«Развитие творческих способностей и качеств личности учащихся через применение методов творческой деятельности во внеклассной работе»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие творческих способностей и качеств личности учащихся через применение методов творческой деятельности во внеклассной работе»

Михайлова Г.И.

Я работаю учителем английского языка и классным руководителем в Ивнянской средней общеобразовательной школе №1 п. Ивня 30 лет. За это время произошло много изменений как в общественно - политическом устройстве общества, так и в самой системе образования. Естественно, эти изменения привели к тому, что, во - первых поменялся заказ, предъявляемый школе. Рассматривая заказ в ретроспективе, можно выделить несколько его уровней: государственный, родительский, ученический, социальный.

Государство хочет, чтобы в школе были созданы условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально - адаптированной личности, получившей хорошее образование. Социум хочет, чтобы мы выпустили из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей. Родители желают, чтобы их ребенок, кроме хороших знаний, обладал адаптационными умениями и имел шанс найти свое место в быстроменяющемся мире. А этот шанс зависит от многих факторов, ведь современный работодатель заинтересован в работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, который обладает критическим и творческим мышлением, имеет навыки делового общения. Таким образом, творческие качества личности востребованы как никогда.

Во-вторых, переход нашей школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение, при котором возникла необходимость использования «Портфолио», включающее раздел творческих работ учащихся, определил приоритетное направление деятельности педагогического коллектива - развитие творческой личности: самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной карьеры, имеющей духовно - нравственные идеалы.

Отсюда вытекает необходимость разработки новых подходов, которые способствовали бы развитию творческих способностей личности ребенка, заложенных генетически, и формированию творческих качеств, которые возможно развить в каждом ребенке. Этим и объясняется выбор моей темы Уже в течении многих лет я использую один из главных принципов : <К каждому ребёнку подходить с оптимистической гипотезой>, в основе которой лежит народная мудрость: <Дитя - драгоценность, но ещё большая драгоценность - его воспитание >

Изучая педагогическую и методическую литературу по выбранному направлению, я убедилась, что проблема творческого развития учащихся волнует многих ученых (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Н.П.Капустин, Е.В.Тонков, В.А.Бухвалов и др.) Большую роль в формировании моей темы сыграли идеи В.А.Бухвалова о развитии учащихся в процессе творчества и сотрудничества, исследования Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина о качествах, которыми должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью; работа «Мышление и речь» Л.С. Выготского, в которой рассматривается связь мышления и интеллекта и доказывается, что интеллект человека - это его способность решать теоретические и практические задачи, но эта способность проявляется через развитие сознания, мышления и речи. В разработке творческих заданий я часто пользовалась системой Н.Н. Палтышева, который разработал поэтапную систему, в основе которой педагогическая гармония состоит в сочетании репродуктивных и творческих методов.

Это с одной стороны, но вернемся к Г.С. Альтшуллеру и И.М. Верткину. Они предлагают четко разграничить понятия «творческие способности» и «творческие качества». И я считаю, что это немаловажно, т.к., невозможно развить способности к рисованию, если у человека не заложены природой эти способности, точно так и с пением, музыкальными способностями и др.

Какая же цель является творческой? Творческая цель должна соответствовать следующим критериям:

Новизна - цель должна быть новой, никем ранее не достигнутой или новыми должны быть средства достижения цели.

Общественная полезность - цель должна быть полезна и для самого творца, и для других людей.

Конкретность - структура цели должна быть конкретной и ясной как для самого творца, так и для других людей.

Значимость - достижение поставленной цели должно принести значительные результаты обществу.

Практичность - работа над целью должна приносить конкретные практические результаты.

Независимость - достижение цели, во всяком случае, на первом этапе, не должна требовать дорогостоящего оборудования, помощи больших научных коллективов.

Свою воспитательную работу я строю на следующих принципах:

Принцип целенаправленности воспитания.

Взаимосвязи воспитания с практикой.

Систематичности и последовательности.

Доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Наглядности.

Рационального сочетания индивидуального и коллективного воспитания.

Рационального сочетания требовательности и уважения к ученику.

Оптимального выбора методов, форм и средств воспитания.

Комплексного подхода к воспитанию.

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи классного руководителя в этом направлении:

- Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности внеурочной деятельности.

- Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.

- Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочное время.

- Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ.

- Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.

- Использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей учащихся.

Формы работы с классным коллективом:

  • Празднование памятных дат в жизни учащихся;

  • Празднование памятных дат календаря,

  • Посещение театров, музеев, выставок,

  • Фестивали, презентации,

  • Литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.

Поэтому я считаю, что одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе, в классе является коллективная творческая деятельность. Наиболее подробно методика ее организации разработана И.П .Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». В основе ее лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество. Эта замечательная методика, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.

Оно- коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями- как младшими так и старшими.

Оно- творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте. В результате поиска лучших способов. Средств решения определённых жизненных задач.

Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру.

КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника.

Виды КТД

  • Общественно-политические;

  • Трудовые;

  • Познавательные;

  • Художественно-эстетические;

  • Организаторские;

  • Спортивно-оздоровительные.

Структура КТД

I стадия- предварительная работа коллектива( учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД. Намечают исходные направляющие действия. Увлекают школьников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач-вопросов)

II стадия- коллективное планирование (сбор-старт. Работа в микрогуппах по планированию КТД).

III стадия- коллективная подготовка КТД.

4 стадия - проведение КТД.

5 стадия - коллективное подведение итогов КТД ( что было хорошо? что не получилось? почему? как сделать, чтобы было лучше?).

6 стадия - стадия ближайшего последствия КТД ( реализация выводов и последствий при подведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД).

Каждое выбранное КТД будет успешным при выполнении следующих условий:

  1. Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитателями и воспитанниками.

  2. Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений.

  3. Всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитанниками.

Специфика работы классного руководителя такова, что любое мероприятие можно провести творчески. А дух творчества возникает в том случае, когда у ребёнка появляется заинтересованность и желание работать.

Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребёнок. Творчество заложено в детях самой природой. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

Моя воспитательная деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у учащихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моей работы состоит в том, чтобы воспитать подростка с высоким уровнем творческой активности.

Литература

  1. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива. М., Педагогика, 1988

  2. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ Владос, 2001

  3. Фридман Л. М., Пушкина Т. А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988

  4. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986



© 2010-2022