Проект - программа Я - гражданин

Цель проекта «Я - гражданин»: Обеспечение  индивидуальной траектории воспитания и  развития личности, дифференциация  и индивидуализация учебно-воспитательного процесса в гражданском и духовно-нравственном воспитании.       Постановка проблемы: Недостаточное использование в работе воспитательных методов, направленных на гражданское духовно-нравственное  воспитание личности каждого ребенка         Задачи проекта: 1. Разработка программы воспитания и развития «Я -ГРАЖДАНИН». 2. Создание  условий  для реализации проекта. 3. Разработка  рабочих программ  по внеурочной деятельности школьников. 4. Участие детей в конкурсах    декоративно-прикладного творчества и исследовательских,  научных на школьном, муниципальном, краевом и Всероссийском уровнях. 5.Публикации детских творческих и исследовательских работ на интернет-сайтах «Завуч-инфо», «Социальная сеть работников образования», «Талантоха», «Талант с колыб...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект - программа Я - гражданинПроект - программа Я - гражданинПроект - программа Я - гражданинСоциальный проект-программа «Я - ГРАЖДАНИН»»

Автор: Попова Марина Сергеевна, учитель начальных классов


Цель проекта

«Я - гражданин»:

Обеспечение индивидуальной траектории воспитания и развития личности, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса в гражданском и духовно-нравственном воспитании.

Постановка проблемы:

Недостаточное использование в работе воспитательных методов, направленных на гражданское духовно-нравственное воспитание личности каждого ребенка


Задачи проекта:

1. Разработка программы воспитания и развития «Я -ГРАЖДАНИН».

2. Создание условий для реализации проекта.

3. Разработка рабочих программ по внеурочной деятельности школьников.

4. Участие детей в конкурсах декоративно-прикладного творчества и исследовательских, научных на школьном, муниципальном, краевом и Всероссийском уровнях.

5.Публикации детских творческих и исследовательских работ на интернет-сайтах «Завуч-инфо», «Социальная сеть работников образования», «Талантоха», «Талант с колыбели».

6. Организация и участие в классных и общешкольных творческих, интеллектуальных и героико-патриотических мероприятиях.


Краткое описание проекта:

Проект направлен на гражданское и духовно-нравственное воспитание личности (патриотизм, гражданственность, духовность, нравственность, государственность), активной жизненной позиции, ответственного отношения к своей учебе и стране.

Ожидаемые результаты

1. Обеспечение образовательных потребностей обучающихся и педагогов, реализуемых посредством использования информационных технологий и воспитательной программы «Я - гражданин»;

2. Повышение учебной и познавательной активности и позиции учащихся посредством внедрения в образовательный процесс мультимедийных технологий, участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах от школьного до всероссийского уровней.

3. Работа с Интернет-сайтом - развитие навыков работы с ИКТ, позиционирование своей деятельности, расширение круга общения.

4. Адаптация коллектива к работе в условиях индивидуализации и информатизации системы образования.

5. Результативность участия в конкурсах, проектах, конференциях, НОУ.

6. Мониторинг воспитанности обучающихся. (карта диагностики воспитанности прилагается).

7. Итоговый семейный праздник «Выпускной».

8. Активное участие в мероприятиях духовно-нравственной направленности, спортивных, интеллектуальных: олимпиадах, конкурсах; культурной направленности.

9. Отчет-проект - выступление перед родителями на итоговом празднике.

Аннотация проекта

С внедрением ФГОС в начальной школе акцент в воспитании и обучении стоит на гражданском и духовно-нравственном воспитании. Главной целью общего образования на его начальном этапе является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и комплексное решение следующих задач:

- формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

- становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

- гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок,

- воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;

- укрепление физического и духовного здоровья учащихся

Проект «Я - гражданин» очень актуален, так как направлен на повышение мотивации гражданского и духовно-нравственного воспитания, приоритетным направлением ФГОС НОО.




















Рабочая программа «Я - ГРАЖДАНИН»


Данная программа рассчитана на детей начальных классов на срок обучения - 1 год.

