Авторская программа воспитательной деятельности Дончаки

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 «А» КЛАССА

"ДОНЧАКИ"

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 15

Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

(КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И.В. ФИЛИППОВА)

Сроки реализации программы - 2 года.

В целях удовлетворения духовных запросов учащихся и родителей МОУ СОШ № 15 была разработана программа воспитательной деятельности класса "Дончаки".

Основной целью такого класса в школе этнокультуры является возрождение казачества, как части современного общества России, подготовка нового поколения интеллигенции, уровень образования которой соответствует всем требованиям современной жизни.

В классе обучаются 24 человека, из них 8 мальчиков и 16 девочек. Воспитанники класса отличаются сплоченностью, активностью, любознательностью, широким кругом интересов к литературе, истории, музыке, спорту, песенному фольклору донского края.

Два года руководит жизнедеятельностью коллектива класса учитель русского языка и литературы Ирина Владимировна Филиппова - талантливый педагог, с высшим образованием и двадцатилетним педагогическим стажем работы. Это человек, готовый помочь каждому ученику, не жалея ни сил, ни времени, любящий детей, уважающий их интересы, учитывающий их потребности и желания. Ее хорошо знают жители прилегающего к школе микрорайона. Ее уважают коллеги за любовь к детям, чуткость и внимательность к людям, доброжелательность и профессионализм.

Она увлекается литературой, пишет стихи, очень хорошо танцует, интересуется историей и культурой донского края, с интересом занимается исследовательской работой по сбору материалов о донских поэтах и прозаиках, об интересных людях из мира искусства.

Нормативно-правовая база реализации Программы

· Конституция Российской Федерации,

· Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национального плана действий в интересах детей)";

· Постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации »;

· Стратегия государственной молодежной политики (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 №1760-р),

· Постановление Правительства РФ от 11.07.2005г. № 422 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

· Областной закон Ростовской области от 22.10.2004т. № 167-ЗС «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области»,

· Областной закон Ростовской области от 30.12.2005 № 456-ЗС «Об областной целевой программе «Молодежь Дона» на 2006-2010 годы»,

· Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.04.2007г. № 252 «Об утверждении городской целевой программы «Молодежь Ростова» на 2007-2010 годы»,

· Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 30.06.2006г. № 740 «Об утверждении плана мероприятий г. Ростова-на-Дону по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11 июня 20054г. № 422 и состава рабочей группы по координации исполнения плана»

Ожидаемые результаты

Увеличение численности обучающихся, охваченных мероприятиями по духовно-нравственному, гражданскому, военно-патриотическому воспитанию.

Формирование у школьников идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Повышение приоритета службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Увеличение количества обучающихся, охваченных профилактическими акциями и мероприятиями.

Обеспечение численности обучающихся, охваченных воспитательными и просветительскими акциями и мероприятиями, вовлеченных в реализацию социально-значимых проектов и программ.

Повышение уровня самостоятельности и активности школьников, вовлеченных в деятельность школьных общественных объединений Республики «Национальное Единство» (ЮПР, ЮИД, ДЮП).

Рост уровня физического развития школьников, повышение мотивации к здоровому образу жизни. Формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Повышение уровня активности школьников, вовлеченных в социально - профилактическую деятельность по предупреждению негативных социальных явлений в образовательной среде.

В связи с тем, что 9 «А» класс ориентируется на более высокий уровень обучения, учебная подготовка в нем осуществляется по следующим направлениям:


  1. Духовно - нравственное направление

  1. Военно-патриотическое направление

  2. Казачий песенный фольклор

  1. Спортивно-прикладное направление

В программу обучения воспитанников входят предметы

  1. базового федерального компонента;

  1. регионально-национального компонента, реализующегося через такие предметы, как:

Литература Дона и о Доне,

История Донского казачества,

В 9 «А» классе сформирована воспитательная система гуманистического типа, в которой личность воспитанника рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

Ведущий замысел, служащий и главной целью воспитательной системы класса, обусловлен приоритетным направлением жизнедеятельности школы.

Он заключается в формировании духовной, нравственной, самостоятельной, творческой, толерантной личности, знающей историю и традиции своего края и уважающей культуру своего народа.

Цель воспитательной системы класса:

Создание необходимых условий для формирования у воспитанников духовно - нравственных ценностей, гражданственности, раскрытия творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями национальной истории и культуры родного края, ведущего здоровый образ жизни.

