Рабочая программа по литературному чтению

Программа по литературному чтению разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом рекомендаций инструктивно-методического письма БелРИПКППС, на основе авторской программы по курсу  «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова,     В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская,  М., Просвещение, 2011)
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом рекомендаций инструктивно-методического письма БелРИПКППС, на основе авторской программы по курсу «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М., Просвещение, 2011)

Литературное чтение формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

- развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта средствами художественной литературы;

- формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;

- воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци­ативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Общая характеристика курса

В программе выделяют следующие разделы: «Круг детского чтения», «Виды речевой и читательской деятельности», «Опыт творческой деятельности».

Раздел «Круг детского чтения» обогащает социально-нравственный и эстетический опыт ребенка, формирует читательскую самостоятельность, пополняет знания об окружающем мире, жизни сверстников, об отношении друг к другу, труду, к Родине; предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» направлен на формирование речевой культуры, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является чтение. Данный раздел включает навык чтения, совершенствование устной речи (умения слушать и говорить), работу с текстом художественного произведения. Дети осваивают все виды речевой и читательской деятельности, разные виды пересказов, осмысливают поступки героя и составляют его характеристику, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Параллельно с формированием навыка беглого чтения, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обощать и выделять главное.

Раздел «Опыт творческой деятельности» обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности; раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.

Изменений внесенных в программу нет.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2-4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)


Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

  1. Литературное чтение. Учебник.3 класс (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение. 2013 г.)

  2. Литературное чтение. Тетрадь.3 класс (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение. 2013г.)

  3. Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (театрализаций, путешествий, представлений творческих работ) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Основными формами текущего контроля являются:

  • устный опрос;

  • чтение;

  • тестовые задания;

  • самостоятельные работы.

Планируемые результаты освоения программы:


Личностные результаты:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  4. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  5. формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям другой национальности;

  6. овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  8. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  10. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  5. использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  6. активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  8. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать разные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. достижение необходимого уровня читательской компетенции, общего речевого развития;

  4. использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  6. умение использовать простейшие виды анализа текстов, пересказывать произведение;

  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности произведений. Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  8. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Планируемые результаты обучения

Радел «Виды речевой и читательской деятельности»

ученик научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

  • осознанно воспринимать содержание текста, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию;

  • оформлять свою мысль в речевое высказывание небольшого объема;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; обсуждать прочитанный (услышанный) текст;

  • распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность; пополнять активный словарный запас;

  • Использовать простейшие приемы анализа текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения;

  • Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;

  • передавать содержание прочитанного или услышанного;

  • коллективно обсуждать прочитанное; доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

ученик получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

ученик научиться:

  • использовать разные способы работы с деформированным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий;

  • составлять небольшой текст по серии иллюстраций к произведению.

ученик получит возможность научиться:

  • пересказывать текст от лица автора, дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая проекты;

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

ученик научиться:

  • делать элементарный анализ текста, выделяя два-три существенных признака;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать фольклорные формы (сказки, загадки, пословицы).

ученик получит возможность научиться:

  • определять позиции героев и автора художественного текста.
























Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 «в» класс.

№ п/п

Тема урока

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учеников

Дата провед.


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

По план.

Факт.

Раздел «Самое великое чудо на свете» (4 ч)





Знакомство с учебником. Знакомство с содержанием раздела.

Знакомство с условными обозначениями учебника.

Находить необходимую информацию в книге.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

1.09



Рукописные книги Древней Руси

Знакомство с созданием книг в древние времена

Составление сообщения на основе статьи учебника

Рассказывать о своем отношении к книге

2.09



Первопечатник Иван Федоров

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Составлять аннотацию на книгу с помощью учителя.

Рассказывать о своем отношении к книге

3.09



Вн. чт. Самые интересные книги, прочитанные летом.

Рассказывать о книгах прочитанных летом

Находить информацию в различных источниках.

4.09


Раздел «Устное народное творчество» ( 12ч)




Русские народные песни

Различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Находить информацию в различных источниках.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

8.09



Докучные сказки

Принимать участие в коллективном сочинении сказок.

Находить информацию в различных источниках.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

9.09



Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Называть виды прикладного искусства

Находить информацию в различных источниках о прикладном искусстве.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

10.09



«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

Различать жанры устного народного творчества, рассказывать сказки по иллюстрациям по плану

Определять последовательность событий

Соотносить иллюстрацию и текст сказки

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

11.09



«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

15.09



Вн. чт. Сказки

датского сказочника Г.Х.Андерсена

Рассказывать прочитанные книги

Определять последовательность событий

Рассказывать о своем отношении к книге

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

16.09



Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

Читать текст целыми словами без ошибок. Характеризовать героев сказки

Соотносить пословицу и сказочный текст.

