- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеурочная деятельность Занимательная математика
Внеурочная деятельность Занимательная математика
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рахимова А.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 4 классе составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273; Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 30.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего
мир младшего школьника, обучение решению математических задач твор-
ческого и поискового характера будут проходить более успешно, если внеурочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию по-
знавательных универсальных учебных действий.
Деятельность предназначена для развития математических способно-
стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче-
ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников
с применением коллективных форм организации занятий и использова-
нием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций ак-
тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе-
ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность
в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено
на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет-
рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до-
казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех зна-
ний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
2.Общая характеристика.
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность
по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность
которых определяется не столько математическим содержанием,
сколько новизной и необычностью математической ситуации,
что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца,
проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в
условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и разли-
чия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на
основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение
от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, со-
мневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные
особенности младших школьников и поэтому предусматривает организа-
цию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной
работе. С этой целью в кружок включены подвижные ма те ма -
тические игры, последовательная смена одним учеником «центров» дея-
тельности1 в течение одного занятия; что приводит к передвижению
учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах
бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.
Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность
подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При
организации кружка целесообразно использовать принципы игр
«Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, ра-
боту в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма-
тематические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
3.Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 мин. Всего 34 занятия. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует
курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема-
тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познава-
тельные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная
информация, занимательные математические факты, способные дать про-
стор воображению.
4.Ценностными ориентирами содержания курса
являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической гра-
мотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности уча-
щихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, на-
ходить простейшие закономерности, использовать догадки, строить
и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и простран-
ственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы.
Личностными результатами
изучения данного кружкового курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,
умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практиче-
ской деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан-
дартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы
в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
6.Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек
на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одно-
значных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так,
чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких ре-
шений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. После-
довательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кото-
рое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом
шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
- «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными куби-
ками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,
«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи
друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки
с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторон-
ние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,
«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом
заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной
доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек-
тронного учебного пособия «Математика и конструирование»1.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
- - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше-
ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис-
лений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан-
ными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем-
ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуаль-
ное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать раз-
ные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять
ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недо-
статочными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содер-
жащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на задан-
ные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Со-
ставление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выпол-
няемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффектив-
ных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять
условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за-
дачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать
из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре-
зультат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведе-
ние линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки»
(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его
описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фи-
гуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треуголь-
ники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры
в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии
с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных ва-
риантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному за-
мыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на рав-
ные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделиро-
вание из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная
пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира-
мида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
-моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
-танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спи-
чечный» конструктор;
-конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
-конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол-
ков, спичек) в исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали
в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де-
тали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат
с заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при
заданном условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного ре-
шения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (прово-
лока, пластилин и др.) и из развёрток;
- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
7.Тематическое планирование.
№ занятия
Тема
дата
1
Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
01.09
2
Числа-великаны.
Как велик миллион? Что такое гугол?
08.09
3
Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
15.09
4
Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
22.09
5
Римские цифры
Занимательные задания с римскими цифрами.
29.09*
6
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).
06.10
7
Секреты задач
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
13.10
8
В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
20.10
9
Математический марафон
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
27.10
10-11
«Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не-
скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
10.11,17.11
12
Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.
24.11
13
Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
01.12
14
Математические фокусы
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;
12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
08.12
15-17
Занимательное моделирование
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса и др. (по выбору учащихся).
15.12,
22.12
29.12
18
Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
12.01
19
Какие слова спрятаны в таблице?
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
19.01
20
«Математика - наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.
26.01
21
Решай, отгадывай, считай
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.
02.02
22-23
В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа
в группах).
09.02
16.02
24
Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
02.03
25-26
Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
16.03
06.04
27
. Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
13.04
28-29
Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
20.04
27.04
30
Блиц-турнир по решению задач
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.
.04.05
31
Геометрические фигуры вокруг нас
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)
11.05
32
Геометрические фигуры вокруг нас
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)
18.05
33
Математический лабиринт
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному кон-
курсу «Кенгуру».
20.05
34
Математический праздник
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи
в стихах. Игра «Задумай число».
25.05
4 класс
Тема 1. Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 2. Числа-великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?
Тема 3. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема 4. Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Тема 5. Римские цифры
Занимательные задания с римскими цифрами.
Тема 6. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).
Тема 7. Секреты задач
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Тема 8. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 9. Математический марафон
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
Темы 10-11. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не-
скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной ра-
боты.
Тема 12. Выбери маршрут
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.
Тема 13. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Тема 14. Математические фокусы
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;
12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Темы 15-17. Занимательное моделирование
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
эдр (по выбору учащихся).
Тема 18. Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.
Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице?
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-
дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)
Тема 20. «Математика - наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Тема 21. Решай, отгадывай, считай
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.
Темы 22-23. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа
в группах).
Тема 24. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).
Темы 25-26. Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.
Тема 27. Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «От-
гадай число и месяц рождения» и др.
Темы 28-29. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
Тема 30. Блиц-турнир по решению задач
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.
Тема 31. Математическая копилка
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.
Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)
Тема 33. Математический лабиринт
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному кон-
курсу «Кенгуру».
Тема 34. Математический праздник
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи
в стихах. Игра «Задумай число».
8.Материально-техническое обеспечение
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Электронные издания для младших школьников: «Математика
и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика»
и др.
6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умноже-
ния).
7. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для
закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:
на одной стороне - задание, на другой - ответ.
8. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
9. Набор «Геометрические тела».
10. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
«Умножение», «Деление» и др.
11. Палитра - основа с цветными фишками и комплект заданий к па-
литре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умно-
жение и деление» и др.
12. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»:
запись стираемым фломастером результатов действий на прозрачной
плёнке.
13. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для уча-
щихся 4 класса общеобразовательных учреждений. - М. : Вентана-Граф,
2008.
14. Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. -
М. : Знаток, 2009.
15. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Матема-
тика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,
С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. - М. : ВАРСОН, 2010.
16. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Мате-
матика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова,
А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. - М. : ВАРСОН,
2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство разви-
тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. -
2009. - № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. -
СПб. : Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. - Минск: Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-
ности. - М., 2006.
42
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоло-
мок. - СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для
детей. - М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе: пособие для учителей. - М. : Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. vneuroka.ru/mathematics.php - образовательные
проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. konkurs-kenguru.ru - российская страница международ-
ного математического конкурса «Кенгуру».
3. 4stupeni.ru/stady - клуб учителей начальной школы. 4 сту-
пени.
4. develop-kinder.com - «Сократ» - развивающие игры
и конкурсы.