Лекторий на тему «Развитие личности в подростковом возрасте»

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни ребенка. Наступает изменение отношения ребенка к самому себе и, в связи с этим, к той деятельности, которой он до сих пор занимался – к учебной деятельности, ведущей для данного возрастного периода. Это изменение широко известно под названием «подросткового кризиса», характерно охлаждением ребенка к учебе, отвлечением на посторонние по отношению к учебе дела, чаще всего на личные и довольно интимные виды общения. Младший подросток начин...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекторий на тему «Развитие личности в подростковом возрасте».

Подростковый возраст - один из самых сложных периодов жизни ребенка.

Наступает изменение отношения ребенка к самому себе и, в связи с этим, к той деятельности, которой он до сих пор занимался - к учебной деятельности, ведущей для данного возрастного периода. Это изменение широко известно под названием «подросткового кризиса», характерно охлаждением ребенка к учебе, отвлечением на посторонние по отношению к учебе дела, чаще всего на личные и довольно интимные виды общения. Младший подросток начинает проявлять себя по - новому.

Многие из нас заметили, что ребенок вдруг стал какими-то не таким, как раньше. С ним стало труднее, беспокоиться о нем приходится больше. И кажется, что это только у меня, только с моим ребенком. Но ребенок наш просто начал взрослеть. Кто-то потихонечку - делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослеть. Так что же происходит с нашим ребенком, а если с кем-то еще не происходит, то произойдет уже совсем скоро.

Дело в том, что в этом возрасте он чувствует себя уже «не ребенком», а почти взрослым, отвергая свою принадлежность к детям. Он ждет изменения отношения к себе, в первую очередь, с вашей стороны, но, видя, что в серьез вы его не воспринимаете, начинает вступать в мелкие конфликты, уходить в себя, уединяться со сверстниками, обсуждать с ними интимные вопросы взрослой жизни, даже порой убегать из дома и т.д.

Необходимо в первую очередь налаживать нормальные отношения взрослых с подростком. Учитывайте интересы подростка. У подростка наблюдается охлаждение к учению, а значит, нужно заинтересовать его учебным предметом на новой основе, т.е. уже не тем, что было интересно в младшем школьном возрасте. Интерес к любому школьному предмету зависит от нескольких условий. Первое из них - это осознание полезности, жизненной значимости изучаемых вопросов лично для него, подростка. О том, что школьные предметы имеют вообще большое жизненное, общественное и государственное значение, подросток знает прекрасно, но не всегда видит их значение конкретно для себя. Чтобы вызвать интерес к учению, постарайтесь убедить подростка в практической полезности получаемых знаний, их необходимости для него самого.

Оценки для подростка перестают быть единственной ценностью, важно становится то, какое место он занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.

Общаясь, подросток осваивает нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело.

Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающим в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В этом возрасте обсуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников - подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких - либо делах.

В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправными партнерами.

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

Подросток стремится участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом, он старается занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.

© 2010-2022