Рассказывать о своем отношении к книге



Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

17.09



Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

18.09



Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Знать элементы сказки, характеризовать героев сказки.

Определять последовательность событий.

Составлять план

22.09



Русская народная сказка «Сивка-бурка».

23.09



Художники иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства;

Находить информацию из разных источников о художниках-иллюстраторах

Планировать работу по теме

24.09



Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

Сочинять волшебную сказку на основе опорных слов

Находить информацию из разных источников

25.09








Поэтическая тетрадь 1 (12 ч)




Проект «Как научиться читать стихи».

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности. Оценивать свои достижения и работу одноклассников .

Участвовать в работе группы.

29.09



Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

Выразительно читать стихотворения.

Передавать с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

30.09



Ф.И. Тютчев «Листья».

Выразительно читать стихотворения.

Сочинять свои стихи.

Передавать с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

Определять различные средства выразительности. Оценивать свои достижения и работу одноклассников .

Участвовать в работе группы.

1.10



А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Выразительно читать стихотворения.

Различать стихотворный и прозаический тексты.

Передавать с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

Определять различные средства выразительности.

Участвовать в работе урока.

2.10



Вн. чт. Книги Е.Чарушина

Рассказывать прочитанные книги

Определять последовательность событий

Рассказывать о своем отношении к книге

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

6.10



И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Выразительно читать стихотворения.

Различать стихотворный и прозаический тексты.

Передавать с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте

Определять различные средства выразительности.

7.10



И.С. Никитин «Встреча зимы»

8.10



И.З. Суриков «Детство»

9.10



И.З. Суриков «Зима».

13.10



Путешествие в Литературную страну.

14.10



Оценка достижений

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно.

Определять различные средства выразительности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

15.10



Вн. чт. Рассказы Н. Носова

Рассказывать прочитанные книги

Определять последовательность событий

Рассказывать о своем отношении к книге

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

16.10


Великие русские писатели (25 ч)




А.Пушкин. подготовка сообщения «Что интересного я узнал из жизни А.С.Пушкина»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя

Выбирать виды деятельности.

Планировать работу на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

20.10



А.С. Пушкин. Лирические стихотворения.

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя

Выбирать виды деятельности.

Планировать работу на уроке

21.10



А.С. Пушкин «Зимнее утро». «Зимний вечер»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя

Выбирать виды деятельности. Видеть средства выразительности.

Планировать работу на уроке

22.10



А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря

Выделять особенности литературной сказки

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

23.10



А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

4.11



А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

5.11



А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

6.11



Вн.чт Стихи отечественных поэтов о Родине.

Чтение стихов наизусть

Ставить задачи урока

10.11



Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства

Обогащать словарный запас, находить отрывки к иллюстрациям4

Планировать работу на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

11.11



Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря

Высказывать свое отношение к прочитанному

12.11



И.А. Крылов «Мартышка и очки»

Уметь отличать басню от стихотворения. Знать структуру басни, модель басни

Соотносить смысл басни и пословицы

Планировать работу на уроке, оценивать свои достижения

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

13.11



И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

17.11



И.А Крылов «Ворона и лисица»

18.11



М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить сообщение о писателе.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря

Высказывать свое отношение к прочитанному

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

19.11



М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

20.11



Вн. чт Рассказы В. Чаплиной

Передавать содержание прочитанного

24.11



М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить сообщение о писателе.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря

Высказывать свое отношение к прочитанному

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

25.11



Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

26.11



Л.Н.Толстой «Акула»

Высказывать свое отношение к прочитанному

27.11



Л.Н.Толстой «Прыжок»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить сообщение о писателе.

Определять средства художественной выразительности

Выбирать виды деятельности.

1.12



Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Сравнивать текст-описание и текс-рассуждение

2.12



Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?».

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

3.12



Оценка достижений

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно.

Определять различные средства выразительности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

Участвовать в работе урока

4.12



Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

Выразительно читать

Ориентироваться в прочитанных произведениях

Работать в группе, уметь договариваться.

8.12



Вн. чт .Сказки А. Толстого для детей

Передавать содержание прочитанного

9.12


Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)


Н.Н.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

Уметь читать стихотворения, передавать с помощью интонации настроение поэта;

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Определять различные средства выразительности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

10.12



Н.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

11.12



К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря

15.12



И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

16.12



Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно.

Определять различные средства выразительности.

17.12






Литературные сказки (8 ч)


Д.Н.Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить сообщение о писателе.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря

Выбирать виды деятельности на уроке. Участвовать в работе, оценивать свои достижения.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

18.12



Д.Н.Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

22.12



Вн.чт«По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

23.12



В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница»

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Обогащать словарный запас, выделять

Выбирать виды деятельности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

24.12



В.М.Гаршин «Лягушка - путешественница»

25.12



В.Ф.Одоевский «Мороз-Иванович»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить сообщение о писателе.

