- Преподавателю
- Классному руководителю
- Исследовательская работа Двигательная активность - залог здоровья
Исследовательская работа Двигательная активность - залог здоровья
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Батуева Б.И. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Автор работы: Батуева Баирма Ильинична, учитель начальных классов Санаторной школы - интерната №28 города Улан-Удэ республики Бурятия
Тема: Двигательная активность - залог здоровья
Актуальность исследования.
В современном мире мы живем в благоустроенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (телевидение, компьютер) - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес так называемым «болезням цивилизации».
Всем известно, что физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Я думаю, что физическое воспитание начинается с двигательной активности. Движение - это признак жизни. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе и возможность свободно побегать. Человек может находиться в 3-х состояниях:
-
нормокинезия (достаточная двигательная активность) примерно 20 - 30% населения
-
гипокинезия (недостаточная двигательная активность) 66 - 76%
-
гиперкинезия (повышенная физическая активность) 4%
Низкая двигательная активность часто становится причиной:
-
частых простудных заболеваний;
-
заболеваний нервной системы, неврозов;
-
нарушений эндокринной системы;
-
отклонений в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система);
-
бронхо-легочных заболеваний;
-
снижения работоспособности;
-
уменьшению устойчивости к перемене условий внешней среды;
-
приводит к большому числу нарушений опорно-двигательного аппарата (н/осанки, сколиозы, деформации)
Объект исследования - физическое воспитание детей школьного возраста.
Предмет исследования - двигательная активность детей школьного возраста в семье и школе.
Целью моего исследования явилось изучение двигательной активности учащихся в школе и дома, особенностей её влияния на состояние здоровья.
Гипотеза - предположение о том, что в нашей школе есть дети с низкой двигательной активностью.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:
1. изучить освещенность данного вопроса в литературных источниках;
2. выяснить отношение родителей на физическое воспитание школьников;
3. определить предпочитаемые виды занятий провождения свободного времени учащихся в школе и дома;
4. выявить физически активных и пассивных учащихся школы;
5. изучить уровень нагрузки на учащихся во время занятий физической культурой и спортивными мероприятиями.
6. выяснить детей с частыми простудными заболеваниями, заболеваниями нервной системы, нарушениями эндокринной системы, отклонениями в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система), с бронхо-легочными заболеваниями, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач мной были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, медицинское наблюдение, опрос (анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.
Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся физического воспитания детей в семье, а также частных методик семейного физического воспитания.
Значительное место в системе использованных методов занимал метод анкетирования. Для этого мной была разработана анкета для учащихся. В анкетировании приняли участие школьники 5-9 классов СШИ №28 г. Улан-Удэ. Исследование проводилось с 18-20 ноября с привлечением к нему 76 учащихся.
Результаты анкетирования по теме «Физическое воспитание в СШИ №28»
Фактическое кол-во
Приняли участие в анкетировании
5
19
15
6
20
17
7
18
12
8
14
9
18
Итого
76
Анкета состояла из 4 блоков вопросов.
Первый блок вопросов был направлен на выявление организации родителями режима дня, отношение родителей к физическому воспитанию детей. Он показал, что родители, которые играют самую главную роль в физическом воспитании, недостаточно уделяют внимания детям. Это подтверждают факты из проведенного анкетирования.
1. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Если «Да», то каким?
Класс
1 член семьи
2 члена
Все
Ни один из родителей
5
11
1
3
6
12
2
3
7
5
2
5
8
4
3
7
9
6
8
4
Итого
38
8
8
22
2. Имеете ли вы дома физкультурное оборудование? (да, нет). Если да, то какое?
Класс
Да
Нет
5
7
8
6
5
12
7
12
8
7
7
9
7
11
Итого
26
50
3. Делаете дома зарядку? (да, нет, иногда) _____________ Если да, то кто?
Класс
Да
Кто?
