Исследовательская работа Двигательная активность - залог здоровья

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор работы: Батуева Баирма Ильинична, учитель начальных классов Санаторной школы - интерната №28 города Улан-Удэ республики Бурятия

Тема: Двигательная активность - залог здоровья

Актуальность исследования.

В современном мире мы живем в благоустроенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (телевидение, компьютер) - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес так называемым «болезням цивилизации».

Всем известно, что физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка.

Я думаю, что физическое воспитание начинается с двигательной активности. Движение - это признак жизни. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе и возможность свободно побегать. Человек может находиться в 3-х состояниях:

  • нормокинезия (достаточная двигательная активность) примерно 20 - 30% населения

  • гипокинезия (недостаточная двигательная активность) 66 - 76%

  • гиперкинезия (повышенная физическая активность) 4%

Низкая двигательная активность часто становится причиной:

  • частых простудных заболеваний;

  • заболеваний нервной системы, неврозов;

  • нарушений эндокринной системы;

  • отклонений в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система);

  • бронхо-легочных заболеваний;

  • снижения работоспособности;

  • уменьшению устойчивости к перемене условий внешней среды;

  • приводит к большому числу нарушений опорно-двигательного аппарата (н/осанки, сколиозы, деформации)

Объект исследования - физическое воспитание детей школьного возраста.

Предмет исследования - двигательная активность детей школьного возраста в семье и школе.

Целью моего исследования явилось изучение двигательной активности учащихся в школе и дома, особенностей её влияния на состояние здоровья.

Гипотеза - предположение о том, что в нашей школе есть дети с низкой двигательной активностью.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи:

1. изучить освещенность данного вопроса в литературных источниках;

2. выяснить отношение родителей на физическое воспитание школьников;

3. определить предпочитаемые виды занятий провождения свободного времени учащихся в школе и дома;

4. выявить физически активных и пассивных учащихся школы;

5. изучить уровень нагрузки на учащихся во время занятий физической культурой и спортивными мероприятиями.

6. выяснить детей с частыми простудными заболеваниями, заболеваниями нервной системы, нарушениями эндокринной системы, отклонениями в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система), с бронхо-легочными заболеваниями, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач мной были использованы следующие методы исследований: теоретический анализ литературных источников, медицинское наблюдение, опрос (анкетирование), методы математической обработки и анализа полученных данных.

Анализ литературных источников был направлен на изучение наиболее общих вопросов, касающихся физического воспитания детей в семье, а также частных методик семейного физического воспитания.

Значительное место в системе использованных методов занимал метод анкетирования. Для этого мной была разработана анкета для учащихся. В анкетировании приняли участие школьники 5-9 классов СШИ №28 г. Улан-Удэ. Исследование проводилось с 18-20 ноября с привлечением к нему 76 учащихся.

Результаты анкетирования по теме «Физическое воспитание в СШИ №28»

Фактическое кол-во

Приняли участие в анкетировании

5

19

15

6

20

17

7

18

12

8

14

9

18

Итого

76

Анкета состояла из 4 блоков вопросов.

Первый блок вопросов был направлен на выявление организации родителями режима дня, отношение родителей к физическому воспитанию детей. Он показал, что родители, которые играют самую главную роль в физическом воспитании, недостаточно уделяют внимания детям. Это подтверждают факты из проведенного анкетирования.

1. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Если «Да», то каким?

Класс

1 член семьи

2 члена

Все

Ни один из родителей

5

11

1

3

6

12

2

3

7

5

2

5

8

4

3

7

9

6

8

4

Итого

38

8

8

22

2. Имеете ли вы дома физкультурное оборудование? (да, нет). Если да, то какое?

Класс

Да

Нет

5

7

8

6

5

12

7

12

8

7

7

9

7

11

Итого

26

50

3. Делаете дома зарядку? (да, нет, иногда) _____________ Если да, то кто?

Класс

Да

Кто?

