Разработка мероприятия

Разработка внеклассного мероприятия рассчитана на учащихся среднего школьного возраста- 5-6 класс. Она позволяет интересно организовать самый первый праздник в учебном году- торжественную линейку, посвященную Дню Знаний. Разработка учитывает необходимость правильного использования государственных символов Республики Казахстан, активное участие самих учащихся в организации и проведении торжества, с обязательным включением музыки, пения, элементов театрализации, что для данной возрастной группы пр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 8……………………… Дата…1.10.13……………………….

Учитель: Семенюта Л.И. Класс…7 «а,б,в» ………………………

Предмет:…история средневекового Казахстана… ……………………………………………………………………………………………..

Тема урока:Культура кочевников и оседлых народов …………………………………………………………………………………………………………….

Тип урока…Урок изучения нового материала……………………………………………………………………………………………

Вид урока…комбинированный…………………………………………………………………………………………………………….

ТДЦ:

Обучить…Подвести учащихся к пониманию сходства и различия кочевой, полукочевой и городской культуры…………………

Развивать…умения высказывать свое мнение по изучаемым вопросам, проявлять активность в работе, формировать умение работать в коллективе………………………………………………………………………………………………………………………….. Воспитывать у детей личностные качества, обеспечивающие успешность усвоения программного материала……………………

Оборудование… карта Казахстана………………………………………………………………………………

Ход урока:

Этапы урока

СУМ (содержание учебного материала)

МО

(методы обучения)

ФОПД (формы организации познавательной деятельности учащихся

Социализирующий аспект

Подготовка к ВОУД и ЕНТ

Индивидуально- коррекционная работа

1

Оргмомент. Целевая установка


2

(Анализ письменных работ, выставление оценок за письменную работу прошлого урока

устно

Анализ ошибок

3

Минутка ВОУД: работа с таблицей «Средневековые государства» (когда образовалось? Когда распалось?

устно

Подготовка к ВОУД

3

Новая тема: Фронтальная беседа по новой теме:

Что такое культура? Какие бывают виду культур? Что такое духовная, материальная?

Как из сезонного скотоводства появляется кочеваое? Чем пастушеское отличается от кочевого? Почему кочевники мало занимались больше скотоводством?

Почему городские жители занимаются и земледелием и скотоводством? Почему полукочевой образ жизни позволяет заниматься скотоводством?

Где возникали города? Почему кочевники имели тесные связи с городами? Какие города Казахстана нам уже известны?

Как иначе называли город Сайрам? (Испиджаб)

4

Структура города: цитадель, шахристан, рабад, Город обнесен глинобитной стеной


5

Творческое задание: нарисовать структуру древнего города

письменно

Коллективная у доски

Расположить в правильном порядке структуру города

6

1) Как выглядели жители средневекового Казахстана? (найти в тексте описание, стр.39)

2) Прочитайте «Гончарное дело» и расскажите что это?

3) Что такое металлообработка ?

устно

Работа по рядам

Стр.33 описать одежду кимаков и карлуков по иллюстрации (устно)

7

Работа со схемой стр. 41 (Развитие торговли)?

Виды торговли?

Какова роль ВШП?

Что ввозили в с/в Казахстан? Что вывозили?

устно

Работа с учебником

8

Закрепление стр 41 выполнение теста (после 5,6,7 параграфа

письменно

самостоятельно

9

Д/З: параграф 7, пересказывать (доделать дома тесты)





Урок № 9……………………… Дата…03.10.13……………………….

Учитель: Семенюта Л.И. Класс…7 «а,б,в» ………………………

Предмет:…история средневекового Казахстана… ……………………………………………………………………………………………..

Тема урока:Архитектура и искусство. …………………………………………………………………………………………………………….

Тип урока…Урок изучения нового материала……………………………………………………………………………………………

Вид урока…комбинированный…………………………………………………………………………………………………………….

ТДЦ:

Обучить…Подвести учащихся к пониманию особенностей средневекового искусства и архитектуры кочевников…………………

Развивать…умения высказывать свое мнение по изучаемым вопросам, проявлять активность в работе, формировать умение работать в коллективе………………………………………………………………………………………………………………………….. Воспитывать у детей личностные качества, обеспечивающие успешность усвоения программного материала……………………

Оборудование… карта с/в Казахстана………………………………………………………………………………

Ход урока:

Этапы урока

СУМ (содержание учебного материала)

МО

(методы обучения)

ФОПД (формы организации познавательной деятельности учащихся

Социализирующий аспект

Подготовка к ВОУД и ЕНТ

Индивидуально- коррекционная работа

1

Оргмомент. Целевая установка

Подготовка к ВОУД

2

Пересказ темы: Культура кочевников и оседлых народов

устно

Анализ ошибок

материальная культура кочевников, ее особенности, ремесла (керамические изделия и изготовление посуды, металлургия и обработка металлов), торговля, деньги;

3

Минутка ВОУД: работа с таблицей «Средневековые государства» (когда образовалось? Когда распалось?

устно


4

Фронтальная беседа по новой теме:

Что такое культура? Какие бывают виду культур? Что такое духовная, материальная?

Как из сезонного скотоводства появляется кочеваое? Чем пастушеское отличается от кочевого? Почему кочевники мало занимались больше скотоводством?

Почему городские жители занимаются и земледелием и скотоводством? Почему полукочевой образ жизни позволяет заниматься скотоводством?

Где возникали города? Почему кочевники имели тесные связи с городами? Какие города Казахстана нам уже известны?

