Конспект на тему «Счастье в молодой семье»

"Описание материала: Конспект "классного часа для подростков на тему: «Счастье в молодой семье». Освещаются и обсуждаются актуальные темы для молодых людей, которые решили очень рано связать себя узами брака. Целью данного классного часа является: воспитание отношения к молодой семье как к базовой ценности современного общества. Воспитание старшеклассников, как личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей в конкретных условиях жизнедеятельности, ответственного материнства ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сарбаева Наталья Александровна- воспитатель, классный руководитель, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение: Алтайский край, г. Барнаул, КГБОШИЛИ «Алтайский краевой педагогический лицей».


Конспект классного часа: «Счастье в молодой семье».

(занятие с учащимися 16-17 лет)

Цель: воспитание отношения к молодой семье как к базовой ценности современного общества.

Задачи:

- Формирование и закрепление позитивного образа молодой семьи у подростков;

- Развитие познавательной активности, мышления, творческого воображения, положительных эмоций и чувств, связанных с заданной проблемой;

- Воспитание старшеклассников, как личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей в конкретных условиях жизнедеятельности, ответсвенного материнства и отцовства.

Оборудование: плакат солнца, пословицы, стихи о семье, музыкальные фонограммы, легенда о счастье, притча о любви, плакат дома.

На доске:

Тема занятия: «Счастье в молодой семье».

Эпиграф: «Счастлив тот, кто у себя дома».

Л. Н. Толстой

Плакат, на котором изображено солнце «Счастье» с лучами.

Подготовительный этап: анкетирование: «Что такое счастье для вас?»

Ход классного часа.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я рада, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и понимание. Уверена, что наше сотрудничество сегодня и всегда будет успешно. Предлагаю вам в начале нашего занятия провести следующее упражнение, которое мы назовём: «Здравствуй, сосед!» улыбка + комплимент. Они ничего не стоят, но многое дают.

- Спасибо. У вас замечательные, милые улыбки и хорошее настроение, судя по комплиментам, вы настроены на уважение друг к другу и деловой разговор.

II. Новый материал.

1. Плакат солнце «Счастье».

- Ребята, мы с вами недавно проводили анкетирование про счастье. Я распределила ваши высказывания про счастье на плакате солнце, давайте вместе посмотрим и зачитаем их. (работа с плакатом).

Место расположения и обитания счастья- наша душа, личностная структура человека. Другого места у счастья нет. Счастье рождается и проживается лишь в сфере ценностных отношений: они фундамент прекрасного сооружения счастья. Одна из важнейших сторон способности быть счастливым- умение поглядеть на жизненное событие с другой стороны. Счастливый сносит и горькие превратности судьбы, как бы она не проверяла его на выносливость. Несчастный теряет разум и достоинство от пустячных царапин жизни по мнению философов. Быть счастливым- это приветствовать жизнь во всех её проявлениях.

2. Подведение к теме.

- Ребята, вы стоите на пороге совершеннолетия. Это такой возраст, когда некоторые молодые люди, считая себя уже довольно взрослыми готовятся создавать свою молодую семью. Счастье. Молодёжь. Семья- вот о чём мы с вами сегодня поразмышляем. Тема: «Счастье в молодой семье».

3. Стихотворение о семье.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом. Прослушайте стихотворение о семье.

(Звучит спокойная музыка)

(Один из учащихся зачитывает стихотворение)

Семья- это то, что мы делим на всех,

Всем понемногу и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья- это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нём!

4. Релаксация. (Продолжает звучать спокойная музыка).

- А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить: перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведёт к дому. Мы идём не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе...

Откройте глаза.

- Вам понравился этот дом? (ответы детей)

- Хотели бы вы жить в таком уютном доме? (ответы детей)

5. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Обратите внимание на данные слова.

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Все эти слова, как кирпичики, из которых строится семья, семейное счастье и можно из них построить крепкий надёжный дом для семьи.

- Вы хотели бы построить виртуальный дом, в котором будет тепло, уютно, будет царить любовь и согласие?

Для этого мы разделимся на три команды. Каждая команда- это одна дружная семья. Я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие по станциям, где мы можем найти эти кирпичики семейного счастья и построить дом. Но находятся они на разных станциях, где вы можете столкнуться с разными трудностями.

(Звучит музыка, ребята делятся на команды).

Цель нашего путешествия: найти кирпичики семейного счастья и построить виртуальный дом.

6. Путешествие по станциям.

Первая станция: «Любовь».

