Внеклассное мероприятие Делу время, потехе час

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Тема: «Делу время, потехе час».

Цели: уточнить и закрепить у детей знания жанров русского фольклора, устного народного творчества, вызвать у детей чувство уважения и гордости за свой народ;

ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа;

учить согласовывать действия с партнёром;

учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки;

закреплять правильное произношение поставленных звуков в пословицах, скороговорках, небылицах;

закрепить материал по «Литературному чтению» из темы «Устное народное творчество» путём демонстрации жанров фольклора;

развивать воображение, творческое мышление, расширять кругозор;

воспитывать у учащихся патриотические чувства посредством приобщения к культурному наследию;

воспитывать интерес к родному языку;

воспитывать уважительное отношение к народному творчеству, любовь к родному краю.

Ход праздника.

Ведущая: "Здравствуйте гости дорогие. Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"

1й ученик: "Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"

2й ученик: "В тесноте - да не в обиде.

Ведущая: «Много стихов, пословиц, загадок, много хороших песен есть у русского народа, веселых шуток и прибауток. Кто их выдумал и когда мы не знаем, но помним их и бережем.»

1й ученик

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Внучка

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

3й ученик

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

4й ученик

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

5й ученик

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля - гордость казака,

Не прожить им без коня,

6й ученик

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай,

И готов любой казак

За Россию постаять.

7й ученик

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет -

Удивит любой народ.

8й ученик

Независимый, свободныйВнеклассное мероприятие Делу время, потехе час

Род казачий очень гордый.

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки.

/неожиданно раздается стук в дверь/

Ведущая: Войдите! /Входит Бабушка с корзиной/

Бабушка: Здравствуйте, дети! Здравствуйте люди добрые. А не здесь ли моя внученька, нигде не могу ее найти, все избы обошла, вот на огонек заглянула.

Внучка: Я здесь, Бабушка!

Бабушка: Ох, и устала же я, внученька. Еле-еле тебя нашла с ног сбилась. А ты здесь с ребятами посиживаешь да веселишься. Отдохну-ка я здесь у вас на посиделках ваших. (Садится на стул)

Внучка: Бабушка, расскажи нам что-нибудь.

Бабушка: Хорошо, милая! Сядь-ка ты в уголок, возьми в руки пирожок помаленьку кушай, да мои загадки слушай!

Бабушка: Ребята, а знаете ли вы, что такое загадка?

Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Загадка относится к одному из самых древних жанров фольклора. Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты. С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра.

Бабушка: А теперь, слушайте загадки!

  • Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Береза)

  • Посреди двора - золотая голова. (Подсолнух)

  • Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)

Внучка: Бабушка, а мы с ребятами тоже загадки знаем.

Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

9й ученик

Прочная обувка в огне тачается и с ног не снимается (Лошадиные подковы)

10й ученик

  • Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)

11й ученик

  • Снизу - камень, Сверху - камень, ест траву, но не корова, яйца несёт, но не курица. (Черепаха)Внеклассное мероприятие Делу время, потехе час

12й ученик

  • Домовитая хозяйка, полетает над лужайкой, похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела)

Внучка: «Бабушка, а мы про пчелочку песенку знаем».

(Дети исполняют песню «Пчёлочка златая» ).

Пчелочка златая, что же ты журжишь?

Жаль, жаль, жалко мне,

Что же ты журжишь?


Около летаешь, а прочь не летишь,

Жаль, жаль, жалко мне,

А прочь не летишь.


Али ты не любишь любушку мою,

Жаль, жаль, жалко мне,

Любушку мою.


У моей у любы русая коса,

Жаль, жаль, жалко мне,

Русая коса.


Черные брови, серые глаза.

Жаль, жаль, жалко мне,

Серые глаза.


Бабушка: Молодцы! Хорошо вы знаете загадки, умеете их отгадывать быстро и даже песню про отгадку знаете. Вот я отдохнула с вами, пора и за дело браться.

  • Без дела жить- только небо коптить.

  • Делу время -потехе час.

Ребенок: Бабушка, а что это ты так складно говоришь?

Бабушка: А это народная мудрость так гласит -это пословицы и поговорки.

Пословицы представляют собой краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивал своих врагов, а также пристыжал такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных литературных произведений.

А вы, люди добрые, знаете какие- нибудь пословицы?

Давайте-ка вспомним их и назовем.

