большой деликатности. Вы должны помочь и поддержать вашего ребёнка, при этом полностью не вмешиваясь в его взаимоотношения со сверстниками. Что можно сделать?

Позвольте вашему ребёнку брать на себя ответственность. Это может быть очень трудно: стоять в стороне и видеть, как ребёнок действует на свой страх и риск, но, в конечном счёте, лучшее решение может принять только он сам.

Саше было почти 12 лет, когда его семья переехала в новую квартиру. Он был новичком и в дворовой компании и в школе. И там и там его сначала не приняли. Он пожаловался родителям, которые его выслушали и дали несколько советов относительно разных ситуаций. Несколько раз они были свидетелями того, через что пришлось пройти их сыну, но они не вмешивались, не звонили другим родителям. Через три месяца у Саши появился первый друг, потом другой. Через некоторое время у него было уже много друзей, он был принят в школьную и дворовую компании. Родители же позже признавались, что предоставить Саше самому решать эту проблему было самым трудным делом в их жизни.

Делитесь собственным опытом. Вашему ребенку будет легче от знания, что так случалось и со взрослыми людьми, с его родителями. Будьте готовы применить мягкое давление. Если ваш ребенок "сдаётся" или начинает себя жалеть, подбодрите его, помогите начать действовать. Но никогда не настаивайте на дружбе с кем-то, с кем ребёнок не хочет общаться.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Как помочь своему ребёнку завести друзей?

Чем старше становится ваш ребёнок, тем больше его психологическое благополучие начинает зависеть от общения с друзьями, от его роли в коллективе. Если у вашего ребёнка нет друзей, вы можете представить себе, что это такое. Никто ему не звонит, не приглашает в гости, он не выходит гулять, потому что "никто не хочет со мной играть."

Решение этой проблемы требует большой деликатности. Вы должны помочь и поддержать вашего ребёнка, при этом полностью не вмешиваясь в его взаимоотношения со сверстниками. Что можно сделать?

Позвольте вашему ребёнку брать на себя ответственность. Это может быть очень трудно: стоять в стороне и видеть, как ребёнок действует на свой страх и риск, но, в конечном счёте, лучшее решение может принять только он сам.

Саше было почти 12 лет, когда его семья переехала в новую квартиру. Он был новичком и в дворовой компании и в школе. И там и там его сначала не приняли. Он пожаловался родителям, которые его выслушали и дали несколько советов относительно разных ситуаций. Несколько раз они были свидетелями того, через что пришлось пройти их сыну, но они не вмешивались, не звонили другим родителям. Через три месяца у Саши появился первый друг, потом другой. Через некоторое время у него было уже много друзей, он был принят в школьную и дворовую компании. Родители же позже признавались, что предоставить Саше самому решать эту проблему было самым трудным делом в их жизни.

Делитесь собственным опытом. Вашему ребенку будет легче от знания, что так случалось и со взрослыми людьми, с его родителями. Будьте готовы применить мягкое давление. Если ваш ребенок "сдаётся" или начинает себя жалеть, подбодрите его, помогите начать действовать. Но никогда не настаивайте на дружбе с кем-то, с кем ребёнок не хочет общаться.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ?

Не попрекайте ребенка тем, что он не может постоять за себя. Защищать детей нужно обязательно. Конечно, не стоит уподобляться склочникам, которые по любому поводу бегут «качать права» в школу или во двор. Но оставлять ребенка беззащитным взрослые просто не имеют права. Ведь это самое натуральное предательство.

Поверьте, если бы ребенок мог расправиться с обидчиками без посторонних, он бы с удовольствием это сделал. Никому не хочется чувствовать себя слабаком и трусом. Как только он соберется с силами, ваша помощь станет ему не нужна. А пока этого не произошло, долг родителей - обеспечивать ему надежную защиту.

Если сына или дочь регулярно обижают в школе, необходимо поговорить с учителем. Помните: администрация школы по закону отвечает за его физическое и психическое здоровье. Поэтому учителя обязаны следить за психологическим климатом в классе, унимать драчунов, не позволять одним детям дразнить других. Если же учителя не могут урезонить задиру или не считают нужным это делать, лучше сменить школу.