Цель программы: Воспитание личности, имеющую активную гражданскую позицию, обладающую духовной культурой, умеющую определиться и адаптироваться в современных условиях. Обеспечение индивидуального развития личности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, путем решения следующих задач:

  • развитие познавательной активности учащихся;

  • формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;

  • содействие развитию творческих способностей;

  • сплочение коллектива, создание содружества детей, педагогов и родителей;

  • воспитание самостоятельности, самодисциплины;

  • воспитание желания учиться и не мешать товарищам в усвоении знаний;

  • воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре;

  • воспитание любви и бережного отношения к своим родным и близким; взрослым, окружающим детям;

  • воспитание чистоты нравственных отношений человека к человеку;

  • реализация программы «Школьный спортивный сертификат»;

  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Программа воспитания и развития «Я - гражданин» отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях. Воспитательная модель предусматривает организацию воспитательной работы с классным коллективом по модулям, соответствующим приоритетным направлениям: гражданско-патриотическое, интеллектуальное развитие учащихся, эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительное, социальное партнерство.

Модель воспитательной программы «Я - гражданин» состоит из 5 модулей:

1.Модуль «Я - гражданин России»

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое

ЦЕЛИ


1) Воспитание и развитие у детей гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

2) Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, школе, классу.

ЗАДАЧИ


1) Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.

2) Изучение истории России, Пермского края, г. Кунгура, школы №21.

3) Развитие чувства единения, коммуникативности.

ФОРМЫ


1) Классные часы «Символы России», «Символы г.Кунгура и Пермского края», «Кунгур исторический», «Я и мои друзья», «Небесная ярмарка Урала», День народов единства», «День Победы», «Терроризм».

2) Классные часы, посвященные годовщинам главных сражений и Победе в Великой Отечественной войне, войне на Украине.

3) Встреча с ветеранами ВОВ, горячих точек.

4) Участие в акциях «Милосердие», «Подари игрушку», «Чистый город»

5) Экскурсии по родному городу, краю.

6) Участие во Всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества.

7) Участие в школьном смотре военно-патриотической песни, посвященной Дню Защитника Отечества.

8) Публикации детских работ в интернете на сайте «Алые паруса»

9) Экскурсия по Кунгуру и встреча «Паровоза Победы».

10) Тематические линейки «День Победы», «День Знаний», «День Защитника Отечества»

11) Семейные праздники «Новогодняя сказка», «Защитники Отечества», «Весенняя капель», «Выпускной в 4 классе».

12) Парламентский урок «К 20-летию Законодательного собрания»

13) Участие в краевом конкурсе «Будущие законодатели Пермского края» в номинации «Творческие работы обучающихся 2 - 5 классы», «открытый» парламентский урок для родителей» с целью участия педагога в номинации для педагогов «Парламентский урок» (конспект, видео, фото-материалы).


2.Модуль «Школа Почемучки»

Направление деятельности

Интеллектуальное развитие учащихся

ЦЕЛИ


Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказать влияние на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечить развитие познавательной активности учащихся.

ЗАДАЧИ


  1. 1) Создание ситуации успеха.

  2. 2) Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.

  3. 3) Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.

  4. 4) Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования.

ФОРМЫ


1)Система классных часов «Учись учиться», «Мои достижения» - октябрь, май.

2)Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление» - январь, апрель.

3)Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах.

4)Организация познавательных экскурсий в музеи г.Кунгура - ноябрь, февраль.

5)Психологические тренинги, игры, мониторинг результата - декабрь, март.

6)Ролевые игры «Все работы хороши» по профориентации - ноябрь 2014

7)Проектная и исследовательская деятельность: «Парламентский урок» (весь класс), НОУ - участие в городском конкурсе Косиков Влад, Корбалев Павел, Власов Даниил - апрель 2015

8)Участие в олимпиаде по основам религиозных культур и светской этики - 7-8 октября - 13 человек

9)Участие в интеллектуальной игре по окр.миру и истории «Лис» - 12 человек - 16 октября 2014

10)Участие в инт.конкурсах «Почемучка», «Кенгуру» и др.