Основными задачами образовательно-воспитательной деятельности класса являются:


  • Воспитание учащихся в славных традициях Отечества и донского казачества

  • Приучение воспитанников к добросовестному отношению к своим обязанностям, аккуратному выполнению порученного дела, прочному сохранению усвоенных знаний

  • Обеспечение самоопределения личности воспитанника, создание условий для его самореализации и адаптации к жизни в обществе

  • Укрепление здоровья воспитанников, пропаганда здорового образа жизни

  • Приобщение воспитанников к богатому миру искусства и культуры, выработка правильных эстетических начал в душе каждого воспитанника

Исходя из целевых ориентиров воспитательной системы класса, определены ее основополагающие принципы:


  1. Соответствие целей и задач запросам и ожиданиям учащихся и их родителей;

  1. Общечеловеческое развитие на основе национальных, религиозных и местных традиций;

  1. Воспитание учащихся на духовно-нравственных ценностях русской культуры, богатых традициях донского края;

  1. Становление гражданина - патриота, способного к защите своего Отечества, родных рубежей;

  1. Индивидуализация и дифференциация образования и воспитания через расширение системы дополнительного образования и факультативных курсов;

  1. Гуманизм и демократизация жизнедеятельности коллектива класса. Защищенность, комфортность, сотрудничество;

  1. Интеграция воспитательно-образовательных усилий семьи, школы, представителей донского казачества, что способствует росту целенаправленности, согласованности и эффективного влияния субъектов педагогического процесса на личность воспитанника.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «коллектив», «ответственность», «сплоченность», «уважение», «культура», «творчество», «совесть», «честность», «доброта», «терпимость»,

Это те ценности, которые положены в основу построения и функционирования воспитательной системы класса, которые являются основой деятельности, общения и отношений в классном сообществе; это те ценности, которые должны превратиться в ценностные ориентации личности каждого воспитанника класса.

Личностные качества воспитанников класса, вырабатываемые у учащихся в процессе образовательной деятельности:

Высокий уровень социализации личности

  1. Коллективизм, ответственность, дисциплинированность, обязательность, честность, совестливость, принципиальность

Эмоциональная устойчивость личности

  1. Выносливость, высокая работоспособность, самоконтроль, лабильность, пластичность нервных процессов

Коммуникативная компетентность

  1. Способность устанавливать и поддерживать контакты, владение правилами культуры общества и этикета, умение слушать, способность понимать собеседника

Познавательная активность

  1. Развитый интеллект, воображение, интуиция, гибкое мышление,

эрудиция, широкий кругозор.

Высокий уровень эстетической культуры

  1. Умение видеть и понимать закономерности эстетического и художественного освоения человеком окружающего мира, наличие навыков в практическом художественном обустройстве окружающей среды, своего быта.

Идеал личности выпускника класса (в соответствии с моделью воспитательной системы школы), это:

· духовно-нравственная личность, гражданин России;

· интеллектуально-творческая личность;

· деятельная практико-ориентированная личность;

· физически и психологически здоровая личность;

· толерантная личность.

Дидактическая подсистема класса складывается из следующих видов регионального компонента:

«История донского казачества» (факультативный курс)

Воспитание любви к «малой Родине», развитие интереса и уважения к истории и культуре своего народа. Формирование у школьников целостных представлений о своеобразии родного края, о традициях его духовной и нравственной жизни. Воспитание межэтнической и межконфессиональной толерантности.

«Литература Дона и о Доне» (факультативный курс)

Воспитание любви к «малой Родине», развитие интереса и уважения к литературе и культуре своего народа. Формирование у школьников целостных представлений о своеобразии родного края, о традициях его духовной и нравственной жизни. Воспитание межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Подсистема внеклассной воспитательной деятельности

Подсистема внеклассной воспитательной деятельности включает в себя реализацию комплексно-целевых программ воспитательной модели школы этнокультуры:

«Источник», «Берегиня», «Познание», «Забота», «Творец», «Радуга», «Общение».

Деятельность внутри классного коллектива сопряжена с деятельностью школы в целом.

