Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Советы молодому классному руководителю

(из опыта работы с классом)

Устинова Е.В., МБОУ «Укромновская школа» Симферопольского района Республики Крым

Функциональные обязанности классного руководителя очень обширны. Однако главная функция в должности классного руководителя - защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.

У меня был детский коллектив 8 класса - сложный, в него вошли дети из двух очень разных четвертых классов.

В одном классе были дети из полных семей, где родители заинтересованы в развитии и учебе детей, в другом четвертом классе - дети более слабые, есть проблемные семьи. Эти классы были объединены в один пятый. Как классный руководитель я стала работать с ними в 6 классе.

Деление на 2 группы было очень заметным. Задача классного руководителя была сделать коллектив единым, сдружить детей. Надо было изучить каждого ребенка, его интересы, домашние условия для учебы. Я считаю, что одним из эффективных методов является индивидуальная беседа. Доброе отношение к детям позволяет наладить доверительные отношения между ребенком и классным руководителем. При распределении общественных поручений учитываются детские пожелания. Не все сразу получается, но у детей всегда есть возможность обратиться к классному руководителю. Даже если ребенок не может что-то хорошо делать, стараюсь подчеркнуть в коллективе то, что у ученика хорошо получается, чтобы не страдал авторитет ребенка. Приоритетными в воспитательной работе в школе являются:

  • Воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриотов России.

  • Воспитание толерантности как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие многонационального Крыма.

  • Воспитание жизнестойкости как черты характера личности, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.

Отсюда и цель воспитательной работы:

  1. Приобретение учащимися социального опыта, унаследование духовного достояния нашего народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений.

  2. Формирование у учащихся личностных признаков граждан России, развитой духовности, физического совершенства, моральности, художественно-эстетической, трудовой и экологической культуры.

Главная нагрузка в работе по поставленным целям и задачам ложится конечно же на классные часы, где я использую различные формы и методы работы. Это и беседы, диспуты, выступления учащихся на собраниях, отчеты о работе и учебе, рассказы-рассуждения, устные журналы, классный час-реквием (о Великой Отечественной войне), час вопросов и ответов, ответы на тесты с последующим анализом, урок «Я рисую любовь (добро и др.)», огоньки, классные часы-встречи с ветеранами ВОВ, работниками милиции, работа над летописью класса.

Классные часы продумываю так, чтобы дети могли как можно больше высказывать свои точки зрения. Например, по теме «Родной мой край» учащиеся должны составить рассказы, продолжив предложение и развернув его в рассуждение:

  1. Мне нравится в жизни моей страны…

  2. Мне не нравится в жизни моей страны…

  3. Что бы я изменил(а) в Крыму и почему?

Такие рассуждения вырабатывают умение выступать перед аудиторией, свободно выражать свои мысли, умение высказать свою точку зрения. Или, например, говоря о гражданском воспитании, провожу диспут на тему: «Что значит быть гражданином своей страны?» Здесь мы, опираясь на Основной Закон России, говорили о правах и обязанностях граждан страны. Готовятся дети заранее, используя Конституции России и Крыма и обдумывая примеры из жизни.

В 8 классе ребятам в основном уже исполняется 14 лет, они уже отвечают за свои поступки перед законом, и конечно же об ответственности перед Законом лучше всего расскажет работник милиции. Такая встреча была проведена, и мы увидели, что у детей есть много вопросов на эту тему. Учащимся была предложена ролевая игра из школьной жизни с дальнейшим решением проблемного вопроса.

- Как выйти из такой ситуации, правильно ли поступают зрители?

Ситуация. Собрались мальчики, разговаривают, подсмеиваются друг над другом. Саша обозвал Витю, и Вите показалось это обидным. Между Сашей и Витей завязалась драка. Остальные, образовав вокруг драки круг, наблюдают и подзадоривают дерущихся. Результат: один из драчунов оказывается в больнице с болью в боку.

Проиграв эту ситуацию, каждый из детей озвучил свою точку зрения. Пришли к выводу, что надо было разнять драчунов, так как повод для драки оказался ничтожным. А наблюдать за дракой, да еще и «подначивать» дерущихся - это подло и недопустимо.

Воспитывая патриотизм, нельзя обойти вниманием тему Великой Отечественной войны. 13 апреля каждого года село Укромное отмечает годовщину освобождения от фашистских захватчиков. Класс готовил линейку, на которую были приглашены ветераны ВОВ. Детей не пришлось упрашивать участвовать в ней. Желающими оказался весь класс, поэтому нужно было продумать и написать классному руководителю такой сценарий, чтобы участвовали все. (Приложение - сценарий материалов линейки).

В наше время планка морали, духовности, особенно среди молодежи, опустилась довольно низко. Поэтому очень важно на классных часах рассматривать вопросы морально-этического характера. Например, беседа-диспут «Настоящий человек - это…» (о чертах характера и их проявлении в жизни). Или, используя метод «Мозговой атаки», поговорить о добре и любви…

- Вопрос: Какие ассоциации вызывает у вас понятие «добро» и почему? (Дети заполняют и заполняют таблицу и, приводя жизненные примеры, отвечают на вопрос - почему?)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Добро

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Заметки классного руководителя (из опыта работы с классом)

Удачно прошел классный час в 7 классе на тему «Мы рисуем любовь». На рисунках детей можно было увидеть семью, маленьких братика или сестричку, бабушку, мальчика и девочку, взявшихся за руки, картинку природы, животных. По желанию ребята защищали свои рисунки, отвечая на вопрос: почему именно это нарисовано?

Подготовка к Новому году, очень любимому детьми празднику, у нас проводится коллективом: кто-то делает новогодние игрушки, серпантин, а творческая группа вместе с классным руководителем пишет сценарий Новогоднего праздника в классе. Дети 5-7 классов любят и в классе провести Новогоднее мероприятие и на школьном празднике побывать. К этому празднику привлекаются и родители.

Работа с родителями очень важная сторона в воспитании учащихся. На родительских собраниях разбираем ситуации, возникшие между родителями и детьми в семье, вырабатываем поведение родителей в этой ситуации; также отвечаю на вопросы родителей, касающиеся воспитания. Познакомила родителей с книгой о детях-индиго, с книгой Масару Эмото «Послания воды» и Владимира Киврина «Энергетика воды», так как вода в организме человека занимает до 80%, поэтому наши мысли, чувства и поступки очень действуют на воду, находящуюся в нашем организме и либо разрушают его (при негативе), либо оздоравливают (при позитиве). Для многих родителей все услышанное оказалось новым и «посыпались» вопросы и пожелания о знакомстве с новинками в воспитании и не только, так как читать им некогда - зарабатывают на жизнь.

Таким образом, в воспитании учащихся стараюсь педагогически поддерживать детей. А целью педагогической поддержки является становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости в жизни необходимо научиться решать личные проблемы и понимать почему они возникают. Иначе говоря, чтоб ребенок учился не просто спонтанно действовать в проблемной ситуации, а размышлять над тем:

  • Как и почему возникла эта проблема;

  • Что учащийся хочет получить в результате произведенного действия;

  • Насколько это реально;

  • Что ему мешает;

  • Как все-таки решить возникший вопрос;

  • Как отзовется то, что ученик замыслил, на других людях, которые втянуты в эту ситуацию;

  • Как лучше поступить, по возможности не усугубить проблему.

Помочь разобраться ребенку во всем этом и призван классный руководитель. А это возможно только тогда, когда между классным руководителем и учеником существует доверие, и ребенок не только субъект, но еще и партнер в деле обучения и воспитания.


© 2010-2022