Педагогика-общечеловеческая культура мышления, она состояние души каждого

В настоящее время  я  с удовольствием обучаюсь в Академии гуманной  педагогики Шалвы  Александровича  Амонашвили. Открываю для себя Симфонию   педагогики как общечеловеческой  культуры. Выполнение творческих работ-тем контрольных (всего их 12) заставляет еще и еще раз задуматься о том, как же научиться общаться с  современными детьми так, чтобы душа у них раскрывалась, чтобы интересно было им с нами,  как  донести им   те  ценности, которые  во все  времена  будут  непревзойденными. Как  научить...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Академия Педагогического Искусства и Социализации Шалвы Амонашвили

Курс «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе (система Школа Жизни)

Педагогика- общечеловеческая культура мышления, она состояние души каждого

Тема №2





Выполнила: курсант

Мартынова Анна Александровна

Педагогика-общечеловеческая культура мышления, она состояние души каждого

г.Березовский,2015г.

Что может быть честнее и благороднее,

Чем научить других тому, что сам

Наилучшим образом знаешь.

Марк Фабий Квинтилиан

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Попробуем поразмышлять о том, что же такое «педагогика». Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» - воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. В разных словарях и энциклопедиях, в учебниках педагогики и методических пособиях и, вообще, в специальной литературе мы найдём множество определений педагогики. В них она будет рассматриваться и как наука, и как искусство, и как прикладная часть философии. Так что же такое педагогика-искусство или наука? Если это наука, то должны быть какие-то законы… Основной закон в педагогике, и, вероятнее всего, единственный, это то, что в педагогике все субъективно. Пространство, отношения, вся педагогическая жизнь-реальность. Входя в класс, группу детского сада, вносит свое субъективное пространство. Каждый учитель имеет определенное видение, чему он хочет научить детей, какими они должны стать -это объективное пространство, но в своей педагогической деятельности учитель привносит свое субъективное, используя одинаковые технологии, методы, подходы, получая совершенно разные результаты обучения и, воспитания. Все во многом зависит от того, насколько педагог понимает ,к чему надо готовить детей, чтобы они могли адаптироваться в современном мире. Важным мне видится то, что современному учителю просто необходимо иметь представление о том, насколько быстро изменяется окружающая действительность, каким будет жизнь через 20,через 30лет,что нужно делать сегодня, чтобы в будущем дети могли стать успешными. Далеко немногие воспитатели, учителя задумываются над этим, а это судьбы детей, там в будущем. Поэтому необходимо сегодня доносить эти мысли в первую очередь до самих педагогов. И повезет тем детям, которые будут рядом с учителем, ясно представляющим наше будущее и идеал ребенка, который будет там жить. А видение это основывается на вере. Чувство веры, человек несёт в себе от рождения. От рождения несёт он также страсть к познанию, нравственный закон, чувство совести, чувство прекрасного и, конечно же, чувство воспроизведения рода - родительское чувство. А зачем человеку это чувство? Оно ему необходимо, потому что без него он развиваться не будет, не сможет. У человека никогда не будет столько опыта и знаний, чтобы обосновывать каждый свой шаг, каждое своё решение, каждый свой выбор. Там, где есть достоверных знаний и опыт, вера отступает. Вера нужна там, где человек не владеет открытыми знаниями, не имеет опыта, но стоит перед необходимостью действовать. Если нет знаний и опыта и нет веры тоже, то родится смятение, растерянность, страх. Но как только возобладает вера, эти слабости человеческой души отступают, а взамен приходят силы духа: мужество, надежда, риск, творчество, подвиг, героизм, устремлённость. Вера возвышает состояние духа. Что есть вера? Восточная мудрость пояснит нам: "Вера есть предчувствие знания". Чувство веры есть основа для зарождения и развития религиозного сознания. Что же религия делает в жизни человека и человечества? Она предлагает человеку и человечеству образ и нормы земной жизни.

Педагогика- это нечто многогранное. С одной стороны -это наука, ведь основа -научные знания психологии, анатомии, биологии и др. С другой стороны - искусство, природные данные без которых трудно быть хорошим учителем, родителем, воспитывающим своих детей. Родители далеко не всегда имеют педагогическое образование, детей они воспитывают сердцем, чувством, чутьем…. В жизни много таких случаев, когда мама, не имея никаких научных педагогических знаний, не имея опыта воспитания детей, при первом же рождении Ребёнка воспитывает его в полном соответствии с лучшими педагогическими идеалами. Родителям от природы даётся мудрость воспитания через чувства, правда пользуются ими по-разному. Если будущая мама вынашивает Ребёнка, любя его, если она в своём воображении ласкает его и строит планы, как будет воспитывать, как нежно его будет любить, как заботливо будет воспитывать, видит в нём уже повзрослевшего молодого благодарного, великодушного человека, то ей откроется доступ к мудрости воспитания, которую хранит её чувствознание. И чем усерднее будет она следовать зову сердца, тем успешнее она справится со сложными обстоятельствами воспитания. В таком случае она с пользой применит и те знания, которые почерпнёт из умных педагогических книг. То же самое можно сказать об отце. Как только родится сын,отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это делает его более заботливым с самого начала.

Что может случиться, если женщина забеременела против своей воли, если она не хочет иметь Ребёнка, находится в мучительных переживаниях, как от него избавиться, борется с ним? Случится беда: Ребёнок родится, а в матери не откроется мудрость воспитания, доступ к собственному материнскому чувствознанию будет перекрыт. Она не будет знать, как его воспитывать: как любить, как ласкать, как ухаживать, как играть с ним, когда и какое давать наставление. Естественная мудрость воспитания покинет её, воспитание она не будет переживать как состояние духа. Таким образом, мы видим, что каждый человек, независимо от своей профессии, по законам естества, является педагогом; каждому предписано воспроизводить род, каждому даётся в чувствознании мудрость воспитания. Если какая-либо мама скажет, что она не педагог, а врач, это будет означать только, что она не имеет профессиональное педагогическое образование. Но она уже педагог потому что, имеет Ребёнка и воспитывает его, значит, занята педагогическим делом. Вопрос будет заключаться только в том, насколько мудро решает она задачи воспитания своего Ребёнка.

Так это значит, что педагогика действительно общечеловеческая планетарная культура мышления, она состояние духа каждого. Если даже она станет профессией для кого-либо из нас, и мы будем называться учителями и воспитателями, педагогика всё же останется состоянием духа, т.е. той внутренней силой, которая будет побуждать нашу внешнюю деятельность.

Таким образом, Гуманная педагогика представляется мне в виде правильного многогранника: 1грань- искусство, 2грань- филисофское видение. 3грань- вера учителя.

Используемая литература:

1. Амонашвили Ш.А. Педагогика - общечеловеческая культура мышления, она - состояние духа человека (развернутое содержание темы с заданиями).

2. Антология гуманной педагогики. Ушинский. Предисловие к 1 тому "Педагогической антропологии".

3.Видеозапись Педагогика - общечеловеческая культура мышления, она состояние духа человека.

4. Вебинар «Педагогика - общечеловеческая культура мышления, она состояние духа человека» 29.12.2014г.














© 2010-2022