Нет

Иногда

5

3

3

9

6

11

Я-8, сес-2, брат-3, мама-2, все-1

1

5

7

6

6

8

3

3

8

9

4

Я, мама, сес., все

7

7

Итого

27

14

35

5. Соблюдаете ли дома режим дня в выходные дни (да, нет, иногда)

Класс

Да

Нет

Иногда

5

5

2

8

6

9

1

7

7

2

4

6

8

1

9

4

9

6

8

4

Итого

23

24

29

6. Проводишь ли закаливающие мероприятия дома с родителями? (да, нет).

Класс

Да

Нет

5

4

11

6

7

10

7

2

10

8

14

9

4

14

Итого

17

59

8. Выполняешь ли дома посильные физические нагрузки?

Класс

Да

Нет

5

11

4

6

12

5

7

11

1

8

8

6

9

8

10

Итого

50

26

Второй блок - изучил предпочитаемые виды свободного провождения времени в школе и дома, выявил физически активных и пассивных учащихся школы. Выяснилось, что, как и предполагалось, дети дома больше выбирают себе занятия, не требующие двигательной активности, а в школе наоборот.

4. Посещаешь ли спортивную секцию?

Класс

Да

Нет

5

8

7

6

9

8

7

8

4

8

10

4

9

7

11

Итого

42

34

7. Чем чаще всего занимаешься в дни, когда дома: (выбери 1-3 ответа и подчеркни)

Класс

Занятия, требующие двигательной активности

Занятия, требующие умеренной двигательной активности

Занятия, не требующие двигательной активности

Подвижные игры

Спортивные игры

Прогулка по лесу, парку

Игра на детской площадке

Музыкально-ритмическая деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Конструирование

Выход в культурно-развлекательные места (цирк, зоопарк, театр, Макдональдс и т. П.)

Изобразительная деятельность

Чтение книг

Настольные игры


Телевизор

Компьютер

5

8

3

5

1

2

1

3

7

16

3

11

6

3

4

2

4

3

7

2

9

3

13

3

21

7

3

3



3

3

6


6

8

6

5

2

2

1

4

1

12

7

13

2

25

9

2

6

3

1

7

1

5

2

13

10

11

8

31

Итого

22

21

7

9

4


2

10

3

16

8

44

23

59

19

91

9. Чем чаще занимаешься в школе: (выбери 1-3 ответа и подчеркни)

Класс

Подвижные игры

Спортивные игры

Настольные игры

Игры на телефоне, планшете

Чтение книг

Отдыхаю сидя

Бездельничаю

5

5

11

3

6

6

1

16

16

6

6

8

3

4

7

6

14

20

7

9

3

9

3

8

4

10

3

12

4

14

19

9

11

11

3

11

5

2

4 (Пурбо, Катя, Сарюна, без имени)

22

21

Итого

26

49

12

33

22

12

4

75:2=37,5

83:5=16,3

10. Как ты думаешь, за день больше активно «двигаешься» или пассивно отсиживаешься?

Класс

активно двигаюсь

пассивно отсиживаюсь

Не знаю

5

10

1

4

6

17

7

6

6

8

10

4

9

14

4

Итого

57

15

4

12. Назови 2-3-их самых спортивных учащихся своего класса:

Класс

Имя учащегося

5

Стас5, Аюр5

6

Дима9, Амгалан6, Намсарай6

7

Цырен, Заято, Алтана

8

Очиров Бато, Власенко Алеша, Цыренжапов Чингис, Будаев Вадим

9

Стас10, Игорь5, Лобсан5

13. Назови 2-3-их самых спортивных учащихся по школе: (укажи класс)

Класс

Имя учащегося


5

Рома 9кл-4, Вова 7кл-1, Буянто 7кл-1, Стас5кл

6

Кишиктуев Дима2

Не знаю-8

7

Настя, Рома, Балдан

8

Очиров Бато-8кл, Хайнчиков Рома-9кл, Гончиков Стас-9кл, Власенко Алеша-8кл

9

Балдан3, Стас5, 8кл-Чингис4, Алеша4, Бато1, 6кл Дима1

Итог

Рома, Балдан, Стас-9кл, Алеша, Бато-8кл, Дима-6кл

14. Назови самый спортивный класс:

Класс

9

8

7

6

5

Не знаю

все

5

3

6

5

1

6

2

1

11

3

7

5

3

3

1

8

14(8класс)