А вот и первая станция. Названием этой станции является главное качество, с которого строиться семейное счастье. Сейчас я прочту вам притчу, а вы скажите, о чём она, что за качество скрывается.

(Звучит музыка).

Притча «Он и Она».

Их было двое- Он и Она. Они где-то нашли друг друга и жили теперь одной жизнью, где-то смешной, где-то солёной, в общем, самой обыкновенной жизнью двух самых обыкновенных счастливых.

Они были счастливыми, потому что были вдвоём, а это гораздо лучше, чем быть по одному.

Он носил Её на руках, зажигал на небе звёзды по ночам, строил дом, чтобы Ей было, где жить. И все говорили: «Ещё бы, как его не любить, ведь он идеал! С таким легко быть счастливой!» А они слушали всех и улыбались и не говорили никому, что идеалом Его сделала Она: Он не мог быть другим, ведь был рядом с Ней. Это было их маленькой тайной.

Она ждала Его, встречала и провожала, согревала их дом, чтобы Ему там было тепло и уютно. И все говорили: «Ещё бы! Как её не носить на руках, ведь она создана для семьи. Немудрено, что он такой счастливый!» А они только смеялись и не говорили никому, что Она создана для семьи только с Ним и только ему может быть хорошо в Её доме. Это был их маленький секрет.

Иногда Он шёл, спотыкался, падал, разочаровывался и уставал. И все говорили: «Зачем Он Ей, такой побитый и измученный, ведь вокруг столько сильных и уверенных». Но никто не знал, что сильнее Его нет никого на свете, ведь они были вместе, а значит, и сильнее всех. Это было Её тайной.

И Она перевязывала Ему раны, не спала по ночам, грустила и плакала. И все говорили: «Что он в ней нашёл, ведь у неё морщинки и синяки под глазами. Ведь что ему стоит выбрать молодую и красивую?» Но никто не знал, что Она была самой красивой в мире. Разве может кто-то сравниться по красоте с той, которую любят? Но это было Его тайной.

Они все жили, любили и были счастливыми. И все недоумевали: «Как можно не надоесть друг другу за такой срок? Неужели не хочется чего-нибудь нового?» А они так ничего и не сказали. Просто их было всего лишь двое, а всех было много, но все были по одному, ведь иначе ни о чём бы не спрашивали. Это не было их тайной, это было то, чего не объяснишь, да и не надо...

  • Как вы понимаете, что такое любовь? На чём она основывается? (Чувства, уважение, понимание...)

Драматург А. Н. Островский сказал: «Любовь- творец всего доброго, взаимного, сильного, тёплого и светлого».

  • Возьмём такую любовь с собой для строительства нашего дома?

Отправляемся дальше.

Вторая станция: «Уважение».

  • В чём проявляется уважение человека к человеку? (ответы детей)

  • Как проявляется уважение в моей семье?

Сейчас каждая группа подумает над правилами уважения друг друга в молодой семье.

Каждая группа сообщает свои правила, идёт обсуждение.

  • А теперь сделаем вывод, что общего в ваших правилах.

Третья станция: «Доверие».

  • Меня радует, что вы не забыли про доверие! Слова доверие и вера- одного корня.

  • Что значит верить друг другу? (ответы детей).

Четвёртая станция: «Терпение».

  • Как вы заметили, что в правилах присутствует такое качество как терпение.

  • Подумайте и скажите, какие конфликты бывают в молодой семье и из-за чего они возникают? (ответы детей)

  • Представьте следующую ситуацию: молодая студенческая семья, в которой родился ребёнок. Счастье первых дней сменилось раздражением: ребёнок кричит, мешает готовиться к занятиям...Оба решили не бросать учёбу в вузе, но как всё это совместить, когда и денег и времени катастрофически не хватает...

После обсуждения проблемы команды высказывают свои мнения.

  • Финский писатель заметил:

Терпеть и верить!

Все на свете прекрасны:

Взрослые и дети,

Слоны, собаки и медведи,

И сослуживцы, и соседи...

Терпеть! Вот наш взаимный шанс.

Ведь кто-то где-то терпит нас!

  • А теперь послушайте легенду. (Звучит музыка).

Легенда.

В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово.

  • Какое? (терпение)

  • Верно, научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с близкими людьми.

  • Возьмём терпение с собой в наш дом?

Отправляемся дальше.

Пятая станция: «Мудрость».

Создать семью нелегко, а сохранить ещё труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить проблемы удаётся далеко не всем. Недостаёт житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки, в них сказано о том, что не так просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Каждая команда получает по пять пословиц, где нужно их правильно дописать и объяснить значение.

