- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Делу время, потехе час
Внеклассное мероприятие Делу время, потехе час
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лоскутова К.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
10
Тема: «Делу время, потехе час».
Цели: уточнить и закрепить у детей знания жанров русского фольклора, устного народного творчества, вызвать у детей чувство уважения и гордости за свой народ;
ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа;
учить согласовывать действия с партнёром;
учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки;
закреплять правильное произношение поставленных звуков в пословицах, скороговорках, небылицах;
закрепить материал по «Литературному чтению» из темы «Устное народное творчество» путём демонстрации жанров фольклора;
развивать воображение, творческое мышление, расширять кругозор;
воспитывать у учащихся патриотические чувства посредством приобщения к культурному наследию;
воспитывать интерес к родному языку;
воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, любовь к родному краю.
Ход праздника.
Ведущая: "Здравствуйте гости дорогие. Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"
1й ученик: "Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"
2й ученик: "В тесноте - да не в обиде.
Ведущая: «Много стихов, пословиц, загадок, много хороших песен есть у русского народа, веселых шуток и прибауток. Кто их выдумал и когда мы не знаем, но помним их и бережем.»
1й ученик
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Внучка
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
3й ученик
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
4й ученик
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
5й ученик
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля - гордость казака,
Не прожить им без коня,
6й ученик
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай,
И готов любой казак
За Россию постаять.
7й ученик
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет -
Удивит любой народ.
8й ученик
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
/неожиданно раздается стук в дверь/
Ведущая: Войдите! /Входит Бабушка с корзиной/
Бабушка: Здравствуйте, дети! Здравствуйте люди добрые. А не здесь ли моя внученька, нигде не могу ее найти, все избы обошла, вот на огонек заглянула.
Внучка: Я здесь, Бабушка!
Бабушка: Ох, и устала же я, внученька. Еле-еле тебя нашла с ног сбилась. А ты здесь с ребятами посиживаешь да веселишься. Отдохну-ка я здесь у вас на посиделках ваших. (Садится на стул)
Внучка: Бабушка, расскажи нам что-нибудь.
Бабушка: Хорошо, милая! Сядь-ка ты в уголок, возьми в руки пирожок помаленьку кушай, да мои загадки слушай!
Бабушка: Ребята, а знаете ли вы, что такое загадка?
Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Загадка относится к одному из самых древних жанров фольклора. Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты. С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра.
Бабушка: А теперь, слушайте загадки!
-
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Береза)
-
Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)
-
Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)
Внучка: Бабушка, а мы с ребятами тоже загадки знаем.
Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)
9й ученик
Прочная обувка в огне тачается и с ног не снимается (Лошадиные подковы)
10й ученик
-
Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)
11й ученик
-
Снизу - камень, Сверху - камень, ест траву, но не корова, яйца несёт, но не курица. (Черепаха)
12й ученик
-
Домовитая хозяйка, полетает над лужайкой, похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела)
Внучка: «Бабушка, а мы про пчелочку песенку знаем».
(Дети исполняют песню «Пчёлочка златая» ).
Пчелочка златая, что же ты журжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты журжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.
Али ты не любишь любушку мою,
Жаль, жаль, жалко мне,
Любушку мою.
У моей у любы русая коса,
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса.
Черные брови, серые глаза.
Жаль, жаль, жалко мне,
Серые глаза.
Бабушка: Молодцы! Хорошо вы знаете загадки, умеете их отгадывать быстро и даже песню про отгадку знаете. Вот я отдохнула с вами, пора и за дело браться.
-
Без дела жить- только небо коптить.
-
Делу время -потехе час.
Ребенок: Бабушка, а что это ты так складно говоришь?
Бабушка: А это народная мудрость так гласит -это пословицы и поговорки.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивал своих врагов, а также пристыжал такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений.
А вы, люди добрые, знаете какие- нибудь пословицы?
Давайте-ка вспомним их и назовем.
13й ученик
-
По казаку и Дон плачет
14й ученик
-
Терпи казак - атаманом будешь.
15й ученик
-
Хлеб да вода, казацкая еда.
16й ученик
-
Добыть или дома не быть.
17й ученик
-
Казацкому роду нема переводу.
18й ученик
-
Без атамана казак сирота.
19й ученик
-
Береги землю родимую, как мать любимую.
20й ученик
-
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Бабушка: Ай, да молодцы! Сколько вы знаете пословиц и поговорок. Запоминайте их еще больше, с ними наша речь только богаче и ярче. Ну, что ж, внученька, пора за дела приниматься. Ты сходи в лес, хворосту набери, а я печку истоплю и пирогов к чаю напеку. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
/Уходят бабушка и внучка. /
Ведущая: Ну вот, бабушка с внучкой ушли трудиться. У нашего народа чудесные умелые руки. Но он умеет не только трудится, но и веселиться. Вечером после трудной работы идут люди на посиделки собираются по очереди друг у друга отдохнуть и повеселиться.
3й ученик
Эй топну ногой,
Да притопну другой,
Сколько я не топочу,
Все равно плясать хочу
(Дети исполняют танец «Казачий пляс»)
Ведущая: Очень любят на таких вот посиделках частушки.
21й ученик
Балалайка и гармонь разжигает в нас огонь.
Ведущая: А знаете ли вы, что такое частушки?
Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.
Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.
Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.
Образовав полукруг, дети поют частушки.)
22й ученик
Мы частушки вам споем
И об этом и о том,
Вы послушайте, ребята,
Как мы весело живем!
23й ученик
Не хотела плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
24й ученик
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
25й ученик
Ой, ты, степь наша донская,
Степь наша раздольная,
Ты, родимая сторонка,-
Щедрая и вольная.
26й ученик
На Дону мы все родились -
Унывать нам не с руки -
Вольной волюшкой кормились
Мы, донские казаки!
27й ученик
Тихий Дон - река героев,
Счастье новой жизни.
Тихий Дон - казачья слава,
Милая Отчизна.
1й ученик
Ой, ты, Дон, отец родимый,
Полноводная река!
То твои, наш Дон широкий,
Процветают берега!
2й ученик
Мы частушки спели вам
И уходим по домам,
А вы тут и оставайтесь,
Сами развлекайтесь.
Ведущая: А какие же посиделки без потешек?
Потешками называют небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. В отличие от других жанров детского фольклора, потешки практически не изменяются со временем. Между текстами, за писанными у различных народов, оказывается такое сходство, что нередко они напоминают переводы с одного языка на другой. Они могут быть разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики - разговоры, но главное - они всегда веселые.
- Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,Завели разговор:
"Кар, кар!"
Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!
Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!
Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
- Да ведь это налим!
- Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Носит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
(Танец «Хоровод»)
Ведущая: Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времён, и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным.
А вот и бабушка с внучкой вернулись.
Бабушка: А пока вы плясали, мы для вас с внучкой печку натопили и напекли пирогов.
Ведущая: И пели мы, и играли мы, но про дома свои не забывали мы. А перед дорогою подкрепиться нужно немного. У кого чай с блинами, а у нас с пирогами. Подходи, честной народ, угощение нас ждет!