9

17


1

Итого

27

17

4

11

6

10

1

11. Твои самые значимые достижения в области физкультуры:

Класс

Достижения

Достижений нет

5

Достижения по борьбе, в цирке

6

Науч.бег.кор.дист., плав, качаю пресс, силу, кросс

7

1чел. 1 место

11

8

Научились хорошо играть в футбол-4, кататься на лыжах-2, гимн.упр-я-2, успехи в вольной борьбе-6

9

Республ.тур.по борь.2место, по физ.подг.2место; участие в гор.соревн.; кросс наций, 3место по лыжам, шашки 1,2,3место, 3место теннис, футбол, эстафета

4

Третий - позволял изучить степень нагрузки на учащихся во время занятий физической культурой и спортивными мероприятиями. Делаю вывод, что у нас в школе хорошо организована работа по физическому воспитанию.

15. На каком уровне проводятся в нашей школе уроки физкультуры: (нужное подчеркни)

Класс

высокий

средний

низкий

5

5

8

2

6

9

8

7

5

7

8

7

7

9

9

9

Итого

35

39

2

16. На каком уровне проводятся в нашей школе спортивные мероприятия: (нужное подчеркни)

Класс

высокий

средний

низкий

5

5

10

6

10

7

7

9

3

8

7

7

9

6

11

1

Итог

37

38

1

Четвертый - определял потребность учащихся.

17. Твои предложения по улучшению и дополнению спортивных мероприятий в нашей школе:

Класс

Не знаю


5

6

5

Заним. на тренажёрах, бокс, стрельба из винтовки

7

8

Газон на фут.поле, спорт.зал, ввести гимн. или ритмику

9

2

Газон8, каток, хоккей, спортзал9, сор.по плав., баскетбол


Низкая двигательная активность часто становится причиной:

Заболевания

Класс

ФИ ребенка

частые простудные заболевания

-

1

заболевания нервной системы

7

Овчинникова Лера

2-4

нарушения эндокринной системы

5

Амараев В, Дабаев Д, Темников Н

5

8

Калиничева Настя

6

9

Колычев Женя

7

отклонения в состоянии ССС (сердечно-сосудистая система)

7

Аксоментова Вероника (аномалия хордального аппарата)

8-9

бронхо-легочные заболевания

7

Васильев Вова, Чиркова Лера (астма, лег.степень)

10-12

нарушения опорно-двигательного аппарата (н/осанки, сколиозы, деформации)

6

Лубсандашиева С, Доржиева Инесса, Попова Кристина

13

9

Хайнчиков Рома

14

8

Цыренов Саша (плоскостопие)

Делаю вывод, что гипотеза - предположение о том, что в нашей школе есть дети с низкой двигательной активностью, подтвердилась. Классным руководителям, воспитателям обратить на таких ребят внимание и проводить работу с родителями. Двигательный дефицит в такой же степени опасен для детей, как и голодание. Но на нехватку пищи организм реагирует сразу: чувством голода, а недостаток движения проходит незаметно. Длительное время не вызывая никаких неприятных явлений, он оказывает скрытое, но существенное отрицательное воздействие на развитие детского организма.

Начинать нужно с простого способа - ходьбы. Ценность ежедневных физических нагрузок в виде пеших прогулок неоспоримы.

Установлено, что дети школьного возраста должны делать около 20 тысяч шагов. Как показывает простой подсчет, чтобы выполнить 20 тысяч шагов в день, надо потратить не менее 4-5 часов. Может быть, это и является одной из причин недовыполнения суточной нормы движений. Единственное решение данного вопроса - повысить интенсивность выполнения физических упражнений. Например, 9 минут ходьбы равноценны по энерготратам 3 минутам игры в футбол или полутора минутам прыжков через скакалку. Такой подход открывает новые резервы повышения двигательной активности, так как позволяет в зависимости от условий (погодных или иных) использовать разнообразные физические упражнения. Ходите пешком, делайте физические нагрузки и будьте здоровы. Укрепляйте свое и здоровье детей.

8


© 2010-2022