Воспитательная система класса складывается в процессе становления общешкольной воспитательной системы, которая стала фактором развития классного коллектива. Являясь звеном воспитательной системы образовательного учреждения, реализуя общую цель школы этнокультуры, участвуя во всех школьных делах, класс развивается и как самостоятельная ячейка, формируя свой коллектив и свою индивидуальность. Две воспитательные системы - класса и школы успешно взаимодействуют, взаимодополняя и взаимообогощая друг друга, что, несомненно, способствует обеспечению более благоприятных условий для развития личности воспитанника класса.

Главным системообразующим фактором в воспитательной системе класса является коллективная деятельность.

Классный коллектив по отношению к личности воспитанника выполняет образовательную, воспитательную, интегрирующую, корректирующую, компенсирующую и защитную функции. Коллективизм воспитанников класса напрямую связан с успешностью в учебной деятельности, дисциплинированностью, умением подчинять свои личные интересы общегрупповым целям и требованиям.

Отношения в классе доброжелательные. Среди воспитанников нет отверженных и изолированных, все имеют друзей в классе и в школе. Все воспитанники класса чувствуют себя в коллективе комфортно и защищенно.

Заметными событиями в жизни класса являются классные часы. Их проведение носит системный характер. Особенно воспитанникам запоминаются занятия по программе гражданского образования «Мой выбор». Ребята с интересом и увлечением слушают рассказ классного руководителя, вступают с ним в дискуссию по интересующим их проблемам.

С целью реализации целевых программ «Источник», «Радуга», воспитанники класса принимают активное участие в мероприятиях, формирующих представления о роли и значении официальных государственных символов России, Ростовской области, города Ростова-на-Дону, донского казачества. В классе были организованы и проведены круглые столы «Символика моей Родины», «Цвета Флага донского казачества», «Как слушают и поют Гимн».

Формируя чувство гордости и уважения к символам государственной власти, классным руководителем в содержание классных часов включаются факты и эпизоды, характеризующие отношение советских солдат в годы Великой Отечественной войны к Флагу родного Отечества, донских казаков - к символам донского казачества: Флагу, Гербу, Гимну.

Воспитанниками класса совместно с родителями был написан Гимн класса, исполняемый детьми в торжественные моменты жизнедеятельности класса, также имеется Герб, эмблема класса.

Привлечь внимание детей к символам Российского государства и донского края позволила экскурсионная работа, проводимая в рамках реализации целевой программы «Источник»:

  1. экскурсии в г.Старочеркасск, г.Новочеркасск;

  1. экскурсии в областной краеведческий музей, в филиал в г. Азове, музей СКВО; музей истории Донского казачества,

  1. встречи с представителями Всевеликого войска Донского, станицы Георгиевской

  1. участие в слетах, съездах донской молодежи

  1. встречи с участниками Великой Отечественной войны.

В течение всей своей педагогической деятельности меня волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно, чтобы все были вовлечены в учебно-воспитательный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все свою точку зрения? Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании педагогом интерактивных методов и приемов обучения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебно - воспитательный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. По сравнению с традиционными методами воспитания интерактивные методы меняют взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Следует выделить несколько интерактивных методов воспитания, которые я использую в своей педагогической деятельности. Это:

  1. дискуссия,

  2. ролевая и деловая игра,

  3. "мозговой штурм",

Они могут развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции.

Дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Групповая дискуссия решает следующие задачи:

обучение участников анализу ситуаций;

формирование навыков создания проблемы;

развитие умения воздействовать с другими участниками;

демонстрация многозначности решения различных проблем.

Участники групповой дискуссии должны:

слушать и слышать друг -друга;

не перебивать;

не обижать и не обижаться;

умолкнуть по знаку;

участвовать всем;

соблюдать регламент.

Существуют различные формы дискуссионного диалога. Наиболее интересной, на мой взгляд, является круглый стол (разные позиции - свободное выражение мнений);

Роль учителя в организации групповой дискуссии:

обозначение проблемы;

побуждение к дискуссии всех участников;

сбор различных мнений и аргументов;

подведение итога групповой работы;

сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария;

главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

Я критикую идеи, а не людей.

Моя цель не в том, чтобы "победить", а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Приведу пример дискуссии по теме "Как сделать город чище?" Проблема уже залючена в вопросе дискуссии. Ребята анализируют экологическую обстановку в родном городе. Значительно активизируется поиск решения при обсуждении в группах, которые условно представляют "зелёные". Каждая группа обсуждает проблему. В ходе обмена мнениями вырисовываются картины реальной экологической обстановки нашего грода. Чтобы продолжить обсуждение в нужном направлении, я предлагаю ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы.

