Родительское собрание «Чтобы не пропадало желание учиться»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

«Чтобы не пропадало желание учиться»

Цель: выяснить причины ослабевания интереса к учёбе у учащихся.

План:


  1. Определить, какие трудности возникают при выполнении домашнего задания у детей.


  1. Выработать памятку, направленную на повышение у учащихся интереса к учёбе.

Подготовка к родительскому собранию:


  1. Подобрать литературу в помощь родителям.


  1. Разработать методы, способствующие повышению уровня знаний.


  1. Провести анкету для родителей.

Ход собрания


  1. Результаты анкетирования.


  1. Обмен опытом родителей по поддержанию интереса к знаниям.


  1. Презентация мнений.


  1. Обзор литературы по теме.


  1. Памятка для родителей.




  1. Вступительное слово классного руководителя.

Образование - средство трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и преумножать потенциал мировой цивилизации. (В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов).

Образование включает в себя:


  1. Систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное);

  2. Просвещение, то есть пропаганду и распространение культуры (неформальное образование);

  3. Стимулирование образования.

Поддержание интереса к знаниям возможно через расширение кругозора, а значит, через самообразование. В современном обществе самообразование становится одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его жизненного успеха. Для того, чтобы ребёнок заинтересовался проблемой самообразования, чтобы у него появилось желание им заниматься, необходимо создать условия, при которых он бы увидел несоответствие между своими знаниями и знаниями партнёров, либо обнаружил неэффективность решения возрастных задач. Иначе говоря, возникает потребность в расширении собственных знаний.

Потребность - это объективная нужда человека в определённых условиях, обеспечивающая его жизнь и развитие. Потребности - источник активности личности. Ребёнку необходимо помочь сформировать эти потребности, а уже потом опираться на них в процессе воспитания. Потребности по мере их осознания и принятия решения к их удовлетворению превращаются в мотивы.

Мотивы - это побуждение к деятельности. Как же сформировать у детей недостающие потребности и связанные с ними мотивы? Мотивация проявляется лишь в случае успеха. При наличии мотивации человек может сдвинуть горы. Высокий уровень мотивации возникает у школьников в семьях, где родители постоянно повышают требовательность к ребёнку, но в тоже время оказывают ему ненавязчивую помощь и относятся к ребёнку с душевной теплотой и пониманием. Подобного не происходит там, где родители безразличны к интересам детей или, наоборот, жёстко контролируют их поведение, тогда у ребёнка начинает преобладать не стремление к успеху в деятельности, а лишь желание избежать неуспеха, то есть возникает низкая мотивация.

У школьника, как известно, мотивация, побуждающая его к учению, может быть самой разнообразной: познавательной (желание узнать для себя нечто новое, желание занять место в классе, стремление к изменению себя в сторону совершенствования и многое другое), а также ситуативная. Для нас важнее всего познавательная мотивация. Во-первых, потому что среди других видов мотивации она остаётся главной. Во-вторых, потому что этот возраст благоприятен для её формирования. И, в-третьих, родители, способствуя выработке этой мотивации, допускают много ошибок.

Школьное обучение - это прежде всего приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то она будет перевешивать те трудности, с которыми он сталкивается в школе. При выработке познавательной мотивации родители допускают 2 типичные ошибки:


  1. Всякое стремление к познанию погашает равнодушием со стороны родителей. Чаще всего, на вопросы детей родители отвечают: «Вы будете проходить это в школе», «Не задавай глупых вопросов», «Подумай сам».

  2. Формирование познавательной мотивации перекладывается родителями на плечи школы. Важно понимать, что начало этого процесса должно происходить ещё в дошкольный период, а затем всячески поддерживать совместными усилиями школы и родителей. Тяга к познанию должна получать поддержку взрослых.

Большое значение в формировании познавательной мотивации имеет и круг интересов, которыми живёт семья. Важно, чтобы родители старались найти ответы на все детские вопросы. Очень хорошо, если поиск будет совместным, так как это способствует ещё и сплочению семьи.



Практическая часть родительского собрания.

Результаты проведённых анкет.

Анкетирование показало, что, в основном, мотивация у детей низка. Потому нам следует помочь детям её повысить. Вопрос в том, как это сделать? Главная задача - не сравнивать своего ребёнка с его одноклассниками. Лучше сравнивать его личные успехи, использовать способы поощрения ребёнка при получении новых знаний самостоятельно, чаще хвалить и приободрять своего ребёнка.

Предлагается провести презентация мнений по этому вопросу.

Выступления родителей: «Как я помогаю ребёнку в формировании мотивации». Были сделаны следующие предложения:

- Использовать взаимообучение: по выходным выбирать время и производить обмен информацией, что нового узнали за неделю.