  • Вся семья вместе,...(так и душа на месте)

  • В семье любовь да совет...(так и нужды нет)

  • Дружная семья и землю...(превращает в золото)

  • Не красна изба углами,...(а красна пирогами)

  • В гостях хорошо,...(а дома лучше)

  • Дом вести,...(не бородой трясти)

  • Без хозяина...(дом сирота)

  • Дом невелик,...(да лежать не велит)

  • Дом построить-...(не шапку на голову одеть)

  • Домой придёшь-...(хлеб-соль найдёшь)

  • Домом жить-...(обо всем тужить)

  • В семье разлад,...(так и дому не рад)

  • Семья без детей,...(что цветок без запаха)

  • Не нужен клад,...(когда в семье лад)

  • Согласную семью...(и горе не берёт)


  • Как вы считаете: нужна нам мудрость, чтобы быть счастливыми, чтобы принимать правильные решения? (ответы детей)

  • Возьмём этот кирпичик мудрости с собой?

Отправляемся дальше.

Шестая станция: «Традиции».

В каждой семье есть свои обычаи, традиции. Семья крепкая своими традициями. Они передаются из поколения в поколение.

  • Подумайте какие традиции будут в вашей молодой семье?(обсуждение каждой команды)

  • Нужны традиции для семейного счастья?

  • Берём их с собой?

Отправляемся на последнюю станцию.

Седьмая станция: «Труд».

Чтобы дом был тёплым, солнечным, уютным каждый член семьи должен внести свой труд в него. В каждой семье всем распределяются обязанности. В дружной счастливой семье и труд должен быть совместным. Предлагаю вам поучаствовать в следующем упражнение: от каждой команды выходят мальчик и девочка, перед ними кукла, пелёнка и памперс. Нужно вместе правильно и на время запеленать куклу.

  • Все станции пройдены, кирпичики сложены, а последнее качество- труд будет крышей нашего дома.

  • Так из каких качеств семейное счастье построен наш дом? Давайте их перечислим (любовь, уважение, доверие, терпение, мудрость, традиции, труд).

  1. Закрепление нового материала.

- Чтобы узнать какая семья будет жить в этом доме, назовите прилагательные на каждую букву в слове «семья».

С - счастливая, спокойная, сильная, смелая.

Е - единственная, единая.

Мь - мудрая, многодетная, музыкальная, мирная.

Я - яркая, ясная.


А чтобы сохранить счастье в такой молодой семье возьмите памятки с советами:

1) никогда не «пилите» друг друга;

2) не пытайтесь перевоспитать друг друга;

3) не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;

4) научитесь ценить друг друга, будьте вежливы;

5) оказывайте друг другу знаки внимания, общайтесь;

6) помните только хорошее;

7) берегите здоровье своё и своих близких.

Счастливая семья- это солнышко, лучики которого нас согревают и дают нам тепло. И от этого тепла мы становимся добрыми и счастливыми. И мы сегодня собрались здесь как одна большая семья. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, зажжём огонь в нашем доме и передадим друг другу своё тепло.

(Зажигается огонь. Звучит песня Ю.Антонова «Под крышей дома твоего»).

IV. Итог.

Послушайте стихотворение Т. Кузовлёвой.

(Читают три чтеца).

На Руси это издавна чтимо,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Всё же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоём, мы - семья.

Чтобы мудрость в себе находила,

Распрямясь перед сыновним лицом,

Повторить с материнской силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

«Обними-ка отца, слышишь дочка,

Что-то нынче устал наш отец...»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд,

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят...

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землёй и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.


А напоследок последняя легенда про счастье: «Бог создал человека. Осталась глина. Спросил: «Что из этого сделать?» Человек попросил: «Сделай счастье». Бог отдал глину человеку и сказал: «А счастье ты сделаешь сам!»

- Ребята, счастье в своей семье вы будете строить сами. Спасибо за участие. Будьте любимы и счастливы в своей семье в своём доме.



Список литературы:

  1. Щуркова Н. Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2004; с. 25, 34, 37.

  2. Журнал «Классный руководитель». М., 2006. № 7, с. 87-90.

  3. Журнал «Классный руководитель». М., 2008. № 5, с. 40-43.

  4. Журнал «Классный руководитель». М., 2007. № 1, с. 50, 56.

  5. Колесникова В. В. Конспект занятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Краевой социальный приют для детей и подростков «Забота». Новоалтайск, 2008г.




© 2010-2022