Но если ребенок везде, куда бы ни попадал, оказывается жертвой драчунов - значит, дело не только в коллективе. Скорее всего, в нем самом есть нечто провоцирующее обидчиков. Слабых, но тихих, неконфликтных детей обычно не обижают. Устойчивую агрессию провоцируют «занозистые» дети. Такие, которые сами задираются, а потом бегут жаловаться. И учить их надо не столько давать сдачи, сколько ладить с окружающими: не завидовать, не обижаться, не претендовать на постоянное лидерство, относиться к ребятам доброжелательно и т. п.

Но как же все-таки побороть страх перед обидчиками? Ведь одно дело, когда человек не дает сдачи из благородства, а другое - когда он просто трусит. Трусость, конечно, надо преодолевать. Приемы борьбы тоже не мешает освоить. Мало ли в какую переделку может попасть парень?

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

КАК ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О СПИДЕ?

Младшие школьники (7-10 лет) уже в состоянии понять объяснения, касающиеся их здоровья. Не уходите от вопросов о взаимоотношениях полов. Ваши ответы на вопросы должны всегда опираться на конкретные примеры, взятые из повседневной жизни. Например, если ваш ребенок нечаянно порезал руку и течет кровь, то вы, оказав ему необходимую помощь, можете в этот момент дать ему элементарные сведения о ВИЧ-инфекции и правилах гигиены, которые следует соблюдать.

Подростки (11-13 лет) впервые влюбляются и начинают расспрашивать родителей о формах сексуальных отношений. Постарайтесь дать ясные и доходчивые ответы. Для вас это трудный разговор? Но скажите себе, что, возможно, именно сейчас тот самый благоприятный момент, чтобы донести до детей необходимые сведения, которыми вы располагаете и которые, как вы надеетесь, помогут вашим детям.

Старшие подростки (14-16 лет) должны знать, что:

  • ранние половые контакты, алкоголь, наркотики снижают их возможности в достижении целей и благополучия;

  • существует взаимная ответственность двух партнеров в плане предохранения: ты должен предохраняться сам и предохранять того, кого любишь;

  • вирус иммунодефицита человека передается через сперму, вагинальный секрет и менструальную кровь от зараженного человека здоровому;

  • любые незащищенные сексуальные отношения, частые и с многочисленными партнерами, увеличивают риск заражения;

  • правильное использование презерватива при сексуальных отношениях - единственный способ защитить себя и своих партнеров от передачи вируса СПИДа и венерических болезней;

ни в коем случае нельзя обмениваться уже использованными шприцами, это увеличивает риск заражения СПИДом.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

Почему ребенок прогуливает школу?

Причин, по которым дети прогуливают школу, так же много, как причин, по которым взрослые люди отлынивают от исполнения тех или иных своих обязанностей.

Находятся дела поинтереснее - или погода слишком хорошая, или настроение слишком плохое. Может быть, обязанности слишком не по душе. Может быть, нет ни малейшей веры в успех - нечего и время тратить. Наверное, каждый взрослый вспомнит хотя бы один случай, когда он по "совершенно объективным" обстоятельствам опаздывал или пропускал нежелательную встречу; слишком поздно вспоминал о необходимости позвонить по неприятному делу.

Гадать, что именно побуждает вашего ребенка прогуливать школу, практически бесполезно. Гораздо более простой и эффективный путь - спросить. Если ребенок вам доверяет и хотя бы немножко надеется на вашу способность помочь, он все расскажет с чувством большого облегчения. Если не рассказывает, есть смысл расспросить всех, кто может что-то знать. Но при этом намотайте себе на ус: главная ваша проблема вовсе не в том, что ребенок прогуливает школу, а что он вам не доверяет и на вас не надеется.

