- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект - программа Я - гражданин
Проект - программа Я - гражданин
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова М.С. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Социальный проект-программа «Я - ГРАЖДАНИН»»
Автор: Попова Марина Сергеевна, учитель начальных классов
Цель проекта
«Я - гражданин»:
Обеспечение индивидуальной траектории воспитания и развития личности, дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса в гражданском и духовно-нравственном воспитании.
Постановка проблемы:
Недостаточное использование в работе воспитательных методов, направленных на гражданское духовно-нравственное воспитание личности каждого ребенка
Задачи проекта:
1. Разработка программы воспитания и развития «Я -ГРАЖДАНИН».
2. Создание условий для реализации проекта.
3. Разработка рабочих программ по внеурочной деятельности школьников.
4. Участие детей в конкурсах декоративно-прикладного творчества и исследовательских, научных на школьном, муниципальном, краевом и Всероссийском уровнях.
5.Публикации детских творческих и исследовательских работ на интернет-сайтах «Завуч-инфо», «Социальная сеть работников образования», «Талантоха», «Талант с колыбели».
6. Организация и участие в классных и общешкольных творческих, интеллектуальных и героико-патриотических мероприятиях.
Краткое описание проекта:
Проект направлен на гражданское и духовно-нравственное воспитание личности (патриотизм, гражданственность, духовность, нравственность, государственность), активной жизненной позиции, ответственного отношения к своей учебе и стране.
Ожидаемые результаты
1. Обеспечение образовательных потребностей обучающихся и педагогов, реализуемых посредством использования информационных технологий и воспитательной программы «Я - гражданин»;
2. Повышение учебной и познавательной активности и позиции учащихся посредством внедрения в образовательный процесс мультимедийных технологий, участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах от школьного до всероссийского уровней.
3. Работа с Интернет-сайтом - развитие навыков работы с ИКТ, позиционирование своей деятельности, расширение круга общения.
4. Адаптация коллектива к работе в условиях индивидуализации и информатизации системы образования.
5. Результативность участия в конкурсах, проектах, конференциях, НОУ.
6. Мониторинг воспитанности обучающихся. (карта диагностики воспитанности прилагается).
7. Итоговый семейный праздник «Выпускной».
8. Активное участие в мероприятиях духовно-нравственной направленности, спортивных, интеллектуальных: олимпиадах, конкурсах; культурной направленности.
9. Отчет-проект - выступление перед родителями на итоговом празднике.
Аннотация проекта
С внедрением ФГОС в начальной школе акцент в воспитании и обучении стоит на гражданском и духовно-нравственном воспитании. Главной целью общего образования на его начальном этапе является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и комплексное решение следующих задач:
- формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
- становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
- гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок,
- воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся
Проект «Я - гражданин» очень актуален, так как направлен на повышение мотивации гражданского и духовно-нравственного воспитания, приоритетным направлением ФГОС НОО.
Рабочая программа «Я - ГРАЖДАНИН»
Данная программа рассчитана на детей начальных классов на срок обучения - 1 год.
Цель программы: Воспитание личности, имеющую активную гражданскую позицию, обладающую духовной культурой, умеющую определиться и адаптироваться в современных условиях. Обеспечение индивидуального развития личности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, путем решения следующих задач:
-
развитие познавательной активности учащихся;
-
формирование интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности ребенка;
-
содействие развитию творческих способностей;
-
сплочение коллектива, создание содружества детей, педагогов и родителей;
-
воспитание самостоятельности, самодисциплины;
-
воспитание желания учиться и не мешать товарищам в усвоении знаний;
-
воспитание любви и уважения к Родине, ее истории и культуре;
-
воспитание любви и бережного отношения к своим родным и близким; взрослым, окружающим детям;
-
воспитание чистоты нравственных отношений человека к человеку;
-
реализация программы «Школьный спортивный сертификат»;
-
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Программа воспитания и развития «Я - гражданин» отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях. Воспитательная модель предусматривает организацию воспитательной работы с классным коллективом по модулям, соответствующим приоритетным направлениям: гражданско-патриотическое, интеллектуальное развитие учащихся, эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительное, социальное партнерство.