- Возможно, вы попробуете и проведёте соревнования: «Я знаю больше», или «Я знаю лучше», или «Я знаю, а ты нет».

- Хорошо бы провести домашние чтения, когда книга читается вслух. Лучше брать научно-популярную литературу. Это способствует повышению мотивации.

- Очень важна ситуация успеха в вашей семье.

Анкетирование родителей.

  1. Изучение какого предмета является для вашего ребёнка самым трудным?

  2. С чем связаны учебные трудности ребёнка по данному предмету?

  3. Какие виды домашних заданий наиболее трудны для выполнения?

  4. Обращался ли ваш ребёнок за помощью к учителю?

  5. Насколько эффективной была помощь учителя?

  6. Контролируете ли вы УД своего ребёнка?

  7. Как осуществляете контроль его учебной деятельности?

Анкетирование родителей необходимо для того, чтобы видеть, как глубоко семья вникает в УД своего ребёнка. Классному руководителю очень важно знать, что понимают родители под контролем УД ученика. Проверка д\з, последующее порицание или наказание или поиск выхода из трудной ситуации, помощь ребёнку, принятие компромиссного решения.

Памятка для родителей.


  1. Ежедневно интересоваться успехами своего ребёнка.

  2. Неудачи в учёбе не должны превращаться в ссоры и скандалы.

  3. Помощь должна быть ненавязчива.

  4. Успехи поощряемы.

  5. Ребёнок, вернувшись из школы должен немного полежать и отдохнуть.

  6. Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-45 минут делать 15 минутные перерывы.

  7. Рабочее место ребёнка должно хорошо освещаться, быть удобным. Если правильно организован умственный труд, всё внимание ребёнка сосредотачивается на учёбе и лучше запоминается изучаемый материал.

Рекомендуемая литература


  1. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте», М. 1983.


  1. Маркова А.К., Матис Т.А., «Формирование мотивации учения» М., Просвещение , 1990.


  1. Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта. М., 2002.


  1. Филимонова Н.И. Через занимательное - к развитию личности. Минск , 2000.


  1. Рассел Кен. Чемпионат по IQ. М., 2003.





Подпроект

Программа по работе с подростками аддиктивного поведения.

Актуальность программы

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференцияция, происходящая в молодёжной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодёжь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.

Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и ещё более обострила обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер. Направленных как на оздоровление условий семейного и школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками является создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с образовательными учреждениями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.


Цели и задачи программы

Цели:


  1. Адаптация подростков аддиктивного поведения в социуме.

  2. Формирование личностных нравственных качеств подростков.

Задачи:

1.Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.

2.Сдерживание вовлечения подростков в употребление наркотических средств за счёт пропаганды ЗОЖ.

3.Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личностной ответственности за своё поведение.

4.Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».

5.Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

6.Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.

7.Работа с родителями по обучению методам досуговой деятельности.

8.Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально-значимой деятельности.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность


  1. Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.


  1. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ.


  1. Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.


  1. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.



Алгоритм реализации программы

Первый этап - организационный - анализ состояния правопорядка в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных подростков».

Второй этап - деятельностный - координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап - итоговый - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Формы и методы работы

Методы

В работе с подростками аддиктивного поведения мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, увлечение, доверие, сотрудничество), но наиболее эффективными считаем следующие:

- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

- метод переключения ( занятие подростка трудом, учёбой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы:

- групповая работа;

- тренинг поведения;

- личностный тренинг;

- дискуссии;

- мозговые штурмы;

- беседы, встречи;

- лекции;

- ролевые игры;

- психогимнастика;

- просмотр и обсуждение видеофильмов;

- индивидуальные консультации;

- тесты;

- экскурсии;

- экспедиции;

- конкурсы;

- праздники;

- родительские лектории;

- военно-спортивные мероприятия.

Теоретические основы подпроекта

В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивными веществами, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития. Полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию.

В это время формируется и даже может резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Всё это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определённая категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

Они не любят трудится, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, употребляют наркотики, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска». Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определённого набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.

Для более успешной профилактической профилактической работы с подростками «группы риска» необходимо помнить о причинах. Порождающих различные формы отклонений, такие как:

- социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведёт себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

- глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей;

- отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуации характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;

- отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

- безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смешение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ ослабление социального контроля способствует росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами, за счёт усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников.

Отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрущающего поведения в подростковой среде. В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами, за счёт усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников.

Поэтому так важно сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение. Большое значение имеет при этом социально-психологическая служба, которая осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса и ведёт работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ среди подростков.

Социально- психологическая служба использует в своей работе системный подход профилактики безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ среди подростков и работает в различных направлениях:

- подросток и семья;

- подросток и среда;

- подросток и школа.