1. Какие места нашего микрорайона нуждаются в кологической защите?

2. От кого зависит улучшение экологической обстановки в нашем микрорайоне?

3. Какой вклад может внести каждый из нас в улучшение экологической обстановки микрорайона?

Учащиеся приходят к различным выводам, каждая группа доказывает свою позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, "пропускает" через себя иную точку зрения и вынужден согласиться, решение данной проблемы зависит от него лично.

Здесь я обязательно хочу упомянуть о колоссальном воспитательном значении данной дискуссии. Патриотизм, неравнодушие к родному городу, желание решить его проблемы - эти и многие другие качества формируются у учащихся.

Ролевая игра - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.

Компонентами ролевой игры выступают:

Моделирование - формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Положительные стороны ролевой игры:

Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

Роль учителя заключается в том, что предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, "Интервью с мэром города",

Использование компьютерной техники и информационных технологии значительно повышает эффективность процесса воспитания благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность усиления мотивации учащихся к познавательной деятельности.

В настоящий момент я считаю наиболее удобным использование мультимедийных технологий в форме презентаций. В качестве одной из форм, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой-либо проблемы. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.

Слово «проект», в переводе с латинского, означает «бросание вперед».

Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Так что же такое учебный проект? Это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. Целью проектной деятельности является поиск способов решения проблемы, а задача - задача достижения цели в определенных условиях. Обучение и воспитание - это единый неразрывный процесс. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой. Способной проявлять свои таланты не только на благо себя и своей семьи, но страны и человечества в целом.

Может ли стать такой личностью человек неуверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий и не желающий ничего менять? Естественно, нет! Хочу привести пример проектной деятельности "Современные писатели Дона". Тема такого проекта связана с изучением творчества двух-трёх писателей родного края. Целями проекта служат:

1. Вовлечние каждого участника в активный познавательный процесс.

2. Воспитание у детей интереса к культуре Дона.

3.Воспитание чувства патриотизма.

Работа по проекту построена по типу творческой командировки. Работа разбита на 6 этаов.

1 этап - подготовка.

2 этап - планирование.

3 этап - исследование.

4 этап - результаты.

5 этап - презентации.

6 этап - выводы.

В процессе творческой работы дети получают полное удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность. При этом познаётся культура родного края.

С целью реализации целевых программ «Познание», «Общение», воспитанники класса принимают активное участие в краеведческой деятельности, краеведческих программах, туристско-краеведческом движении «Отечество», Всероссийской акции «Я - гражданин России», слетах движения юных патриотов России, в семинарах, съездах донской молодежи, в школьных научно-практических конференциях.

Так, в учебном году воспитанниками класса подготовили исследовательские работы, которые были представлены на районной краеведческой конференции:

1. «Творчество донской писательницы - Надежды Дедяевой», учащаяся Климова Таисия (2 место в районе).

2. «Песни казаков Дона», учащаяся Просина Ольга (1 место в районе, 3 место в городе).

В 2009-2010 учебном году воспитанниками класса подготовили исследовательские работы:

1. учащаяся Просина Ольга «История ансамбля песни и пляски «Дон» (1 место в район),

2. учащаяся Климова Таисия (1 место в районе) «Гигиена - основа здоровья и долголетия»,

3. учащийся Степаненко Николай (почётная грамота) - «Донские казаки на первом этапе русско-турецкой войны».

В соответствии с приказом МУОО администрации Советского района от 30.09. 2008 № 312 «Об организации подготовки и несения службы Почетного караула на Посту № 1 обучающимися образовательных учреждений Советского района в 2008-2009 учебном году» сводный юнармейский отряд школы в составе караула № 1 МОУ СОШ № 15 совместно с обучающимися МОУ СОШ № 88 несли Почетный караул у огня Вечной Славы в период с 26 января по 02 февраля 2009г. В целях успешного выполнения патриотического долга по охране покоя и памяти героев, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины, на Пост № 1 были определены обучающиеся 8«А» класса

На Мемориальный Час, который состоялся 26 января 2009 года, классным руководителем 8 «А» класса совместно с преподавателем-организатором ОБЖ Калитиным С.А. были подготовлены юнармейцы караула №1 для торжественного шествия по мемориальному комплексу и принятия Почетной Вахты от учащихся МОУ СОШ № 58. Выступление учащихся школы на Мемориальном Часе отличалось организованностью, четкостью, качественным выполнением порученных обязанностей, патриотичностью. Чтение Клятвы было исполнено Просиной Ольгой, стихотворение прочитано Климовой Таисией, обучающимися 8«А» класса.

