Конкурс по профориентации, 5-9 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Викторина для 8-9 классов.

«Одна профессия из тысячи…»

Цель: познакомиться с профессиями и с востребованностью их на рынке труда.

Подготовительный этап: Опрос старшеклассников из других школ по вопросам конкурса и определение самых популярных ответов.

I. Вступление

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о профессиях. Каждый из вас в будущем будет стоять перед выбором: кем быть? И для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо «погрузиться» в мир профессий. Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. «Как необходимо выбирать себе профессию?», «Чем руководствоваться при выборе?» на эти и другие вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить.

Вы должны всегда понимать, что выбор профессии - это сложный выбор, выбирая профессию, вы выбираете свою судьбу.

А насколько вы хорошо сами ориентируетесь в мире профессий, мы с вами выясним в игре, которая называется «Одна профессия из тысячи…»

Правила игры. Класс делится на 2 команды. Игра состоит из 5 туров.

В I и II турах командиры выходят к учителю и соревнуются между собой за право отвечать на вопросы первыми. Все члены команды, получившей право отвечать первыми, дают по одному ответу на вопрос, эта команда также имеет право на 2 ошибки. Если команда все же допустила 2 ошибки, то право ответа переходит к команде соперников. Каждый участник команды соперников предлагает ответ, капитан делает выбор из предложенных. Если команда соперников отгадывает правильный ответ, то вся сумма набранных очков переходит к ней.

Тур III, IV, V проходит по другим правилам. Учитель дает командам задание, участники команд, обсудив задание, дают ответ, который оценивается в 1 балл.

I тур - «Сделай правильный выбор!»

Учитель: Перед игрой был проведен опрос 30-ти учащихся 8-9 классов других школ.

Капитаны команд соревнуются за право отвечать первыми.

Вопрос: Какие критерии определяют выбор профессии?

Все ответы скрыты от участников!


  1. нравится (приносить удовлетворение) -12б

  2. достаток (зарплата)-10б

  3. работать в будущем в хороших условиях-7б

  4. необходимость в данных специалистах-1б

Команды дают свои ответы, если ответ совпадает с ответом на доске, появляется ответ и сумма баллов за него.

Учитель:

Поведем итог. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо:

1) Профессия должна нравиться. Т.о. работа, которую вы будете выполнять, должна приносить вам удовольствие.

2) Немаловажна также заработная плата, которую вы будете получать за свой труд. Так как оплата вашего труда и есть тот уровень жизни, который вы себе сможете обеспечить

3) Работа в хороших условиях - тоже важный показатель при выборе профессии. Одно дело, когда после окончания вуза вы придете на предприятие, будете работать в кабинете и совсем другое, когда вам придется ехать в партию как геолога в тундру, где нет хороших условий для жизни и работы.

II тур - «Все «за» и «против»».

Капитаны команд соревнуются за право отвечать первыми.

Самые, на ваш взгляд, востребованные профессии?


  1. юрист-11б

  2. менеджер-6б

  3. директор-3б

  4. певец-1б

Учитель: Одна из основных причин при выборе - это востребованность профессии. Некоторым выпускникам ВУЗов приходится уезжать далеко от дома, чтобы найти место работы по специальности.

На сегодняшний день в Республике Коми самыми востребованными профессиями являются - страховой агент, водитель, воспитатель, врач, инженер, машинист бульдозера, медицинская сестра, повар, продавец, электрогазосварщик и т.д.

Учитель подсчитывает сумму баллов за 2 конкурса.

III тур - «Учиться в школе на отлично!»

Задание: Написать на доске, с какими профессиями связаны следующие предметы, которые мы изучаем в школе (за каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу):

Каждый участник команды выходит к доске и записывает пример профессии

Например:

ГЕОГРАФИЯ МАТЕМАТИКА

картограф бухгалтер

геолог экономист

менеджер по туризму программист

топограф

IV тур - «Загадки о профессиях»:

Задание: В большой игре вы должны ответить на загадки о профессиях. Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда затрудняется дать ответ, то право ответа получает вторая команда и получает за правильный ответ 2 балла.

1) Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -

Всех отвозить по утрам на работу.

Ответ: Водитель

2) Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский ...

Ответ: Врач

3) С белым мелом и с указкой
Он проводит нам урок!
И рассказывает классно
Наш любимый ...

Ответ: Педагог

4) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?

Ответ: Повар

5) Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.

Ответ: Фотограф

6) Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.

Ответ: Шофёр

7)В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ...

Ответ: Артист

(Использованы материалы с сайта littlehuman.ru/700/)

V тур - «Группы профессий».

Все профессии делят на 5 типов (типы профессий написаны на доске).

Задание: ознакомиться с типом профессии и с его характеристиками. Привести примеры профессий каждого типа письменно на карточке. После того, как команда справится с заданием, капитаны записывают ответы на доске. Если у команды соперников есть дополнения, то каждый ответ оценивается в 1 балл.

Карточка №1

Тип "Человек-человек". (работа с людьми, коллективами). Специалисты в этих областях должны уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние других людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие доброжелательность.

Карточка №2

Тип "Человек-техника". Это профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств эксплуатацией технических средств ремонтом техники .

Карточка №3

Тип "Человек-знаковая система". Сюда относятся профессии, связанные с текстами с цифрами, формулами, таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами.


Карточка №4

Тип "Человек-художественный образ". Это профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием, созданием художественных произведений с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека этого типа требуется художественный вкус, богатое художественное воображение и т.д.

Карточка №5

Тип "Человек-природа". К этому типу можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы с уходом за растениями и животными с профилактикой и лечением заболеваний растений. Этот тип профессий требует выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.


Карточка №5

Тип "Человек-природа". К этому типу можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы с уходом за растениями и животными с профилактикой и лечением заболеваний растений. Этот тип профессий требует выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Каждая команда на доске вписывает примеры профессий, объясняя свою точку зрения.

Подведение итогов. Награждение команды победителя.

Учитель: Итак, ребята, скоро вы будете стоять перед сложным выбором. Чтобы еще раз подумать над ответом на этот вопрос хочу предложить вам тест, который поможет вам определить, какие способности есть у вас к той ли иной профессии.

Учитель раздает каждому учащемуся тест. (Приложение №1)

Учитель самостоятельно обрабатывает ответы учащихся и индивидуально беседует с каждым учащимся.
Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Приложение №1
Тестовый материал

Конкурс по профориентации, 5-9 класс1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту

Типы профессий

Номера вопросов

Человек-природа

1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а

Человек-техника

1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а

Человек-человек

2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а

Человек-знаковая система

2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б

Человек-художественный образ

3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста. Учащимся в личной беседе рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
  • «человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

  • «человек-техника» -все технические профессии;

  • «человек-человек» -все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

  • «человек-знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

  • «человек-художественный образ» -все творческие специальности.

(Использованы материалы с сайта vsetesti.ru/280/)

© 2010-2022