Здоровьесберегающая педагогика: формы и методы

В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. «Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить исполь... Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ПОС .ШМИДТА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск

446219, Россия, Самарская область, город Новокуйбышевск, посёлок Шмидта, ул. Школьная, дом 4, тел.-факс 3 - 17 - 68,

тел.-факс структурного подразделения - детский сад «Берёзки»я, расположенного в посёлке Маяк - 3 - 17 - 66,

электронная почта: [email protected], адрес сайта: rc.novokuybishevsk.ru/schools/12


XI территориальной научно-практической конференции педагогов

«Введение и реализация ФГОС как ресурс инновационного развития образовательного учреждения»






«Здоровьесберегающая педагогика: формы и методы»





Автор: Шубина Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта

г.о. Новокуйбышевск





г.о. Новокуйбышевск, 2014 г.

Содержание




  1. Введение

2.1 Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихся

2.2. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.

2. 3. Психологическая комфортность урока

2.4. Уроки Здоровья

2. 5. Дидактический материал по предметам в начальной школе

3. Заключение







Введение

В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы. «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.» [1-8 с.] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

1.Актуальность проблемы - здоровьесбережение обучающихся

В современных условиях модернизации образования большое значение необходимо придавать состоянию здоровья детей, а потому учителю начальных классов особое внимание следует обращать на формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью. Для этого
надо не только говорить о значении здоровья для человека, но и вносить в
повседневную жизнь детей элементы ценностного отношения к здоровью,
прививать школьникам полезные привычки и навыки.

Поэтому я поставила перед собой ЦЕЛЬ: через применение здоровьесберегающих технологий обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для реализации данной цели я выделила следующие задачи:

1. способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании;

2. содействовать развитию мышления, внимания, памяти в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

3.создание условий реализации потребности в двигательной активности на различных этапах урока;

4.формирование привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений;

5. воспитание потребности в здоровом образе жизни.

II. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе.

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, и родителей.

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу - это та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Низкий уровень здоровья не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

Напрашивается вопрос, как сохранить здоровье учащихся. На протяжении нескольких лет веду работу, чтобы создать условия для сохранения и улучшения здоровья детей и обеспечения их успешности в обучении. Здоровьесберегаюшее обучение ориентировано на обеспечение психоэмоционального, физического и социального здоровья учащихся. Оно включает ряд параметров: 1) учёт особенностей класса; 2) создание благоприятного психологического фона на уроке; 3) использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4) создание условий для самовыражения учащихся; 5) обращение к разнообразным видам деятельности;

Психологическая комфортность урока. Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровье не надо ничего придумывать что-то особенное. Необходима рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий. При рациональной организации урока должны учитываться: творческий характер образовательного процесса;

психоэмоциональный комфорт каждого ученика;применение нестандартных форм урока;

оздоровительные минутки (гимнастика для глаз, массаж ушей, пальцев рук); физкультминутки, музыкальные паузы;игровые моменты урока и занимательность;соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;смена умственной и физической деятельности;

чередование занятий с низкой и высокой двигательной активностью;проветривание кабинета перед началом занятий, гигиенические навыки;дыхательные упражнения;

На своих уроках ежедневно я провожу физкультминутки, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети' становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили - встают, кладут тетрадь и дожидаются остальных.

Уроки русского языка, а особенно письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев. Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительного чтения или письма.

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки- экскурсии, уроки -путешествия, проектная деятельность и т.п. Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа: « «Не навреди!« и «Ребенок, ты - ценность» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоров.. Одним из путей сохранения здоровья ребенка является применение деятельностного подхода к обучению.

Необходимо правильно организовать отдых детей подвижные игры малой и средней подвижности;

музыкальные перемены; динамические паузы; проветривание и влажная уборка класса

Большое значение имеет организация двигательной активности во внеурочное время.

Правильно организованное здоровьесберегающее обучение помогает предотвратить усталость, утомляемость, повышает мотивацию младшего школьника к учебной деятельности и помогает приросту учебных достижений.

Уроки здоровья

Достаточно важное место в организации здоровьесберегающего обучения занимает внеклассная работа с детьми и привлечение к ней родителей. Учеником, его родителями и учителем должна осознаваться ценность здоровья каждого ребенка, необходимость сохранения и укрепления. В классе проводятся классные часы по здоровьесбережению:

классный час по профилактике вредных привычек

классный час по здоровому образу жизни «Уроки Мойдодыра»,

классный час по правилам безопасности жизнедеятельности

классный час по ПДД: «Школа пешехода»

Я, думаю, мы будем участвовать в массовых оздоровительных мероприятиях и праздниках.

Дидактический материал по предметам в начальной школе

При рациональной организации урока учитывается

- объём учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность

- нагрузка дополнительных занятий в школе

время на активно-двигательные занятия

Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий во многом зависит от состояния учащегося в процессе учебной деятельности. [2] в содержании каждого урока можно использовать задания с элементами здоровьесберегающего характера, которые повысят интерес детей к здоровому образу жизни.

Заключение

Одной из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности. А в заключение хочется сказать словами Жана - Жака Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным - сделайте его крепким и зоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»


Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования

2. «Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе» Н.А.Будаева - журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/11, с.32-36

3. «Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образованию в аспекте изменения позиции учителя» Е.В.Погребняк - журнал «Начальная школа плюс до и после» №3/10, с.26-28

4. «Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей технологии» .В.Середина - журнал «Начальная школа» №11/201 , с. 61-63

© 2010-2022