Классный час по теме «Добрым быть совсем не просто»

Классный час по теме «Добрым быть совсем не просто» Цели: а) образовательные:формировать понятия о доброте, вежливости, культуре речи и взаимоотношений, объяснить возможные негативные последствия проявления грубости, неуважения, пренебрежениия и высокомерия к окружающим. б) развивающие: активизировать свою мыслительную деятельность, способствовать  формированию коммуникативных навыков, развивать стремление к отстаиванию своих взглядов и точки зрения. б) воспитательные: способствовать воспитанию ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по теме «Добрым быть совсем не просто»

Цели:

а) образовательные: формировать понятия о доброте, вежливости, культуре речи и взаимоотношений, объяснить возможные негативные последствия проявления грубости, неуважения, пренебрежениия и высокомерия к окружающим.

б) развивающие: активизировать свою мыслительную деятельность, способствовать формированию коммуникативных навыков, развивать стремление к отстаиванию своих взглядов и точки зрения.

б) воспитательные: способствовать воспитанию доброты, вежливости и милосердия, выявлению правильного и ошибочного представления о доброте и добрых делах.

Оборудование: презентация, экран, мультимедийный проектор, ноутбук.

Продолжительность занятия: 45 минут.



Этап

Технология

Компетенция

Вводная часть

Мотивация

Технология проблемного обучения

Личностные: способность осоз-навать важность затронутой проблемы в контексте своих нравственных устоев.

Регулятивные: умение предвос-хищать этапы деятельности


Основная часть

Получение информации

Личностно-ориентированная технология

Мыслительные: на основании полученной информации сформировать понятие о доброте, вежливости и милосердии.

Социальные: умение осмыслить проблемную ситуацию, сформировать личное отношение к ней

Переработка информации

Технология критического мышления

Исследовательские: умение ана-лизировать и систематизировать информацию.

Речевые: умение аргументировать свою позицию по проблеме

Заключительная часть

Подведение итогов

Технология нравственного мышления

Мыслительные: умение форму-лировать мнение по проблеме, видеть отрицательные стороны проявления грубости, прене-брежения, высокомерия

Рефлексии

Технология свободного мышления

Рефлексионные: с помощи вопросов определить влияние обсужденных проблем на позицию обучающихся

На классной доске написано крупными буквами: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть ». Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Ведущий (Воспитатель). Суворовцы, расскажите, пожалуйста, как вы умеете приветствовать друг друга, как обращаетесь к родным и близким.

Учащиеся произносят известные им слова приветствий.

Ведущий. Спасибо. Теперь я вижу, что приемы вежливого общения вам не чужды и, как говорится, «лицом в грязь» в приличном обществе вы не ударите.

Итак, «здравствуйте», (здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4)), «добрый день» (здесь заканчивается текст четвертого слайда (Слайд 5)), «пожалуйста» (здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6)), «спасибо» (здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7)), - эти слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой? Ведь это с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царили непонимание и страх, посеять зерна теплого чувства.

Я приглашаю вас к разговору о силе слов, точнее, о тех чувствах, которые могут быть в них скрыты. Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Поговорим о доброте и о вежливости. Прочтите ещё раз это выражение: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

Как вы бы объяснили значение этих двух замечательных слов? Воспользуемся толковым словарем Ожегова.

1-й суворовец. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе… Добрый - соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек… Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

2-й суворовец. Можно на эту тему припомнить несколько устойчивых словосочетаний. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. А ещё часто говорят… Добрый молодец. Добрая традиция. Оставить добрую память… Съел добрых олбуханки… Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

1-й суворовец. Люди доброй воли - честные, прямые люди, искренне стремящиеся к общему благу.

По доброй воле - делать что-то без принуждения, по своему желанию… Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

Друзья, предлагается припомнить формы вежливого обращения со словом доброта:

Будьте добры (будь добр) - форма вежливого обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните позже».

«Доброго вам здоровья»! - приветствие с пожеланием благополучия.