13й ученик

  • По казаку и Дон плачет

14й ученик

  • Терпи казак - атаманом будешь.Внеклассное мероприятие Делу время, потехе час

15й ученик

  • Хлеб да вода, казацкая еда.

16й ученик

  • Добыть или дома не быть.

17й ученик

  • Казацкому роду нема переводу.

18й ученик

  • Без атамана казак сирота.

19й ученик

  • Береги землю родимую, как мать любимую.

20й ученик

  • Веселы привалы, где казаки запевалы.

Бабушка: Ай, да молодцы! Сколько вы знаете пословиц и поговорок. Запоминайте их еще больше, с ними наша речь только богаче и ярче. Ну, что ж, внученька, пора за дела приниматься. Ты сходи в лес, хворосту набери, а я печку истоплю и пирогов к чаю напеку. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

/Уходят бабушка и внучка. /

Ведущая: Ну вот, бабушка с внучкой ушли трудиться. У нашего народа чудесные умелые руки. Но он умеет не только трудится, но и веселиться. Вечером после трудной работы идут люди на посиделки собираются по очереди друг у друга отдохнуть и повеселиться.

3й ученик

Эй топну ногой,

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Все равно плясать хочу

Внеклассное мероприятие Делу время, потехе час

(Дети исполняют танец «Казачий пляс»)

Ведущая: Очень любят на таких вот посиделках частушки.

21й ученик

Балалайка и гармонь разжигает в нас огонь.

Ведущая: А знаете ли вы, что такое частушки?

Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Образовав полукруг, дети поют частушки.)

Внеклассное мероприятие Делу время, потехе час

22й ученик

Мы частушки вам споем

И об этом и о том,

Вы послушайте, ребята,

Как мы весело живем!

23й ученик

Не хотела плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

24й ученик

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад

Сапоги мои лежат.

25й ученик

Ой, ты, степь наша донская,

Степь наша раздольная,

Ты, родимая сторонка,-

Щедрая и вольная.

26й ученик

На Дону мы все родились -

Унывать нам не с руки -

Вольной волюшкой кормились

Мы, донские казаки!

27й ученик

Тихий Дон - река героев,

Счастье новой жизни.

Тихий Дон - казачья слава,

Милая Отчизна.

1й ученик

Ой, ты, Дон, отец родимый,

Полноводная река!

То твои, наш Дон широкий,

Процветают берега!

2й ученик

Мы частушки спели вам

И уходим по домам,

А вы тут и оставайтесь,

Сами развлекайтесь.

Ведущая: А какие же посиделки без потешек? Внеклассное мероприятие Делу время, потехе час

Потешками называют небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. В отличие от других жанров детского фольклора, потешки практически не изменяются со временем. Между текстами, за писанными у различных народов, оказывается такое сходство, что нередко они напоминают переводы с одного языка на другой. Они могут быть разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики - разговоры, но главное - они всегда веселые.

- Здорово, Hикодим!

- Здорово, Егор!

Откуда идешь?

- С кудыкиных гор.

- А как у вас, Егор, поживают?

- На босу ногу топор надевают,

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Hаши сани

Едут сами,

А лошади наши - с усами,

Бегают в подполье за мышами.

- Да ведь это кошки!

- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,

Летают везде.

Прилетели во двор,Завели разговор:

"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!

- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,

В огороде шастает часто

Скок да скок

Через мосток,

Белым пятнышком - хвосток.

- Да ведь это зайчишка!

- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца

Все звери пугаются.

Прошлой зимою в лютый мороз

Серый зайчище барана унес.

- Да ведь это волк!

- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясет бородой,

Пообедал лебедой.

- Да ведь это козлище!

- Щелчков тебе тыща!
Hаш козел

Под корягу ушел,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит.

- Да ведь это налим!

- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.

Hалим Hикодим

Гордится собою,

Hалим Hикодим

Носит шапку соболью

Hи перед кем ее не ломает

И шуток тоже не понимает.

(Танец «Хоровод»)

Ведущая: Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времён, и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным.

А вот и бабушка с внучкой вернулись.

Бабушка: А пока вы плясали, мы для вас с внучкой печку натопили и напекли пирогов.

Ведущая: И пели мы, и играли мы, но про дома свои не забывали мы. А перед дорогою подкрепиться нужно немного. У кого чай с блинами, а у нас с пирогами. Подходи, честной народ, угощение нас ждет!



© 2010-2022