Тематический классный час Выбор профессии-дело серьёзное ( 9 класс)

Автор  Лыкова Ольга Николаевна Место работы, должность  МБОУ:Большовская ООШ учитель Классный час Класс  9 Тема классного часа:  «Выбор профессии –дело серьѐзное».   Цель: -формировать информационную основу выбора профессии; - создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии; -оказать помощь в профессиональном самоопределении, ско...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематический классный час в 9 классе «Выбор профессии -дело серьѐзное».


Цель:

-формировать информационную основу выбора профессии;

- создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;

-оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав профессиональные предпочтения обучающихся;

-помочь избежать ошибок в выборе профессии;

-познакомить с профессиями, которые являются перспективными в современном обществе;

-объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;

-формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию

Подготовительная работа: разработка сценария, подготовка презентаций «Выбор профессии -дело серьѐзное»,«Прекрасное далеко», оформление выставки «В поисках будущей профессии», работа над индивидуальными проектами «Моя будущая профессия». Проведение комплексного тестирования на профессиональное соответствие.

Ход классного часа

(Слайд 1) 1.Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас с вами урок занятости.

Занятие посвящено проблеме выбора профессии.

Тема занятия актуальна, т.к. в последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны,16 % молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это от неправильного профессионального выбора молодых людей.

(Слайд 3) 1.Актуализация темы. (Рекламная тумба, на которой развешаны объявления о предоставлении и поисках работы)

Выходят юноша и девушка

Юноша: Привет, Настя! Что объявления читаешь? Работу ищешь?

Девушка: Да вот читаю объявления и думаю, какую профессию выбрать. Какие специалисты более востребованы на рынке труда, а проучишься 5 лет и будешь без работы сидеть.

Юноша: Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Ты вообще-то кем хочешь стать?

Девушка: Я? Ну…. Может быть, менеджером, а может, экономистом. Нет лучше дизайнером!

Юноша: А почему ты решила выбрать такие профессии?

Девушка: Престижно, модно Приходишь куда - нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Комарова».

Юноша (передразнивает): Известный дизайнер Комарова.

А что знаешь об этой профессии?

Девушка: Вот поступлю, тогда узнаю.

Юноша: а я так не хочу. Я хочу стать программистом. Но не потому что это модно или денежно. А потому, что мне нравится работать на компьютере. И я уже сегодня много что умею. Я покупаю книги о компьютерах, выписываю журналы. Я хочу быть профессионалом в этой области

Девушка: Ты серьезно?

Юноша: Вполне! И тебе советую выбирать профессию, так чтобы она тебя тоже выбрала.

Девушка: Ты думаешь, у меня получится?

Юноша: Если чего - то очень сильно хочешь - непременно получится

Девушка: А давайте поговорим о профессиях, ведь мы скоро заканчиваем школу.

(Слайд 4) 2. Слово учителя.

Именно об этом мы сегодня и погорим. Тема классного часа «Выбор профессии -дело серьёзное». Кем быть? На этот вопрос через несколько месяцев вы должны будете найти ответ. Скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию.

Этот выбор в ранней юности - один из важнейших.

Как показало тестирование большинство из вас уже готовы к выбору профессии, но ни один из вас не продемонстрировал высокую степень этой готовности. Значит, наш классный час будет очень актуальным и полезным!

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу. («...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни»).

Эти слова вы уже слышали - и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему.

(слайд 5-6) 3.Целеполагание. В ходе сегодняшней беседы вы должны будете

-выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии;

-научиться планировать свою будущую карьеру.

-научиться адекватно оценивать свои способности и возможности.

4. Беседа. Вопрос «Кем быть?» задает себе каждый молодой человек. Есть два способа выбора профессии. Первый - это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

А возможен и другой путь: надо изучить прежде всего самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Этим мы с вами и займемся.

-Зачем человек трудится? (Это потребность человеческой жизни, труд -средство самовыражения и развития личности. Л.Н.Толстой: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека; без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии? (Слайд 6) Социологи выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата. Согласны ли вы с мнением специалистов?

-Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся)

(Слайд 7-9) Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:

«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

«Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

«Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.

5. Работа над составляющими правильно выбора профессии.

Давайте подробнее остановимся на каждой из составляющих правильного выбора профессии.

(слайд 10-11) Итак, первая составляющая «Надо» - потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.

-Какие профессии наиболее востребованы в наше время и какие будут

востребованы через 7- 10 лет? Ответ на этот вопрос я попросила подготовить

Артёма.

(слайд 12) Сообщение. На современном рынке труда в данный момент наиболее значимыми профессиями являются:

профессии, связанные со сферой управления

профессии, связанные с внедрением компьютерной техники

строительные профессии

консультирование

профессии в сфере образования

профессии, связанные с сервисом семьи

профессии в области здравоохранения

профессии в области информации и связи

профессии, связанные с банковским делом

профессии в сфере производства

профессии, связанные с туристическим сервисом.

(слайд 13) А через 10 лет очень востребованными будут …

  1. Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)

  2. 2.Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)

  3. 3.Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по продаже и маркетингу, станет очень востребованной профессия «продавец»

  4. Профессии, связанные с сервисом

  5. Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)

  6. Медицинские специальности (медсестра, врач)

  7. Рабочие профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер

Просмотр презентации «Мир современных профессий»

(Слайд 14) Итак, вторая составляющая «Хочу» (желания, интересы, склонности). Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.

Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.

Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.

Что можно сказать о желаниях, интересах, склонностях каждом из вас. Проведем небольшой тест, называемый «Психогеометрия»

(Слайд 15) Тест «Психометрия»

-У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Как вы понимаете ее смысл? (ответы) Именно поэтому при выборе профессии нужно обязательно учитывать особенности своего характера, склонности.

Сейчас мы определим ваши интересы и склонности в выборе профессий, используя методику Л. Йоваши. Хотели бы вы узнать, каковы ваши профессиональные склонности?

Результаты тестирования мы обсудим на следующем классном часе.

(слайд 16-17)Третья составляющая «Могу» (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

(слайд 18) Итог. Выбор профессии - одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор - это путь к успеху.

(слайд 19 - 21) Рассказ о выдающихся людях.

-Люди, которые в свое время правильно сделали профессиональный выбор, состоялись в профессии, но и в жизни. Они сумели самореализоваться и много сделали для страны, для спорта, культуры, общества. Мне хотелось продолжить наш разговор рассказами о таких людях, чтобы вы поняли, что успех в жизни во многом зависит от успеха в профессиональной деятельности.

Рассказы учащихся о С. Федорове, И. Родниной, В. Путине


Просмотр презентаций «Моя будущая профессия»

-Я знаю, что некоторые из вас уже наметили свои профессиональные ориентиры. И мне хотелось бы, чтобы эти ребята рассказали о том, кем они хотят стать. И пусть их рассказы побудут для тех, кто еще всерьез не задумывался об этом, стимулом к профессиональному определению.

(слайд 22) 10. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) Как вы понимаете эти мудрые слова? (ответы) Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Давайте вспомним цель классного часа и подведем итоги нашей встречи

(цель - выявить свои способности и интересы, найти наиболее оптимальное сочетание их в своей будущей профессии; научиться планировать свою будущую карьеру, научиться адекватно оценивать свои способности и возможности)

-Узнали ли вы сегодня о себе что-то новое?

-Поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?

(слайд 23) Надеюсь, что то, что вы узнали, хотя бы немного вам в жизни пригодится. Мне хотелось бы, чтобы уходя из класса вы поняли, что

  1. судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;

  2. чтобы вы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;

  3. что истинное сокровище для людей - найти себя в труде.

  4. С что счастливая, преуспевающая личность сегодня - это… профессионал.

А закончить классный час мне хотелось бы на поэтической ноте и небольшим стихотворением.

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном - самым смешным -
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны -
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе -
Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

«Тропинка» Саматовой Л.С


Учитель: Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Однажды размышляя о вашем будущем, я попробовала представить будущее каждого из вас. И вот что у меня получилось, Просмотр презентации «Прекрасное далеко».





© 2010-2022