«В добрый час»! - пожелание удачи.

«В добрый путь»! - пожелание успеха в каком-нибудь начинании.

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

2-й суворовец. Я также знаю несколько афоризмов о доброте.

«В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться… - это гениальность и доброта сердечная». (Виктор Гюго)

«Прекраснейшая музыка души - это доброта». (Ромен Роллан)

«Доброта - она превыше всех благ». (Максим Горький)

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Ведущая. Спасибо. А что вы можете сказать о вежливости?

1-й суворовец. Вежливый - значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

2-й суворовец. Можно часто слышать словосочетания: вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить… Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

1-й суворовец. Самый известный афоризм о вежливости история приписывает Людовику XVIII, королю Франции… Он звучит так: «Точность - это вежливость королей». Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

Ведущий. А теперь давайте попробуем припомнить проявления доброты и вежливости из своего жизненного опыта (можно вспомнить эпизоды из художественной литературы и кинофильмов).

Слушает, как ребята вспоминают и делятся своими впечатлениями.

Ведущий. Молодцы! Как много примеров услышали мы о людской доброте и вежливости! А теперь давайте вспомним сказку Г.Х.Андерсена про Снежную королеву. Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

Кто в ней главные герои? (Кай, Герда - брат с сестрой. Они были очень добры и так любили друг друга, что даже жить порознь не могли.)

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

Как стал вести себя Кай по отношению к бабушке, сестре после первой встречи со Снежной королевой? (Он вдруг стал жестоким, бессердечным, злопамятным и раздражительным.)

Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда (Слайд 20).

А способны ли мы с вами различать два понятия: доброта истинная и доброта ложная? Итак, «доброта»…

2-й суворовец. Я могу подобрать к нему однокоренные слова: добрый, добродушный, доброжелательный, задобренный, добренький…(Объясняет их смысл.)

Ведущий. Хорошо. А теперь кто мне объяснит, почему Кай увлекся Снежной королевой? Почему он забыл обо всем на свете и послушно отправился за ней в её далекий ледяной дом?

Звучат ответы ребят: она увлекла его ослепительной красотой, она говорила ему ласковые слова, хотела согреть под своей шубой и даже поцеловала. Она хотела показаться добренькой…

Ведущий. И что же, Снежная королева все это делала от чистого сердца, потому что жалела маленького мальчика?

Нет, она преследовала свои личные цели. Хотела очаровать Кая, усыпить его ум, совесть и волю, чтобы он стал её послушным рабом. Вот потому она притворялась внимательной, заботливой и ласковой.

Ведущий. Значит, доброта Снежной королевы была ложной и показной! А в каких эпизодах сказки мы видели примеры настоящей доброты, любви и жертвенности? (Слушает ответы детей.) Как Герда нашла Кая? Сколько препятствий она одолела на пути! Как же ей хотелось отогреть душу брата и вернуть его в мир их общего детства! (Слушает ответы детей.)

Слабая и беззащитная девочка победила армию чародейки - Снежной королевы, она вошла в неприступные чертоги и нашла там брата. Горячие слезы девочки растопили ледяное сердце Кая. Любовь всегда побеждает зло и смерть. Любовь сильнее всего на свете! Истинная любовь бескорыстна, так как отдает всё и ничего не требует взамен.

Да… добрым быть совсем не просто… Один из поэтов написал об этом так.

…Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит -

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить,

Нужно и добрым, и вежливым быть.

Здесь заканчивается текст двадцатого слайда (Слайд 21).

А теперь поговорим о вежливости.

«В автобусе»

(сценку разыгрывают 5-7 суворовцев)

Шесть стульев поставлены рядами. Мы в салоне рейсового автобуса… На одном стуле сидит старенькая женщина, впереди - кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Вася и начинает за руку затаскивать свою подружку. Оказав своей «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит: «Артур! Оплати проезд!» Сергей, севший позади дремлющей женщины, тормошит её и просит передать деньги. На следующей остановке входят пассажиры, в основном пожилые люди. Вася громко разговаривает с Сергеем, делая вид, что не замечает стариков. Наконец Артур все-таки встает, но при этом говорит: «Садитесь! И что не сидится старикам дома!»