Нет
Иногда
5
3
3
9
6
11
Я-8, сес-2, брат-3, мама-2, все-1
1
5
7
6
6
8
3
3
8
9
4
Я, мама, сес., все
7
7
Итого
27
14
35
5. Соблюдаете ли дома режим дня в выходные дни (да, нет, иногда)
Класс
Да
Нет
Иногда
5
5
2
8
6
9
1
7
7
2
4
6
8
1
9
4
9
6
8
4
Итого
23
24
29
6. Проводишь ли закаливающие мероприятия дома с родителями? (да, нет).
Класс
Да
Нет
5
4
11
6
7
10
7
2
10
8
14
9
4
14
Итого
17
59
8. Выполняешь ли дома посильные физические нагрузки?
Класс
Да
Нет
5
11
4
6
12
5
7
11
1
8
8
6
9
8
10
Итого
50
26
Второй блок - изучил предпочитаемые виды свободного провождения времени в школе и дома, выявил физически активных и пассивных учащихся школы. Выяснилось, что, как и предполагалось, дети дома больше выбирают себе занятия, не требующие двигательной активности, а в школе наоборот.
4. Посещаешь ли спортивную секцию?
Класс
Да
Нет
5
8
7
6
9
8
7
8
4
8
10
4
9
7
11
Итого
42
34
7. Чем чаще всего занимаешься в дни, когда дома: (выбери 1-3 ответа и подчеркни)
Класс
Занятия, требующие двигательной активности
Занятия, требующие умеренной двигательной активности
Занятия, не требующие двигательной активности
Подвижные игры
Спортивные игры
Прогулка по лесу, парку
Игра на детской площадке
Музыкально-ритмическая деятельность
Сюжетно-ролевые игры
Конструирование
Выход в культурно-развлекательные места (цирк, зоопарк, театр, Макдональдс и т. П.)
Изобразительная деятельность
Чтение книг
Настольные игры
Телевизор
Компьютер
5
8
3
5
1
2
1
3
7
16
3
11
6
3
4
2
4
3
7
2
9
3
13
3
21
7
3
3
3
3
6
6
8
6
5
2
2
1
4
1
12
7
13
2
25
9
2
6
3
1
7
1
5
2
13
10
11
8
31
Итого
22
21
7
9
4
2
10
3
16
8
44
23
59
19
91
9. Чем чаще занимаешься в школе: (выбери 1-3 ответа и подчеркни)
Класс
Подвижные игры
Спортивные игры
Настольные игры
Игры на телефоне, планшете
Чтение книг
Отдыхаю сидя
Бездельничаю
5
5
11
3
6
6
1
16
16
6
6
8
3
4
7
6
14
20
7
9
3
9
3
8
4
10
3
12
4
14
19
9
11
11
3
11
5
2
4 (Пурбо, Катя, Сарюна, без имени)
22
21
Итого
26
49
12
33
22
12
4
75:2=37,5
83:5=16,3
10. Как ты думаешь, за день больше активно «двигаешься» или пассивно отсиживаешься?
Класс
активно двигаюсь
пассивно отсиживаюсь
Не знаю
5
10
1
4
6
17
7
6
6
8
10
4
9
14
4
Итого
57
15
4
12. Назови 2-3-их самых спортивных учащихся своего класса:
Класс
Имя учащегося
5
Стас5, Аюр5
6
Дима9, Амгалан6, Намсарай6
7
Цырен, Заято, Алтана
8
Очиров Бато, Власенко Алеша, Цыренжапов Чингис, Будаев Вадим
9
Стас10, Игорь5, Лобсан5
13. Назови 2-3-их самых спортивных учащихся по школе: (укажи класс)
Класс
Имя учащегося
5
Рома 9кл-4, Вова 7кл-1, Буянто 7кл-1, Стас5кл
6
Кишиктуев Дима2
Не знаю-8
7
Настя, Рома, Балдан
8
Очиров Бато-8кл, Хайнчиков Рома-9кл, Гончиков Стас-9кл, Власенко Алеша-8кл
9
Балдан3, Стас5, 8кл-Чингис4, Алеша4, Бато1, 6кл Дима1
Итог
Рома, Балдан, Стас-9кл, Алеша, Бато-8кл, Дима-6кл
14. Назови самый спортивный класс:
Класс
9
8
7
6
5
Не знаю
все
5
3
6
5
1
6
2
1
11
3
7
5
3
3
1
8
14(8класс)
9
17
1
Итого
27
17
4
11
6
10
1
11. Твои самые значимые достижения в области физкультуры:
Класс
Достижения
Достижений нет
5
Достижения по борьбе, в цирке
6
Науч.бег.кор.дист., плав, качаю пресс, силу, кросс
7
1чел. 1 место
11
8
Научились хорошо играть в футбол-4, кататься на лыжах-2, гимн.упр-я-2, успехи в вольной борьбе-6
9
Республ.тур.по борь.2место, по физ.подг.2место; участие в гор.соревн.; кросс наций, 3место по лыжам, шашки 1,2,3место, 3место теннис, футбол, эстафета
4
Третий - позволял изучить степень нагрузки на учащихся во время занятий физической культурой и спортивными мероприятиями. Делаю вывод, что у нас в школе хорошо организована работа по физическому воспитанию.
