- Преподавателю
- Классному руководителю
- Теоретические основы формирования коллектива младших школьников
Теоретические основы формирования коллектива младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боброва Ю.А. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сплочение коллектива младших школьников как психолого-педагогическая проблема.
Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
Известно, что в жизни любого ребенка однажды происходит очень значимое событие: он вступает в новый коллектив - идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, часто бывает ребенку сложно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является учитель, от него исходят все требования. Для этого педагог применяет разнообразные способы сплочения, включая детей в различные виды деятельности. Для детей младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей.
Приступая к эксперименту мы изучили уровень сплоченности (Дж. Морено). Цель данной методики - выявить уровень взаимоотношений среди учащихся данного класса.
При анализе полученных данных были определены лидеры класса, выявлены учащиеся, которые находятся вне классного
коллектива, был сделан вывод о самочувствии ребят в классном коллективе,
а так же выявлен уровень сплоченности класса.
По результатам методики «Психологическая атмосфера в классном
коллективе» было выявлено, 21 человека, которые считают, что в классном
коллективе царит - согласие и взаимопонимание, 2 учащийся отметил, что
этого практически нет в классе. Увлеченность жизнью класса выделили 14 человек,7 учеников ответили, что проявляется, но слабо и 2 третьеклассника ответили, что этого практически нет в коллективе. Теплоту взаимоотношений отметили
только 17 учеников, 1- проявляется, но слабо, и 5 что этого нет в классе. На
вопрос, есть ли дружба среди ребят 18, ответили утвердительно - да, 5 что
проявляется, но слабо и 2 учащихся ответили, что этого нет в классе.
«Скуку» в классе отметили - 7 учащихся, 3, что она проявляется слабо, и 14
ребят ответили, что её нет в классе.
В опытно-экспериментальном исследовании формирования
сплоченности в коллективе приняли участие 23 ученика третьего класса ШКОЛЫ №19