Проанализируйте поведение подростков в автобусе с точки зрения темы нашего классного часа. Есть ли что-то положительное в их действиях? Какие грубые ошибки ими допущены?

Ребятам, игравшим роль пожилых пассажиров, предлагается рассказать о том, что они почувствовали как участники этой ситуации. (Идет обсуждение ответов. Затем предлагается высказать свое мнение независимым наблюдателям. Ученики пробуют сформулировать правила поведения в транспорте.)

«Случайный звонок»

(сценку разыгрывают 2 суворовца)

1-й суворовец. Бывает, наберешь номер телефона:

- Алло! Могу я услышать Петю?

Но в ответ слышишь раздраженное…

2-й суворовец. Нет! Набирайте правильно номер, делать вам нечего! Не мешайте мне работать!

1-й суворовец. И как приятно бывает, когда случайный человек, которого вы, наверное, никогда в жизни не увидите, ответит вам мягко и вежливо на ваш неуместный вопрос про Петю.

2-й суворовец. К сожалению, вы ошиблись номером, перезвоните, пожалуйста.

Телефонное недоразумение. А незнакомый человек и здесь не уронил своего достоинства! А как вы, ребята, себя ведете в таких случаях? (Идет обсуждение ответов.)

«В магазине»

(сценку разыгрывают 2 суворовца)

Покупатель весьма решительно входит в магазин и не замечает тех, кто хочет из него выйти. В дверях создается давка. Все возмущены. Покупатель, наконец, расталкивает всех и проходит к прилавку, выкрикивая сходу:

- Шоколад есть, сыр есть?

В ответ тишина… Покупатель тупо смотрит на витрину…

- Ага, так значит есть!!!

Он возмущен молчанием продавца и её сердитым взглядом. Через некоторое время продавец словно обретает голос:

- Товары разложены. Цены расставлены. Смотрите, покупайте, что надо. Чего спрашивать-то? Плохо видите - очки наденьте.

Ведущий. Как вы думаете, ребята, приятно было бы вам оказаться в шкуре обидчивого продавца или сердитого покупателя из разыгранной сценки? (Идет обсуждение ответов.) А теперь выслушаем самих артистов, как они себя чувствовали в этой ситуации. Приятно ли было им самим или не очень?

Ведущий. Добрые поступки, если они делаются от души, непременно сопровождаются добрыми чувствами, мыслями и словами. Но добро делать не так уж просто. Все люди разные, у каждого свой характер… А если тебе с утра кто-то нагрубил да соседский черный кот под ноги попался… Ох, не всякий человек способен вынести такое. И вот добрые люди порой вдруг становятся раздражительными, злыми и обидчивыми… Источники всех своих бед они почему-то начинают видеть в своих ближних и даже пытаются их перевоспитывать на свой лад, свое же поведение оставляют вне критики.

Ведущий. А теперь наш разговор я предлагаю перевести в иное русло. Я вас хочу спросить: влияют ли грубость и злоба на здоровье человека? (Слушает ответы ребят.)

Врачи-психологи тоже попробовали ответить на этот вопрос. Оказывается, половина всех сердечных болезней, уносящих ежегодно сотни тысяч жизней в России, - результат грубости, хамства, нелюбви и равнодушия. Словом можно ранить и излечить, посеять смятение и развеять сомнения, им можно творить улыбки и слезы.

Будьте бережными друг к другу. Если вы, заглянув в глаза товарищу, увидите там боль или отчаяние, поддержите его. Дарите людям радость общения с вами. Вежливые слова, подкрепленные добрыми поступками, согревают душу, спасают от уныния.

Поклонясь, скажи соседям:

Чай да сахар! Хлеб да соль!