В течение недели юнармейцы класса несли Почетную службу на Посту № 1 без замечаний со стороны руководителей городского штаба Поста № 1, администрации школы и смогли достойно представить свое образовательное учреждение на городском уровне. 2 февраля 2009 года состоялась процедура торжественной передачи Вахты памяти юнармейцам МОУ СОШ «Источник» и МОУ «Гимназия № 117».

В течение месячника оборонно-массовой и героико-патриотической работы обучающиеся школы активно посещали музеи города. Так, школьники 8 «А»класса посетили музей Северо-Кавказского военного округа, обучающиеся казачьего 9«В» класса посетили экспозиции музея Дворца творчества детей и молодежи, познакомились и пообщались с ветеранами Великой Отечественной войны клуба «Патриот».

Агитбригада отряда ЮИД из числа обучающихся класса успешно выступила на районном смотре готовности отрядов ЮИД к новому 2008-2009 учебному году, где был получен диплом «За качественную подготовку отряда ЮИД к работе в 2008-2009 учебном году».

Представители класса (3 воспитанника) стали участниками районного слета общественного движения «Юные патриоты России».

Представители класса (юноши) участвовали в районном смотре - конкурсе инсценированной военно-патриотической песни в номинации «Современная патриотическая песня» и заняли в составе общей группы I место.

Содействуя развитию лучших отечественных традиций благотворительности, в течение последних лет воспитанники класса принимали активное участие в благотворительных операциях и патриотических акциях, проводимых в рамках целевой программы «Забота».

Учащиеся школы не забывают ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих на территории микрорайона школы. Каждому классу школьным Парламентом определяются адреса ветеранов для оказания им шефской помощи, а также для поздравления их с Днём Освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков, Днём Защитников Отечества, Днём Победы. С этой целью воспитанники класса ежегодно принимают участие в операциях «Подари человеку радость», «Помоги ветерану», «Ветеран - рядом». Учащиеся класса приняли активное участие в акциях:

- гуманитарной акции «Подарок раненому бойцу»

· по социальной поддержке военнослужащих, находящихся на лечении в Окружном военном госпитале № 1602 (февраль 2008г.).

Обучающимися школы были собраны предметы личной гигиены, носовые платки, носки, парфюмерные принадлежности. Представители актива школьной Республики «Национальное Единство» сформировали подарочные наборы для военнослужащих госпиталя. В канун празднования Дня Защитников Отечества подарки были направлены в Окружной Военный госпиталь № 1602 с представителями партии «Единая Россия»;

- благотворительной акции «Рождественский перезвон»

· поздравления обучающихся начальной школы из малообеспеченных и многодетных семей с новогодними праздниками, посещение благополучателей социального приюта «Надежда» для поздравления с рождественскими праздниками и вручения пожертвований (январь 2008 года, январь 2009 года).

- гуманитарной благотворительной акции «Подари человеку радость»

· поздравления ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Великой Победы, вручение «сладких» подарков (апрель 2008г.), поздравления ветеранов Великой Отечественной войны с Новым 2010 годом, вручение «сладких» подарков

Ветеранам Великой Отечественной войны была представлена праздничная концертная программа с участием творческих коллективов школы.

Представители класса (4 чел.) успешно выступили на районных соревнованиях «Безопасное колесо», на которых заняли I командное место на этапе «Фигурное вождение». По итогам прохождения этапов соревнований были награждены 3-мя Почетными грамотами.

Организовано проведение уроков Мужества, Уроков Памяти: "Этих дней не смолкнет слава", "Никто не забыт - ничто не забыто", «Поклонимся великим тем годам», «Город первого удара», посвященных знаменательным датам в истории нашего города Ростова-на-Дону, Российского государства.

Организовано проведение месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы:

проведены тематические классные часы, беседы «Дорогами войны», Уроки Мужества «Поклонимся великим тем годам», посвященные 66-летию со Дня Освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков, Дню Защитника Отечества;

Очень важным компонентом образовательно-воспитательной деятельности класса является здоровье воспитанников.