Модель воспитательной программы «Я - гражданин» состоит из 5 модулей:
1.Модуль «Я - гражданин России»
Направление деятельности
Гражданско-патриотическое
ЦЕЛИ
1) Воспитание и развитие у детей гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.
2) Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу, школе, классу.
ЗАДАЧИ
1) Воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу.
2) Изучение истории России, Пермского края, г. Кунгура, школы №21.
3) Развитие чувства единения, коммуникативности.
ФОРМЫ
1) Классные часы «Символы России», «Символы г.Кунгура и Пермского края», «Кунгур исторический», «Я и мои друзья», «Небесная ярмарка Урала», День народов единства», «День Победы», «Терроризм».
2) Классные часы, посвященные годовщинам главных сражений и Победе в Великой Отечественной войне, войне на Украине.
3) Встреча с ветеранами ВОВ, горячих точек.
4) Участие в акциях «Милосердие», «Подари игрушку», «Чистый город»
5) Экскурсии по родному городу, краю.
6) Участие во Всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества.
7) Участие в школьном смотре военно-патриотической песни, посвященной Дню Защитника Отечества.
8) Публикации детских работ в интернете на сайте «Алые паруса»
9) Экскурсия по Кунгуру и встреча «Паровоза Победы».
10) Тематические линейки «День Победы», «День Знаний», «День Защитника Отечества»
11) Семейные праздники «Новогодняя сказка», «Защитники Отечества», «Весенняя капель», «Выпускной в 4 классе».
12) Парламентский урок «К 20-летию Законодательного собрания»
13) Участие в краевом конкурсе «Будущие законодатели Пермского края» в номинации «Творческие работы обучающихся 2 - 5 классы», «открытый» парламентский урок для родителей» с целью участия педагога в номинации для педагогов «Парламентский урок» (конспект, видео, фото-материалы).
2.Модуль «Школа Почемучки»
Направление деятельности
Интеллектуальное развитие учащихся
ЦЕЛИ
Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей. Оказать влияние на формирование трудолюбия, чувства ответственности, обеспечить развитие познавательной активности учащихся.
ЗАДАЧИ
-
1) Создание ситуации успеха.
-
2) Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
-
3) Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
-
4) Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования.
ФОРМЫ
1)Система классных часов «Учись учиться», «Мои достижения» - октябрь, май.
2)Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление» - январь, апрель.
3)Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах.
4)Организация познавательных экскурсий в музеи г.Кунгура - ноябрь, февраль.
5)Психологические тренинги, игры, мониторинг результата - декабрь, март.
6)Ролевые игры «Все работы хороши» по профориентации - ноябрь 2014
7)Проектная и исследовательская деятельность: «Парламентский урок» (весь класс), НОУ - участие в городском конкурсе Косиков Влад, Корбалев Павел, Власов Даниил - апрель 2015
8)Участие в олимпиаде по основам религиозных культур и светской этики - 7-8 октября - 13 человек
9)Участие в интеллектуальной игре по окр.миру и истории «Лис» - 12 человек - 16 октября 2014
10)Участие в инт.конкурсах «Почемучка», «Кенгуру» и др.
3.Модуль «Школа этикета»
Направление деятельности
Нравственное воспитание
ЦЕЛИ
Развитие творческого потенциала личности, расширение и повышение духовно-нравственного воспитания и культурного уровня ребенка.
ЗАДАЧИ
-
Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность.
-
Формирование навыков группового взаимодействия.
-
Сохранение традиций и обычаев Пермского края.
-
Формирование толерантности, милосердия, духовности.
ФОРМЫ
-
Посещение краеведческих и художественных музеев г.Кунгура
-
Знакомство с художественными и историческими ценностями Пермского края, г.Кунгура, России.