3.Модуль «Школа этикета»

Направление деятельности

Нравственное воспитание

ЦЕЛИ


Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение духовно-нравственного воспитания и культурного уровня ребенка.

ЗАДАЧИ


  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность.

  2. Формирование навыков группового взаимодействия.

  3. Сохранение традиций и обычаев Пермского края.

  4. Формирование толерантности, милосердия, духовности.

ФОРМЫ


  1. Посещение краеведческих и художественных музеев г.Кунгура

  2. Знакомство с художественными и историческими ценностями Пермского края, г.Кунгура, России.

  3. «Я, ты, он, она» - разговор о традициях народов России- февраль 2015

  4. Посещение планетария и зоопарка г.Перми - январь 2015

  5. Благотворительная акция «Доброта» - помощь больным детям - 2015

4. Модуль «Школа здоровья»

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное

ЦЕЛИ


  1. Научить ориентироваться в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье учащихся.

  2. Привитие ребятам здорового образа жизни

ЗАДАЧИ


  1. Организация жизнедеятельности детского коллектива в нестандартных экстремальных условиях.

  2. Пропаганда здорового образа жизни.

  3. Профилактика асоциального поведения учащихся.

  4. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. Теракты.

  5. ПДД - 10-часовая программа, безопасность жизнедеятельности, наличие маршрутного листа «Дом- школа, школа - дом»

ФОРМЫ


  1. Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь» - октябрь, декабрь, май.

  2. Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток» с приглашением специалистов - октябрь, январь, апрель.

  3. Посещение бассейна - март 2015

  4. Соревнования, эстафеты - февраль 2015

5. Модуль «7я»

Направление деятельности

Социальное партнерство

ЦЕЛИ


Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.

ЗАДАЧИ


  1. Информирование родителей о результатах учебы ребят.

  2. Психолого-педагогический всеобуч родителей. (ПВР).

  3. Участие родителей в общешкольных собраниях.

  4. Участие родителей в проекте «Семейный клуб»

  5. Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.

  6. Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка.

ФОРМЫ


  1. Тематические родительские собрания с привлечением психолога, мед.работников.

  2. Индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников.

  3. Организация работы родительского комитета.

  4. Круглые столы «Вечер трудных вопросов».

5) Классный час с привлечением родителей «Семейные ценности»

7) Дополнительная информация через бюллетень «Весточка» от кл.руководителя.

8) Организация совместных досуговых мероприятий: праздников, поездок по Кунгуру и Перми.

9) Семейные праздники «Новогодняя сказка», «Защитники Отечества», «Весенняя капель», «Выпускной в 4 классе».

10) Индивидуальная работа с семьей СОП - в течение учебного года

Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.

Данная программа предполагает:

I . Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:

а) знание истории и культурных традиций города, края, страны;

б) уважительное отношение к традициям России, её символам;

в) понимание необходимость бережного отношения к природе; участие в экологических программах;

г) умение жить и учиться в коллективе;

д) овладение навыками самообслуживания и самодисциплины;

в) ощущение себя равноправным членом коллектива.

II. Повышение мотивации учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков:

а) интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

III. Раскрытие собственной индивидуальности через:

а) навыки группового взаимодействия;

б) работу КТД.

IV. Принятие культуры здорового образа жизни:

а) умение следить за состоянием своего здоровья;

б) умение действовать в нестандартных ситуациях.

V. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам:

а) понимание важности бережного отношения к родным, близким;

б) проявление уважения к взрослым людям, педагогам, окружающим детям.

Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

  • развитость креативных способностей учащихся;

  • проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

  • сформированность классного коллектива.

Содержание программы предполагает корректировку в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни детей.

Список используемой литературы:

  1. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М., 2007.

  2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.,2009.






Приложение 1

Инструкция по проведению диагностики нравственной воспитанности учащихся начальной школы

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Самообладание и сила воли

3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 - сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.



Начальной




© 2010-2022