С целью реализации творческого потенциала воспитанников класса, стимулирования их социально-значимой деятельности по пропаганде здорового образа жизни, а также реализации целевой программы «Берегиня», ежегодно школьники принимают активное участие в городской акции «Молодежь за здоровый образ жизни», которую проводит Ростовский Союз детских и молодежных объединений.

Очень нравятся учащимся конкурсы кроссвордов, чайнвордов на спортивную тематику: «Спорт - это жизнь», конкурс эмблем школьных творческих объединений.

Многие учащиеся класса занимаются спортом. 8 девочек посещают школьную секцию «Волейбол». Учащаяся Попова Анастасия уже несколько лет занимается художественной гимнастикой в Училище Олимпийского резерва. В 2009 году она приняла участие в соревнованиях различного уровня:

· Спартакиада учащихся России (2 место),

· Всемирная гимназиада (1 место),

· Первенство России в групповых упражнениях (1 место)

· Первенство ЮФО (1 место).

Учащаяся Гураленко Лолита занимается в Стрелковом корпусе стрелковой стрельбой, имеет 2-ой разряд. В 2009 году она принимала участие в соревнованиях в г. Адыгея Краснодарского края, в г.Тетюши республики Татарстан. Учащиеся Анисимов Виталий, Егоров Андрей занимаются греблей в Училище Олимпийского резерва. Они принимали участие в соревнованиях на Гребном канале.

С целью формирования интереса к истории культуры русского народа, народному творчеству донского казачества, а также реализации целевых программ «Радуга», «Творец», некоторые воспитанники класса с увлечением занимаются песенным казачьим фольклором. Просина Ольга занимается вокалом в ансамбле песни и пляски «Дон» при Областном центре развития детей и юношества. В 2009 году она стала лауреатом всероссийского смотра - конкурса «Я вхожу в мир искусств» (г. Брянск), лауреатом всероссийского фестиваля «Я вхожу в мир искусств» (г. Анапа), участвовала в конкурсной программе форума «Образовательная среда 2009» (г. Москва).

Свои знания, умения и навыки учащиеся стараются показать в творческих программах школы, в различных смотрах, конкурсах, фестивалях, встречах с родительской общественностью. Так, по итогам смотра-конкурса инсценированной военной песни «Во славу Отечества» творческая группа класса заняла I место.

Обучающиеся 9 А» приняли активное участие в мероприятиях, посвященных 68-й годовщине 1-го освобождения г.Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков и начала контрнаступления советских войск под Москвой, присвоению городу Ростову-на-Дону почетного звания «Город Воинской Славы»:

· Урок Мужества, посвященный Дням Воинской Славы России: 68-й годовщине 1-го освобождения г. Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков (29 ноября 1941г.), начала контрнаступления советских войск под Москвой (5 декабря 1941г.) (5-11 классы);

· Устный журнал «Поклонитесь им люди», посвященный бойцам Ростовского народного ополчения в год 1-го освобождения г. Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков (29.11. 1941г.);

· Литературная викторина «Страницы войны в произведениях донских писателей и поэтов»;

· Организация встречи с представителем отдела военно - патриотической работы городского ДТДиМ Поповым А.Т., посвященной 68 годовщине со Дня 1-го Освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков с просмотром презентации «Город первого удара. Они сражались за Родину» выступлением школьников ;

· Заседание круглого стола школы «Летопись военных лет» с участием ветеранов Великой Отечественной войны Глуховой Л.Ф. и Шевченко С.П., членов Совета ветеранов Великой Отечественной войны Советского района, посвященное 68 годовщине со Дня 1-го освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков с просмотром презентации «Город первого удара. Они сражались за Родину» и выступлением школьников;

· Просмотр обучающимися школы документального видеофильма о защитниках Города Ростова-на-Дону «Город первого удара», подготовленный краеведами Ростовского областного краеведческого музея, с последующим его обсуждением с детьми;

· Участие в школьном смотре-конкурсе инсценированной патриотической песни, посвященного 68 годовщине со Дня 1-го Освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков;

· Сбор исторических материалов для творческих работ о Героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы города Ростова-на-Дону, об участии казаков в Великой Отечественной войне;

· Организация тематической экспозиции художественной литературы «Отважные сыны Дона» в школьной библиотеке, отражающей великий подвиг советского народа по освобождению донской земли от немецко-фашистских захватчиков.

