- Преподавателю
- Классному руководителю
- Чтение, как способ взаимоотношений учителя с учеником и родителями в современной школе
Чтение, как способ взаимоотношений учителя с учеником и родителями в современной школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернышева Н.Г. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования № 1602
Работа с родителями
«Чтение как способ взаимоотношений учителя с учеником и родителем в современной школе»
подготовила:
учитель начальных классов
Чернышева Нина Геннадьевна
г. Москва
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни преуспеет тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живет».
С. Я. Маршак
Существует много способов и возможностей для налаживания добрых отношений между семьей и школой. Родители и учителя в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни.
И в школе, и дома мы учим детей любить книги. Большинство родителей хотят научить своих детей читать быстро и выразительно, привить интерес к чтению, так как огромна роль книги в жизни ребенка. Хорошая книга - и учитель, и воспитатель, и друг.
Иногда ребенок испытывает трудности в решение задач, так как не умеет ее правильно прочесть. С навыками чтения так же связаны и грамотное письмо. Некоторые родители, к сожалению, ошибочно полагают, что полезно любое чтение. Другие считают, что за качеством чтения должны следить учителя, а роль родителей в этом деле сводится к контролю. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книг, не предназначенных для чтения детей данного возраста. Некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Обычно это не приносит пользы младшим школьникам. Дети воспринимают художественное произведение поверхностно, следят за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Подобное чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская рассуждения автора, характеристики героев, описание природы.
Необходимо каждому ребенку иметь собственную библиотеку или просто полочки с книгами. Возможность обмениваться книгами с товарищами стимулирует возникновение интереса к чтению научно - популярной и художественной литературы. Существует многообразие приемов, способствующих привитию у детей умения читать самостоятельно. Например, кто - нибудь из взрослых начинает читать ребенку в слух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и охваченный желанием узнать, что произойдет с героями дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Обязательно взрослые должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
Взрослые должны с большим терпением, но неукоснительно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора, название книги и даже. Полезно перед чтением спросить, какие книги этого писателя он уже читал или что-то слышал о нем, что он о нем знает. Ребенок должен читать книгу внимательно, не торопясь.
Иногда у ребенка появляется вредная привычка, прочитав 3-4 страницы, заглядывать на последнюю: чем же все закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети продолжают читать мене внимательно, пропуская целые абзацы, а иногда просто оставляют ее. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события, чем заканчивается сюжет. Большое воспитательное значение для детей младшего школьного возраста имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они дают возможность представить себе предметы, явления природы, события, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Полезно научить ребенка рассматривать рисунки, подмечать интересные детали.
Особую важность в чтении отводится умению пересказывать прочитанное. В самом начале овладения процессом чтения надо задавать ребенку вопросы на понимание: «Что тебе понравилось больше всего? Кто главные герои книги? Когда и где это было?» Многие родители понимают необходимость объяснять ребенку значение трудных слов. Совместный поиск значение слова в толковом словаре делает процесс чтения активным и познавательным. Опытные родители часто заучивают отрывок или все стихотворение наизусть, к понравившемуся эпизоду выполняют рисунок, обсуждают прочитанное.
Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, чтение по ролям, чтение в лицах. Это сближает родителей и детей, способствует развитию взаимопонимания, помогает лучше понять увлечения, интересы детей.
Для семейного чтения выбирается интересная и занимательная книга. Чтение проводится каждый вечер в одно и тоже время. Читать вслух следует по очереди: сначала читает отец, затем - сын и т.д. Чтение вслух - полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, не возможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. В обращении с ребенком надо помнить народную мудрость; «Кто не возьмёт лаской - не возьмёт и строгостью».
Используемая литература:
-
Журнал «Классный руководитель» № 5 1998 г.
-
Родительские собрания в начальной школе. Составители: Т.А.Волжанина, В.Д.Воробьева, Т.К.Лужбина, Л.А.Махнева, Е.Ю.Филиппенкова, Н.С.Забурдаева - Волгоград: Учитель, 2005.