Как иначе называли город Сайрам? (Испиджаб)

5

Новая тема:

Выгодное географическое положение вдоль крупных торговых путей способствовало быстрому росту городов юга Казахстана. Большую роль в их развитии сыграли согдийцы, оказавшие значительное влияние на развитие архитектуры, керамического производства, земледелия. Наиболее ранние средневековые города Казахстана возникли в V-VI веках по течениям рек Сырдарьи, Арыси и в горах Каратау. Они имели хорошо укрепленный шахристан с цитаделью. Некоторые из них достигали больших размеров, например, Исфиджаб (Сайрам), который можно сопоставить с крупными городами Согда и Хорезма. Арабские географы X века ал-Истахири и ал-Мукадаси насчитывают в этом районе 20 городов.

Крупнейшим городом бассейна среднего течения Сырдарьи и важнейшим торговым центром юга Казахстана был Исфиджаб. Он был центром большой области, в которую входили и города долины Таласа. Его шахристан, в плане близкий к квадрату, с каждой стороны имел ворота и был окружен защищенным рабадом. У каждых ворот имелись рабаты (укрепления). В шахристане были крытые базары и соборная мечеть.

Некоторые города региона - Отрар, Сюткенд, Сауран - по размерам приближались к Исфиджабу. Крупным земледельческим районом был Отрарский оазис, расположенный у впадения реки Арыси в Сырдарью. Главным городом этого земледельческого округа был сначала Кедер, а потом Отрар. Ныне остатки города Отрара представляют собой бугор высотой 15-18 метров, имеющий форму неправильного пятиугольника. Площадь его около 20 га. По контуру его сохранились остатки крепостных стен, имевших башни.

Главный город Таласской долины - Тараз - впервые в письменных источниках упоминается в 568 году в отчете посла византийского императора Юстиниана к Дизибулу - кагану западных тюрок.

Средневековые города Казахстана имели различные варианты планировки, на которую влияли природные условия и особенности развития поселений. Замок правителя в типичном раннесредневековом городе земледельческого оазиса юга Казахстана, также как и в Средней Азии, являлся цитаделью (арк, кала, кухендиз). Он обычно включал в себя не только жилые и хозяйственные комнаты, но также и помещения для официальных, культовых церемоний, арсенал, казну, помещения для стражи. Иногда в центре цитадели размещалась башня - донжон. Остатки таких сооружений изучены на ряде городищ долины Сырдарьи и предгорий полосы юга Казахстана. Вокруг цитадели располагались жилища слуг правителя, феодалов, купцов и служителей культа. Застроенная территория окружалась стеной - таким образом, возникал шахристан - ядро города. В дальнейшем город начинает обрастать торгово-ремесленными предместьями, образующими рабад. Постепенно центр городской жизни перемещается в него, и он также обносится стеной.

Основным и самым доступным сырьем для строительных материалов в Южном Казахстане была лессовая глина, из которой изготовлялись все виды кирпичей и керамических изделий. Кирпичные стены и своды - Самые характерные средства выразительности архитектуры этого региона. Высушенные на солнце блоки - сырцовые кирпичи, часто «армированные» рубленой соломой, были главным стеновым материалом для большинства городских домов. Стены домов и ограды усадеб (дувалы) были также глинобитными. В таких стенах, называемых пахсовыми, глина утрамбовывалась поярусно в деревянной опалубке, которая перемещалась по мере роста стены. Жженый кирпич в раннем средневековье применялся редко, в основном только в качестве мощения полов. Перекрытия жилых домов состояли из деревянных балок с уложенными по ним прутьями или камышовыми матами, засыпанными глиной. Для увеличения пролетов, балки подпирались деревянными колоннами. Крыши были плоскими или имели незначительный уклон. Толстые глиняные стены и глиняная засыпка кровли, а также малое количество проемов хорошо защищали внутреннее пространство от летней жары, пыльных бурь и позволяли зимой обходиться несложными отопительными устройствами. Обычно это были небольшие очаги, из которых под полом и в стенах расходились дымоходы. В каждом доме было простейшее канализационное устройство - ташнау, представляющее собой поглощающий колодец из одного или нескольких составленных сосудов без дна. Дома не имели окон, выходящих на улицу. Почти все жилые дома были одноэтажными. Тесно примыкающие друг к другу (особенно в шахристане), жилые дома создавали довольно плотную однообразную по цвету и формам плоскую застройку, среди которой выделялись величиной, куполами и ярким цветом облицовок общественные и культовые здания.

С приходом ислама широкое распространение в городах юга Казахстана получили бани. Об их устройстве дают представление остатки бань, обнаруженные археологами в Таразе и Отраре. Они возводились из обожженного кирпича и обогревались системой подпольных каналов. Помещения бани в Таразе были украшены росписями с геометрическими орнаментами.

Мусульманская религия вместе с новой обрядностью несла с собой новые типы культовых зданий. Превращение мусульманской религии в большую общественную силу привело к тому, что ислам стал более заинтересованным в использовании искусства, в частности архитектура. Приспосабливая старые архитектурные формы для новых ритуалов, зодчие не сразу выработали новый архитектурный стиль. Привычные для них композиции использовались для объектов нового культа.

Разнообразие обрядов, совершаемых в мечети, привело к многофункциональности религиозного здания. Поэтому мусульманская культовая постройка часто является комплексом сооружений. Ханака, медресе, мечеть, мавзолей - все это образовывало ансамбль, объединенный общей оградой. Главными в ней были или мавзолей, или мечеть.

Заложенная еще в древности идея единства трех непременных компонентов в сакральных комплексах: могилы, храма и источника в мусульманское время воплотилось в связи этих компонентов или в природном ландшафте (Шахбак-ата, Шолпан-ата) или в нерасторжимости их в едином архитектурном сооружении (Ходжа Ахмед Яссави).


© 2010-2022