Основными являются превентивные меры, направленные на то, чтобы каждый подросток осознал, что именно он отвечает за своё здоровье, и имел объективные сведения о том, каковы последствия употребления ПАВ.











Основные направления работы социально-психологической службы

  1. Работа с подростками.

Программы:

- образовательные, ориентированные на формирование ценностей здорового образа жизни;

- превентивные, образовательные, профилактические, ориентированные на предупреждение употребления ПАВ;

- обучающие программы тренинги активной психологической защиты;

- антинаркотические мероприятия: беседы, дискуссии, диспуты, ролевые игры и тематические занятия, показы слайдов, видеофильмов по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ.

Формы и методы работы:

- групповая работа;

- тренинг поведения;

- личностный тренинг;

- дискуссии;

- мозговые штурмы;

- беседы;

- лекции;

- ролевые игры;

- психогимнастика;

- релаксация;

- просмотр и обсуждение видеофильмов;

- индивидуальные консультации.

Вариативный план мероприятий социально-педагогической службы по работе с подростками в течение года


- «Сегодня - поступок, завтра - характер» (по нравственно - правовому воспитанию для подростков);

- проведение акции «Стоп - наркотики!» - 1 раз в учебный год;

- обучающий тренинг «Новый взгляд»;

- занятия с элементами тренинга «Быть уверенным - это здорово»;

- обучающая программа «Ты и наркотики», «Жизнь без наркотиков»;

- профилактика табакокурения с использованием слайдов, видеофильмов;

- беседа-дискуссия с подростками «О пагубном влиянии психоактивных веществ на молодой организм»;

- социально-ориентированная, правовая программа «Подросток и закон»;

- пресс-конференция «преступление и наказание»;

- психологическая обучающая программа «Познай себя»;

- социально ориентированная программа «Мой выбор профессии»;

- социально-ориентированная программа « Помогая другим, помогая себе».


  1. Работа с родителями.

Цель: обеспечить психолого-просветительскую работу с родителями, способствовать улучшению микроклимата в семье.

Просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев) на темы:

  1. Психологические особенности подросткового возраста.

  2. Способы конструктивного взаимодействия с подростками.

  3. Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.

  4. Как преодолеть трудности в воспитании подростка.

  5. Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употреблять.

Психокоррекционная работа - семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; общается с преступниками, замечен в квартирных кражах).

Психопрофилактическая работа - приглашение специалистов (врачей наркологов, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних; специалистов по ЗОЖ из центра профилактики) на встречи с родителями.


  1. Работа с педагогами

Цели и задачи:

- расширить знания о проблеме зависимости от ПАВ в подростковой среде;

- дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности подростка;

- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ среди подростков.

Темы лекций:

  1. Проблема зависимости от наркотиков.

  2. Особенности подросткового возраста.

  3. Семья как единый организм.

  4. Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков.

  5. Выпуск информационных листов в помощь педагогам, родителям, подросткам.

  6. Круглый стол (обсуждение результатов проводимых профилактических мероприятий, обмен мнениями, консультации).

Реализация программы по направлениям


Социально-психологическая служба

Работа с родителями

Досуговая деятельность

Социальное проектирование

1. Профилактика ПАВ и табакокурения.

1. Организационная деятельность

1.Традиции, районные праздники, конкурсы.

1. Экологические акции: «Зелёные острова», «Спасаем лес».

2. Профилактика преступлений и правонарушений.

2. Информационно-просветительская деятельность

2. Круглогодичные досуговые мероприятия.

2. Нравственно-правовые акции.

3. Психокоррекция.

3. Работа психологов с родителями.

3. Организация каникулярного отдыха.

3. Социальный патронаж пожилых детей.

4. Профориентация.

4. Творческое направление.

4. Общешкольные праздники, конкурсы.

5. Пропаганда ЗОЖ.

5. Пропаганда здорового образа жизни семьи.

6.Психолого-педагогическое сопровождение УВП

6. Правовой всеобуч.

Библиографический список.

  1. Аверин В.А. Психология раннего детства. СПб., 2000.

  2. Байярд Р.Т. Ваш беспокой ный подросток. М., 1991.

  3. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России 1993.

  4. Желдак И.М. Искусство быть семьёй: Практическое руководство. Мн., 1998.

  5. Кле М. психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.

  6. Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга. Ярославль.: Содействие, 1992.

  7. Колесов Д.В. Не допустить беды: о сущности и профилактике токсикомании и наркомании. М., 1998.

  8. Котлеков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово. 1997.

  9. Попов В.Ю. особенности психотерапии при ранней алкоголизации и токсиманическом поведении подростков с психопатическими расстройствами. Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. с 62-68.

  10. Юзерович Г.Я. Трудные дети: Беседы для родителей. Хабаровск, 1992.

© 2010-2022