Воспитательное пространство, в котором происходит совместная деятельность и общение воспитанников, образуют:

Учебный кабинет.

Он очень уютный, светлый, чистый, являющийся «местом жительства» классного коллектива. Здесь воспитанники чувствуют себя хозяевами во время учебного процесса и после уроков, когда наступают часы дополнительного образования и приходит пора подготовки к учебным занятиям на следующий день.

Здесь, в рамках факультативных занятий, дети изучают

«Историю донского казачества», приобретая знания о своеобразии родного края, о традициях его духовной и нравственной жизни; учатся относиться с любовью к своей «малой Родине», развивая интерес и приобретая уважение к истории и культуре донского казачества.

Актовый зал школы.

Здесь воспитанники 9 класса принимают активное участие в проведении школьных программ для учащихся, участвуют в районных конкурсных программах.

Спортивный зал школы.

В нем учащиеся класса, кроме учебных занятий физической культурой, приобретают навыки в строевой подготовке, являются активными участниками смотров строя и песни, школьных спортивных соревнований и турниров, занимаются в секции "Волейбол".

Выбор критериев эффективности функционирования воспитательной системы

При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности функционирования воспитательной системы учитывался прежде всего системный подход, позволивший установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации воспитательного процесса в классе.

Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых педагогическим коллективом, работающим с данным классом.

Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности класса направлены прежде всего на содействие развитию личности воспитанника, то в качестве основного критерия избирается воспитанность учащихся.

Для проверки успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии избраны следующие критерии и показатели:

Критерии

Показатели

I. Сформированность познавательного потенциала личности воспитанника

1. Освоенность образовательной программы.

2. Развитость познавательных процессов и интересов личности.

3. Сформированность учебной деятельности.

II. Сформированность нравственного потенциала личности воспитанника

1. Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности воспитанника.

2. Социальная активность воспитанника.

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанника

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры воспитанника.

IV. Сформированность физического потенциала личности воспитанника

1. Состояние здоровья воспитанника

2. Развитость физических качеств.

Наряду с вышеперечисленными критериями и показателями эффективности функционирования воспитательной системы используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику класса и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса:

V.Сформированность классного

коллектива

1. Развитость отношений в классном коллективе

2. Состояние психологической атмосферы в классном сообществе

VI. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в классе

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.

2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в классном сообществе.

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребёнка, его положением в классном коллективе.

Подбор диагностических методик производился в соответствии с избранными критериями и показателями:

Диагностические методики,

применяемые для изучения жизнедеятельности класса

Аспекты изучения

Диагностические средства

I.

Сформированность познавательного потенциала личности

обучающегося

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

2. Педагогическое наблюдение

3. Методика изучения уровня познавательного интереса учащихся (Т.Н. Шамовой)

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

II.

Сформированность нравственного потенциала личности

обучающегося

1. Педагогическое наблюдение

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

3. Изучение уровня воспитанности школьника (Н.П. Капустина)

4. Методика изучения уровня воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте (Р.С. Немова)

III.

Сформированность коммуникативного потенциала личности

обучающегося

1. Педагогическое наблюдение

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

3. Методика выявления коммуникативных склонностей

IV.

Сформированность физического

потенциала личности

обучающегося

1. Изучение состояния здоровья учащегося

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

V.

Сформированность классного

коллектива

1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

2. Программа изучения развития классного коллектива (Л.Д. Гуткиной)

3. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г. Жедуновой)

4. Микропрактикум «Наш класс»

(Л.А. Байковой)

5. Аналитические материалы. Анкетирование, социометрия

VI.

Удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов жизнедеятельностью в классе

1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью

2. Анкета для педагогов «Ваше мнение» (И.А. Забуслаевой)

3. Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

  1. Уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе

  1. В классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубого отношения друг к другу

  1. Воспитанники имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, свой класс, у них добрые отношения с педагогами, ведущими учебные занятия, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.

Основой успешного функционирования воспитательной системы класса можно считать использование в деятельности классного руководителя индивидуального и системного подхода - т.е. заботливое отношение к каждому воспитаннику и детскому сообществу в целом.

© 2010-2022