-
«Я, ты, он, она» - разговор о традициях народов России- февраль 2015
-
Посещение планетария и зоопарка г.Перми - январь 2015
-
Благотворительная акция «Доброта» - помощь больным детям - 2015
4. Модуль «Школа здоровья»
Направление деятельности
Спортивно-оздоровительное
ЦЕЛИ
-
Научить ориентироваться в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье учащихся.
-
Привитие ребятам здорового образа жизни
ЗАДАЧИ
-
Организация жизнедеятельности детского коллектива в нестандартных экстремальных условиях.
-
Пропаганда здорового образа жизни.
-
Профилактика асоциального поведения учащихся.
-
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. Теракты.
-
ПДД - 10-часовая программа, безопасность жизнедеятельности, наличие маршрутного листа «Дом- школа, школа - дом»
ФОРМЫ
-
Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь» - октябрь, декабрь, май.
-
Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток» с приглашением специалистов - октябрь, январь, апрель.
-
Посещение бассейна - март 2015
-
Соревнования, эстафеты - февраль 2015
5. Модуль «7я»
Направление деятельности
Социальное партнерство
ЦЕЛИ
Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьёй.
ЗАДАЧИ
-
Информирование родителей о результатах учебы ребят.
-
Психолого-педагогический всеобуч родителей. (ПВР).
-
Участие родителей в общешкольных собраниях.
-
Участие родителей в проекте «Семейный клуб»
-
Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.
-
Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка.
ФОРМЫ
-
Тематические родительские собрания с привлечением психолога, мед.работников.
-
Индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников.
-
Организация работы родительского комитета.
-
Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
5) Классный час с привлечением родителей «Семейные ценности»
7) Дополнительная информация через бюллетень «Весточка» от кл.руководителя.
8) Организация совместных досуговых мероприятий: праздников, поездок по Кунгуру и Перми.
9) Семейные праздники «Новогодняя сказка», «Защитники Отечества», «Весенняя капель», «Выпускной в 4 классе».
10) Индивидуальная работа с семьей СОП - в течение учебного года
Данная воспитательная модель предполагает совместную работу классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.
Данная программа предполагает:
I . Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:
а) знание истории и культурных традиций города, края, страны;
б) уважительное отношение к традициям России, её символам;
в) понимание необходимость бережного отношения к природе; участие в экологических программах;
г) умение жить и учиться в коллективе;
д) овладение навыками самообслуживания и самодисциплины;
в) ощущение себя равноправным членом коллектива.
II. Повышение мотивации учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков:
а) интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.
III. Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
б) работу КТД.
IV. Принятие культуры здорового образа жизни:
а) умение следить за состоянием своего здоровья;
б) умение действовать в нестандартных ситуациях.
V. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам:
а) понимание важности бережного отношения к родным, близким;
б) проявление уважения к взрослым людям, педагогам, окружающим детям.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:
-
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
-
развитость креативных способностей учащихся;
-
проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
-
сформированность классного коллектива.
Содержание программы предполагает корректировку в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни детей.
Список используемой литературы:
-
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М., 2007.
-
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.,2009.
Приложение 1
Инструкция по проведению диагностики нравственной воспитанности учащихся начальной школы
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
Низкий уровень воспитанности (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.
Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.
Основные отношения
Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
Отношение к обществу
1. Патриотизм
1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству
4. Забота о своей школе
3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2. Любознательность
5. Познавательная активность
3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности
3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля
7. Саморазвитие
3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.
8. Организованность в учении
3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие
9. Инициативность и творчество в труде
3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.
10. Самостоятельность
3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает
11. Бережное отношение к результатам труда
3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
12. Осознание значимости труда
3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
13. Уважительное отношение к старшим
3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.
14. Дружелюбное отношение к сверстникам
3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен
15. Милосердие
3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми
3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен
Отношение к себе
5. Самодисциплина
17. Самообладание и сила воли
3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 - сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения
3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает
19. Организованность и пунктуальность
3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет
20. Требовательность к себе
3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Начальной