Какие меры надо принять, зависит целиком от причин прогулов. Например, если ребенок время от времени прогуливает скучные с его точки зрения уроки, успеваемость его не страдает, учителя не в претензии, а время он тратит на занятия осмысленные и непредосудительные, то можно такие прогулы просто легализовать, то есть попросить ребенка ставить вас в известность заранее.

Совсем другое дело, если ребенок прогуливает школу потому, что его дразнят или поколачивают одноклассники; или потому, что в это время он курит "травку" в подворотне; или потому, что учитель велел без родителей не являться. В любом из этих случаев меры придется принимать, и очень серьезные.

Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятка для родителей

ВАШ РЕБЁНОК ХОЧЕТ СОТОВЫЙ

Для того, чтобы обеспечить контроль за поведением ребенка, знать, где он находится, родители все чаще стали приобретать сотовые телефоны для своих детей, порой не задумываясь, что он может стать объектом преступного посягательства. В последнее время в милицейских сводках все чаще фиксируются факты краж мобильников у подростков, особенно в вечернее время. Как предотвратить подобные случаи? Вот некоторые советы специалистов:

  1. При покупке сотового телефона для ребенка родителям необходимо определить, для каких целей приобретается эта вещь: как средство связи или как подтверждение материального благополучия. В первом случае надо помнить, что чем дешевле и проще с виду аппарат, тем меньше вероятности, что на него положит глаз грабитель.

  2. Необходимо отказаться от покупки "недорогого" сотового телефона у малознакомых людей, особенно у подростков. Возможно, вам предлагают краденую вещь, которую впоследствии могут безвозвратно изъять сотрудники правоохранительных органов, а вам придется разыскивать продавцов, чтобы вернуть свои деньги.

  3. Необходимо разъяснить ребенку, как пользоваться сотовым телефоном:

    1. Не допускать ношения поверх одежды или в руках, так как наиболее часто телефоны просто срывают с шеи или выхватывают из рук.

    2. Не играть с телефоном, особенно в людных местах, в школе, во дворе.

    3. Не давать звонить незнакомым людям.

    4. При попытке отобрать телефон обратиться за помощью к прохожим.

В случае кражи или грабежа как можно быстрее известить вас о случившемся и сообщить в милицию.

Наглядный материал:

Плакат:


Методическая разработка Семейный клуб в ДХШ

Цитата:
«Чтение - только начало,
Творчество - вот цель»

/Н. А. Рубакин/

Литература:

  1. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой: Рассказы/Худож. Е. Мешков; Послесл. А. Туркова. - М.: Дет. Лит., 2002 г. - 267 с.: ил.

  2. Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока./ Составление, предисловие и примечания В. М. Санги. - Красноярск: Кн. изд-во, 1989. - 490 с., ил. (Под полярными созвездиями)

  3. Пантелеев И. И. Голубые звезды: Повести и рассказы. - Красноярск: Кн. изд-во, 1966. - 259 с.

  4. Рубакин А.Н., Рубакин (Лоцман книжного моря), М., «Молодая гвардия», 1967 г., с. 79-83.

  5. Рождественский И. Д. Я к Енисею прихожу, как к другу: Избранное/ Сост.
    В. И.Ермаков, Т. К. Назарова; Худож. С. Ф. Туров - Красноярск: Кн. изд-во,1980. - 216 с., ил.

  6. Сказка о грустном художнике. Левитан. М., Изд. «Белый город», 2001 г.

  7. Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов. М., Изд. «Белый город», 2001 г.

  8. Сказка о волне и художнике. Айвазовский. М., Изд. «Белый город», 2001 г.

  9. Сказка о лесном художнике. Шишкин. М., Изд. «Белый город», 2001 г.

  10. Устинович Н. С. Сильнее всего: Рассказы/ Художник Л. А. Егорова. - Красноярск: Кн. изд-во, 1986. 40 с., ил.

  11. Яхнин З. Я. Морозное окно: Книга новых стихов - Красноярск: Кн. изд-во, 1983. - 88 с.

  12. Интернет-ресурс "Урок мудрости и доброты" (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

  13. Центр гражданского образования «Восхождение» (г. Казань). Памятки для родителей



© 2010-2022