15. На каком уровне проводятся в нашей школе уроки физкультуры: (нужное подчеркни)
Класс
высокий
средний
низкий
5
5
8
2
6
9
8
7
5
7
8
7
7
9
9
9
Итого
35
39
2
16. На каком уровне проводятся в нашей школе спортивные мероприятия: (нужное подчеркни)
Класс
высокий
средний
низкий
5
5
10
6
10
7
7
9
3
8
7
7
9
6
11
1
Итог
37
38
1
Четвертый - определял потребность учащихся.
17. Твои предложения по улучшению и дополнению спортивных мероприятий в нашей школе:
Класс
Не знаю
5
6
5
Заним. на тренажёрах, бокс, стрельба из винтовки
7
8
Газон на фут.поле, спорт.зал, ввести гимн. или ритмику
9
2
Газон8, каток, хоккей, спортзал9, сор.по плав., баскетбол
Низкая двигательная активность часто становится причиной:
№
Заболевания
Класс
ФИ ребенка
частые простудные заболевания
-
1
заболевания нервной системы
7
Овчинникова Лера
2-4
нарушения эндокринной системы
5
Амараев В, Дабаев Д, Темников Н
5
8
Калиничева Настя
6
9
Колычев Женя
7
отклонения в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система)
7
Аксоментова Вероника (аномалия хордального аппарата)
8-9
бронхо-легочные заболевания
7
Васильев Вова, Чиркова Лера (астма, лег.степень)
10-12
нарушения опорно-двигательного аппарата (н/осанки, сколиозы, деформации)
6
Лубсандашиева С, Доржиева Инесса, Попова Кристина
13
9
Хайнчиков Рома
14
8
Цыренов Саша (плоскостопие)
Делаю вывод, что гипотеза - предположение о том, что в нашей школе есть дети с низкой двигательной активностью, подтвердилась. Классным руководителям, воспитателям обратить на таких ребят внимание и проводить работу с родителями. Двигательный дефицит в такой же степени опасен для детей, как и голодание. Но на нехватку пищи организм реагирует сразу: чувством голода, а недостаток движения проходит незаметно. Длительное время не вызывая никаких неприятных явлений, он оказывает скрытое, но существенное отрицательное воздействие на развитие детского организма.
Начинать нужно с простого способа - ходьбы. Ценность ежедневных физических нагрузок в виде пеших прогулок неоспоримы.
Установлено, что дети школьного возраста должны делать около 20 тысяч шагов. Как показывает простой подсчет, чтобы выполнить 20 тысяч шагов в день, надо потратить не менее 4-5 часов. Может быть, это и является одной из причин недовыполнения суточной нормы движений. Единственное решение данного вопроса - повысить интенсивность выполнения физических упражнений. Например, 9 минут ходьбы равноценны по энерготратам 3 минутам игры в футбол или полутора минутам прыжков через скакалку. Такой подход открывает новые резервы повышения двигательной активности, так как позволяет в зависимости от условий (погодных или иных) использовать разнообразные физические упражнения. Ходите пешком, делайте физические нагрузки и будьте здоровы. Укрепляйте свое и здоровье детей.
8