Понимать поступки героев.

Прогнозировать содержание произведения

12.01



В.Ф.Одоевский «Мороз-Иванович»

13.01



Оценка достижений. Контрольная работа. (обобщающий урок по I части учебника)

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно.

Определять различные средства выразительности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

14.01


Были - небылицы (10 ч)


М.Горький «Случай с Евсейкой»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить сообщение о писателе.

Понимать поступки героев, готовить творческий пересказ, сочинять продолжение сказки.

Выбирать виды деятельности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

15.01



М.Горький «Случай с Евсейкой»

19.01



Вн.чт.Сказки - несказки В. Бианки и Э. Шима

20.01



К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Понимать поступки героев, их эмоциональное состояние

Прогнозировать содержание произведения. Выбирать виды деятельности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

21.01



К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

22.01



К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

26.01



А.И.Куприн «Слон»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя, готовить творческий пересказ .

Понимать поступки героев, их эмоциональное состояние

Прогнозировать содержание произведения

27.01



А.И.Куприн «Слон»

28.01



А.И.Куприн «Слон»

29.01



Урок - путешествие по разделу «Были - небылицы». Оценка достижений

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно.

Определять различные средства выразительности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

2.02


Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)


Вн.чт Любимые книги - любимые писатели

Передавать содержание прочитанного

Подбрать самостоятельно произведения

Прогнозировать содержание произведения

Определять различные средства выразительности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

3.02



Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..» «Воробей», «Слон»

Читать стихотворения, отражая настроение.

Находить яркие образные слова и выражения

4.02



А.А.Блок «Ветхая избушка»

5.02



А.А.Блок

«Сны», «Ворона»

9.02



С.А.Есенин «Черемуха»

10.02



Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно.

Прогнозировать содержание произведения

Определять различные средства выразительности.

11.02


Люби живое (16 ч)


М.М.Пришвин «Моя Родина»

Читать и воспринимать на слух произведения

Определять жанр произведения

Выбирать виды деятельности на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

12.02



Вн.чт Все мы хотим побывать на луне (книги о космонавтах)

Передавать содержание прочитанного

Подбрать самостоятельно произведения

Прогнозировать содержание произведения

16.02



И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Читать и воспринимать на слух произведения

Определять жанр произведения, подбирать в произведении слова-определения. Характеризующие его поступки

Выбирать виды деятельности на уроке

17.02



И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

18.02



В.И.Белов «Малька провинилась»

19.02



В.И.Белов «Еще про Мальку»

Рассказывать о герое.

19.02



В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Читать и воспринимать на слух произведения

Определять жанр произведения, подбирать в произведении слова-определения. Характеризующие его поступки

24.02



В.В.Бианки «Мышонок Пик»

25.02



Б.С.Житков «Про обезьянку»

26.02



Б.С.Житков «Про обезьянку»

2.03



Б.С.Житков «Про обезьянку»

3.03



Вн.чт Рассказы М.Пришвина

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

4.03



В.Л.Дуров «Наша Жучка»

Читать и воспринимать на слух произведения

Определять жанр произведения, подбирать в произведении слова-определения. Характеризующие его поступки

Выбирать виды деятельности на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

5.03



В.П.Астафьев «Капалуха»

10.03



В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

11.03



Урок-конференция «Земля - наш дом родной»

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно.

Определять различные средства выразительности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

12.03



Оценка достижений

12.03


Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)


С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

Читать и воспринимать на слух произведения

Сравнивать название произведения и его содержание

Планировать работу на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

16.03



А.Л.Барто «Разлука»

17.03



А.Л.Барто «В театре»

18.03



С.В.Михалков «Если», «Рисунок»

19.03



Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»

31.03



Вн.чт Стихи о весне

Передавать содержание прочитанного

Подобрать самостоятельно произведения

Прогнозировать содержание произведения

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

1.04



Проект: «Праздник поэзии»

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно, подбирать материал для проекта

Определять различные средства выразительности.

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

2.04



Оценка достижений

6.04


Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 ч)


Б.В.Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Определять жанр произведения, подбирать в произведении слова-определения. Характеризующие его поступки

Выбирать виды деятельности на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

7.04



А.П.Платонов «Цветок на земле»

8.04



А.П.Платонов «Цветок на земле»

9.04



А.П.Платонов «Еще мама»

13.04



А.П.Платонов «Еще мама»

14.04



Вн.чт Рассказы о путешествиях и путешественниках

15.04



М.М.Зощенко «Золотые слова»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Придумывать юмористические рассказы о жизни людей.