Рыболовам, звероловам -

Теплой ночи у костра,

И - богатого улова,

И - ни пуха ни пера!

Пусть людей во всех заботах

Ждут удача и успех,

Чтоб работалось с охотой

И гулялось без помех.

Даже стае журавлиной,

Улетающей от нас,

По обычаям старинным

Мы кричим: «Счастливый час!»

И живется вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда (Слайд 22).

Если вы здоровы - вы обладаете несметным богатством! Чтобы беречь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, обладающими чудодейственной силой. Они создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным и красивым. Эти лекарства снимают обиды, устраняют неурядицы, делают отношения легкими и простыми. Как вы догадались, они должны почаще оказываться у вас на языке. Это, конечно, вежливые слова.

Давайте повторим их все вместе.

Спасибо.

Будьте добры. тов. суворовцы

Здравствуйте.

Доброе утро.

Пожалуйста.

Добрый вечер.

Извините.

Будьте любезны.

Благодарю.

Добрый день.

До свидания.

Спокойной ночи.

Здесь заканчивается текст двадцать второго слайда (Слайд 23).

Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению? Живите мудро, поступайте согласно со своей совестью, будьте хозяином слова!

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть мутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В.Солоухин «Слово о словах»

Здесь заканчивается текст двадцать третьего слайда (Слайд 24).

Вывод: лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно! Здесь заканчивается текст двадцать четвертого слайда (Слайд 25).

Приложения

Приложение 1

В 1913 году Главным управлением по военно-учебным заведениям были отпечатаны и разосланы во все кадетские корпуса и военные училища 12 «Заповедей Товарищества», которые стали своеобразным кодексом чести и высокой нравственной культуры будущих офицеров.

В «Заповедях» говорилось:

1. Товариществом называются добрые взаимные отношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании.

2. Военное Товарищество доверяет душу, жертвует жизнью.

3. На службе дружба желательна. Товарищество обязательно.

4. Долг дружбы - преклоняться перед долгом Товарищества.

5. Долг Товарищества - преклоняться перед долгом службы.

6. Честь непреклонна, бесчестное во имя Товарищества остаётся бесчестным.

7. Подчинённость не исключает взаимного Товарищества.

8. Подвод Товарища под ответственность за свои поступки - измена Товариществу.

9. Товарищество прав собственности не уменьшает.

10. Отношения Товарищей должны выражать их взаимное уважение.

11. Честь Товарищей нераздельна.

12. Оскорбление своего Товарища - оскорбление Товарищества.

Приложение 2

КАДЕТСКИЕ ЗАПОВЕДИ

Ульяновского ГСВУ

Охранять младших кадет как братьев.

Подчиняться не рабами, а доброй волей.

Не осквернять, не сквернословить и не опускаться.

Оберегать дом корпуса и все в нем.

Не хамствовать, не быть грубым, не обманывать и не лгать.

Не доносить и не сплетничать.

Не нарушать прав собственности.

Не хвастаться, быть приличным.

Поссорились - думать о мире.

Поддерживать взаимную уважительность.

Быть верным России и относиться уважительно к ее прошлому.

Не подводить товарищей под ответ за свои поступки.

Не завидовать и делиться, помогать товарищам.

Сохранять русский воинский строй и выправку, соблюдать форменность кадетской одежды.

Помнить чье имя носим.

Хранить и умножать традиции корпуса.

Уважать чужое горе, веселье, печаль, радость, сон и отдых, труд и покой.

Любить и оберегать корпус, как любят и оберегают его старые кадеты.

Держаться скромно, знать свои недостатки.

Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса.



Литература

Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. - Л.: Лениздат, 1986.

Дорохов А. Как себя вести. - М., 1979.

Курлюта В. Духовные рецепты. - Кемерово, 2002.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

Галищук Е.О. От сердца к сердцу. - СПб.: «Паритет», 2003.

Здесь заканчивается текст двадцать пятого слайда.





© 2010-2022