Отвечать на вопросы по теме раздела

Определять жанр произведения, подбирать в произведении слова-определения. Характеризующие его поступки

Выбирать виды деятельности на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

16.04



М.М.Зощенко «Великие путешественники»

20.04



Виды пересказа. Н.Н.Носов «Федина задача»

21.04



Чтение по ролям. Н.Н.Носов «Телефон»

22.04



В.П.Драгунский «Друг детства»

23.04



Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

27.04


По страницам детских журналов (8 ч)


Вн.чт Рассказы о дружбе

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Определять жанр произведения, подбирать в произведении слова-определения. Характеризующие его поступки

Понимать поступки героев

Выбирать виды деятельности на уроке, планировать работу на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

28.04



Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

29.04



Ю.И.Ермолаев «Проговорился»

30.04



Ю.И.Ермолаев «Воспитатели»

4.05



Г.Б.Остер «Вредные советы»

5.05



Г.Б.Остер «Как получаются легенды»

6.05



Р.Сеф «Веселые стихи»

7.05



Читательская конференция «По страницам детских журналов»

Отвечать на вопросы по теме раздела

Работать самостоятельно.

Определять различные средства выразительности.

7.05


Зарубежная литература (9 ч)


Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции


12.05



Мифы Древней Греции

Понимать содержание мифа

Делить текст на смысловые части

Планировать работу на уроке

Принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению

13.05



Мифы Древней Греции

13.05



Вн.чт. Мифы.

14.05



Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

14.05



Комплексная контрольная работа

18.05



Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Чтение произведений вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Рассказывать о прочитанных произведениях

зарубежных писателей

18.05




Деление текста на смысловые части. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»




19.05




Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

19.05




Содержание учебного курса

Умение слушать

Восприятие на слух звучащей речи, понимание содержания. Умение отвечать на вопросы, определение последовательности событий, умение задавать вопросы.

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах жанров, определение темы и главной мысли произведения. Умение отвечать на вопросы, высказываться по теме, дополнять ответы. Ориентироваться в нравственном содержании произведений.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходи­мых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элемен­ты книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литера­турой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие вы­разительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного про­изведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», пред­ставления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфи­ческой для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художествен­но-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или лич­ный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе обще­ния. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмо­циональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и ху­дожественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей моно­логического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от­дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Умение говорить

Диалогическое общение: понимать и задавать вопросы, отвечать на них. Высказывать свою точку зрения, проявлять доброжелательность к собеседнику, использовать нормы речевого этикета. Работа со словарем. Умение построить монологическое высказывание. Формирование грамматически правильной речи. Составление устного короткого рассказа по рисункам. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием специфической для данного произведения лексики. Самостоятельное построение плана собственного высказывания.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте с помощью учителя средств выразительности. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: автор, сюжет, тема, герой. Герой произведения: портрет, поступки, отношение автора к герою. Узнавание и различение прозаической и стихотворной речи, выделение рифмы. Различение малых фольклорных форм, сказок о животных, волшебных, бытовых.

Творческая деятельность

Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной речи. Находить литературные произведения в соответствии с условиями поставленной задачи.


Письмо (культура письменной речи)

Определение особенностей художественного текста: своеобразие вы­разительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного про­изведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», пред­ставления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфи­ческой для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художествен­но-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или лич­ный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе обще­ния. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмо­циональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и ху­дожественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей моно­логического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от­дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Формы и средства контроля

Для контроля за освоением программного материала используются в основном диагностические и итоговые вариативные работы « Мои достижения»

Критерии оценивания по предмету в зависимости от формы контроля.

Проверка уровня сформированности навыка чтения проводится ежемесячно.

Диагностические работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.

Итоговая проверочная работа проводится за истекший период работы (год). Ее цель - проверка выполнения требований программы. В содержание итоговой проверочной работы входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного года в форме теста.

Материально техническая база

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Имеется

%

1 .

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

УМК «Школа России»

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Просвещение, 2011 г

1

1

100

1.2

Учебник и тетрадь «Литературное чтение» 3 кл (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М., Просвещение, 2013)

23

23

100

1.3

Стандарт начального образования по литературному чтению.

1

1

100

1.4

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

1

1

100

ИТОГО



100 %

2.

Печатные пособия

2.1

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

1

0

0

2.2

Словари по литературному чтению:

«Толково - этимологический словарь» Т.В.Шклярова

«Фразеологический словарь» Е.И.Рогалёва, Т.Г.Никитина

1

1

100

2.3

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению в цифровой форме.

1

1

100

2.4

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения (школьная библиотека)

1

1

100

2.5

Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом).

1

1

100

ИТОГО



80%

3

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

3.1

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

23

23

100

3.2

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

1

0

0

3.3

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения

1

0

0

3.4

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

1

1

100

ИТОГО



50%

4.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

4.1

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

1

1

100

ИТОГО



100

ИТОГО



83%


© 2010-2022